Органы регулирующие рынок капитала в РФ
В настоящее время в России существует гибридная модель регулирования, состоящая из двух регуляторов: Центрального банка Российской федерации (ЦБ РФ) и Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).
«Центральный банк Российской Федерации – главный банк первого уровня, главный эмиссионный и денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделенный особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков»[1]
«ЦБ РФ выполняет следующие функции:
1) взаимодействуя с Правительством Российской Федерации, разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
7) организует и осуществляет валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
11) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
12) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.»[2]
На данный момент, с учетом опыта, полученного в период кризиса, ЦБ РФ уделяет повышенное внимание своевременной идентификации и оценке принятых банками рисков, обеспечению прозрачности их деятельности для выявления проблем на начальной стадии. Также, в рамках своих полномочий, ЦБ РФ защищает интересы кредиторов и вкладчиков как потребителей финансовых услуг. Но стоит отметить, что защита прав потребителей финансовых услуг в самостоятельное направление надзорной деятельности не выделена. После кризиса ЦБ РФ стал больше внимания уделять укреплению финансовой стабильности, т.к. именно от степени финансовой стабильности зависит достижение целей денежно-кредитной политики и состояние общего макроэкономического равновесия в стране. Таким образом можно сказать, что ЦБ РФ в определенной степени выполняет функции регулирования на макроуровне. Однако полномочия ЦБ РФ на данном уровне своего законодательного оформления не получили.
«Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) – это федеральный орган исполнительной власти, который выполняет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»[3]. ФСФР России была создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и действует на основании Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2011 г. №326 «О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков». Руководство ФСФР осуществляет Правительство Российской Федерации.
ФСФР осуществляет регулирование и надзор деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, профессиональных участников фондового рынка, инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов. В марте 2011 г. ФСФР были переданы полномочия по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (ранее эти полномочия выполняла Федеральная служба страхового надзора).
ФСФР состоит из специализированных управлений, которые осуществляют регистрацию и лицензирование разных категорий участников финансового рынка, нормативно-правовое обеспечение их деятельности, регулирование, контроль и надзор на отдельных сегментах рынка:
1. Управление регулирования и контроля над коллективными инвестициями
2. Управление регулирования деятельности участников финансового рынка
3. Управление эмиссионных ценных бумаг
4. Управление развития регулирования на финансовом рынке
5. Управление информации и мониторинга финансового рынка
6. Управление предварительного контроля рынка страхования
7. Управление экономического анализа и контроля достоверности отчетности субъектов страхового дела
8. Управление страхового надзора и контроля процедур восстановления платежеспособности
ФСФР разрабатывает регламенты и стандарты профессиональной деятельности для участников финансового рынка, анализирует их отчетность, следит за достоверностью раскрываемой информации, работает с потребителями финансовых услуг. Так же ФСФР очень пристально следит за неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынка. Таким образом, ФСФР сочетает в себе функции надзора и защиты интересов потребителей на финансовом рынке.
Огромную роль в регулировании деятельности финансового рынка играет Министерство финансов Российской Федерации. «Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:
· разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних займов РФ;
· участвует в работе по составлению долговременных и краткосрочных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
· организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров и дотаций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
· обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также государственных федеральных внебюджетных фондов;
· принимает участие в определении ценовой политики;
· принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;
· разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
· осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями;
· разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;
· участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов и платежей в экономике;
· участвует в подготовке федеральных целевых программ, обеспечивает в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;
· разрабатывает с участием Государственной налоговой службы предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
· разрабатывает меры, направленные на формирование и реализацию активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ и Бюджета развития РФ;
· разрабатывает и принимает в установленном порядке нормативно-правовые акты по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, обязательные для исполнения на территории РФ;
· обеспечивает повышение качества научных исследований в области финансов, кредита и денежного обращения, а также взаимодействует с научно-исследовательскими организациями экономического профиля по выработке предложений об эффективном использовании государственных средств.»[4]
Что касается регулирования финансового рынка, то, на мой взгляд, лучше всего привести пример возможного усовершенствования нормативно-правовой базы на финансовом рынке. «07.05.2013, Москва 21:33:05 Министерство финансов РФ предлагает выровнять налоговые условия для различных видов инвестиций физических лиц. Предложение включено в проект основных направлений налоговой политики на 2014-2016гг., обнародованный Минфином.
Министерство напоминает, что в настоящее время доходы от широко распространенных видов долгосрочных инвестиций , не относящихся к вложениям в ценные бумаги, освобождены от налогообложения. Так, налог на доходы физических лиц (НДФЛ) не уплачивается при получении физическим лицом доходов от продажи жилой недвижимости, находившейся в его собственности более 3 лет. Также налогом не облагаются проценты по банковским вкладам в пределах ставки рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной на 5 процентных пунктов. "Таким образом, с налоговой точки зрения, инвестиции в ценные бумаги (включая паи ПИФов) являются менее привлекательными, чем другие виды инвестиций (даже менее рискованных, чем инвестиции в ценные бумаги)", - указывает Минфин.
По мнению Минфина, создавать стимулы для долгосрочных инвестиций на финансовых рынках следует путем создания равных или сопоставимых налоговых условий для всех видов долгосрочных инвестиций физических лиц, "в некоторых случаях вводя новые льготы, а в других - ужесточая применяемые в настоящее время ограничения". Министерство, в частности, предлагает ввести инвестиционный налоговый вычет в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке, а также инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, находившихся в собственности налогоплательщика более 3 лет. Минфин предлагает распространять эту льготу только на пакеты акций, размер которых не превышает 1% акционерного капитала компании»[5].