Методика анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности

Различают несколько методических подходов к проведению ана­лиза и диагностики финансово-хозяйственной деятельности пред­приятия, основанных на структурировании, выявлении главного зве­на, установлении причинно-следственных связей и взаимозависи­мостей, обобщении (синтезе) полученных результатов.

Основные методы анализа и диагностики

финансово-хозяйственной деятельности предприятия Таблица 1.4

Название метода Содержание метода
Неформализованные методы Логистическое, субъективное исследование
- экспертные Оценка ситуации высококлассными специалистами
- морфологический Систематизация наборов альтернативных решений по возможным сочетаниям вариантов и выбор сначала приемлемых, а затем наибо­лее эффективных вариантов
- рейтинговый Систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показа­телей
- фактографический Анализ зафиксированных фактов в СМИ, научных работах и т. п.
- мониторинг Детальный, систематический анализ изменений
- логическое моделирование Построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц
- фундаментальный Изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики
- технический Отражение желаемых сглаженных ожиданий
Формализованные методы Строгие формализованные аналитические зависимости
- факторный Выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов
- конъюнктурный Установление текущего состояния с позиций соотношения спроса и предложения
- математический Цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, расчет простых и сложных процентов, дис­контирование
- статистический Корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный, экстраполяционный, ко­вариационный анализ; методы главных ком­понент, средних и относительных величин, группировки; графический и индексный методы обработки рядов динамики
- методы исследования операций и принятия решений Использование теорий графов, игр, массового обслуживания; построение деревьев целей и ресурсов, байесовский анализ, сетевое планирование
- эконометрические Матричный, гармонический, спектральный анализ, производственные функции, межотраслевой баланс
- экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование Дескриптивные (описательные), предикативные (предсказательные, прогностические) и нормативные модели; системный анализ, машинная имитация; линейное, нелинейное, динамическое, выпуклое программирование

Эксперт­ный метод (экспертные оценки)применяется в случаях, когда решение поставленной задачи параметрическими методами невозмож­но. Процедура экспертного метода включает в себя следующие этапы:

1) процедура выявления проблем для экспертной оценки и их структуризации;

2) выбор методики и формы опроса экспертов, разработка ан­кет, таблиц вопросу;

3) определение структуры и численности экспертной группы, подбор экспертов из числа высококлассных специалистов, имею­щих большой опыт в соответствующей сфере деятельности;

4) заполнение экспертами таблиц опроса, анкет в произволь­ной или четко определенной форме;

5)статистическая обработка заполненных и закодированных анкет, таблиц опроса.

7) итоговая оценка состояния объекта на основе мнения экспертов.

Морфологический методотносится к перспективным методам, широко использующимся на практике. Он позволяет систематизи­ровать полученный набор альтернативных решений по всем возможным сочетаниям вариантов и выбирать из них сначала прием­лемые, а затем наиболее эффективные по экономическим крите­риям.

Рейтинговый метод основан на сравнении между собой и распо­ложении в определенном порядке (ранжировании) отдельных по­казателей оценки результатов финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия.

Фактографический методоснован на изучении всех опублико­ванных, зафиксированных фактов, характеризующих финансово-хозяйственное состояние предприятия.

Мониторингявляется постоянным, систематизированным, де­тальным текущим наблюдением за финансово-хозяйственным со­стоянием предприятия. Алгоритм организации мониторинга следу­ющий:

- экспертное начальное структурирование;

- определение цели мониторинга;

- выбор постоянных показателей (индикаторов);

- сбор информации;

- предварительная формализация аналитических материалов;

- иерархическое упорядочение, фильтрация и обработка инфор­мации, графическая визуализация данных;

- выявление закономерностей и устойчивых тенденций.

Логическое моделированиеиспользуется, как правило, для качественного описания финансово-хозяйственного развития предпри­ятия. Оно основано на использовании таких способов, как аналогия, экстраполяция, экспертная оценка возможного или желаемого со­стояния объекта моделирования.

Целью фундаментального анализаи диагностики финансово-хо­зяйственной деятельности предприятия является определение внут­ренней стоимости его имущественного комплекса как общего ре­зультата технико-экономической деятельности.

Технический анализимеет своей целью выполнение детального, всестороннего анализа динамики отдельных параметров, показате­лей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Его час­то называют чартизмом(от англ. chart — график), поскольку он основан на построении диаграмм и графиков, изучении показате­лей и факторов, их определяющих.

Факторный анализоснован на многомерном статистическом исследовании ряда факторов, имеющих как отрицательное, так и положительное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Цель этого метода состоит в выявлении генеральных, главных факторов, определяющих основные результа­ты финансово-хозяйственной деятельности анализируемого предпри­ятия.

Конъюнктурный анализпредполагает исследование конъюнкту­ры рынка, т. е. текущего состояния спроса и предложения продукции (работ, услуг) анализируемого предприятия.

Математический анализпредполагает использование математи­ческих приемов и способов анализа и диагностики финансово-хо­зяйственной деятельности предприятия. Наиболее часто при этом используются вычисления арифметической разницы (отклонений) и процентных чисел (простых и сложных процентов); применяются цепные подстановки.

Статистический анализ,являющийся основой диагностики фи­нансово-хозяйственной деятельности предприятия, включает:

- анализ средних и относительных величин

- группировку

- графический анализ

- индексный

- корреляционный анализ,

- регрессионный анализ

- дисперсионный

- экстраполяционный анализ

- метод главных компонент.

Методы исследования операций и принятия решенийвключают:

1) теорию графов

2) теорию игр (как правило, проигрывая различные ситуации, выбирают стратегию действий, которая обеспечивает наилучшие результаты)

3) теорию массового обслуживания

4) построение деревьев целей и ресурсов

5) байесовский (бейесовский) анализ, который используется в ана­лизе и диагностике финансово-хозяйственной деятельности предприятия для постоянного пересмотра, корректировки стратегии его развития в зависимости от новой информации;

6) сетевое планирование(это широко распространенный метод, основанный на использовании сетевых графиков. Сетевой график представляет собой цепь работ и событий, отражая их технологическую последовательность и связь.

К эконометрическим методамотносят матричный, гармонический и спектральный анализ, производственные функции и меж­отраслевой баланс.

- матричный анализ используется для анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия при определении соотношения между затратами и результатами при оценке эффективности затрат;

- гармонический анализ является разложением функциональных зависимостей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия, по отдельным функциям, гармоническим колебаниям;

- спектральный анализ означает разложение финансово-хозяйственной деятельности предприятия по составу (спектру), т. е. по совокупности всех значений показателей, характеризующих эту деятельность;

- производственные функции необходимы для определения количественной взаимосвязи объема выпуска продукции(товаров, ус луг) с переменными величинами затрат;

- межотраслевой баланс относится к базовым экономическим моделям.

Экономико-математическое моделированиеотражает преимущественно производственный аспект прогноза (модели оптимального развития и размещения производства отдельных видов продукции и межотраслевых комплексов, а также социальные аспекты развития (модели, связанные с прогнозированием доходов и потребления населения демографических процессов, а также движения населения, трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах).

Оптимальное программированиеимеет целью нахождение опти­мального (минимального или максимального) значения целевой функции (экстремума), переменные которой должны принадлежать некоторой области допустимых значений (системе ограничений). Оно включает построение дескриптивных, предикативных и норматив­ных моделей, машинную имитацию; линейное, нелинейное, дина­мическое и выпуклое программирование.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер. Основные свойства детерминированного подхода к анализу:

- построение детерминированной модели путем логического анализа;

- наличие полной (жесткой) связи между показателями; невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;

- изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.

Различают четыре типа детерминированных моделей.

Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид

Методика анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой

Методика анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

РП=Ч·СВ,

где Ч - среднесписочная численность работников; СВ - средняя выработка на одного работника.

Кратные модели:

y=xl/x2.

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) ТОБ.Т:

Т об.т.тр

где Зт - средний запас товаров; ОР - однодневный объем реализации.

Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:

Методика анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.

Построение факторной модели - первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов. Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. При этом исходят из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения, потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем, виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:

Методика анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

где ао, bo, сo — базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;а1 , b1, с1 -фактические значения факторов; уа, уb -промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

Общее изменение Δу=у1о складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

Методика анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

Пример.

Таблица 1

Исходные данные для факторного анализа

Показатели Условные обозначения Базисные значения (о) Фактические значения (1) Изменение
Абсолютное Относительное (%)
ТП +480 116,40  
Ч +5 125,00  
СВ -10 93.15  

Анализ влияния- количества работников и их выработки на объем товарной продукции проведем описанным выше способом на основе данных табл.1. Зависимость объема товарной продукции от данных факторов можно описать с помощью мультипликативной модели:

ТП=Ч·СВ;

о= Чо·СВо = 20·146 = 2920 (тыс. руб.)

Тогда влияние изменения величины количества работников на обобщающий показатель можно рассчитать по формуле:

ТП усл1 = Ч1 СВ0 = 25·146 = 3650 (тыс. руб.);

ΔТП усл1= ТПусл1 - ТП0 = 3650 - 2920 = 730 (тыс. руб.).

Далее определим влияние изменения выработки работников на обобщающий показатель

ТП усл2 = Ч1 СВ1= 25·136 = 3400 (тыс. руб.);

ΔТПусл2 = ТП1- ТПусл1 = 3400 - 3650 = - 250 (тыс. руб.).

Таким образом, на изменение объема товарной продукции положительное влияние оказало изменение на 5 чел. численности работников, что вызвало увеличение объема продукции на 730 тыс. руб. и отрицательное влияние оказало снижение выработки на 10 тыс. руб., что вызвало снижение объема на 250 тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению объема продукции на 480 тыс. руб.

Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки:

Методика анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

Пример.Воспользовавшись данными табл.1, проведем анализ способом абсолютных разниц:

ΔТПусл1 = ΔЧ-СВо (+5) 146 = 730 (тыс. руб.);

ΔТПусл2 = ΔСВ-Ч1 (-10) 25 = -250 (тыс. руб.),

Проверка: 730 + (-250) = 480 (тыс. руб.)

Способ относительных разниц применяется для измерения влияния факторов на прирост результативного показателя в мультипликативных и смешанных моделях вида у=(а-в)·с, используемых в случаях, когда исходные данные содержат определен­ные ранее относительные отклонения факторных показателей в процентах.

Для мультипликативных моделей типа у - а·в·с методика анализа следующая.

• Находят относительное отклонение каждого факторного показателя:

Методика анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

• Определяют отклонение результативного показателя у за счет каждого фактора:

Методика анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

Пример. Воспользовавшись данными табл. 1, проведем анализ способом относительных разниц. Относительные отклонения рассматриваемых факторов составят:

Методика анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

Рассчитаем влияние на объем товарной продукции каждого фактора:

Методика анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности - student2.ru

Результаты расчетов те же, что и при использовании предыдущего способа.

Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложе­ния результативного показателя по факторам и носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным и смешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла решается с помощью ПЭВМ и сводится к построению подъинтегральных выраже­ний, которые зависят от вида функции или модели факторной системы.

Можно также использовать уже сформированные рабочие формулы, приводимые в специальной литературе [4].

1. Модель вида у = а·b:

Δуа = Δа bо · +1/2 Δа·Δb;

Δуb = Δb ао · + 1/2·Δа· Δb.

2. Модель вида у = а · b· с :

Δуа = ½ Δа·(b0 c1+b1с0) + 1/3 Δа· Δb·Δс;

Δуb= ½ Δb·(аос11с0) + 1/3 Δа·Δb·Δс;

Δуc = ½ Δс· (ао b1+ а1 b0)+ 1/3 Δа· Δb ·Δс.

3. Модель вида у=а/в:

Δуа = Δа/ Δb * ln Ib1/ b0I;

Δуb = Δbобщ - Δуа;

Интегральный метод позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя и поровну разделить между факторами его дополнительный прирост.

Тема 2.Основы организации анализа

И диагностики

1.Основы организации анализа и диагностики деятельности предприятия

2. Субъекты и объекты анализа и диагностики

3. Организация аналитической работы и потенциала предприятия

4. Составление программы анализа и диагностики деятельности предприятия

5. Информация анализа и диагностики деятельности предприятия

6. Основные показатели, используемые в анализе и диагностике деятельности предприятия

Наши рекомендации