Истоки миграции в журналистской среде
Формально немало выпускников средних школ имеют склонность к журналистской деятельности: в 2004 г. конкурс на факультет журналистики Санкт-Петербургского университета был одним из самых больших — почти 6 человек на место. Но далеко не все выпускники факультета работают в газете, на телевидении или радио. А на рынке журналистского труда, в частности на петербургском, наблюдается сильная миграция кадров. Раньше, до перестройки и рынка, когда было всего четыре телерадиоканала и ограниченное число газет, смена места журналистской работы была редкостью.
В 1968 г. была издана иллюстрированная, карманного формата книжка «Мы» — о сотрудниках «Ленинградской правды» (ныне — «Санкт-Петербургские ведомости»). Пишущих журналистов было тогда 56. В 1998 г. в редакции работало лишь 8 «шестидесятников». За тридцать лет лишь 40 % коллектива — 22 журналиста — уволились из редакции самой престижной в городе ежедневной газеты в основном из-за карьерного роста, перевода в Москву, 26 ветеранов ушли на пенсию или умерли. Нынче же миграция журналистов резко усилилась. К примеру, несколько конфликтов, имевших место в редакции «Санкт-Петербургское Эхо», привели к тому, что за пять лет существования газеты коллектив обновился полностью — из 42 сотрудников, работавших в 1993 г. (год основания издания), в 1998 г. оставались двое.
16 Зак. 649
Глава 12
Или из 32 сотрудников «Вечернего Петербурга», состоявших в штате редакции в 1991 г., в 1998-ом осталось 15. Конечно, и здесь на смену ушедшим пришли новые люди (среди них две выпускницы факультета журналистики СПбГУ). Сказать, что люди уходят из «Вечерки» по материальным соображениям — нельзя, ибо зарплата сотрудников ежедневных газет выше, чем в еженедельных изданиях или на телевидении и в 2,5 раза превышает заработок журналиста «районки».
Известно, что человек наиболее полно раскрывается в переломные моменты своей жизни, в моменты жизненного выбора. В основе последнего лежат убеждения, установки, мотивы творческой деятельности, стремление к самоопределению и самореализации судьбы. Посмотрим, как развивалась карьера у тех, кто уволился из «Ленинградской правды». У одних она шла по восходящей. А. Ильин стал главным редактором «Правды»; Б. Грищенко — вице-президентом «Интерфакса»; Ю. Борин — членом редколлегии журнала «Крокодил»... У других она отмечена взлетами и падениями. А.Травин: литсотрудник, обозреватель «Ленинградской правды» — зав.отделом «Вечернего Ленинграда» — помощник секретаря Обкома КПСС — директор-координатор фирмы «Инжинформ» — замдиректора гостиницы — зав.отделом газеты «Санкт-Петербургское Эхо» — сотрудник пресс-службы администрации Ленинградской области, пресс-секретарь регионального отделения общества «Знание». В. Воронов: литсотрудник «Ленинградской правды» — корреспондент «Вечернего Ленинграда» — собкор «Строительной газеты» — зав отделом журнала «Ленинфадская панорама» — зам. главного редактора «Вечернего Петербурга» — зам. редактора газеты «Невские времена» — безработный — главный редактор информационного агентства «Невские времена», созданного им самим, — безработный — редактор «Петербургской газеты», главный редактор журнала «Строительство и архитектура Петербурга».
Третьи, уволившись, второе место работы уже не меняли: А. Енина (телевидение), И. Селиванов (газета «Сельская жизнь»), В. Шахнарович («Московская правда»), В. Безбрежный (ИТАР-ТАСС).
Охота к перемене мест вызывается различными причинами: честолюбивым стремлением к карьерному росту, гипертрофированной уверенностью сотрудника в своей исключительности («эту газету я перерос»), профессиональной усталостью, нежеланием выполнять требования, которые кажутся чересчур завышенными, конфликтной ситуацией, борьбой внутриредакционных фуппировок.
Методологическая культура, приобретенная на факультете журналистики его выпускником, должна быть закреплена и развита в процессе накопления навыков и опыта.
Однако опыт копится в обстановке далеко не идеальной. Новичок попадает в редакцию, в которой идет «битва» за гонорары. Взять, к примеру, тот же «Вечерний Петербург». В январе 1997 г. Н. Одинцова и Л. Попов опубликовали по десять крупных корреспонденции, В.Кореневский напечатал 19 материалов на политические темы, Б. Михайличенко — 18 репортажей и информации, а фамилия А. Володина в течение месяца появлялась 25 раз!
Раньше, до принятия Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», в редакциях соблюдалось известное правило: «40 на 60 %». Наряду
Журналистский корпус__________________________________________________ 467
со своими, скажем, четырьмя собственными публикациями штатный работник редакции обязан был, отрабатывая свой оклад, подготовить 6 материалов, авторами которых были бы рабочий, специалист, хозяйственник, интеллигент, иной нештатный сотрудник. Это побуждало редакционных работников плотно заниматься и с практикантами факультета, которые обеспечивали необходимые «60 %». Сегодня соотношение «40 на 60» забыто, штатный сотрудник работает только на себя. Новички начинают трудиться в более жестких условиях, они предоставлены самим себе, им довольно сложно состязаться с теми, кто ради гонорара увлекается «космической» скоростью подготовки материалов, порой в ущерб их качеству. Так, недавние выпускники факультета журналистики СПбГУ в «Вечернем Петербурге» за тот же январь 1997 г. смогли опубликовать два и три материала соответственно.
Высокооплачиваемого, много пишущего сотрудника газеты обыденное сознание причисляет к журналистской элите. Это вряд ли правомерно, если в собрании его работ нет ярких, глубоких, отмеченных печатью таланта публикаций, если влияние журналиста на общество незначительно или даже незаметно. Много писать — не значит писать хорошо. К сожалению, установившаяся внутриредакционная практика, отсутствие действенной системы стимулирования творческого труда сотрудников приводит к определенному дискомфорту в коллективе, мешает развитию карьеры.
Покажем это на простейшем примере. В газете работают два корреспондента. Назовем их «Икс» и «Игрек». Каждому из них поручили задание — подготовить материалы о той или иной довольно сложной ситуации. «Икс» стремится глубоко вникнуть в суть коллизии, он беседует со многими участниками конфликта, на что уходит не день и не два. В итоге обстоятельного исследования получается аналитическая корреспонденция, сделанная с учетом всех требований методологической культуры журналиста. «Игрек» же на знакомство с ситуацией отводит считанные часы, ограничивается интервью с двумя-тремя людьми и уже на второй день, а не через две-три недели, как «Икс», представляет в редакцию материал, в котором анализ подменен информацией о конфликте. Себестоимости публикаций несопоставимы, однако оплачиваются они одинаково, а морального поощрения «Икс» скорее всего не получит. Увлечение аналитичностью, как видим, оказывается накладным: заработок аналитика значительно меньше, нежели у журналиста, который легко скользит по поверхности явлений. Такое положение, конечно же, не может длиться долго. Уже через несколько месяцев материальная сторона жизни заставляет газетного энтузиаста задуматься: «а стоит ли глубоко копать?», «стоит ли быть лучше других в данной редакции?» Все здесь зависит уже от стойкости и долговечности творческого самолюбия.
Что же касается добытчиков новостей — репортеров, то они также (талантливый и ремесленник) уравнены в правах. Когда в августе 1991 г. корреспондент петербургской молодежной газеты «Смена» Г. Урушадзе первым связался с заточенным в Форо-се президентом СССР М. С. Горбачевым и разговор с ним опубликовал в своей газете, вся мировая пресса перепечатала интервью со ссылкой на «Смену». А за публикацию, которая западной газетой была бы оценена в тысячи долларов, Урушадзе получил от родной редакции гонорар, который превышал обычный лишь в полтора раза.
Глава 12
Между тем уравниловка представляется явлением архаичным и пока неистребимым результатом недавнего социалистического образа жизни. В некоторых изданиях пытаются избавиться от нее, вводя такое новшество, как контрактная система найма на работу. Вроде бы хорошо: и оклад больше и отпуск длиннее, но вызывает тревогу у журналиста-контрактника право редактора на разрыв контракта и на увольнение смельчака без права последнего обращаться в суд, чтобы восстановиться на работе. Не потому ли журналистов-контрактников сегодня очень мало.
В какой-то мере проблему можно решить другим путем. Сейчас стало модным говорить о газете массовой и газете качественной. Напомним, что качественная дает полную и достоверную информацию, события освещает широко и глубоко, занимает независимую позицию и т. д.. Если массовая пресса прежде всего информирует, то качественная — просвещает и воспитывает. Особенности качественной прессы, наиболее яркого представителя сферы духовного производства, предполагают высокие требования к работающим в ней журналистам.
Но в системе профессионального образования журналистов пока готовят по-старому — без учета того, что у нас сложились разные уровни журналистики. Студенты осваивают прежде всего такие жанры, как информация и репортаж, но в гораздо меньшей степени — очерк, фельетон, слабо владеют техникой журналистского расследования, где требуются глубокие знания экономики, политики, социологии, на практику стремятся попасть не в качественную, а в развлекательную прессу.
Основной раздел между отрядами СМИ стал реальностью. На наш взгляд, целесообразно провести такой раздел и в отношении журналистского труда. Качественный журналист вошел бы в ту страту, которая займет срединное место между элитой и остальной массой работников средств массовой информации. Принадлежность к качественной журналистике могли бы определять сами редакции совместно с творческими Союзами журналистов.
В последнее время в научный оборот вошло такое понятие, как «социожурна-листика». Уральский автор В. Ф. Олешко так называет научную дисциплину, которая исследует «проблемы, связанные с социальной природой журналистики и паблик рилейшнз, с их общественными функциями и воздействием социально-психологических факторов на журналиста, пиармеиа». Петербургский исследователь С. Г. Корконосенко под этим термином понимает «уровень квалификации сотрудников СМИ, который характеризуется высокой социологической культурой мышления, поиска, сбора и интерпретации информации, а также социальной ответственностью за последствия своей деятельности. Поскольку квалификация находит выражение в продукции СМИ и отдельного журналиста, то это понятие применимо и для определения качественного уровня прессы — ее организации, стратегии и тактики действий, текстов, общения с аудиторией».
Следовательно, журналиста, работающего в качественной прессе, качественного журналиста можно было бы назвать и социожурналистом. Уважая точное знание, владея социологической культурой, умея прогнозировать при рассмотрении явлений'и ситуаций, заботясь о высокой правовой и этической чистоте публицистического выступления, социожурналист стремится верно понять, оценить и передать массовой аудитории суть происходящих социальных процессов.
Журналистский корпус
Однако понятие «социожу рналист» мало пригодно для широкого употребления, и социожурналистика предполагает скорее метод творчества. Она весьма похожа на прецизионную (высокоточную) западную журналистику, о которой шла речь в третьей главе, но там также нет такого понятия, как «прецизионный журналист».
УПРАВЛЕНИЕ В РЕДАКЦИИ
Переход к рынку для многих редакций оказался весьма болезненным. Нелегко привыкнуть к тому, что пресса сегодня не только тесно связана с экономикой, но и стала ее частью. Рыночная экономика предъявила строгий счет журналистским коллективам. Проблема выживаемости стала одинаково актуальной как для центральной, так и для местной печати и электронных каналов распространения массовой информации. Любое предприятие в условиях рынка стремится работать стабильно. То же самое относится и к СМИ. Хозяева информационных групп и холдингов выясняют отношения с государством и между собой, а журналистские коллективы остаются в этой ситуации заложниками. Заложниками, в том числе, собственного непрофессионализма, некомпетентности в области управления средствами массовой информации как предприятиями, субъектами рыночных отношений. Не в лучшем положении и коллективы СМИ, где вопросы собственности, кажется, уже решены. Не обладая необходимым комплексом экономических знаний, журналистские коллективы не смогли в минувшие годы выдвинуть из своей среды грамотных менеджеров-главных редакторов, которые бы сумели стать фигурами общенационального масштаба в области создания и управления СМИ.
Какое-то время часть журналистских коллективов надеялась что, дескать, крупный бизнес, политика не смогут обойтись без СМИ и, следовательно, деньги на журналистов найдутся. Увы, не случилось. Журналисты — последние, о ком заботится истеблишмент, политическая элита. В этой ситуации профессиональному журналистскому сообществу остается одно: учиться создавать собственные СМИ на профессиональной основе, управлять издаваемыми СМИ не только как творческими коллективами, но и как предприятиями, создавать реальное конкурентное поле на информационном рынке и государству, и олигархам. Только тогда может быть реализована общественная функция четвертой власти, которая пока остается одним из мифов новейшей российской истории. В связи с этим в журналистской среде замелькало сравнительно новое понятие — «менеджмент». Однако вначале его рассматривали прежде всего как способность вести газетную коммерцию. «Без менеджеров нам крышка, — признавал, к примеру, один из руководителей «Уральского рабочего», — пробовали выделить таковых из себя, но путного ничего не вышло. Иной раз приходят опытные коммерсанты, нарабатывают за счет издания капитал, а потом все равно их приходится увольнять. Жаль, что у нас нет специализации газетного бизнеса, газетных менеджеров».
О журналистском менеджменте неизменно заходил разговор на различных семинарах и конференциях. В частности, он шел и на международном коллоквиуме «Условия экономической и политической независимости средств массовой информации» в Москве еще в июне 1993 г. «От факультета журналистики МГУ мы сегодня ждем не столько обойму журналистов-международников, сколько специа-
Глава 12
листов газетного менеджмента, рекламы, финансистов, которые специализируются на газетном бизнесе», — говорил тогда представитель «Московских новостей», полагая, что выживание прессы на российском рынке зависит во многом от соответствующих времени кадров, от умения переориентироваться с руководства творческим процессом на финансово-производственные проблемы, что «ситуация не оставляет времени на перевоспитание тех, от кого зависит финансовое благополучие коллектива».
Однако журналистский менеджмент — это не только управление финансами и бизнесом в редакционных коллективах, а более широкие наука и искусство.
На Западе уже давно создан целый ряд направлений в теории менеджмента, которые в последнее время стали предметом изучения в вузах России.
Если представители школы научного направления Ф. У. Тейлор, Ф. и Л. Гилбрет, Г. Гантт определили условия выполнения любой конкретной задачи (планирование, ресурсы, отбор подходящих работников, поиск лучших способов решения), то создатели классической (или административной) школы А. Файоль, Л. Урвик, Д. Д. Муни систематизировали подход к управлению всей организации, описали основные управленческие функции. Школа человеческих отношений и поведенческих наук (М.-П. Фоллет, Э. Мейо, Ф. Герцберг и др.) впервые применила приемы управления межличностными отношениями для повышения эффективности труда работников. Наконец, школа науки управления предложила решать сложные управленческие проблемы, применяя моделирование и количественные, математические методы.
Не менее важны и взгляды на процесс управления. В настоящее время можно выделить три подхода (процессный, системный и ситуационный), каждый из которых связан с предыдущим, формировался на его основе и дополнял его. Согласно процессному подходу, предложенному административной школой, управление — это процесс непрерывных взаимосвязанных действий, таких как планирование, организация, распорядительство, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решения, отбор персонала, представительство и ведение переговоров, заключение сделок. Системный анализ рассматривает организацию как открытую систему, модель которой состоит из трех компонентов: входа, преобразования и выхода. Применительно к редакции «вход» — это капитал, трудовые ресурсы, материалы, информация, а «выход» — это продукция, прибыль, а также социальная ответственность, удовлетворенность работников, стабильность коллектива. Все это — итог преобразований, зависящих от эффективности управления. Высокое качество «выхода» на практике часто достигается через опыт, методом проб и ошибок. Избежать последних можно путем прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям, то есть используя ситуационный подход. Он требует, чтобы редактор не только знал средства профессионального управления, но и предвидел вероятные — положительные или негативные — последствия от применения той или иной управленческой концепции или методики, адекватной конкретной ситуации, умел правильно интерпретировать последнюю и верно прогнозировать влияние на ее развитие различных факторов — одного или всех.
Редакция газеты, телерадиокомпания — это организация, то есть группа людей, объединенных общими целью и программой. Но это и предприятие, поскольку
Журналистский корпус
ставит своей задачей произвести специфический продукт — массовую информацию и, используя оригинальные формы распространения (газету, телерадиопередачу), продать ее, чтобы не только удовлетворить потребности и интересы аудитории, но и получить прибыль. Причем предприятие коммерческое, т. к. некоммерческие предприятия не интересуются получением материальной прибыли, их можно встретить в области образования, здравоохранения. Следовательно, в редакционной жизни должны реализовываться все четыре функции менеджмента. Первые три — финансы, производство и маркетинг — были предложены классической школой, четвертая — кадры — школой человеческих отношений и поведенческих наук.
Сам же менеджмент, с одной стороны, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и роста прибыли, а с другой — наука управления человеческими отношениями в процессе производственной деятельности коллектива, во время взаимосвязей потребителей с производителями. Отсюда к. менеджменту средств массовой информации можно отнести как совокупность принципов, методов, средств и форм подготовки и выпуска продукции СМИ (с целью удовлетворения потребностей массовой ауди -тории и получения прибыли), так и науку управления человеческими отношениями в процессе производственной деятельности коллектива СМИ, а также в ходе взаимосвязей с инфраструктурой журналистики и потребителями информации.
Первая функция менеджмента — финансовая: добиваться превышения доходов над расходами, вести финансовую работу, четко ориентироваться в экономике издания, телерадиокомпании.
Вторая функция — содержательная: подготовка высококачественных журналистских материалов, облеченных в интересные жанровые формы, с тем, чтобы товар — информация обладал зримой потребительской стоимостью.
Третья функция — маркетинговая: связана с умением продать этот товар на информационном рынке, для чего важно исследовать рынок, найти в нем целевую нишу, оперативно следить за колебаниями спроса со стороны аудитории и, как следствие, проводить инновации — менять содержание сообщений и форму их подачи.
Четвертая — кадровая: это творческая отдача сотрудников СМИ, их поведение в социальной и профессиональной средах, наконец, это и паблик рилейшнз. Внешний круг паблик рилейшнз — создание и поддержание имиджа издания, те-лерадиокампании в глазах общественности конечно важен. Но еще более значим, на наш взгляд, круг внутренний, цель которого — установление гармонии внутри редакции, предотвращение трудовых конфликтов, стабильность коллектива, управление персоналом, его мотивация, развитие инициативы и творчества журналистов.
Таким образом, теория и методика профессионального творчества, психология журналистики, право и этика СМИ, социология журналистики, экономика и маркетинг СМИ, общественные связи и реклама, организация газетного и радио-телепроизводства — все эти лекционные курсы, читаемые в университетах пока изолированно друг от друга, соотносимы с менеджментом средств массовой информации. Более того, в процессе обучения студентов факультетов журналистики менеджмент СМИ можно рассматривать как комплексную проблему, интегрирующую в себе многие учебные дисциплины.
Глава 12
Менеджер — это профессиональный управляющий, директор предприятия, руководитель отдела. Скажем, в США основная масса государственных служащих по должностям делится на 18 рангов: низший персонал (конторские служащие, машинистки) — 1-8-й ранги. Руководящий персонал низшего звена (supervisors) — 9-12-й ранги, руководители среднего звена (manager) — 13-15-й ранги, а высшему профессиональному руководству (министрам, их заместителям, главам федеральных бюро, агентств, ведомств) отведены 16-18-й ранги (executives). Менеджеры — это руководители среднего звена: 14 % от 2,8 млн служащих федеральных органов управления. Но гораздо больше менеджеров работает в частных компаниях США [11].
Задача менеджера в СМИ (мы имеем в виду прежде всего редактора, члена редколлегии, заведующего отделом редакции газеты, телерадиоканала, руководителя телерадиопрограммы) квалифицированно руководить редакционной деятельность, поэтому он обязан владеть методами и средствами управления коллективом на основе понимания его внутренних связей, глубоких знаний социологии, психологии, организации газетного или радио- и телевизионного производства. Кроме знания и умения применять традиционные в практике российских средств массовой информации приемы, менеджер должен обладать способностью быстро и правильно оценивать реальную рыночную ситуацию и находить достаточно хороший, если не единственный выход.
Менеджер в газете
Остановимся подробнее на особенностях газетного менеджмента. Газетный менеджер — это в одном лице руководитель редакционного коллектива, его творческой работы, предприниматель и бизнесмен. Он обязан уметь: 1) организовывать и планировать производство издания и реализацию газетных номеров, добиваясь при этом безубыточности, а затем и прибыли; 2) руководить редакционным коллективом на уровне современных требований, быть лидером; 3) побуждать сотрудников редакции к творческой деятельности, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного; 4) быть предельно объективным независимо от своих симпатий; 4) находить выход из конфликтных ситуаций; 6) подбирать, отбирать и обучать сотрудников; 7) вести деловые переговоры.
Важнейшая цель менеджера в рыночной экономике — продать то, что произведено, и получить доход. Как решить подобную проблему редактору газеты? Использовать методы и приемы определения и удовлетворения читательских потребностей, интересов, нужд и запросов людей, которые покупают или могут купить газету.
Таким образом, газетный менеджмент — как бы равнодействующая двух векторов: экономического (управление экономикой и маркетингом газеты) и социально-психологического (управление творческим коллективом).
Управление экономикой и маркетингом газеты — это оптимизация финансовой деятельности издания, акцент на развитие экономических факторов его жизнедеятельности; исследование читательской аудитории, ее нужд; анализ, оценка и прогнозирование состояния газетного рынка; формирование стратегии и тактики
Журналистский корпус
рыночного поведения газеты; определение тематики, содержания и оформления номеров; проведение тиражной и ценовой политики издания; установление каналов его распространения; поиск рекламодателей и выполнение их заказов на публикацию рекламных обращений; поддержка взаимовыгодных связей с коммерческими и государственными предприятиями, политическими партиями, общественными движениями и властными структурами (внешний круг «паблик рилейшнз»); организация издательской и коммерческой (внегазетной) деятельности.
Заметим, что у менеджеров радио и телевидения своя специфика в области управления экономикой и маркетингом. Редактор, администратор, директор съемочной группы при организации работ в условиях государственного или коммерческого телевидения должны уметь: готовить смету расходов на создание теле- или радиопрограммы (в том числе планировать затраты и делать расчет гонорара); закупать готовую продукцию и право на показ программы в эфире; правильно оценивать стоимость телерадиопродукции при подготовке переговоров по купле-продаже, а в переговорах отстаивать «стартовую цену» этой продукции; устанавливать хорошие взаимоотношения со службами Министерства связи, владеющими техническими средствами передачи теле- и радиосигнала; самостоятельно использовать средства связи, компьютерное оборудование; заключать договоры на приобретение информационной продукции у информационных агентств; вести маркетинг с целью освоения новых направлений на радио и телевидении; пропагандировать телепрограммы через газеты и журналы; передавать или продавать телерадиопрограммы печатным изданиям по лицензионным договорам.
Управление коллективом — это стимулирование творческой отдачи сотрудников, подбор и обучение кадров, контроль за соблюдением профессиональной и служебной этики, развитие демократических начат в журналистской среде, создание и поддержание благоприятного микроклимата в коллективе (внутренний круг «паблик рилейшнз»).
Так, на радио и телевидении следует обеспечивать нормальные взаимоотношения редакторской службы и экономической службы внутри съемочных или ра-дийных групп, внутри телекомпании или продюсерской (коммерческой) компании; бухгалтерских служб со службами маркетинга и рекламными группами; преодолевать противоречия через поиск общих интересов и т.д.
Но вернемся к газетному менеджменту. Итак, маркетинг — направляющая, формирующая часть газетного менеджмента, его интегративная функция, преобразующая потребности читателя в доход газеты. Успех дела связан с реализацией принципов газетного маркетинга и совершенствованием его комплекса. Другой, социально-психологический, вектор затрагивает адаптированность руководителя в редакционном коллективе, воздействие менеджера на установление творческой и деловой атмосферы в среде подчиненных. Менеджер обязан создавать и стимулировать атмосферу творчества и инициативы в журналистском коллективе, находить индивидуальный подход при взаимодействии с сотрудником, тонко чувствовать психологический климат, хорошо разбираться в мотивах поведения, использовать соответствующие методы воздействия, уметь привлечь коллектив на свою сторону, увлекать своими делами. Стимулирования творческой инициативы часто
Глава 12
требует от менеджера применения нетрадиционных приемов, таких как предоставление подчиненному возможности ошибаться.
Помимо перечисленных качеств менеджер должен иметь организаторские способности, т. е. искусство менеджера-журналиста можно определить как умение, способность руководить, творчески использовать на практике приобретенные знания и накопленный опыт.
На стыке двух векторов находится важный и деликатный вопрос — оплата труда журналиста. С одной стороны, необходимо материально заинтересовать сотрудника редакции, обеспечить его хорошей зарплатой, а с другой — добиться того, чтобы заложенная в смете заработная плата не привела к убыточности издания. В большинстве редакций оплата труда прямо связана с тем, насколько активно сотрудник участвует в создании номеров, в повышении доходов газеты. Когда в «Вечернем Екатеринбурге» организовали товарищество с ограниченной ответственностью, то зарплату поставили в зависимость от прибыли газеты. Заработок самого низкооплачиваемого сотрудника редакции сделали базовой единицей. Ее умножают на коэффициент 5,5, чтобы определить зарплату редактора, на 2,9 — для определения заработка корреспондента. Но к последнему предъявляется требование выполнять месячную норму — публиковать 5 тыс.строк. Отклонение от нее в ту или иную сторону увеличивает или уменьшает коэффициент 2,9 на единицу, что ведет к корректировке заработка.
В «Вечерней Москве» зарплата состоит из трех частей: оклада, надбавок и премии. Дважды в год выплачиваются дополнительно две зарплаты за хорошую работу, утверждены именные ежегодные стипендии: имени Михаила Кольцова (он когда-то работал в «Вечерке»), имени Игоря Табашникова (создателя дизайна одного из приложений газеты — «Вечерний клуб». Табашников погиб в автокатастрофе). Хотя зарплата здесь «закрытая», основные параметры известны: главный редактор получает в 8 раз больше литературного сотрудника.
В то же время в коллективах стремятся создать действенные системы, направленные на четкое соблюдение производственной дисциплины. Так, на телевидении разработана шкала ответственности, по которой за опоздания, самовольный уход с работы, неподчинение руководству, срыв сроков выполнения задания без уважительных причин, нарушение технологии производства журналист наказывается штрафом до 20 % оклада, а за срыв работы подразделения в целом, остановку производственного процесса, подрыв репутации редакции в глазах аудитории, при наличии откликов штраф возрастает до 50 %. Такая же шкала действует и в отношении администрации: за необеспеченность телегруппы автотранспортом для выполнения заданий, видео- и звукотехникой, магнитной, кино- и видеопленкой, фотоматериалами штраф составляет четверть оклада. Но он достигает 100 % ставки при отказе руководителя от выполнения планового задания, реализованного более чем наполовину.
Выше уже говорилось о контрактной системе приема журналистов на работу. Некоторые редакции пытаются практиковать новшество. «У нас жесткая система отношений, с каждым человеком заключен контракт, я могу с сегодняшнего дня расстаться с ним, повысить или понизить ему оклад, — говорит главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев. — Причем коммерческая тайна: ни один
Журналистский корпус
сотрудник не знает, сколько зарабатывает другой. Ведомостей никаких нет — деньги выдаются в конверте, каждый сотрудник расписывается на отдельном листке. Кто сколько получил, знаем только я и бухгалтер». Практика, о которой рассказал П. Гусев, конечно, не бесспорна. Нелегко работать в коллективе, опасаясь, что в любое время тебя могут уволить, а тайна заработка, соблюдать которую предписано, может породить недоверие и подозрительность среди коллег по редакции. Но, тем не менее, «Московский комсомолец» не является исключением. Например, в «Вечернем Петербурге» из зарплат и окладов сотрудников тайну сделали еще в 1991 г.
«Могу с сегодняшнего дня расстаться...» А где гарантия, что пришедший в редакцию новичок будет работать лучше уволенного? Конечно, на должность корреспондента стремятся принимать тех, кто мыслит независимо и нестандартно, умеет доставить актуальную информацию, способен анализировать явления и ситуации, может писать ярко, талантлив. Но чтобы стать руководителем газеты, заведующим или редактором отдела редакции, необходимо продемонстрировать качества журналиста-менеджера.
В доперестроечное время редакторы и члены редколлегий, руководители радио- и телекомпаний назначались или утверждались партийными комитетами соответствующих уровней, как правило, из числе партийных работников. Часто они имели смутное представление о природе, роли, особенностях журналистской деятельности. От них требовалось прежде всего четко выполнять директивы КПСС. Да и в постперестроечные годы основанием для назначения на высокий журналистский пост порой становилась не компетентность кандидата, а его близость к власть имущим. Так, руководителем телевизионного канала «Останкино» в начале 1990-х гг. стал В. И. Брагин, бывший первый секретарь Бежецкого райкома Калининской (ныне Тверской) области. Его сменил академик А. Н. Яковлев. И только после него президентами «Останкина» (ныне ОРТ) становились профессионалы А. Благово-лин, К. Пономарева и др.
Сегодня в подавляющем большинстве газетных редакций, а также негосударственных радио- и телекомпаний уже нет практики назначения руководителей-менеджеров сверху. Их избирает сам коллектив тайным голосованием, как правило, на альтернативной основе. К примеру^ на выборах главного редактора петербургской газеты «Смена» победил рядовой корреспондент, обогнав соперника — заместителя главного редактора издания. На выборах в «Невском времени» (в связи с трансформацией редакции в акционерное общество) главный редактор проиграл ответственному секретарю.
Однако надо заметить, что конкурсы редакторов и членов редколлегий часто проводятся формально, потому что пока нет опыта проведения конкурсных избраний, не разработана методика и основы организации этой формы подбора кадров. Поэтому в кадровой работе весьма ценным может стать проведение тестов и деловых игр. Например, участвующим в конкурсе на должность корреспондента можно предложить тест «ПАТ» (профессиональный анализ текста), а при избрании редакционных руководителей представляет интерес деловая игра «Вакансия».
Десятки качеств, которыми должен обладать идеальный менеджер-журналист, объединяют в 19 групп. Члены редакционного коллектива, участвующие в игре, оценивают качества претендентов на вакантную должность по пятибалльной систе-
Глава 12
ме: высший балл — 5, самый низкий — 1. Причем баллы проставляются дважды; в первой графе «В какой мере данная должность требует, чтобы занимающий ее работник знал и понимал...», и во второй — «В какой мере претендент на должность знает и понимает...». Скажем, в 3-й группе «Общие умения» указано такое качество, как «работа с документацией». В данном случае первая оценка ставится, исходя из понимания, насколько нужно руководителю уметь работать с документацией, а вторая — исходя из представления о том, умеет или не умеет претендент работать с документами. Получивший максимальное количество баллов объявляется победителем конкурса и становится руководителем коллектива. Приведем перечень качеств руководителей редакции, которые подлежат оценке.
1. Общая компетентность: знание директивных документов, теории и практики журналистики, теории управления, психологии управления, научной организации труда, социологии, права, социальной психологии, зарубежного опыта издания газет, зарубежного опыта руководства редакционным коллективом.
2. Знание и понимание проблем современности: особенностей управления в условиях рынка, перестройки общественных отношений и психологии людей, роли личного примера руководителя, путей перестройки журналистики.
3. Общие умения: работать с документацией, заниматься снабжением, организовывать выполнение поручений; обучать сотрудников и вести воспитательную работу; внедрять передовой опыт выпуска газет; привлекать коллектив для подготовки решений.
4. Умение принимать решения: доверять пра