Как готовиться к лабораторному практикуму?
Лабораторный практикум является частью курса «Основы теории журналистики». Цель лабораторного практикума – сформировать и закрепить у студентов навыки и умения практической работы в условиях системы СМИ, как исследователей публичной сферы коммуникаций.
К задачам лабораторного практикума относятся:
а) выработка умений работы с теоретической литературой;
б) тренинг исследовательских методик (фокус-групп, глубинных интервью, моделирования и т.п.);
в) профессиональное знакомство с практической журналистикой;
г) ориентация в региональной и общефедеральной системе СМИ.
Лабораторный практикум предусматривает массированную учебную деятельность студентов в лаборатории теории и практики массовой информации. Это модульная система лабораторного обучения, включающая в себя самостоятельную работу студента под руководством консультанта-преподавателя. В лабораторный практикум включаются десять лабораторных работ по основным темам курса с рекомендациями по их выполнению и одна бонусная работа. Методические разработки содержат: формулировку задания, цель и задачи работы, алгоритм лабораторной работы, список литературы, которой можно пользоваться при выполнении работы. В учебном пособии также дан общий список литературы, который содержит и дополнительные источники, необходимые для подготовки к работам средней и высокой степени сложности.
Работа в условиях лабораторного практикума предполагает как индивидуальную учебную деятельность студента, так и работу исследовательских групп, групп-обсерваторий, позволяющих проводить более масштабные и целевые исследования. Исследовательская группа представляет собой самостоятельное объединение студентов (3-5 человек), в основе которого лежит принцип учета индивидуальных предпочтений студентов и способностей к выполнению той или иной деятельности. Эти объединения носят постоянный характер и стабильны на протяжении всего лабораторного практикума. Как правило, исследовательские группы формируются в начале работы лабораторного модуля. Группа-обсерватория (англ. observer – обозреватель) предполагает оперативное объединение, с целью выполнения одной функциональной исследовательской задачи, связанной с обозрением той или иной формы, специфики деятельности СМИ. Такие группы формируются по ходу лабораторного практикума и являются подвижным, незафиксированным образованием. Они опираются на инициативу студентов и предполагают консультирующую роль преподавателя. Однако они могут быть и долгосрочными, если обсерваторская функция будет востребована в процессе выполнения нескольких работ.
Рекомендуется проводить лабораторный практикум и как форму самостоятельной работы с отчетностью по каждой из десяти составляющих. Оценка лабораторной работы выражается в баллах и зависит от объема и степени сложности проводимых исследований. Однако окончательные балльные характеристики работ предлагает преподаватель-консультант - руководитель лабораторного практикума. В итоге студент получает определенное количество баллов, которые включаются затем в общую оценку по курсу с коэффициентом 0,5.
Предлагается матрица оценок, которую можно использовать как ориентировочную. Общая сумма баллов (max), которую может получить студент по итогам лабораторного практикума – 60 (без учета бонусной работы). Это соответствует высокой степени оценки студента. Минимальная сумма, которая может быть выставлена студенту, требуемая для зачета по лабораторному практикуму – 30 баллов. Если студент получает сумму ниже требуемой, то преподаватель-консультант решает, какие работы необходимо сделать заново или предлагает студенту новые формы лабораторных исследований в индивидуальном порядке.
Матрица оценок работ лабораторного практикума
Тема и шифр работы | Степень сложности | Рейтинг работы | Рекомендованная сумма баллов (max) | Рекомендованное количество учебных часов: ауд./сам. |
1. (2.1.) Типы и виды информации в журналистском тексте | Низкая | 2/2 | ||
2. (2.2.) Журналист в поиске информации: Моделирование процесса информационного поиска | Средняя | 0/4 | ||
3. (3.1.) Реализация основных функций в практической деятельности СМИ | Высокая | 2/6 | ||
4. (3.2.) Модели деятельности СМИ в системе социальных институтов | Низкая | 2/2 | ||
5. (3.3.) Формы проявления социальной позиции журналиста и специалиста по связям с общественностью: сопоставительный анализ | Высокая | 2/6 | ||
6. (4.1.) Восприятие новостей в системе СМИ: специфика печати, радио, телевидения, Интернет | Средняя | 2/4 | ||
7. (4.2.) Типологическая лаборатория региональной периодики | Низкая | 2/2 | ||
8. (5.1.) Слагаемые редакторской, авторской и организаторской деятельности в журналистике: сравнительный анализ | Средняя | 2/4 | ||
9. (5.2.) Журнал и газета в структуре системы СМИ: разработка информационной политики издания: Информационный проект | Средняя | 2/4 | ||
10. (5.3.) Свойства журналистского произведения как факторы эффективности | Низкая | 2/2 | ||
11. (5.4.) Изучение профессиональ- ных качеств личности журналиста | Высокая (бонус) | 0/6 | ||
Итого часов: | 50+10 | 18/42 |
Низкая степень сложности предполагает наличие в работе элементарных требований по шкале от 1 до 2. Студент обладает знаниями, обеспечивающими выполнение заданий такого рода.
Средняя степень сложности предполагает наличие в работе требований и заданий повышенной сложности, содержащих исследовательские задачи, которые требуют дополнительной подготовки и включения творческой инициативы. Шкала сложности колеблется от 3 до 4.
Высокая степень сложности предполагает активизации всех личностных учебно-творческих качеств личности студента, учета индивидуальных особенностей и свободной ориентации в разных видах и формах учебной деятельности. Шкала сложности наивысшая – 5.
Таким образом, зачет по лабораторному практикуму является обязательной формой промежуточной отчетности по курсу «Основы теории журналистики» и включается в систему общего зачета по совокупности выполненных работ.
РАЗДЕЛ 2.