Цепной способ развития информации

Цепной способ развития информации - структурное сцепление предложений; непрерывное движение мысли от одного предложения к другому осуществляется обычно через повтор выделяемого в предыдущем предложении слова (члена предложения) и развертывания его в последующем.

При этом последующая новая информация вытекает из предыдущей: Н2 ← из Н1; Н3 ← из Н2 и т.п. Новая информация в таком случае развивается как бы по цепочке. Такой способ развития новой информации называется цепным.

Явление описывается с одной какой-либо стороны и ситуации при этом оказываются взаимосвязанными.
Логико-грамматические отношения цепного способа развития информации могут разворачиваться как причинно-следственные или условно-следственные.
Чтобы понять развитие их в тексте, необходимо разобраться, каким образом они отражаются в предложении.

Цепной способ развития информации отражает взаимосвязь явлений, процессов. Он может наблюдаться не только внутри одного предложения, но и между предложениями, соединенными причинно-следственной или условно-следственной связью.

Развитие цепной связи информации текста может начинаться причинно-следственными или условно-следственными отношениями.

Основные средства связи цепного способа развития информации

-Лексические повторы: Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Я поспешил отозвать смущенного пса.
-Местоименная замена: Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться.
-Синонимическая связь: Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал под самой ее мордой. Я благоговел перед этой маленькой, героической птицей, перед любовным порывом.
Замена слова образным выражением: Выпал снег. Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля.

15. Роль предложения в тексте.Предложениеможетвыполнятьрядтекстообразующихфуункций. Знаниемеханизмадействияэтихыункцийпомогаетпонять не толькоструктурутекстано и егосмысл, разобратьс, какимобразомразвивается в нем информация, а следовательно, имеетбольшоезначениедляпониманиявнутритекстовыхсвязей.
Обеспечениепрогрессиитекста. Прогресситекста- увеличениеегообъема и количествоинформации.
Функциюобеспеченияпрогрессиитекставыполняетпредложение, в которомзаявленокоммуникативноезаданиевсеготекстаилиоднойизегочастей. Такоепредложениепомогаетнастроитьчитателянавосприятиетекста. Информация егоразвивается в последующихмикротемах с цельюраскрытиякоммуникативнойзадачитекста. Предложение , выполняющеефункциюпрогрессиитекста, обычнорасположено в началевсеготекстаили в началемикротемы.
Текстообразующиефункциипредложение:
- прогрессия текста- увеличениеобъемановойинформации;
- обеспечениесвязноститекста- логическаяпоследовательностьразвитиеинформации;
- Обобщениетекста- логическоезавершениеизложениемысли.
Смысловымцентром в такомпредложенииявляетсясловоилисловосочетание, котороеобобщаетновуюинформациютекста.

Цепная связь

Роль «данного» заключается в связи предложений между собой. Роль «нового» - развитии мысли в тексте. Для связи предложений в тексте, «данного» и «нового», используются два способа связи.

1.Цепная связь

2.Параллельная связь

Цепная связь отражает последовательное развитие мысли, поэтому она динамична по своему характеру. При цепной связи «новое» первого предложения становится «данным» во втором, «новое» второго - «данным» в третьем и т.д. Предложения как бы цепляются одно за другое, последующее подхватывается предыдущим и тем самым осуществляется развертыание мысли, ее движение. Получается, что предложения тесно связаны между собой,и,будучи изомированными, они лишаются способности самостоятельного употребления, так как в них есть лексико-грамматические показатели связи с предшествующими предложениями (повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом , местоимением, повтор тогоили иного члена предложения).

Например:Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные раскаты. Гром ,уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой приветливой крышей и долго бродил по чердаку.

Параллельная связь.

Параллельная связь отражает перечисление, сопоставление или противопоставление. При параллельной связи между обычными предложениями устанавливаются отношения простой смежности, соположения.Тема каждого последующего предложения не заимствуется из предыдущего , а предопределяется тем, что они находятся в одной плоскости, например, раскрывают деталь одной общей картины , описание ряда сменяющихся событий , действий, состояний, картин. Иными словами, предложения не сцепляются, а сопоставляются и представляют собой одинаковые синтаксические конструкций (одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми формами).

Например:Буря бушевала над Петербургом,как возвращенная молодость. Редкий дождь хлестал в окна. Нева вспухала на глазах и переливалась через гранит. Люди пробегал вдоль домов, придерживая шляпы. Ветер хлопал черными шинелями. Неясный свет, зловещий и холодный, то унывал , то разгорался, когда ветер вздувал над городом полог облаков.

План

Самый простой вид компрессии – план. План– это самая краткая запись содержания текста . Он позволяет отразить наиболее существенное, главное в содержании. Пользуясь планом, можно легко восстановить в памяти содержание любого текста. План и есть перечисление в определенной последовательности основных вопросов, рассматриваемых в тексте.

19.Виды плановПлан делится на 2 виды:

Простое:состоит из перечня основных пунктов в виде заглавий

Сложное:при составлен сложного плана текста делится на композиционные части:вводную, основную и заключительную. Такой план дополняет основную мысль текста, делит на подпункты, раскрывает их содержания более пдробно

20.Типы планов

Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный,

Простой план (назывной) –план, состоящий из основных пунктов. Формулировки этих пунктов даны в назывной форме.

Сложный план –состоит из основных пунктов и делится на подпункты.

Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

Тезисный план - план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада, записанное в виде предложения.

Назывной план - план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

21.Компрессия научного текста

Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом – источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотаций, тезисы, рефераты, резюме. Для этого необходимо четкое понимание содержания текста, понимание смысловой связи частей текста между собой.

Компрессия(сжатие) основана на расскрытии смысловой структуры текста – первоисточника и выделении в нем основной информации. С помощью компрессии текст становится меньше по объему , в нем легче выделить основные положения и наиболее значимые моменты, Основные виды компрессии научного текста: план, тезис, конспект, аннотация, резюме, реферат и др.

Вторичные научные тексты

Текст, созданный в результате компрессии, по отношении к тексту – первоисточнику , называется вторичным.В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создается в результате компрессии.

Наши рекомендации