Ресурсный рынок. Рынок типографских услуг
Рассмотрим к примеру рынок типографских услуг. Он — часть ресурсного рынка, состоящего из таких сегментов, как финансовый, рабочей силы (журналисты, технические и коммерческие работники), материалов (в том числе и газетной бумаги), технический (компьютеры, оргтехника), издательский (типографии, технические телецентры), службы распространения. Как правило, и типографии и технические телецентры не зависят от редакций газет и журналов, от телерадиокомпаний. Это позволяет им как монополистам устанавливать весьма высокие цены за услуги. Задержки с оплатой полиграфических услуг ведут к срыву выпуска номера газеты. Так, однажды в Петербурге несколько дней не выходили тридцать газет, в том числе и ведущие «Санкт-Петербургские ведомости». Газетный комплекс отказался их печатать до внесения планы за услуги. Решить проблему зависимости от монополии рынка типографских услуг, как и от монополии рынка бумагопроизво-дителей можно, если экономически объединить их в единую технологическую цепочку. В этом направлении призван работать закон РФ «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоизданий», принятый в 1995 г., по которому полиграфические предприятия федерального значения подлежат акционированию. При этом 50 % акций получают редакции газет и журналов, которые печатаются в конкретной типографии; 25,5 % акций сроком на три года остаются в ведении государства, а остальные 24,5 % — распределяются в коллективе типографии. Доля акций, получаемых редакцией газеты, зависит от веса издания (объем номера, тираж, периодичность), что легко установить по объему бумаги в тоннах,
СМИ как предприятие______________________ 141
потраченной на годовой выпуск издания. После принятия закона прошло несколько лет, но акционирование идет крайне медленно. Петербургский газетный комплекс стал акционерным обществом только в начале 2004 г. Второй путь сокращения типографских расходов — приобретение собственного настольного редакционно-из-дательского комплекса, на котором можно вести допечатный процесс.
На территории России действуют 6 тысяч полиграфических предприятий, подразделений и участков, располагающих хотя бы одной печатной машиной, но основную продукцию выпускают лишь каждое третья типография государственного сектора. Последний преобладает по нескольким причинам. Во-первых, высокая капиталоемкость производства (оборудование сложное, высокоточное и потому дорогое) требует больших инвестиций, которыми не всегда располагает частный сектор; во-вторых, из-за низкой рентабельности печатного дела этот сектор не заинтересован в приватизации государственных предприятий полиграфии; в-третьих, приватизация мелких, выпускающих местные газеты, типографий в силу низкой рентабельности производства может побудить коммерсантов перепрофилировать эти типографии под торговые, банковские или иные «точки».
Процесс приватизации затрагивает лишь крупные полиграфические производства. Так, издательства «Пресса» и «Известия» акционированы управлением делами администрации Президента РФ, а остававшийся в ведении Госкомпечати крупнейший издательско-полиграфический комплекс «Московская правда» (до 1991 г., подчинялся управлению делами ЦК КПСС) в августе 1998 г. передан правительству Москвы. Здесь печатаются 128 газет и 40 журналов («Вечерняя Москва», «Сегодня», «Новая газета», «ВЕК» и т.д.). Но и этот комплекс нуждается в техническом перевооружении, которое требует не менее 20 млн долларов. Издательство не могло взять кредит на такую сумму. Теперь проблема будет решаться московским правительством. Обновленная «Московская правда» сможет выпускать и те издания, которые делаются в цвете и потому пока печатаются в Финляндии, Германии, Чехии, оставляя там немалые деньги (1,5 млн долларов в год). Под контролем московского мэра Ю.М.Лужкова находится созданный его правительством медиа-холдинг «Метрополис», куда входят ТВ-центр, газета «Россия», «Литературная газета», «Вечерняя Москва». «Куранты», «Тверская, 13, «Метро», «Центр плюс» [3].
Снижение доходов полиграфических предприятий — следствие их технического и технологического отставания от мирового уровня. В районных и городских типографиях более половины печатных машин давно устарело и изношено. Российские полиграфисты по-прежнему применяют технологию высокой печати, низкопроизводительную и экологически опасную: мировой уровень такой технологии не превышает 10 %, а в местных типографиях России высокая печать составляет 64,4 % [4]. Основная техника закупается за рубежом, но нехватка собственных средств предприятий и отсутствие централизованных валютных запасов привели к спаду технического перевооружения полиграфии. Так, заявки министерств и регионов на 1995 г. предусматривали капитальные вложения в размере 125 млрд руб., но из федерального бюджета было выделено лишь 7 млрд, или 5,5 % [5].
Правда, в последнее время укреплены мощности таких издательско-полигра-фических комплексов, как «Пресса», «Московская правда», «Ульяновский Дом книги», в регионах создано и оснащено офсетной техникой почти 200 пунктов центра-
Глава 4
лизованной печати городских газет, в которых сейчас выпускает более половины местной прессы. Сооружаются новые объекты: первая образцовая типография в Москве, полиграфические комбинаты в Твери и Саратове, газетно-журнальный комплекс в Орле, завод офсетных пластин в Щекине Тульской области. Тем не менее, масштабное техническое перевооружение затронуло лишь часть отрасли. При существующих объемах финансирования ее производственных потенциал можно обновить только к 2025 г.
В 1993-1994 гг. было принято несколько Указов Президента и постановлений правительства о развитии материальной базы полиграфической промышленности в регионах, в частности в Самарской области, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе, республиках Тува, Адыгея, Северная Осетия, Ингушетия. А в 1995 г. правительство утвердило Федеральную целевую программу «Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2000 годах». Полная реализация программы требовала инвестиций в размере свыше трех триллионов неденоминированных рублей, что позволило бы укрепить и развить материально-техническую базу российской полиграфии, обеспечить потребности России в газетах и конкретных видах социально значимой литературы.
Несмотря на проведенные в последние годы строительство и реконструкцию объектов государственного телевидения и радиовещания, еще значительное количество телерадиоцентров размещено или в неприспособленных помещениях, или зданиях, построенных по устаревшим проектам. Большинство центров оснащены морально устаревшим оборудованием, физически изношенным и экономически невыгодным из-за высокой стоимости обслуживания, большой энергоемкости и чрезмерного расхода ленты. В 31 из 90 государственных региональных телекомпаний России студийное оборудование прослужило свыше 15 лет. Раньше его поставляли бывшие социалистические страны (Венгрия, ГДР, Чехословакия) и союзные республики (Украина, Литва, Белоруссия, Латвия). С переходом в 1991 г. на расчеты в валюте поставки прекратились.
Федеральная комплексная программа создания технических средств связи, телевидения и радиовещания (принята в 1994 г.) предусматривала создание до 2001 г. современной отечественной аппаратуры для оснащения реконструируемых и строящихся объектов (в 1995 г. сооружались телецентры в Новгороде, Черкасске, Дудинке, телерадиоцентры в Белгороде, Горно-Алтайске, радиодом в Архангельске и др.) [6]. Объединение с июня 1998 г. региональных государственных телецентров в единый холдинг во главе с Российским ТВ придало реконструкции телевидения дополнительный импульс. Однако из-за недофинансирования обе комплексные правительственные программы не были выполнены.
Что касается услуг Министерства связи, в частности распространения прессы, то в структуре подписной цены на газету затраты, связанные с оплатой почтовых тарифов, составили почти 40 %. Но вот парадокс: хотя в целом почтовая отрасль и имеет прибыль, из 79 региональных управлений Федеральной почтовой связи убыточны 30. А финансовые показатели Управления упали из-за доставки газет: так, в 1995 г. редакции перечислили ему за распространение изданий 500 миллиардов неденоминированных рублей, а почта затратила на эти цели 818,1 млрд, или на 318,1 млрд руб. больше.
СМИ как предприятие
На этапе перехода к рынку стали преобладать экономические проблемы в журналистике. Согласно статье 19 Закона РФ «О средствах массовой информации», редакция может быть самостоятельным хозяйствующим субъектом. Абсолютное большинство редакций использовало это право, зарегистрировавшись в юридических комитетах региональных администраций как предприятия. Избрав ту или иную форму управления экономикой, они руководствуются законами РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об акционерных обществах», другими нормативными актами по проблемам хозяйствования и предпринимательства. В редакциях вспомнили азы политэкономии и заговорили о том, что в условиях рынка журналистская информация имеет двойственную природу. С одной стороны — это продукт духовного производства, создаваемый с целью воздействия на сознание человека, побуждения его к определенной деятельности, изменения его представлений о мире или просто для лучшей ориентации в тех жизненных ситуациях, в которых он находится. Но, с другой стороны — это продукт, который, поступая на рынок, становится товаром. Как всякий товар, информация обладает потребительской стоимостью и просто стоимостью. Первая означает способность этого товара удовлетворить информационную потребность его покупателя. Вторая — просто стоимость журналистской информации — означает цену затрат труда, необходимого для производства этого товара. Уровни потребительской стоимости и стоимости влияют на экономику средства массовой информации, его прибыль, рентабельность.
В двадцатом столетии российская журналистика входила в рынок дважды: в начале века и в конце его. Что же касается рыночной стихии времен НЭПа, то она не затронула прессу, находившуюся тогда под жестким контролем партии большевиков.
Интересный и богатый опыт успешной деятельности российской журналистики начала XX века в рыночных условиях оказался не востребованным: 70 с лишним лет поколения журналистов воспитывались на ситуациях, далеких от бизнеса и рынка.
В январе 1992 г. в России был взят курс на «шоковую терапию» в экономике: либерализацию цен, приватизацию, быстрый переход к рынку. Инфляция больно ударила не только по интересам российских граждан, но и по экономике свободной прессы. Себестоимость газет резко пошла вверх, что вынудило редакции адекватно поднять цены, ставшие весьма ощутимыми для читателей. Это, в свою очередь, привело к падению тиражей изданий.
Ситуация со средствами массовой информации зеркально отразила социально-экономическую ситуацию в стране. В начале 90-х гг., в связи с распадом социалистической системы в странах Восточной Европы и России, встала проблема создания нового демократического общества с эффективной рыночной экономикой, Но вскоре оказалась, что вместо подлинного рынка Россия пришла пока к переходной экономической системе промежуточного типа, когда планового управления уже нет, а рыночные рычаги еще не заработали в полную силу. До начала радикального реформирования народного хозяйства были споры между сторонниками «регулируемой рыночной экономики» и теми, кто ориентировался на монетаристскую модель рынка, при которой экономические функции государства сводятся к минимуму. В условиях, когда руководство страны практически ни одну из различных программ полностью не осуществило, экономическое положение постепенно ухудшалось. С распадом СССР завершилось начавшееся было реформирование в рамках «рыноч-
Глава 4
ного социализма» и были упущены благоприятные возможности безболезненно перейти от глобального разрушающего кризиса к постепенной трансформации форм и методов хозяйствования.
На начавшуюся 2 января 1992 года «шокотерапию» возлагали немалые надежды. Предполагалось, что взаимодействие роста цен в условиях дефицита с ужесточением финансовых условий должно привести к падению спроса, наполнению рынка товарами, их последующему удешевлению и достижению рыночного равновесия. В результате началось оживление деловой активности, перелив капитала в приоритетные отрасли, наметился экономический рост.
Однако правительство допустило ошибку, когда вовсе отказалось от применения различных методов регулирования цен. Такая либерализация при отсутствии эффективной антимонопольной политики привела к закреплению монопольно высоких цен при одновременном снижении производства.
Реализуя в макроэкономике идею монетаризма, реформаторы стремились достигнуть финансово-денежкой стабильности посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью резкого сокращения бюджетного дефицита (основные направления — уменьшение военных расходов и субсидий предприятиям, снижение инвестиционной активности со стороны государства). Ставка стала делаться на частных инвесторов. Но собственные возможности предприятий по финансированию капитальных вложений в условиях экономического кризиса в стране снизились, а коммерческие кредиты не играли существенной роли (шли в основном на оборотные фонды — сырье, материалы, а не на основные — реконструкцию, модернизацию). В результате произошло обвальное падение инвестиций в производство.
При быстрой смене формы собственности государство не играло решающей роли и в грамотном проведении приватизации, которая не смогла привести к формированию среднего класса в социальной структуре: частные, приватизированные предприятия имели низкий удельный вес в объеме производства, хотя число их было весьма велико. К тому же предпринимателя сковывала неразумная налоговая политика. Только в 2001 г. был принят Налоговый кодекс, которым установлена щадящая (13 %) планка налогов.
Придавая исключительное значение механизму стихийного рыночного саморегулирования, реформаторы не учли особенностей экономического мышления граждан России, имеющего такие черты, как общинность, стремление к коллективным формам собственности и хозяйствования, ограничение инициативы, приоритет духовного над узкоматериальным. «Шокотерапия» не могла не иметь социальных последствий, но правительство проигнорировало значение социальных издержек, рассматривая их как цену реформ. В результате социальная база последних предельно сузилась. В обществе усилилась напряженность, все время подпитываемая конфликтами и противостоянием между исполнительной и законодательной ветвями власти, что, в свою очередь, препятствовало проведению реформ.
В дореформенный период не только идеологическая чистота средств массовой информации, но и финансовая деятельность редакций, тиражная политика жестко контролировались партийными комитетами. Управление делами ЦК КПСС устанавливало единые цены на бумагу, полиграфические услуги, распространение и доставку газет, а почти всю прибыль забирало себе, пополняя «золото партии». Любопытно в связи с этим вспомнить итоги финансовой активности ведущих ленин-
СМИ как предприятие
градских газет в 1990 г., последнем перестроечном году. Редакциям было оставлено от 2 до 4 % заработанных ими накоплений («Ленинградской правде» — 70,6 тыс. руб. из 2429,6 тыс.; «Вечернему Ленинграду» — 36,8 из 1650,3; «Смене» — 32,4 тыс. из 748,6 тыс. руб.). Общие расходы у этих изданий не превышали 63 % выручки, затраты на бумагу колебались от 37 до 43 % себестоимости, на распространение уходило от 19 до 22 %, а на типографию не более 12 % всех издержек [7].
Сегодня средствам массовой информации предоставлена полная свобода — политическая и экономическая. Прибыль остается теперь в редакции. Но в это время фантастически выросли издательские расходы. Производители бумаги, полиграфисты, связисты, работая на государственных или акционерных предприятиях, диктуют высокие цены, исходя из собственных интересов, пресекая попытки редакций газет в условиях приватизации стать совладельцами этих предприятий. В итоге в общей подписной цене издания доля расходов только на оплату услуг связи составляет почти 40 %. Для центральных газет дополнительные затраты связаны с перевозкой их железной дорогой, самолетом в регионы России. Только за короткий период с 1993 по 1995 гг.стоимость этих перевозок возросла в 269 раз! Увеличение этих и других расходов привело к тому, что за три года подписная цена на экземпляр среднестатистического издания (газеты формата А2, выходящей 3 раза в неделю на 6 полосах) выросла в 113 раз (см. табл. 1) [8]. В последние годы рост замедлился, но доля перевозок и услуг связи в подписной цене не уменьшилась.
Одновременно заметно снизилась покупательная способность читателя: если раньше человек мог купить 3-4 газеты, то сегодня не более одной. Эти две взаимосвязанные проблемы породили ярко выраженную тенденцию к снижению спроса массовой аудитории на периодические издания. Хотя резко увеличилось число различных газет, разовый подписной тираж российской прессы сократился более чем в 6 раз.
Таблица 1 Динамика подписных цен на газету (за экз. среднестатистического издания в руб.)
Структураподписной цена | 1993 г. | 1994 г. | 1995г. | |
Оптовая цена | 1,01 | 12,85 | 57,42 | |
Обработка заказов | 0,10 | 0,75 | 6,75 | |
Экспедирование | 0,11 | 2,25 | 20 25 | |
Магистральные перевозки | 0,38 | 6,80 | 102,20 | |
Каталожная цена | 1,60 | 22,65 | 186,72 | |
Цена местных услуг связи | 0.78 | 8,30 | 82,06 | |
Общая подписная цена | 2,38 | 3,95 | 268,78 | |
Доля стоимости перевозок в | общей | |||
подписной цене, % | 15,9 | 21,97 | 38,02 | |
Доля стоимости услуг связи | ||||
в общей подписной цене, % | 37,39 | 34,08 | 38,06 | |
Доля стоимости перевозок и | услуг | |||
связи в общей подписной цене, % | 53,29 | 56,05 | 76,08 | |
Удельный вес издательских | ||||
и редакционных расходов в обшей | ||||
подписной цене на газету, % | 46,71 | 43,95 | 23,92 |
Глава 4
Эти тревожные перемены особенно затронули центральные весьма популярные ранее издания. Общий тираж (подписка и розница) каждой из таких газет, как «Комсомольская правда», «Известия», «Литературная газета», «Советская Россия» с 1990 по 1996 гг. упал в 15 и более раз. А газета «Правда» стала своего рода рекордсменкой — ее тираж «съежился» в 51 раз!
Сокращение тиража ведет не только к потере части дохода, но часто к убыточности и последующему банкротству издания. Поданным Северо-Западного регионального управления Комитета РФ по печати на 1 января 1999 г. в Санкт-Петербурге было зарегистрировано свыше шестьсот газет, а фактически функционирует лишь полторы сотни. По данным Союза распространителей печатной продукции лишь 10 % стабильно выходящих в России изданий живут за счет создаваемого информационного продукта, который востребован и оплачен читателями. Объем затрат на производство печатной продукции в России в 1999 г. составил от 1,8 до 4,2 млрд долларов. Доходы от реализации тиражей в тот же период колебались в пределах 500 млн долларов [9].
4.1.2. Стандарты качества информации
Рассматривая потребительские свойства такого товара, как журналистская информация, следует учитывать определенные стандарты ее качества. К товарным характеристикам относятся: территориальный охват, периодичность, объем, характер и актуальность информации, ее источники, удобство поиска и доступность. Наконец, дизайн издания, его иллюстративность. Высокие потребительские свойства продукции формируют имидж средства массовой информации.
Имиджем можно и нужно управлять, но базой его служит репутация. Репутация газеты воспринимается на всех уровнях взаимодействия с окружающим миром: газета — аудитория {идейно-политическая позиция); газета — власть (оценивается принципиальность позиции); газета — конкурирующие издания {профессиональная репутация); газета — партнеры (коммерческаярепутация). Причем репутация складывается из репутаций учредителя, владельца, редактора, редакционного совета, редакционной коллегии, отделов редакции, репутаций отдельных журналистов, в особенности тех, чьи имена на слуху. Составляющие репутации самого издания в большой степени совпадают с принципами журналистской деятельности, этическими принципами, в том числе: объективность и правдивость (стремление к истине); принципиальность и последовательность в отстаивании заявленной позиции; независимость; служение обществу и гражданская смелость; взвешенность и конструктивность; профессионализм; современность и т.д. Наличие одного, двух «золотых перьев» в редакции, соотношение между журналистскими и рекламными материалами, информационными и аналитическими публикациями, внешний облик номера, постоянство фирменного стиля, особенно слогана и логотипа — все это создает имидж газеты в сознании читателя. У имиджа радиостанции иные слагаемые — концепция информационного вещания, музыкальный формат и музыкальные отбивки, порядок подготовки ведущих (диджеев). Свои параметры у телекомпании. Рассмотрим их подробнее.
Критерии оценки качества видеоканала и информационного блока следующие:
• наличие публицистической тематики; социальная значимость, актуальность, дискуссионность и новизна поднимаемых проблем; полнота, обоснованность
СМИ как предприятие
и убедительность приводимых аргументов и фактов, компетентность участников передач, точность адресной направленности видеоканала;
• событийность и информационность; широта представленной тематики, уровень оперативности показа и плотность информации, занимательность и оригинальность сюжетов, репортажей;
• наличие сквозной идеи, тематическая завершенность, завязка, динамика развития телевизионного действия, эпилог;
• сбалансированность видеоканала по тематике, видам и формам вещания; преемственность и взаимодополняемость в поддержании «лица» видеоканала;
Критерии уровня художественно-постановочного решения:
• интересная форма подачи материала, точное композиционное построение видеоканала в целом;
• образность раскрытия темы, драматургический ход;
• выбор средств выразительности, звукового, музыкального, шумового; органичность их сочетания, новизна режиссерского решения;
• использование средств, поддерживающих зрительский интерес, акцентирующих внимание на основной теме;
• внесение новых элементов и творческих приемов (техника съемки, светоко-лористическое решение, применение спецэффектов и т. п.);
• удачный состав участников передач, артистов, исполнителей, подбор репертуара;
• психологическая подготовка и уровень адаптации участников передач, атмосфера общения (естественность, доброжелательность, чувство юмора и быстрота реакции), чувство экранного времени;
• качество художественно-декоративного оформления, его соответствие тематике отдельных компонентов и видеоканала в целом;
• стилевое единство выбранных средств экранной выразительности, создание целостной программы дня;
• органичность музыкального оформления;
• органичность использования в видеоканале компилятивнго материала, ранее записанного на кинопленку или видеоленту.
Критерии уровня качества ведения видеоканала:
• естественность и непринужденность, поведение и манеры (жесты, мимика, выразительность, эмоциональность) ведущего;
• свобода обращения с письменным текстом;
• контакт с аудиторией, с участниками дискуссии, беседы, интервью, репортажа; дистанция общения (психологический контакт);
• умение ведущего адаптироваться в нестандартных ситуациях;
• техника речи, постановка голоса, интонации, дикция, темп, произношение, артикуляция;
• культура речи, богатство словарного запаса, краткость, ясность, доходчивость, простота, чувство экранного времени;
Глава 4
• имидж ведущего.
Недостатки, снижающие оценку видеоканала:
• отсутствие «лица» видеоканала;
• отсутствие одного из блоков-компонентов видеоканала:
а) событийно-информационного;
б) публицистического;
в) музыкально-развлекательного;
г) постановочных тематических страниц;
• несбалансированность по тематике, видам и формам вещания;
• застывшая форма (статичность), отсутствие сквозной идеи, тематической завершенности в содержании канала, смещание смысловых акцентов;
• отсутствие стилевого единства в художественно-декоративном оформлении видеоканала, в подборе иконографического материала и музыкального оформления;
• отсутствие у ведущего отчетливо выраженной позиции, стержня, объединяющего отдельные компоненты телевизионного вещания в целостную программу;
• длинноты, смысловые повторы, рыхлость отдельных материалов и видеокнаа-ла в целом.
• брак по свету, по звуку, по изображению.
• низкий качественный уровень одного из компонентов или видеоканала в целом.
• превышение хронометража видеоканала на 15 % и более от установленного макетом объема.
Недостатки, снижающие оценку информационного блока:
• отсутствие своего «лица» в информационном блоке;
• низкая плотность информации, большой объем разговорных компонентов, безадресность информации;
• неестественность или скованность ведущего, бедность его словарного запаса, штампы, многословие, смысловые повторы;
• непрофессиональное композиционное решение кадров, брак по свету, звуку и изображению;
• неорганичность, инородность информационного блока в видеоканале;
• низкий качественный уровень отдельных элементов.