К лабораторному занятию по курсу

Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии ФГБОУ ВО ИГМА

Методические рекомендации для студентов к лабораторному занятию

по гистологии, эмбриологии и цитологии по теме:

«Орган вкуса. Органы слуха и равновесия».

(лечебный факультет)

Цель занятия:

1. Изучить источники развития, строение органов вкуса, слуха, равновесия.

2. Под микроскопом уметь определять периферические отделы органов вкуса, слуха, равновесия.

3. Объяснить механизмы рецепции в изучаемых органах чувств.

1. Основные вопросы темы:

1. Орган вкуса, развитие, строение, клеточный состав, иннервация вкусовых почек. Гистофизиология органа вкуса.

2. Наружное ухо: строение наружного слухового прохода и барабанной перепонки. Среднее ухо: слуховые косточки. Характеристика эпителия барабанной полости и слуховой трубы.

3. Внутренне ухо, развитие. Вестибулярная часть перепончатого лабиринта: эллиптический и сферический мешочки и полукружные каналы. Строение и клеточный состав пятна и ампулярных гребешков. Гистофизиология вестибулярного лабиринта.

4. Внутреннее ухо, развитие. Улитковая часть перепончатого лабиринта: строение и клеточный состав спирального органа, его иннервация. Гистофизиология восприятия звуков.

2.Источники информации:

2.1.Основная литература

- Гистология. Под ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. –М.Медицина –2012.

2.2. Дополнительная литература

- Геронтологические особенности органов и систем (учебное пособие) / Г.В. Шумихина и др. - Ижевск, 2013. - 74 с.

2.3. Электронные образовательные ресурсы

- Титова, И.В. Лабораторный практикум по гистологии [Электронный ресурс]. – Ижевск: [Б.и.], 2011. – 1 электрон. опт. Диск (CD – RW). – Загл. с экрана.

Полный перечень источников информации смотри на сайте ФГБОУВО ИГМА, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии, режим доступа: http://www.igma.ru/kaf/30-listkaf/gistologii-embriologii-tsitologii и на стенде кафедры гистологии, эмбриологии и цитологии.

3. Вопросы для самостоятельной работы:

3.1. Вопросы для обязательного конспектирования:

1. Зарисовать схему строения на ультраструктурном уровне наружных волосковых клеток спирального органа.

2. Зарисовать схему строения на ультраструктурном уровне макулы.

3. Зарисовать схему строения на ультраструктурном уровне слухового гребешка.

3.2. Дать сравнительную характеристику (отличительные признаки) сенсоэпителиальных клеток в органе слуха, органе равновесия и гравитации.

Лабораторная работа.

4.1.Изучение учебных микропрепаратов.

1.Кортиев орган (Г-Э)

Зарисовать и обозначить:

1. улитка 2. стержень улитки 3. костный лабиринт 4. вестибулярная лестница 5.барабанная лестница 6. перепончатый канал улитки 7. вестибулярная мембрана 8. костная спиральная пластинка 9. спиральная связка 10. сосудистая полоска 11. базальная пластинка 12. спиральный орган: а) туннель б) наружные волосковые эпителиоциты в) внутренние волосковые эпителиоциты г) наружные клетки–столбы д) внутренние клетки–столбы е) внутренние поддерживающие клетки ж) наружные поддерживающие клетки. 13.спиральный ганглий

2. Орган вкуса. Вкусовые почки в листовидных сосочках языка (Г-Э)

Зарисовать и обозначить.

1. листовидный сосочек: 2. многослойный плоский эпителий листовидного сосочка 3. вкусовая почка 4. сенсоэпителиальные клетки 5. поддерживающие эпителиоциты 6. вкусовая ямка 7. вкусовая пора.

Список демонстрационных препаратов.

1. Орган равновесия. Ампулярный гребешок.

2. Слуховое пятно, мешочек.

3. Спиральный ганглий

4. Кортиев орган

5. Вкусовая почка

4.3. Изучить экзаменационные фотограммы:

1. Волосковые клетки спирального органа.

2. Вкусовая почка.

Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии ФГБОУ ВО ИГМА

Методические рекомендации для подготовки студентов лечебного факультета

к лабораторному занятию по курсу

«Геронтологические особенности органов и систем»:

«Геронтологические особенности органов слуха, равновесия и вкуса.»

Цели занятия:

1. Изучить теоретические основы темы.

2. Создать логические модели возрастных изменений при изучении стандартных микропрепаратов.

Основные вопросы темы:

1. Возрастные особенности органа вкуса и вкусовых ощущений.

2. Возрастные особенности органа слуха.

3. Возрастные особенности органов равновесия и гравитации.

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные структурные изменения в органе вкуса пожилых людей.

2. Возможные причины снижения слуха у пожилых лиц.

3. Возможные причины ухудшения рецепции в органе равновесия и гравитации.

Источники информации:

- Геронтологические особенности органов и систем (учебное пособие) / Г.В. Шумихина и др. - Ижевск, 2013. - 74 с.

- Гистология. Под ред. Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. –М.Медицина –2012.

Полный перечень источников информации смотри на сайте ФГБОУВО ИГМА, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии, режим доступа: http://www.igma.ru/kaf/30-listkaf/gistologii-embriologii-tsitologii и на стенде кафедры гистологии, эмбриологии и цитологии.

Наши рекомендации