Глава 1 Теоретические и методологические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с персоналом по оплате труда
Введение
Учет труда и заработной платы на любом предприятии по праву занимает одно из центральных мест в системе бухгалтерского учета. Труд является важнейшим элементом издержек производства и обращения.
Среди всех ресурсов, используемых в процессе деятельности любой организации, исключительное место принадлежит труду. Значимость и актуальность данной темы заключается в том, что только труд, как целесообразная деятельность человека, способен создавать прибавочную стоимость и обеспечивать получение финансовых результатов.
В условиях рыночной экономики с организацией оплаты труда на предприятиях связаны решения важнейших задач учета труда и заработной платы: своевременно (в установленные сроки) производить расчеты с персоналом организации по оплате труда (начисление заработной платы и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки); своевременно и правильно относить на себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчисления страховых взносов; собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимых расчетов.
|
Рассматривая в рамках работы учета труда и заработной платы, даже неискушенный в этом занятии человек может заметить, что одно только определение размера заработной платы может вызвать значительные затруднения у всех участников трудовых взаимоотношений. Работник всегда желает иметь как можно более высокий уровень дохода, тогда как работодатель стремиться сократить свои издержки.
|
|
Целью работы является
|
Для достижения поставленной цели выпускной работы необходимо решить следующий круг задач
|
- рассмотреть нормативное регулирование бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда;
- определить актуальность, цель, задачи и объект исследования;
- раскрыть экономическую сущность учета оплаты труда;
- представить краткую характеристику исследуемой организации;
- раскрыть современное состояние учета оплаты труда, дать рекомендации по его совершенствованию.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Общество с ограниченной ответственностью «Алмаз».
Предметом исследования является организация бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда.
Источниками информации для работы являются локальные акты, регулирующие бухгалтерский учет оплаты труда в организации, данные бухгалтерской отчетности, специализированной отчетности, первичного, аналитического и синтетического учета расчетов по оплате труда исследуемого предприятия за период 2011- 2013 годы.
Глава 1 Теоретические и методологические основы бухгалтерского учета и аудита расчетов с персоналом по оплате труда
Основные понятия и нормативно- правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда
Под оплатой труда понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором. Таким образом, оплата труда предполагает возникновение отношений между работодателем и работниками по установлению им выплат в соответствии с законодательством, коллективным договором, иными локальными правовыми актами, соглашениями, трудовым договором. Оплата труда предполагает также возникновение отношений по осуществлению указанных выплат с соблюдением установленных законодательством, договорами о труде, локальными правовыми актами правил. Следовательно, термин "оплата труда" охватывает все отношения, возникающие при установлении и осуществлении оплаты труда работников.
Основополагающее значение в системе правового регулирования труда принадлежит нормам конституционного права, так как ими определяются основы правового статуса субъектов труда, социально-трудовые права человека и гражданина, принципы взаимодействия государства с институтами гражданского общества. Весьма мощное воздействие на функционирование общественной организации труда оказывает гражданское право, закрепляющее основы рыночной экономики, регулирующее порядок создания, организационно-правовые формы и взаимоотношения юридических лиц - участников экономической деятельности. Целый блок отраслей права (гражданское, налоговое, финансовое право, право социального обеспечения) регулирует отношения, возникающие по поводу присвоения, распределения и перераспределения имущественных благ, созданных в результате прошлого труда. Уголовное, административное право устанавливают ответственность за неправомерные действия, совершаемые как в процессе труда, так и при присвоении его результатов. Рынок труда, движение трудовых ресурсов, подготовку кадров для трудовой деятельности регулируют законодательство о занятости, иммиграционное законодательство, законодательство об образовании и т.п.
Для целей по совершенствованию нормативной базы бухгалтерского учета Минфином России разработана и внедрена система нормативного регулирования учета в Российской Федерации. Данная система включает в себя четыре уровня:
Первый уровень состоит из законов и иных актов законодательства, включая указы Президента и постановления Правительства РФ, которые регулируют прямо или косвенно порядок постановки бухгалтерского учета. Основополагающим является Федеральный закон «О бухгалтерском учете», № 129-ФЗ от 21.11.96 с внесенными изменениями и дополнениями № 123-ФЗ от 24.06.98 [5,6].
Второй уровень состоит из положений по бухгалтерскому учету, которые утверждаются Минфином России, являющимся методологическим центром в области учета в Российской Федерации, задача которых состоит в установлении правил ведения учета на отдельных его участках, включая участки бухгалтерского учета прямо или косвенно взаимосвязанных с оплатой труда работников.
Третий уровень состоит их методических указаний (инструкций, указаний, писем, рекомендаций и т.п.) по осуществления ведения бухгалтерского учета.
Четвертый уровень состоит из рабочих документов предприятия, которые формируют его учетную политику в методическом, организационном и техническом аспектах.
В ст. 37 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Заработная плата в ст. 129 ТК РФ определена как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
|
Также стоит отметить, при переходе к рыночной экономике законодательство России установило для наемных работников принцип вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимума.
Статья 130 ТК РФ перечисляет основные виды таких гарантий. К их числу в первую очередь относится величина минимального размера оплаты труда в РФ. С помощью таких "мер" государство пытается решить ряд социальных проблем, связанных с борьбой против бедности и нищеты и ограничением эксплуатации наемного труда.
Также к первому уровню регулирования оплаты труда относится Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Федеральным законом от 05.08.2000 г. №117-ФЗ. от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 20.04.2014) (с изменениями и дополнениями).
Регулирование осуществляется:
- гл. 23 ”Налог на доходы физических лиц” НК РФ части второй введен налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- гл. 25 НК РФ части второй ”Налог на прибыль организаций” установлен состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции и учитываемых при налогообложении прибыли. [3]
Федеральный закон ” О бухгалтерском учете ” от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ. Этим законом рассматриваются общие положения по ведению бухгалтерского учета. Законодательство РФ состоит из Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в РФ. [5]
В данном уровне регулирования стоит отметить постановление Правительства РФ от 18.07.1996 г. № 841 ”О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей” (в ред. от 17.01.2013).
Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Ко второму уровню можно отнести Положение по бухгалтерскому учету ”Расходы организации” ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. №33н.), (ред. от 27.04.2012). [11]
Третий уровень составляют рекомендации по ведению бухгалтерского учета, в том числе инструкции, указания и т.п. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных правовых актов первого и второго уровней. Примером данного уровня регулирования является План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н. с изменениями и дополнениями от 07.11.2010).
Отраслевое регулирование оплаты труда осуществляется с помощью отраслевых соглашений, актов. К сфере локального правового регулирования относятся такие вопросы, как:
- установление систем оплаты труда отдельным работникам, определение размеров тарифных ставок и окладов, соотношение их размеров между отдельными категориями работников;
- введение стимулирующих доплат и надбавок к тарифным ставкам (окладам);
- разработка и введение положений о премировании, об условиях выплаты вознаграждения по итогам работы за год и за выслугу лет;
- определение повышенных (по сравнению с законодательством) размеров оплаты труда при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных;
- замена и пересмотр норм труда.
Локальное регулирование оплаты труда имеет существенное значение для увязывания заработка с результатами трудовой деятельности. Документом, в котором фиксируются разработанные в организации условия оплаты труда, является коллективный договор или положение об оплате труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями (ст. 135 ТК РФ).
Таким образом, локальные акты организации не могут умалять права работников в области оплаты труда, которые гарантированы в законодательстве. В трудовом договоре размер заработной платы должен быть определен с учетом законодательства. Размер заработной платы в трудовом договоре не может быть ниже, чем гарантирован перечисленными нормативными актами.
Условие о размере заработной платы является обязательным для каждого трудового договора. Отсутствие в трудовом договоре такого условия не освобождает работодателя от обязанности по оплате труда работника[9]. Отсутствие в трудовом договоре размера заработной платы позволяет правоприменителю при разрешении спора применить в качестве ориентира оплату труда работника бюджетной сферы по соответствующей должности или выполняемой работником работе.
Таким образом, отсутствие в трудовом договоре условия о размере заработной платы не освобождает работодателя от обязанности оплатить труд работника в размере, не ниже гарантированного в законодательстве уровня оплаты труда.