Аудит движения основных средств. Аудитор должен изучить источники поступления основных средств

Аудитор должен изучить источники поступления основных средств.

Эти операции мо­гут быть классифицированы аудиторами на типичные и нетипичные. Типичные операции проверяются выборочно, нетипич­ные - сплошным порядком. В процессе изучения документации определяется: все ли необходимые реквизиты указаны в ней, правильно ли выполнены арифметические расчеты, соот­ветствует ли действующему законодательству данная операция. Чтобы подтвердить правильность корреспонденции счетов, аудиторы сравнива­ют бухгалтерские проводки, указанные в учетных регистрах предприятия и в схемах корреспонденции счетов.

Аудиторам следует обратить внимание на правильность формирова­ния первоначальной стоимости основных средств в зависимости от спо­соба их поступления на предприятие. Неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и вызвать: неточное исчисление амортизации; искажение сумм исчисляемых налогов; неправильное отражение величины основных средств в бухгал­терской (финансовой) отчетности.

Аудиторам следует также выяснить правомерность возмещения упла­ченного поставщикам НДС по оприходованным основным средствам. НДС возмещается при условии его выделения отдельной строкой во всех расчетно-платежных документах. Если предприятие строит (сооружает) объект основных средств хозяйст­венным способом, то при вводе объекта в эксплуатацию на сумму факти­ческих затрат начисляется НДС, подлежащий перечислению в бюджет, который в дальнейшем при вводе объекта в эксплуатацию включается в налоговые вычеты по НДС. Ошибкой является зачет НДС при приобретении основных средств у физического лица.

При аудиторской проверке операций поступления основных средств следует обращать внимание на следующие моменты:

• при передаче основных средств в качестве взноса в уставный ка­питал должен быть приведен их перечень с указанием первоначальной стоимости, износа и цены соглашения при передаче. К перечню должны быть подложены вторые экземпляры актов о приеме-передаче, заверенные печатью передающей стороны, и вся техническая докумен­тация на передаваемые объекты;

• при приобретении основных средств должен быть оформлен договор купли-продажи с указанием первоначальной стоимости, из­носа и цены приобретения;

• при приобретении объектов основных средств в комплекте (например, мебель для офиса) в инвентарную карточку должна быть вписана расшифровка — перечень отдельных предметов, входящих в комплект;

• при приобретении объектов основных средств за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения;

• объекты капитального строительства, находящиеся во вре­менной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как неза­вершенные капиталовложения.

Особому контролю со стороны аудиторов подлежат операции по выбы­тию основных средств. Эти операции целесообразно подвергнуть сплошной проверке путем изучения первичных документов (актов списания, актов о приеме - передаче, накладных, счетов-фактур и др.) и регистров аналитического и синтетиче­ского учета (инвентарных карточек, ведомостей, машинограмм и др.).

Распространенным нарушением является списание не полностью изношенных объектов вместо старых (мебель, машины).

Анализируя факты ликвидации пришедших в негодность объектов основных средств, аудиторы должны выяснить причины списа­ния, законность и целесообразность этой операции, порядок ликвидации и оприходования образующихся запасных частей, материалов и др. Акты о списании объектов основных средств должны быть составлены с со­блюдением установленной формы, то есть иметь все заполненные рекви­зиты, мотивированное заключение комиссии, подписи всех членов ко­миссии и руководителя предприятия.

Если оборудование списывают в связи со строительством но­вых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, то перечень этого оборудования должен быть указан в плане расширения, реконструкции и технического пе­ревооружения действующих предприятий.

Для целей налогообложения убыток от безвозмездной передачи основных средств не признается. При безвоз­мездной передаче объектов основных средств (и другого имущества) предприятие уплачивает НДС с их рыночной стоимости (или с разницы рыночной и балансовой стоимости – если по НДС в момент приобретения не было зачета). Убыток от реализации основного средства признается со следующего месяца после месяца продажи и распределяется пропорционально оставшемуся сроку полезного использования основного средства. Не признаются также расходы по взносам в уставные капиталы других оргакнизаций.

Если у предприятия имеются объекты основных средств, взятые в аренду, то аудиторам требуется выяснить правильность начисления, пе­речисления и отражения в учете арендной платы за арендуемое имущест­во. Для этого изучаются договоры аренды и данные учетных регистров по счетам 20, 26, 51, 76, 84 и др. Расходы, связанные с эксплуатацией арендуемых объектов основных средств, относятся на себестоимость только при условии их документального подтверждения и в том случае, когда объекты используются для нужд производства или управления. Если предприятие сдает в аренду объекты основных средств, то аудиторам необ­ходимо на основе анализа заключенных договоров, расчетно-платежных документов выяснить целесообразность и законность таких операций, своевременность поступления арендных платежей, правильность их реги­страции в учете и налогообложения.

Наши рекомендации