Алгоритм стилистического анализа научного текста.

Цепной способ развития информации

Цепной способ развития информации - структурное сцепление предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.

При этом последующая новая информация вытекает из предыдущей: Н2 ← из Н1; Н3 ← из Н2 и т.п. Новая информация в таком случае развивается как бы по цепочке. Такой способ развития новой информации называется цепным.

Явление описывается с одной какой-либо стороны и ситуации при этом оказываются взаимосвязанными.
Логико-грамматические отношения цепного способа развития информации могут разворачиваться как причинно-следственные или условно-следственные.
Чтобы понять развитие их в тексте, необходимо разобраться, каким образом они отражаются в предложении.

Цепной способ развития информации отражает взаимосвязь явлений, процессов. Он может наблюдаться не только внутри одного предложения, но и между предложениями, соединенными причинно-следственной или условно-следственной связью.

Развитие цепной связи информации текста может начинаться причинно-следственными или условно-следственными отношениями.

Основные средства связи цепного способа развития информации

-Лексические повторы: Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Я поспешил отозвать смущенного пса.
-Местоименная замена: Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.
-Синонимическая связь: Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал под самой ее мордой. Я благоговел перед этой маленькой, героической птицей, перед любовным порывом.
Замена слова образным выражением: Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля.

15. Роль предложения в тексте.Предложениеможетвыполнятьрядтекстообразующихфуункций. Знаниемеханизмадействияэтихыункцийпомогаетпонять не толькоструктурутекстано и егосмысл, разобратьс, какимобразомразвивается в нем информация, а следовательно, имеетбольшоезначениедляпониманиявнутритекстовыхсвязей.
Обеспечениепрогрессиитекста. Прогресситекста- увеличениеегообъема и количествоинформации.
Функциюобеспеченияпрогрессиитекставыполняетпредложение, в которомзаявленокоммуникативноезаданиевсеготекстаилиоднойизегочастей. Такоепредложениепомогаетнастроитьчитателянавосприятиетекста. Информация егоразвивается в последующихмикротемах с цельюраскрытиякоммуникативнойзадачитекста. Предложение , выполняющеефункциюпрогрессиитекста, обычнорасположено в началевсеготекстаили в началемикротемы.
Текстообразующиефункциипредложение:
- прогрессия текста- увеличениеобъемановойинформации;
- обеспечениесвязноститекста- логическаяпоследовательностьразвитиеинформации;
- Обобщениетекста- логическоезавершениеизложениемысли.
Смысловымцентром в такомпредложенииявляетсясловоилисловосочетание, котороеобобщаетновуюинформациютекста.

Цепная связь

Роль «данного» заключается в связи предложений между собой. Роль «нового» - развитии мысли в тексте. Для связи предложений в тексте, «данного» и «нового», используются два способа связи.

1.Цепная связь

2.Параллельная связь

Цепная связь отражает последовательное развитие мысли, поэтому она динамична по своему характеру. При цепной связи «новое» первого предложения становится «данным» во втором, «новое» второго - «данным» в третьем и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывается предыдущим и тем самым осуществляется развертыание мысли, ее движение. Получается, что предложения тесно связаны между собой,и,будучи изомированными, они лишаются способности самостоятельного употребления, так как в них есть лексико-грамматические показатели связи с предшествующими предложениями (повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом , местоимением, повтор тогоили иного члена предложения).

Например:Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные раскаты. Гром ,уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку.

Параллельная связь.

Параллельная связь отражает перечисление, сопоставление или противопоставление. При параллельной связи между обычными предложениями устанавливаются отношения простой смежности, соположения.Тема каждого последующего предложения не заимствуется из предыдущего , а предопределяется тем, что они находятся в одной плоскости, например, раскрывают деталь одной общей картины , описание ряда сменяющихся событий , действий, состояний, картин. Иными словами, предложения не сцепляются, а сопоставляются и представляют собой одинаковые синтаксические конструкций (одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми формами).

Например:Буря бушевала над Петербургом,как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегал вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то унывал , то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков.

План

Самый простой вид компрессии – план. План– это самая краткая запись содержания текста . Он позволяет отразить наиболее существенное, главное в содержании. Пользуясь планом, можно легко восстановить в памяти содержание любого текста. План и есть перечисление в определенной последовательности основных вопросов, рассматриваемых в тексте.

19.Виды плановПлан делится на 2 виды:

Простое:состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий

Сложное:при составлен сложного плана текста делится на композиционные части:вводную, основную и заключительную. Такой план дополняет основную мысль текста, делит на подпункты, раскрывает их содержания более пдробно

20.Типы планов

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный,

Простой план (назывной) –план, состоящий из основных пунктов. Формулировки этих пунктов даны в назывной форме.

Сложный план –состоит из основных пунктов и делится на подпункты.

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

Тезисный план - план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада, записанное в виде предложения.

Назывной план - план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

21.Компрессия научного текста

Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом – источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотаций, тезисы, рефераты, резюме. Для этого необходимо четкое понимание содержания текста, понимание смысловой связи частей текста между собой.

Компрессия(сжатие) основана на расскрытии смысловой структуры текста – первоисточника и выделении в нем основной информации. С помощью компрессии текст становится меньше по объему , в нем легче выделить основные положения и наиболее значимые моменты, Основные виды компрессии научного текста: план, тезис, конспект, аннотация, резюме, реферат и др.

Вторичные научные тексты

Текст, созданный в результате компрессии, по отношении к тексту – первоисточнику , называется вторичным.В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создается в результате компрессии.

Микротема научного текста

Микротемы научного текста – это части общей темы, состоящие из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и ракрывающих с разных сторон коммуникативную задачу текста. В тексте могут быть две или более микротемы. Каждая из них может быть представлена одним или более предложениями. Например: в микротемах о строении предмета рассматриваются части предмета; в микротемах о составе предмета раскрывается, из каких компонентов состоит предмет; в микротемах текстов о свойствах предмета дается характеристика конкретных признаков, составляющих его отличительную особенность; в микротемах текстов о функции предметов дается характеристика того, для чего служат эти предметы, что они выполняют; в микротемах текстов о классификации предметов содержится краткая характеристика объектов по определенным классам (отделам, разрядам, видам, родам, типам, группам и т.д.).

СППВиды придаточных

Классификация типов придаточных предложений

В школьных учебниках представлено два типа классификаций придаточных предложений.

Придаточные делятся на три группы: определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние подразделяются на подгруппы.

Придаточные делятся на подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные и обстоятельственные в зависимости от того, какой член предложения замещен придаточным предложением (для определения типа придаточного используются вопросы, задаваемые к различным членам предложения).


Сложноподчиненные предложения

Виды придаточных предложений:

Виды придаточных Вопросы Способ присоединения Примеры
Определительные относятся к существительному, всегда находятся после главного или внутри главного предложения Какой? Союзные слова: что, кто, который, где, куда, откуда… Егорушка в надежде, что туча уходит мимо,выглянул из рогожи.
Изъяснительные относятся в главном предложении к словам со значение речи (говорит, просить, отвечать), мысли (думать, размышлять), чувства (радоваться, жаль, ради др) Вопросы косвенных падежей Союзы и союзные слова: что, как будто, чтобы, ли и др Мы знали, что Петька принес всего двух карасей, но молчали
Обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств.      
1. Места Где? Куда? Откуда? Союзные слова: где, куда, откуда Деревья кругом,куда ни взглянешь, были золотые.
2. Времени Когда? С какого времени? До какого времени? Когда, с тех пор, едва, как только Только иногда,когда речь заходила о фронтах, незнакомец умолкал.
3.Условия При каком условии? Если, если…то Если начнутся дожди, палатки придется переносить выше.
4. Причины Почему? По какой причине? Потому что, оттого что, так как, ибо Вероятно, это был медведь, потому что лось кричит не так и только осенью.
5. Цели С какой целью? Для чего? чтобы Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.
6. Следствия Вследствие чего что произошло? так что Снег становился белее, так что ломило глаза.
7. Образа действия Как? Каким образом? как, будто, точно, словно Старик говорил так,как будто было очень холодно.
8. Меры и степени В какой мере? В какой степени? До какой степени? что, как, сколько Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.
9. Сравнения Как что? Как кто? Чем что? Чем кто? как, чем, словно, будто… Мы втроем начали беседу, как будто век были знакомы.
10. Уступки Несмотря на что? хотя, несмотря на, пусть, пускай, даром что Этот дом назывался постоялым двором,хотя возле него никакого двора не было.

Сложноподчиненные с несколькими придаточными:

Типы подчинения:

Тип подчинения определение пример
Последовательное Первое придаточное подчиняется главному, а остальные последовательно друг за другом Молодые казаки ехали смутно и удерживали слезы, так как боялись отца,который был тоже несколько смущен, хотя старался этого не показать.
Параллельное Придаточные относятся к разным словам одного и того же главного. Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плечах.
Однородное подчинение Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос. Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо, как опускалась на землю мгла,как засветились одна за другой звездочки.
Неоднородное подчинение Придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении, но отвечают на разные вопросы Я должен был нанять быков, чтобы стащить тележку на эту проклятую гору, потому что была гололедица.
Комбинированное подчинение Такое подчинение, при котором одни придаточные последовательно подчиняются друг другу, другие – параллельно, однородно или неоднородно. В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок,так что не разберешь, идет ли снег с неба или с земли.

СПП с придаточным условным

Придаточные условия

2.3. Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения, которые относятся ко всему главному предложению

1.Вопросы: придаточные условия отвечают на вопрос при каком условии?

2.Средства связи: придаточные условия прикрепляются к главному предложению союзами: если, коли, когда (в значении «если»), раз (в значении «если»), кабы, ежели, как (в значении «если») и др.

В сложноподчинённых предложениях с условными придаточными могут использоваться составные двойные союзы: если..., то; если..., так; раз..., так; как,... так и др.

В отличие от составных союзов типа с тех пор как, до тех пор как, в то время как и др. вторая часть двойного союза (то, так) всегда находится в главном предложении, причём это часть союза, а не указательное слово. Придаточные с двойными союзами всегда стоят перед главным предложением:

Раз уж вы согласились, так уж нельзя вам отказываться (Даль).

3.Место в предложении: придаточные условия могут стоять после главного предложения, перед главным предложением.

Примеры:

[При каком условии?] Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).

(если – союз), [ ].

[При каком условии?] Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин).

(коли – союз), [ ].

Не на пользу книги читать [при каком условии?], когда только вершки с них хватать (пословица).

[ ], (когда – союз).

[При каком условии?] Как душа черна, так и мылом не смоешь (пословица).

(как – союз), [так и ].

Отзыв

Резюме – выводы

Наряду с традиционными жанрами вторичной информации – рефератом, аннотацией – используются так называемые резюме-выводы, или сжатые выводы.

Резюме-вывод не идентичен реферату. Во-первых, он короче; во-вторых, благодаря его минимальному размеру он значительно дольше остается в памяти. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертывания информации: минимум языковых средств – максимум информации.

Это обычно несколько запоминающихся выразительных предложения, раскрывающие, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.

Сущность их такова: исследователь обычно после прочтения статьи по своей специальности приходит к какому-то выводу относительно содержащихся в ней сведений.

Резюме-выводы как жанр вторичного текста, в отличие от рецензии и отзыва, как правило, не содержат критический анализ и оценку. В отличие от реферата-обзора он значительно короче и в этом смысле приближается к аннотации.

Резюме-выводы, раскрывающие качество описываемого предмета в нескольких предложениях, по своей функции близки к функции рекламного текста.

Например: Насколько хороша собой популярная операционная система «Виндовс»? Вы еще не знаете?

Бытовая техника, объединенная компьютерной сетью, сегодня становится реальностью. Компания «Майкрософт» принимает активное участие в проектах по автоматизации домашнего хозяйства.

Если поручить охранять покой вашего дома этой системе, то будьте уверены, что ваша жизнь станет значительно спокойней.

Образец резюме-выводов:

1. Умберто Эко (р.1932) – выдающийся итальянский писатель, известный читателю прежде всего как автор романов «Имя розы»(1980), «Маятник Фуко» (1988), «Остров накануне» (1995) и «Баудолино» (2000). В мировом научном сообществе профессор Умберто Эко, почетный доктор многих иностранных университетов, знаменит в первую очередь своими работами по медиевистике, истории культуры и семиотике. Книга «Как написать дипломную работу» – неизменное чтение для любого «дипломосочиняющего лица»: для того, кто был им когда-то или когда-нибудь станет. Кроме того, знаменитый романист и ученый, став проводником по извилистым лабиринтам исследовательской работы, делится секретами мастерства со всеми почитателями своего творчества.


Алгоритм стилистического анализа научного текста.

1.Общие стилистические особенности данного текста.

а) научная тематика; б) точность; в)обобщенность; г)логичность изложения.

2.Жанровые особенности данного текста. (Статья из журнала, сборника, энциклопедии и т.п., к какому подстилю относится (научно-популярному, собственно-научному, научно-учебному).

3.Лексические средства.

а) употребление терминов;

б) использование одного значения многозначных слов;

в) частота употребления ключевых слов.

4. Морфологические средства.

а) употребление глаголов настоящего времени; б) преобладание существительных среднего рода; в) использование отглагольных существительных; г) употребление существительных на –ость; д)форма 3-го лица мн.числа; е) использование связочных глаголов (быть, являться, называться, определяться и т.д.); ж) употребление словосочетаний типа соли калия, достижения науки, результаты эксперимента.

5.Синтаксические средства.

А) прямой порядок слов; б)употребление сказуемых, выраженных глаголами с –ся, а также краткими страдательными причастиями со связкой (был обнаружен); в) преобладание односоставных предложений (неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные); г)простые предложения распространены однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, вводными словами и другими конструкциями; д) частое употребление СПП с придаточными изъяснительными.

3. Тема научного текста
Тема научноготекста – этопредметилиявление, которыерассматриваются в тексте . Часто слово обозначающее
тему, в тексте повторяется. Его называют слово-тема. Обычно тему обозначают существительным6 в тексте оно встречается в различных падежах. Слово- тема может заменяться местоимение или синонимичным выражением. Чаще всего тема обозначается в первом предложении6 иногда она может быть обозначен во втором предложении. Очень редко встречаются случаи, когда тема обозначается в виде слова-темы в конце текста или ближе к концу данного словесного целого. Название любого текста или ближе к концу данного словесного целого. Название любого текста дается в соответствии с темой. Обычноназваниетекстадаетсяоченькратко: однимсловом – сущ. Или словосочитением . Названиенаучныхтекстовобычнодаютсятак, какзвучитих тема, т.е. предметрассмотрение. Такчащевсегоназываютсячастиучебниковилиучебныхпособий, ихразделы, главы. Фрагментытекставнутриглавытакжемогутиметьсвоиназвание. Онисоответствуюткоммуникативнойзадачетекста.

4. Основная мысль текста
Основная мысль текста- то, чтохотелсказать нам автор. Забаются вопросы: чтохотелсказать нам автор? Гдеможетнаходитьсяосновнаямысльтекста? Какееможносформулировать?

Основнаямысльтекстанаходится:
-В заголовке;
-Водномизпредложенийтекста;
-Можемсформулироватьсами.


5. Предлоги, характерны для научного текста.


Значения Предлоги
Способдействия Путем, методом, способом, с помощью, припомощи, в виде, в форме (чего?)
Целевыеотношения Для, вцелях, сцелью, врезультате, винтересах воимя , ради, воизбежание , вследствие, в результате, в силу, ввиду, попричине, благодаря, всвязи
Основаниедействия Наоснове, в зависимости от , за счет, с точнизрения, в соответствии
Условныеотношения При ( чем? Какомусловии ?) приналичии, без, приотсутсвии, в случае
Временныеотношения В процессе, вовремя, в ходе, по мере, с развитием, в течение, завремя, после (чего)

6. Реферат- конспект нанаучную тему


7. Выбор темы реферата, постановка целей , форулирование задач.
Реферат являетсяобязательнойформойвнеаудиторнойсамотоятельнойработыстудента, осуществляемойподруководствомпреподавателядисциплины, междисциплинарногокурса ( далее МДК( согласноплану- графику . Консультацииповыполнениюрефератапроводятся в рамкахучебныхчасов в ходеизучениядисциплины, МДК.
В нашемпонимании реферат- этосамостоятельноепроизведение, свидетельствующее о знаниилитературыпопредложнойтеме, ееосновнойпроблематики, отражающееточкузрения автор ана даннуюпроблему, умениеосмысливатьявленияжизнинаосноветеоретическихзнаний.
Выполнениерефератанаправленонауглубление, систематизацию и закреплениетеоретическихзнанийподисциплине (МДК), а такженапривитиевамуменийсамостоятельнообрабатывать, обобщать и краткосистематизировать материал.

8. Тезис
Тезисы – один из наиболее сложных видов сокращения, это кратко сформулированные основные положения абзаца, текста лекции, доклада. Количество тезисов совпадает с количеством информативных центров текста.
Тезис – это главная мысль любого текста и его основной признак. Чтобы выделить тезис текста, необходимо ответить на вопрос о чем говорится в тексте, и что именно говорится об этом предмете. Очень часто в тексте имеется несколько тезисов, каждый из которых является логическим продолжением предыдущего.

Тезисы состоят из предложений и словосочетаний, которые благодаря своей ярко выраженной смысловой нагрузке, отражают логику всего изложения.

9. Видытезисов.
Тезисы бывают вторичными и оригинальными.

Вторичные тезисы пишутся с целью выделения главной информации какого-либо источника, например, научной статьи, учебника или монографии. Такие тезисы необходимы для научной работы студентам и аспирантам.

Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе. Такие тезисы публикуются в специальных сборниках.

Пункты тезисного плана формулируются двусоставными предложениями, выражающими содержание микротемы.

10. Требованиепредьявляемые к составлениютезисов.
К тезисам, как и к любому другому профессионально написанному тексту, есть единые требования. Несмотря на то, что некоторые пункты роднят их с сочинением, не следует забывать: прежде всего это не литературное, а научное произведение со всеми вытекающими.
Умение правильно писать тезисы в идеале мы должны получать еще в школе. Однако далеко не все в этом возрасте способны понять, что это нужно не учительнице и маме с папой, а прежде всего нам самим. Потому – вспоминаем:

Заголовок должен соответствовать главной теме. О заголовках у меня отдельная статья. Лучше выбирать название уже после написания основной части – тогда оно будет точнее.

Тема выбирается четкой и достаточно узкой: лаконичный формат тезисов не позволяет слишком уходить от сути.

Даже в кратком формате должны органично присутствовать примеры.

Небольшое вступление отвечает на главный вопрос всего материала – как и любой другой продающей статье. Размер вступления – 1 небольшой абзац.

Основная часть тоже должна быть структурирована: несколько утверждений – несколько подразделов. Каждое утверждение подтверждается примером, особенно если речь идет об исследовательской работе.

6. Заключение подводит итог всего вышесказанного и дает подсказку, где искать более развернутую информацию. Оно тоже небольшое по размеру, как и вступление.

7.В научных тезисах еще обязательно следует уделить внимание цитатам, сноскам и ссылкам, а также иллюстративному материалу. Но эти подробности вы сможете найти самостоятельно, если вдруг вам это понадобится.

11. Тезирование
Тезирование текста предполагает деление его на смысловые части, нахождение в самом тексте тезисной формы изложения, выявление основной информации и обобщение каждой части текста в виде тезисов.

12. Коммуникативнаязадачатекста.

КЗТ- задачаобщения, которую автор ставитпередчитателем и дляраскрытиякоторойсоздается текст. Предложение, в которомпоставленокоммуникативнаязадача, обычнонаходится в началетекста. Бываетслучаи, когдакоммуникативнаязадача не отражена в конкретномпредложении, ноподразумевается. В такомслучаенадоопределитьпредметописания ( чтоестьчто; что-эточто; чтоназываетсячем; чтоназываютчем ) , выявитьособенностиегохарактеристики ( строение, форма, состав и т.п. ) и толькопослеэтогосделатьвывод о коммуникативнойзадачетекста.
Одна и та же тема в разныхтекстахможетбытьрассмотрена с разныхсторон в зависимости от задач, которыеставит автор. КЗТ можетбытьотражена в первомпредложении, иногдаонапростоподразумевается, и еенужнопонять. Так, например, если в тексте говорится, изкакихчастейсостоитпредмет, тозадачатекста- показатьстроениепредмета; еслигоовритсяизкакиххимическихэлементовсостоитвещество , тозадача – показатьхимический состав вещества.

13. Данная и новая информация текста.
Данная и новая информация текста относятся к элементам развития мысли и связности речи. Данная информация текста (данное – Д) – это исходная информация, от которой начинается развитие мысли. Она содержится в предложении, передающем коммуникативную задачу текста. Данное передается словом или словосочетанием, которое наиболее точно отражает коммуникативную задачу. Оно способствует развитию текста. Новым текста (новое – Н) называется неизвестная, новая информация текста, которую необходимо узнать.

Данная информация текста обычно имеет обобщенное значение (характеризуется в общих чертах). Новая информация текста раскрывает, конкретизирует данное, влияет на развитие смысла в тексте. Количество новой информации в одной микротеме может быть разным в зависимости от содержания текста.

В текстах о строении предмета новая информация обозначает части предмета и чаще всего выражается существительным. Однако она может быть выражена прилагательным или словосочетанием – прилагательное плюс существительное.

В текстах о форме предмета новая информация обозначает форму предмета и чаще всего выражается прилагательным. Форма предмета также может быть выражена существительным.

В текстах о составе предметов новая информация называет конкретные компоненты предмета, из которых он состоит. Обычно компоненты предметов обозначаются существительными или словосочетанием прилагательного и существительного.

В текстах о свойствах предмета новая информация обозначает, какими именно качествами обладает предмет. Свойства предмета обычно выражаются существительными, образованными он прилагательных. Реже свойства выражаются существительными или словосочетанием из прилагательного и существительного.

В текстах о функции предмета новая информация обозначает, для чего именно служит предмет, что он выполняет. Функции предмета обычно выражаются существительными с функциональным значением. Также функции предмета могут выражаться прилагательным с функциональным значением. Кроме того, функции предмета могут выражаться словосочетанием, состоящим из слова «функция» или «роль» и прилагательного с функциональным значением словосочетанием, состоящим из глагола и существительного (выполняет роль, служит для чего-либо – для измерения, вычисления и т.д.).

В текстах о классификации предметов новая информация обозначает, по каким именно признакам (величина, строение, состав, свойства, функции, происхождение и т.п.) объекты делятся на классы (отделы, разряды, виды, роды, группы, типы и т.д.).

Алгоритм действий для определения данной информации текста

Определите коммуникативную задачу текста.

Найдите предложение, в котором она выражена.

Выявите слово или словосочетание, наиболее точно передающее коммуникативную задачу – данное текста.

Убедитесь, что значение именно этого слова или словосочетания раскрывается в тексте.

Алгоритм действий для определения новой информации текста

Определите коммуникативную задачу текста.

Найдите предложение, в котором она выражена.

Выявите слово или словосочетание, которое наиболее точно передает коммуникативную задачу текста – данное текста.

Выделите микротемы (или микротему), в которых раскрывается значение данного.

Найдите в них слова, конкретизирующие значение данного текста, т.е. новую информацию.

14. Способыразвитияинформации в тексте
Параллельный способ развития информации

По способу параллельности могут быть связаны части простого или сложного предложения, представляющие две или более независимые друг от друга ситуации действительности. В каждой из этих частей есть смысловой центр – новая информация (Н1, Н2 и т.д.).
Независимые ситуации объединены известной информацией – данным (Д). При прямом порядке слов новая информация всегда находится в конце предложения.
Параллельный способ развития информации наблюдается и при раскрытии значения разнонаправленного данного текста, которое содержит несколько смысловых центров. Развитие значения каждого смыслового центра представляет собой отдельный блок информации. Между блоками информации нет отношений взаимозависимости. Они объединены коммуникативной задачей текста и его темой.

Основные средства выражения параллельной связи:
-Одинаковый порядок слов

-Однотипность грамматических форм выражения членов предложения

-видовременная соотнесенность сказуемых

Наши рекомендации