Методологические основы аудита движения основных средств
Бикиной Т.,
магистрант факультета экономики
РГУ им. С.А. Есенина.
Научный руководитель – Жукова Е.В.,
Ключевые слова: аудиторская проверка, основные средства, аудит движения основных средств, письмо – предложение, письмо – обязательство.
Основные средства- главная составляющая материально-технической базы любых организаций и они играют довольно большую роль в осуществлении их деятельности . В связи с быстротекущим развитием рыночных отношений в учете основных средств произошли существенные изменения, например, амортизируемыми основными средствами будут приниматься средства стоимостью более 100 тысяч рублей, а не 40 тысяч рублей. Так как все организации сталкиваются с приобретением, строительством, продажей зданий, сооружений, машин, оборудования, то можно смело говорить о том, что эти экономические явления имеют бухгалтерское сопровождение. Чтобы убедиться в правильности ведения документации и своевременного отражения в учетных регистрах движения основных средств по данным операциям, эффективности их использования - проводится аудит движения основных средств.
Аудиторская проверка - мероприятие, которое заключает в себе сбор, оценку и анализ собранных в ходе проверки аудиторских доказательств, относящихся к движению основных средств аудируемого лица. Главной целью аудиторской проверки движения основных средств является верификация правильности формирования состава и учета движения основных средств в организации. Фундаментальной основой проведения аудита движения основных средств является Федеральный Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Начальным этапом аудиторской проверки движения основных средств является направление в аудиторскую фирму письма – предложения на проведение аудита в организации. В нем должно быть указано полное наименование организации, а также основные экономические характеристики такие, как дата и номер государственной регистрации, состав учредителей и участников, юридический и фактический адреса, размер уставного капитала, виды деятельности и др.
Аудиторская фирма после рассмотрения полученного предложения направляет экономическому субъекту письмо - обязательство о проведении аудита. Его смысл и функции состоят в фиксации главных составляющих взаимоотношения сторон, детализация и конкретизация. Оно так же должно содержать следующую информацию, обязательную к раскрытию:
• Объект и цель аудита;
• Нормативные акты;
• Форма отчетности;
• Ответственность аудитора;
• Обязательства по соблюдению коммерческой тайны;
• О риске необнаружения ошибок и неточностей;
• Обеспечение свободного доступа к первичной документации проверяемой организации;
• Неоказание давления со стороны.
После исполнения всех процедур заключается договор на проведение аудиторской проверки движения основных средств - это официальный документ, который регламентирует взаимоотношения аудитора с клиентом. В договоре должны быть обязательно отражены следующие нюансы:
• Возможность отказа от выдачи безусловно - или условно-положительного аудиторского заключения;
• Сроки предоставления документов для проверки;
• Уровень существенности;
• Ответственности исполнителя.
Кроме всего вышеперечисленного в договоре указывается оплата работы аудитора, так как это обеспечивает финансовую независимость аудитора и дает гарантию клиенту на возможность получения объективного аудиторского заключения.
Следующим этапом при проведении проверки движения основных средств является планирование аудита. На данной ступени процедуры аудита выделяется область для проведения проверки, оценивается система внутреннего контроля, оценивается уровень автоматизации проверяемой организации.
Далее создается программа проведения аудиторской проверки движения основных средств. Она представляет собой более детальный перечень аудиторских процедур, которые необходимы для реализации плана аудита, то есть можно утверждать, что программа аудита - это подробная инструкция аудитору, которая является средством контроля качества работы.
В процессе проведения аудиторской проверки движения основных средств особое внимание обращают на источники поступления объектов основных средств. В связи с этим, в финансовой отчетности организации должен быть набор первичных документов, которые могут подтвердить законность поступления основных средств в организацию. Согласно ФЗ «О бухгалтерском учете», организации могут применяться формы первичной документации, утвержденные в альбоме унифицированных форм первичной документации. Для документального оформления операций движению объектов основных средств предусмотрены следующие формы первичных документов:
· акт приемки-передачи (накладная) ОС (ф. № ОС-1) – применяется при внутреннем перемещении, поступлении объектов основных средств;
· акт приемки-сдачи модернизированных, отремонтированных, реконструируемых объектов ОС (ф. № ОС – 3) – используется для оформления операций по ремонту основных средств;
· акт на приемку оборудования (ф. № ОС – 14) – учет принятого оборудования, которое предназначено для капстроительства.
Проверка правильности отражения операций по поступлению объектов основных средств проводится по следующим пунктам:
· проверка правильность отнесения затрат по приобретению на соответствующие счета;
· разграничение расходов по приобретению оборудованию, требующего и не требующего монтажа;
· правильность отнесения процентов по кредиту, полученному по осуществлению капитальных вложений. При проверке учета капитальных вложений в объекты основных средств, проверяется ведомость № 18 /ведомость учета затрат по капитальным вложениям/, журнал-ордер № 16 /по кредиту счет 07, 08;
· при передаче основных средств в качестве взноса в Уставный капитал должен быть приведен их перечень, где указывают первоначальную стоимость, износ и цену соглашения при передаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры Актов приема-передачи, заверенные печатью передающей стороны и вся техническая документация на передаваемые объекты;
· при приобретении основных средств у физического лица должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, износа и цены приобретения;
· проверить счета – факторы на поступившие объекты основных средств.
При выбытии объектов основных средств аудитор делает акцент на формы выбытия:
· акт о списании ОС (ф. № ОС – 4) – операции по ликвидации основных средств;
· акт о списании автотранспорта (ф. № ОС – 4а) – ликвидация автотранспорта.
Проверка учета операций по выбытию объектов основных средств проводится следующим образом:
· основание (акт на списание; договор о реализации или передачи в аренду; накладная внутреннего перемещения и др.);
· правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета (применяется счет 90 и 91).
Если в ходе аудиторской проверки удалось выяснить, что в организации основные средства списались в связи со строительством новых объектов, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующей организации, то аудитору должны предоставить перечень списанного оборудования, который указан в плане расширения, реконструкции и технического перевооружения организации.
На заключительном этапе аудитор подготавливает аудиторское заключение, которое должно содержать следующее:
• Мнение аудитора о достоверности финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта с указанием на те или иные нормативные акты, которым должна соответствовать бухгалтерская отчетность проверяемой организации;
• Изложение аспектов, которые легли в основу аудиторского заключения;
• Дату;
• Подпись директора или основного аудитора.
В результате проведения аудиторской проверки движения основных средств наиболее часто выявляются следующие ошибки:
1) Безоговорочно положительное аудиторское заключение - означает то, что финансовая отчетность подготовлена так, что со всех сторон раскрывает активы и пассивы на отчетную дату и дает четкое представление о финансовом положении аудируемого организации;
2) Модифицированное аудиторское заключение – аудитор принимает решение дать такое заключение, если собирается отказаться от выражения мнения, либо выразить отрицательное мнение;
3) Положительное модифицированное аудиторское заключение – составляется, если в процессе проверки возникли обстоятельства, которые не влияют на аудиторское заключение, но описываются в аудиторском заключении для того, чтобы привлечь внимание пользователей финансовой отчетности;
4) Модифицированное аудиторское заключение с оговоркой – значит, что бухгалтерская отчетность подготовлена так, что обеспечивает раскрытие информации об активах и пассивах, за исключением определенных в аудиторском заключении обстоятельств;
5) Модифицированное аудиторское заключение с отказом от выражения мнения – говорит о том, что в результате неких обстоятельств аудитор имеет право вообще не выражать своего мнения;
6) Модифицированное аудиторское заключение с отрицательным мнением – означает, что в связи с какими – либо обстоятельствами финансовая отчетность проверяемой организации подготовлена так, что совершенно не обеспечивает во всех важных моментах отражение активов и пассивов экономического объекта.
При проведении аудиторской проверки движения основных средств встречаются следующие типичные ошибки:
достаточно часто аудитор сталкивается с тем, что документальное оформление операций по поступлению и выбытию объектов основных средств находится не на должном уровне. Чаще всего это касается унифицированных бланков, в которых не заполнены все необходимые реквизиты. В этом случае нарушается Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
· отражение на забалансовых счетах стоимости арендованного имущества, что приводит к недостоверному формированию информации (справки о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах);
· продажа объектов основных средств, по которым необходимо подтверждение права собственности, без наличия свидетельства о регистрации права собственности;
· некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по выбытию основных средств (списании, реализации по цене ниже остаточной стоимости и др.)
Таким образом, аудит основных средств (поступление, выбытие, внутреннее перемещение) проводится с целью установления законности, правильности и своевременности оформления их в процессе хозяйственной деятельности.
Таким образом, если организация примет решение не проводить инициативный аудит, то это может привести к тому, что имеется возможность понести большие финансовые, налоговые и хозяйственные риски, а также не устранить и максимизировать нарушения при ведении бухгалтерской документации, касаемо движения основных средств.
После проведения проверки и выявления аудитором нарушений, организация обязана исправить все недочеты согласно акту проверки, который содержит их полный перечень и рекомендации по их исправлению, иначе это окажет результат при составлении годовой отчетности и возникнут проблемы с налоговыми органами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон РФ от 06 декабря 2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете».
2. Арабян К.К., Организация и проведение аудиторской проверки, Москва, «Юнити-Дана», 2015. – 317 с.
3. Касьянова С.А., Аудит, Москва, «Инфра-М», 2016. – 53 – 99 с.
4. Кочинев Ю.Ю., Аудит. Теория и практика, Москва, «Питер», 2011. – 103 с.