Модуль 5. деятельность журналиста и ее результат

5.1. Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики издания

Виды журналистской деятельности. Редакторская деятельность и ее особенности. Организаторская деятельность и ее особенности. Авторская деятельность и ее особенности. Информационная политика как объединяющий фактор в деятельности редакционного коллектива. Программа СМИ: основные направления и составляющие. Три стороны реализации информационной политики. Понятия пропаганды, агитации, контрпропаганды. Организующее начало журналистской деятельности. Формы реализации информационной политики. Типы журналистского творчества.

Эффективность и действенность журналистики

Эффективность журналистской практики. Основные виды результатов работы СМИ. Эффективность и действенность. Масштаб действенности. Результативность деятельности журналиста. Эффект синонимичности понятий. Эффекты СМИ.

Типы социальных задач. Формы подготовки решений в прессе. Референдум, экспертиза, моделирование и рекомендации. Контроль за действенностью. Факторы действенности.

Журналист как субъект журналистской деятельности

Профессиональные качества журналиста. Гражданская ответственность журналиста. Профессиональный долг. Журналистская этика. Регламентирование профессиональных отношений. Права и обязанности журналиста. Принципы поведения журналиста: уровни выработки. Саморегулирование. Авторское право.

БАЗОВЫЙ УЧЕБНИК

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2008.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Закон «О средствах массовой информации» // Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 1996.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Профессиональная этика журналистов. – М., 1999. Т.1.

Дорощук Е.С. Журналист и журналистская деятельность в системе публичных коммуникаций. Казань, 2006.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. СПб., 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994.

Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008.

Брайант Дж., Томпсон С. Основы взаимодействия СМИ. М.; СПб.; Киев, 2004.

Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики // Союз журналистов России. М., 1998. Т.1., 2.

Засурский И. И. Масс-медиа Второй республики. М., 1999.

Маклюэн М. Понимание медиа. М., 2003.

Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего. М., 2005.

Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004.

От кремня до кремния: Пер. с итал. / Под ред. Дж. Джованини. М., 1991.

Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание. М., 2007.

Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2000.

Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

Система средств массовой информации России. М., 2001.

Соколов А.В. Социальные коммуникации. – М., 2001.

Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004.

Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. М.,2006.

Контрольные вопросы по курсу «Основы теории журналистики»

(для подготовки к экзамену)

1.Современное состояние теории журналистики: предмет и задачи курса, его структура. Понятие «журнализма».

2. Предпосылки и исторические условия возникновения журналистики. Пражурналистские явления.

3.Гутенберг: история и легенды.

4.Основные этапы распространения масс-медиа.

5.Понятие информации. Виды и свойства, формы существования информации.

6.Журналистская информация как один из видов информации: специфика и закономерности существования.

7. Массовая информация. Общая характеристика. Формы существования и принципы подачи массовой информации.

8.Условия информативности журналистского произведения.

9.Журналистика как институт гражданского общества.

10. Тенденции развития современных медиасистем.

11.Прагматическая адекватность в журналистском произведении.

12.Семиотическая адекватность в журналистской деятельности.

13.Виды и типы информации в журналистском тексте.

14.Информационный процесс в журналистике: общая характеристика.

15. Журналистика в системе социальных институтов.

16.Журналистика как фактор социального управления.

17.Функции журналистики: общая характеристика.

18.Идеологические функции журналистики.

19.Культурно-образовательные функции журналистики.

20.Рекламно-справочные функции журналистики.

21.Рекреативные функции журналистики.

22.Экономические условия и факторы свободы СМИ.

23. Свобода и ответственность в журналистской деятельности.

24. Обеспечение свободы журналистской деятельности: правовой и политико-социальный аспекты.

25. Понятие «четвертая власть».

26. Политическая культура журналиста.

27. Политический анализ в журналистике.

28. Исторические типы журналистики: общая характеристика.

29. Социальная позиция журналиста.

30. Система принципов журналистики.

31. Журналист как субъект творческой деятельности

32. Структура системы СМИ: общая характеристика.

33. Инфраструктура системы СМИ.

34. Печать, как составляющая системы СМИ.

35. Радиовещание, как составляющая системы СМИ.

36. Телевидение, как составляющая системы СМИ.

37. Электронные средства МИ: общая характеристика.

38. Новые компьютерные технологии в системе СМИ.

39. Мобильная журналистика в современной медиасистеме.

40. Виды журналистской деятельности.

41. Информационная политика издания и особенности ее формирования.

42. Закон о СМИ РФ: правовое положение журналиста.

43. Формы реализации информационной политики.

44. Результативность журналистики: виды и формы.

45. Эффективность и действенность журналистики. Общая характеристика.

46. Творческие факторы эффективности.

47. Гражданская ответственность журналиста.

48. Информационное общество и правовое государство.

49. Массовое сознание, его структура и особенности воздействия на него СМИ.

50. Типологический и функциональный анализ журналистской деятельности.

51. Свойства журналистских произведений, влияющие на их эффективность.

52. Особенности восприятия журналистских текстов аудиторией. Установка восприятия.

53. Формы и виды взаимодействия средств массовой информации.

54. Информационное агентство как структурная единица современной медиасистемы.

55. Процессы монополизации, концентрации, глобализации, глокализации и их влияние на развитие современных медиасистем.

56. Профессиональные качества журналиста.

57. Мировые организации и международные объединения журналистов в борьбе за свободу творчества в журналистике.

58. Мировой информационный порядок и закономерности его развития.

59. Стороны реализации информационной политики средства массовой информации.

60. Эффекты журналистики.

РАБОЧИЙ ПЛАН КУРСА

Модуль / тема занятия Форма занятий Часы ауд/сам
Аудиторные Самостоятельные
МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Тема 1. Введение: Основы журналистики как отрасль теории журналистики Лекция; Семинар   2/1 2/1
Тема 2. Возникновение журналистики: Пражурналистские явления Лекция; деловая игра   Виртуальный семинар (реферативное исследование) 2/2
МОДУЛЬ 2. МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЖУРНАЛИСТИКЕ
Тема 3. Информация и журналистика: Массово-информационная природа журналистской деятельности Лекция; Лабораторный практикум:     2/1 2/1
Тема 4. Информационный процесс в журналистике   Лабораторный практикум: 0/2
МОДУЛЬ 3. ЖУРНАЛИСТИКА И ПОЛИТИКА
Тема 5. Функции журналистики   Лекция; Лабораторный практикум   2/1 2/1
Тема 6. Журналистика как социальный институт Лабораторный практикум   2/2
Тема 7. Политическая культура журналиста Лекция;   Виртуальное практическое занятие 2/4
Тема 8. Социальная позиция журналиста   Лекция; Лабораторный практикум:   2/2 2/2
Тема 9. Свобода слова и журналистской деятельности: Факторы свободы СМИ Лекция; Семинар   2/2 2/2
МОДУЛЬ 4. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТИКИ
Тема 10. Факторы и тенденции развития современной журналистики России Лекция; Семинар:   2/1 2/1
Тема 11. Системный характер журналистики: средства массовой информации как система Лекция;     Лабораторный практикум: 2/2
Тема 12: Типологическая единица системы средств массовой информации России   Лабораторный практикум   0/2
МОДУЛЬ 5. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖУРНАЛИСТА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ
Тема13:Особенности журналистской деятельности и ее виды в контексте информационной политики средства массовой информации Лабораторный практикум   Виртуальный семинар (реферативное исследование) 2/2
Тема 14. Результативность журналистской практики   Лабораторный практикум 0/2
Тема 15. Журналист как субъект журналистской деятельности Лекция;   Лабораторный практикум   2/2
ИТОГО:     36/36

РАЗДЕЛ 3.

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Наши рекомендации