Образец стилистического анализа научного текста

Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды - молнии - сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.

(Энциклопедический словарь)

Тема: научное определение атмосферного явления - грозы.

Идея: описать атмосферное явление - грозу, её особенности.

Читательский адрес: от специалистов до широкого круга читателей.

Форма изложения: прозаическая.

Жанр: научно-справочная статья

Стиль: научный.

Подстиль: научно-популярный.

Фонетико-стилистическая характеристика.

1. Нейтральный стиль (повествовательные невосклицательные предложения, лексико-фразеологический состав нейтральный, книжный).

2. Произносительные варианты соответствуют литературной норме произношения. Паузы, средняя длина синтагм (ритмика текста) в целом отвечают научному стилю (тесная связь между отдельными предложениями, логическая композиционная последовательность изложения, законченность смысловая и структурная).

3. Лексико-семантический анализ:

- Большинство слов в тексте однозначные, преобладают слова и словосочетания терминологического характера.

- Все слова употреблены в прямом значении, что свойственно научному стилю.

- В тексте нет синонимических рядов (лаконизм и точность научного стиля).

Словарный состав текста

- Вся лексика текста активного состава.

- Основной пласт составляют слова общеупотребительные (облака, предметы, осадки, град, ветер, погода), но в тексте значительное количество лексики ограниченного употребления - атмосферные термины, что характерно для научной статьи.

- Основной объем текста составляет межстилевая лексика, но включаются и книжные элементы (термины), эмоционально и экспрессивно окрашенная лексика отсутствует ("сухость" изложения в научном стиле), представлена также нейтральная лексика.

- Кроме исконных слов, в тексте есть и заимствования: град (церк.слав.), ветер (греч.), пар (церк.слав.), молния (ст. слав.), шквал (англ.), масса (от лат. из греч.), облако (церк.слав), теплый (ст.-слав.), что является характерной чертой научного стиля.

- В тексте употреблены фразеологизмы научно-терминологического характера - устойчивые словосочетания: водяной пар, воздушные массы, электрические разряды. Это тоже характерно для научного стиля.

- Изобразительно-выразительных средств и стилистических фигур в тексте нет.

4. Словообразовательный анализ:

- В тексте есть производные слова, образованные морфологическим суффиксальным способом с использованием продуктивных суффиксов (-ск-, -ян-, -н-).

- Субъективных суффиксов и контекстуальных образований нет (научный стиль).

5. Морфологический анализ:

- В тексте преобладают имена (существительные) над глаголом. Это специфика научного стиля.

- Употреблены существительные в сочетании с прилагательными в функции определения (в том числе устойчивые сочетания), что объясняется краткостью и большой информативностью научного стиля.

- Прилагательные в тексте в основном относительные, преобладают прилагательные, образующие устойчивые терминологические сочетания с существительными (воздушные массы, водяной пар и т.д).

- Составные термины - признак научной речи.

- Отсутствует повествование от первого лица и обращение ко второму лицу. Используется стилистически нейтральный монолог от третьего лица, т.к. внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения.

- Употреблены формы настоящего времени глагола действительного залога (разряды сопровождаются, гроза наблюдается). Они служат для выражения постоянного свойства предмета.

- Много употреблено форм причастий (заключающееся, называемыми, находящимися, перегретой, движущихся), что типично для научного стиля.

- Представлены союзы, составные предлоги (а также, в виде). Эмоциональных частиц и междометий нет.

6. Синтаксический анализ

- Текст представляет собой сложное синтаксическое целое с последовательной цепной связью, объединенное темой и идеей.

- В тексте 3 предложения: все простые, осложненные причастными оборотами и однородными членами.

- В статье простые предложения двусоставные, повествовательные с нейтральной лексикой, логически правильным порядком слов. Прямой порядок слов типичен для логического, последовательного и четкого научного стиля.

Общий вывод:

Уровни текста, и лексический в первую очередь, способствуют формированию научного функционального стиля, особенности которого проявляются на всех уровнях. Отсутствие экспрессивных средств на всех уровнях также отличает научный функциональный стиль.

Наши рекомендации