Расходы и доходы предприятия

Состав расходов предприятия

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров; с выполнением работ, оказанием услуг и осуществлением других обычных видов деятельности. К ним также относится возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.

Расходы по обычным видам деятельности состоят из:

♦ расходов, связанных с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

♦ расходов, возникающих непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи;

♦ расходов, возникающих в процессе продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, по поддержанию их в исправном состоянии);

♦ коммерческих расходов;

♦ управленческих расходов.

Для формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ,услуг, которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности.

При формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

♦ материальные затраты;

♦ затраты на оплату труда;

♦ страховые взносы;

♦ амортизация;

♦ прочие затраты.

Прочими расходами являются:

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

♦ расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

♦ расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

♦ расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;

♦ проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);

♦ расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;

♦ отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности.

Прочими расходами также являются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).

Планирование затрат на реализуемую продукцию

В процессе финансового планирования большое внимание уделяют прогнозированию себестоимости продукции.

При планировании выручки по методу начисления (по отгрузке) планируемую величину затрат на реализацию можно представить в виде

расходы и доходы предприятия - student2.ru (1)

где ЗРП – затраты на реализованную продукцию;

ЗТП – затраты на товарный выпуск;

расходы и доходы предприятия - student2.ru - изменение себестоимости готовой продукции на складе на конец планируемого периода по сравнению с началом;

расходы и доходы предприятия - student2.ru - изменение себестоимости остатков товаров отгруженных, учитываемых на бухгалтерском счете 45 «Товары отгруженные, выполненные работы и услуги» на конец планируемого периода по сравнению с его началом.

При планировании выручки от реализации продукции по методу оплаты определение затрат на реализацию осуществляется по формуле

расходы и доходы предприятия - student2.ru (2)

где расходы и доходы предприятия - student2.ru - изменение себестоимости товаров отгруженных, но не оплаченных покупателями (счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками») на конец планируемого периода по сравнению с его началом.

Традиционный подход к определению себестоимости реализуемой продукции выражается формулой

расходы и доходы предприятия - student2.ru (3)

где О1 – остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода по производственной себестоимости;

Т – товарный выпуск планируемого года по производственной себестоимости;

О2 – остатки нереализованной по производственной себестоимости продукции на конец планируемого года;

ЗКУ – коммерческие и управленческие (если они списываются на реализацию, минуя счет «Основное производство») расходы в планируемом году.

Состав доходов предприятия

Доходами организации (кроме кредитных и страховых организаций) признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, авансы, задатки, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и предмета деятельности организации подразделяются на:

1. доходы от обычных видов деятельности;

2. прочие поступления.

Доходами от обычных видов деятельности является:

выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, а также от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды;

предоставления за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

участие в уставных капиталах других организаций (в том случае, если это относится к предмету деятельности организации).

Все прочие доходы хозяйствующего субъекта, исходя из их экономического содержания можно разделить на доходы:

♦ получаемые от операций по реализации (но за рамками основной деятельности), а также в результате иного использования активов организации:

поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

♦ внереализационные (получение которых не связано с продажей продукции, работ, услуг или иных активов организации):

штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;

активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;

поступления в возмещение причиненных организации убытков;

суммы кредиторской и дебеторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, и др.

♦ право на получение которых может появиться в связи с чрезвычайными обстоятельствами, т. е. это поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).

3.4. Формирование выручки от реализации продукции (работ, услуг)

Выручка, поступившая на счета предприятия и в кассу, как правило, используется на оплату счетов поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива и энергии. Из нее производятся отчисления налогов в бюджеты и отчисления во внебюджетные фонды, выплата заработной платы, возмещается амортизация и производятся другие расходы.

Величину выручки от реализации продукции по методу отгрузки в плановых финансовых расчетах можно определить по формуле:

расходы и доходы предприятия - student2.ru (4)

где В – выручка от реализации (продажи) продукции (работ, услуг) в планируемом периоде;

ТП – товарная продукция в планируемом периоде в продажных ценах;

расходы и доходы предприятия - student2.ru - изменение остатков готовой продукции на складе на конец планируемого периода, по сравнению с началом в продажных ценах;

расходы и доходы предприятия - student2.ru - изменение остатков товаров отгруженных, учитываемых на счете 45 на конец планируемого периода по сравнению с его началом в продажных ценах.

Величина выручки от реализации продукции по методу оплаты в плановых финансовых расчетах определяется по формуле

расходы и доходы предприятия - student2.ru (5)

где расходы и доходы предприятия - student2.ru - изменение остатков товаров отгруженных, не оплаченных покупателями (счет 62) на конец планируемого периода по сравнению с началом в продажных ценах.

3.5. Формирование финансового результата и его планирование

В экономике используется несколько понятий прибыли и соответственно способов ее формирования.

Валовая прибыль определяется как выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг за минусом налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов, экспортных пошлин, налогов и обязательных платежей от выручки, а также за минусом себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Прибыль (убыток) от продаж определяется разностью между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами.

Прибыль (убыток) до налогообложения определяется как прибыль (убыток) от продаж расходы и доходы предприятия - student2.ru разница между процентами полученными и уплаченными + доходы от участия в других организациях расходы и доходы предприятия - student2.ru прибыль (убыток) от прочих операционных доходов и расходов расходы и доходы предприятия - student2.ru прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов.

Чистая прибыль от обычной деятельности определяется разностью между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль (другими аналогичными платежами).

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток) определяется как чистая прибыль от обычной деятельности расходы и доходы предприятия - student2.ru прибыль (убыток) от чрезвычайных доходов и расходов.

Рассмотрим следующие методы планирования прибыли:

1. Планирование прибыли методом прямого счета. Прямой счет основан на том, что количество реализуемой продукции (объем продаж) по каждой номенклатурной позиции умножают последовательно на цены реализации и на себестоимость каждой единицы. Разность между суммами обоих произведений по всем позициям номенклатуры составляет планируемый объем прибыли. По несравнимой продукции себестоимость каждой единицы должна определяться по плановым единичным калькуляциям.

Планирование прибыли методом прямого счета производится по формуле

расходы и доходы предприятия - student2.ru или расходы и доходы предприятия - student2.ru (6)

где П – прибыль;

В – выручка от реализации продукции по оптовым ценам;

З – полная себестоимость реализуемой продукции, которая включает в себя себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие и управленческие расходы;

П1, П2 – соответственно прибыль в остатках готовой продукции на начало и конец планового года;

ПТ – прибыль в товарной продукции планового года, определяемая исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каждому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов.

2. Планирование прибыли аналитическим методом. Аналитический метод применяется при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу, для проверки. Базой расчета служат затраты на 1 тыс. руб. товарной продукции, базовая рентабельность, а также совокупность отчетных показателей предприятия (факторный метод).

Планирование прибыли аналитическим методом производится по формуле

расходы и доходы предприятия - student2.ru (7)

где П – валовая прибыль от выпуска товарной продукции;

Т – товарная продукция в ценах реализации предприятия;

З – затраты в рублях на 1 тыс. руб. товарной продукции, исчисленной в ценах реализации.

Наши рекомендации