Формы контроля и итоговая оценка

Формой оценки результатов изучения студентами дисциплины «История зарубежной журналистики» является проведение зачета в первом и экзамена во втором семестрах для бакалавров.

Форма промежуточного контроля – написание реферата в первом семестре и контрольной работы во втором семестре, активное участие в работе на практических занятиях, несколько письменных опросов – контрольных точек.

Итоговая оценка слагается из следующих составляющих:

- посещение лекций;

- активное участие в практических занятиях;

- подготовка рефератов и контрольных работ;

- подготовка и написание письменных отчетов в рамках контрольных точек.

2. Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Ведение в мировую журналистику Тема 1. Основные понятия и категории массовой информации в их историческом становлении Значение основных понятий курса – информация, коммуникация, журналистика, публицистика, пропаганда; их эволюция от дожурналистской эпохи до наших дней. Виды письменности, ее становление. Появление азбуки. Значение почты как средства коммуникации.     Тема 2. Зарождение и развитие риторики и устной публицистики в Древней Греции Предпосылки зарождения ораторского искусства в Древней Греции в V в. до Р.Х. Три вида красноречия по Аристотелю, особенности каждого из них. Риторические фигуры теоретика и учителя красноречия Горгия. Новые формы ораторского искусства, введенные в практику судебного красноречия Лисием. Творчество Исократа: образцы торжественного красноречия, предвосхищение журналистских жанров. Специфика речей Демосфена – яростного защитника афинской демократии; синтез судебного и политического красноречия в его творчестве.   Тема 3. Особенности протожурналистики в Древнем Риме Вторичность древнеримской культуры по отношению к древнегреческой. Утилитарность римского красноречия, тесно увязанного с политическим идеалом. Творчество Марка Туллия Цицерона: ораторские приемы в борьбе с политическими оппонентами, методы и формы убеждения. Развитие жанра письма в Древнем Риме. Древнеримские корреспонденты как прообразы репортеров. Прообраз газеты в Древнем Риме: создание «Acta senatus» и «Acta diurna populi romani».   Тема 4. Зарождение и развитие христианской риторики. Ораторское искусство Нового Завета Христианская проповедь как форма ораторского искусства. Особенности ораторского мастерства Иисуса Христа: простота, доступность, убедительность. Устный, практический характер его красноречия. Использование метафор, притч. Особенности стиля каждого из Евангелий Нового Завета, направленность на определенную аудиторию. Деление христианской риторики на устную (проповедь) и письменную (послания). Развитие христианской риторики в Деяниях святых апостолов, в Посланиях апостолов. Влияние новозаветной риторики на дальнейшее развитие устной и письменной публицистики.   Тема 5. Развитие христианской риторики в эпоху Раннего Средневековья Причины «застоя» в поступательном развитии журналистики: падение Римской империи, резкое сокращение объема публицистического творчества по сравнению с античными временами. Проповедь как образец устной традиции; письмо и послание – как образец письменной традиции. Два центра христианской риторики: западный (Рим) и восточный (Византия). Творчество видных представителей западной традиции (Иеронима Стридонского, Амвросия Медиоланского, Аврелия Августина) и восточной традиции (Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста).   Тема 6. Развитие журналистики в эпоху Средневековья и Возрождения (V – XVI вв.) Появление и развитие цензуры по мере распространения грамотности. Функционирование института инквизиции как проявление жесткого цензурного контроля в отношении всей печатной продукции. Изобретение литеры и печатного станка Иоганном Гутенбергом, выпуск первой в мире печатной книги в 1452 г. Развитие книгоиздания в тесной связи с распространением образования в Европе, интерес к печатному слову, что востребовало публицистику, а затем и периодическую печать. Творчество Мартина Лютера – проповедника-публициста. Информационный печатный бюллетень как непосредственный предшественник газеты. Возникновение и расцвет рукописных газет. Деятельность фирмы Фуггеров. Основание регулярной почтовой службы.   Тема 7. Становление политической журналистики во Франции «La Gazette» (1631) - первое в истории политическое периодическое издание, орган государственной власти. Влияние газеты на общество, решение с помощью этого органа политических, экономических, информационных задач. «La Gazette» как рупор авторитарной власти, появление которого привело к формированию авторитарной концепции печати. Основные черты авторитарной концепции печати.   Тема 8. Политическая журналистика Англии XVII века Появление в Англии книгопечатания в 1477 г. Учреждение Звездной палаты, превращение этого административно-судебного трибунала в цензурное учреждение. Принятие закона о цензуре в 1530 г. Первая регулярная английская газета «Weekly News» (1622-1641). Расцвет политической журналистики в период революции. Значение памфлета «Ареопагитика» Джона Мильтона. Роль идей Мильтона в создании английской концепции свободы печати (Билль о правах – 1689). Особенности творчества памфлетистов эпохи революции Джона Лильберна и Джерарда Уинстенли как выразителей интересов различных партий. Отличительные особенности английской (мильтоновской) концепции свободы печати.   Тема 9. Английская журналистика и публицистика XVIII века Появление новых периодических изданий политической направленности. Первая ежедневная газета «Daily Courant» (1702). Постепенное формирование типологии прессы, появление и расцвет еженедельных журналов. Особенности публицистики Д.Дефо и его журнал «Review». Злободневные памфлеты писателя Дж.Свифта, его политическая газета «Examiner». Сатирико-нравоучительные журналы Р.Стила и Дж.Аддисона «Tatler» и «Spectator». Борьба журналистов за свободное освещение деятельности парламента. Возникновение термина «четвертая власть» по отношению к прессе. Создание в 1785 г. Джоном Уолтером I влиятельной британской газеты «Times». Тема 10. Американская журналистика и публицистика XVIII века Отсутствие предварительной цензуры как важный фактор формирования американской журналистики. Старейшая американская газета «Public Occurences» (1690). Выход первой регулярной газеты Джона Кэмпбелла «The Boston News-Letter» (1704). Публицистическое творчество Бенджамена Франклина, издание «Pennsylvanya Gazette» (1730). Появление первой в истории Америки ежедневной вечерней газеты «Pennsylvanya Evening Post» (1784). Специфические черты американских газет. Появление журнальной периодики. Публицистика Томаса Пейна: страстный призыв к свободе, к независимости от Англии. Публицистика А.Гамильтона, Дж.Мэдисона. Т.Джефферсон – автор Декларации независимости США. Зарождение и особенности американской концепции свободы печати: Первая поправка к Конституции США 1787 г. как основа концепции.   Тема 11. Печать и публицисты Великой французской революции (1789-1794) Жесткие цензурные ограничения во Франции. Газеты графа Мирабо. Введение свободы печати накануне революции. Принятие Декларации прав человека и гражданина в 1789 г. – начало формирования французской концепции свободы печати. Ее характерные особенности, появление термина «права человека». Сложный путь утверждения свободы печати во Франции: от безграничной свободы в первые годы революции до жестких ограничений в период якобинского террора. Популярность газет под редакцией активных деятелей французской революции. Особенности издания Эбера «Папаша Дюшен». Творческий путь Ж.-П.Марата. Газета Марата «Друг народа». Журналистика в годы Директории. Публицистика Г.Бабёфа.
2. История зарубежной журналистики от начала XIX века до конца Второй мировой войны Тема 1. Французская журналистика первой половины XIX века Влияние Наполеона Бонапарта на французскую журналистику. Декрет Наполеона 1800 г., положивший начало новому этапу: закрытие парижских газет, строгая предварительная цензура, полицейский надзор за провинциальной печатью, запрет на создание новых изданий. Впервые в истории мировой журналистики создание вертикальной системы управления прессой из единого центра. Создание Наполеоном впервые в истории системы распространения прессы в завоеванных странах. Впервые в истории журналистика становится элементом пропаганды. Коренные изменения в прессе в период Июльской монархии (1830). Возникновение «бульварной журналистики». Расцвет политической сатиры. Открытие первого в мире информационного агентства «Гавас», агентства по распространению прессы «Ашетт». Деятельность Эмиля Жирардена – организатора новой французской журналистики. Первая массовая газета Жирардена «La Presse».   Тема 2. Французская журналистика второй половины XIX века Период февральской революции 1848 г. – новый этап ограничения прав прессы. Официальное упразднение свободы печати Наполеоном Третьим в 1852 г., не помешавшее поступательному развитию журналистики периода Второй империи. Рост тиражей, создание новых газет. Появление массовой газеты М.-П.Мийо «Le Petit Journal». Печать Коммуны, ее характерные черты: отсутствие профессиональных кадров, материалы читателей, их письма как основа номера газеты. Переход борьбы за свободу печати в законодательную сферу. Принятие прогрессивного закона о печати в 1881 г. «Золотой век» французской прессы. «Большая четверка» самых популярных изданий конца XIX в. Рост популярности политической прессы. Окончательное оформление типологии французской прессы. Кризисы печати. Дело Дрейфуса. Публицистика писателя Э.Золя – борца за права человека.   Тема 3. Английская журналистика XIX века Причины, повлиявшие на формирование английской прессы в XIX в.: завершение индустриальной революции в Великобритании, особенности социокультурной ситуации эпохи викторианства. Система английской прессы к началу XIX в.: ежеквартальные и ежемесячные журналы, ежедневные утренние и вечерние газеты. Ориентация журналистики на объективное освещение фактов и солидную информированность. История газеты «Times» - лидера британской журналистики XIX в. Чартистская печать как особое явление в английской журналистике первой половины века. Вторая половина XIX в. – период возникновения и развития дешевых массовых ежедневных газет. Издательская и редакторская деятельность Ч.Диккенса. Развитие британской провинциальной прессы. Создание агентства «Рейтер». Рубеж XIX-ХХ вв.: превращение прессы в особую индустрию с системой права, управления, мощной технической базой. Концентрация английской печати. Крупнейшие газетно-издательские концерны: тресты Нортклиффа, Ротермеера, Бивербрука. Зарождение «нового журнализма» поздневикторианской эпохи.   Тема 4. Журналистика Германии XIX века Местный характер прессы как главная особенность развития журналистики Германии. Введение Наполеоном строгой цензуры в регионах, находящихся под его протекторатом. Возникновение мощной политической журналистики как следствие борьбы за свободу печати. Журналистская деятельность Й.Гёрреса и его газета «Рейнский Меркурий». Цензурная инструкция 1841 г. Начало публицистической деятельности Карла Маркса: непримиримая критика цензурных установлений. Газета К.Маркса и Ф.Энгельса «Новая Рейнская газета». Программа издания, основные темы и жанры. Политика канцлера Отто фон Бисмарка в области печати. Пресса как орудие расправы с политическими противниками. Закон о прессе 1874 г.: жесткая регламентация деятельности журналистики наряду с зачатками ограниченной свободы печати. Процесс концентрации немецкой печати, первые газетные магнаты – Рудольф Моссе, Леопольд Ульштайн, Август Шерл.   Тема 5. Американская журналистика XIX века Стремительное развитие журналистики США после принятия Первой поправки к Конституции (1787-1791). «Бродячие журналисты» как специфическая черта журналистики США первой половины века. Региональный характер американской прессы начала века. Качественные ежеквартальные американские журналы первой трети XIX в. Появление дешевой массовой прессы: газеты 1830-1840-х гг. «New York Sun», «New York Herald», «New York Tribune». Появление антипода массовых изданий – газеты «New York Times». Возникновение и развитие аболиционистской печати. Адресная реклама – специфическая особенность американской прессы. Вторая половина XIX в. – период расцвета американской журналистики, вышедшей на первое место в мире. Процесс концентрации американской печати. Отказ от персонального журнализма, разделение журналистского труда. Первые магнаты американской прессы Дж.Пулитцер, У.Херст. Возникновение движения «разгребателей грязи» в журналистике США начала ХХ в. Принципы объективности, критического отношения к власти – основа нового журнализма. Тема 6. Особенности развития средств информации в ХХ в. Зарождение новых каналов распространения информации Первая мировая война, революция в России и журналистика. Развитие западной журналистики после 1917 г. Решающее влияние на этот процесс социально-политических факторов в противовес технической и технологической модернизации XIX века. ХХ век – эпоха идеологизации журналистики. Появление и развитие во всем мире коммунистической прессы. Научные исследования в области журналистики. Развитие публицистических и информационных жанров. Репортаж. Мировой экономический кризис 1929 года и журналистика. Популярность радио: создание British Broadcasting Company (Би-Би-Си) в 1922 г. в Великобритании, National Broadcasting Company (Эн-Би-Си) в 1926 г. и Columbia Broadcasting System (Си-Би-Эс) в 1927 г. в США. Становление службы радионовостей. Две школы радиовещания – американская (частное радио) и европейская (общественно-правовое радио). Создание системы исследований общественного мнения – public relations – в середине 1920-х годов в США. Первые опыты 1920-х годов в области телевидения. Творческий путь Эгона Эрвина Киша. Новый тип очерка-эссе на политические темы, новаторство в сфере метода логической фантазии.   Тема 7. Зарубежные СМИ накануне и во время Второй мировой войны Появление массовой фашистской печати. Орган национал-социалистической рабочей партии Германии - газета «Volkischer Beobachter». Последний предвоенный этап развития западной журналистики, связанный с окончанием кризиса и приходом к власти в Германии нацизма (1933 – 1939 гг.), - время появления международного радиовещания, становления телевидения. Развитие системы пропаганды в 1930-е годы. Создание Министерства пропаганды и просвещения Йозефа Геббельса, развитие теории пропаганды. Газета «Angriff» («Штурм»). Развитие радиовещания как элемента пропаганды в 1930-е годы. Место пропаганды в системе фашистского государства, методы нацистской пропаганды. Активный обмен информацией в период Второй мировой войны. Формы сотрудничества, интеграционные процессы в журналистике в военное время. Антифашистская печать и радиовещание. Подпольная печать европейских стран.  
3. История зарубежной журналистики второй половины ХХ в. Тема 1. Особенности развития зарубежных СМИ в 1945-1989 гг. Политические аспекты развития журналистики в 1945 – 1989 гг. Решающее воздействие политики, идеологии на развитие журналистики после войны. Становление новой системы прессы в освобожденных от нацизма странах. Приобретение телевидением статуса средства массовой информации после 1945 г. Создание Организации Объединенных Наций. Журналистика периода «холодной войны», крайняя степень идеологизации журналистики. «Охота на ведьм» в США. Роль корейской и вьетнамской войн в обострении информационно-пропагандистской конфронтации на международной арене. СМИ в первой половине 1980-х гг. Антисоветские и антикоммунистические стереотипы в западной журналистике. Концепции СМИ второй половины XX в. Постепенная деидеологизация журналистики на Западе во второй половине 1980-х годов. Тема 2. Особенности технологического развития СМИ Западной Европы и США в 1945-1989 гг. Развитие кабельного и спутникового телевидения во второй половине 1980-х годов, значение интерактивного телевидения в общественно-политической жизни, его влияние на системы средств массовой информации. Развитие радиовещания, радио и «холодная война». Новые технологии и печать.   Тема 3. Экономические факторы развития СМИ Западной Европы и США в 1945-1989 гг.Особенности концентрации СМИ в послевоенный период, широкое распространение вертикальной концентрации капитала в СМИ. Появление многопрофильных информационных концернов и крупных промышленных конгломератов. Создание транснациональных мегакорпораций в сфере СМИ и коммуникаций. Возрастание расходов информационного производства. Новые явления в финансировании СМИ. Воздействие рекламы на процессы, связанные с внутренними переменами в системах СМИ.   Тема 4. СМИ США в 1945-1989 гг. Продолжение поступательного развития американской периодической печати после 1945 г. Слияние и укрупнение газет, углубление концентрации и переделы собственности в сфере СМИ. Модернизация предприятий прессы. Особенности американского телевидения и радиовещания. Война во Вьетнаме и американское телевидение. Расследовательская журналистика. «Уотергейтское дело» и средства массовой информации. Роль телевидения в выборах президента США. Мировое лидирующее положение журналистики США по массовости, информационной насыщенности, технической оснащенности, технологии и организации. «Новый журнализм» США в 1960-1970-х гг., возникший на стыке журналистики и литературы. Первая в истории страны национальная общеполитическая газета «USA Today» (1982). Крупнейшее специализированное издание США – общенациональная ежедневная политико-экономическая газета «The Wall Street Journal».   Тема 5. СМИ Великобритании в 1945-1989 гг. Особенности концентрации английской печати. Трансформация газеты «The Times» в 1960-1980-е годы. Основные информационные группы и медиамагнаты второй половины ХХ в. Империя Р.Мэрдока, главы «Ньюс интернэшнл» (английского филиала глобальной компании «Ньюс корпорейшн»). Би-би-си: общественно-правовое телевидение и радиовещание, его эволюция. Создание и развитие коммерческого телевидения и радиовещания. Типологическая характеристика прессы, вертикальная модель ее структуры. Качественная пресса Великобритании. Характерные черты массовой печати Англии. Воскресные английские издания. Разветвленная сеть британских провинциальных газет и журналов. Специфические особенности этой группы английской прессы.   Тема 6. СМИ Франции в 1945-1989 гг. Печать временного режима и IV Республики (1944 – 1958). Печать V Республики периода 1958 – 1968 гг. СМИ и создание V Республики. Де Голль и журналистика. Студенческая революция 1968 г. и пресса. Пресса и газетные империи в 1970-1980-е годы. Особенности развития французского радиовещания и телевидения. Введение в 1984 г. первой частной программы, разрушившей государственную монополию на французском ТВ.   Тема 7. СМИ Западной Германии в 1945-1989 гг. Печать Германии 1945 – 1949 гг. Создание новой правовой структуры средств массовой информации. Развитие концентрации печати в ФРГ. Создание общественно-правового телевидения и радиовещания. Особенности развития немецкой прессы: преобладание утренних газет и ярко выраженный региональный характер изданий. Роль федеральных земель в развитии средств массовой информации. Становление и развитие системы СМИ ГДР в 1949-1989 гг.   Тема 8. Особенности развития зарубежных СМИ на рубеже XX и XXI вв. Окончание «холодной войны», распад Советского Союза, демократические преобразования и СМИ. Рубеж 1980-1990-х гг. – эпоха глобализации для западной журналистики. Специфические черты информационного общества рубежа ХХ-ХХI веков. Новые возможности, предоставляемые медийными технологиями. Банки данных и компьютеризация. Развитие «информационного общества», связанное с этим изменение характера глобализации журналистики. Интернет и СМИ. Медийный дуализм. СМИ и мобильная телефония. Роль США в развитии интернета и внедрения новейших информационных технологий. Место США в глобализации информационных процессов. Стирание граней между классической качественной и массовой прессой. Появление новых направлений и понятий в журналистике (дигитализация, конвергенция, мультимедиатизация), информационно-коммуникационных технологий. Интерактивность современной западной журналистики.   Тема 9. СМИ стран Центральной и Восточной Европы в 1945-2011 гг. Становление и развитие СМИ Центральной и Восточной Европы после Второй мировой войны. Три периода развития СМИ региона: 1944/45-1948, 1948-1989, с 1989 по настоящее время. Формирование и активное распространение коммунистической печати. Партийные органы печати – Trybuna Ludu, Работническо дело, Борба, Rude Pravo. Особенности партийной печати - формат и стиль советских газет, ориентация на прессу Советского Союза. Влияние периода «оттепели». Политические кризисы в странах Центральной и Восточной Европы и борьба за свободу слова и печати. Тенденции развития журналистики стран Центральной и Восточной Европы после 1989 г. Новый период развития журналистики после распада социалистической системы. Создание частных и независимых периодических изданий. Смена названий бывших партийных органов печати. Сложное экономическое положение новых СМИ.  

Примерный перечень вопросов





Экзаменационные вопросы формируются из представленного списка

1. Зарождение и становление журналистики как социально-политического явления.

2. Ораторское искусство как прообраз публицистической деятельности.

3. Злободневность и политический аспект речей Цицерона.

4. «Панегирик» Исократа как прообраз публицистики.

5. Особенности речей Демосфена.

6. Прообразы газет в Древнем мире.

7. Рукописные издания Средневековья.

8. Особенности развития журналистики в Средние века.

9. Письменные памятники культуры (историография, эпистолярные сочинения) как прообраз публицистики своего времени.

10. Развитие книгоиздательского дела в Средние Века. Роль церкви в производстве периодических изданий.

11. Роль техники в развитии печати.

12. Зарождение и развитие цензуры в Западной Европе.

13. Зарождение и становление политической публицистики.

14. Развитие концепции печати в XVII в.

15. Законодательство XVII – XVIII вв. о печати.

16. Печать и государство в Странах Западной Европы в XVII в.

17. Печать и государство в Странах Западной Европы в XVIII в.

18. Английская журналистика XVII в. и английская концепция свободы печати.

19. Билль о правах и свобода печати в Англии.

20. Памфлетная публицистика английской буржуазной революции XVII в.

21. Памфлеты Д. Лильберна.

22. Памфлеты Дж. Уинстенли.

23. Зарождение лозунга свободы печати и творчество Дж. Мильтона.

24. Дж. Мильтон о цензуре и цензорах.

25. Памфлеты Дж. Мильтона.

26. Особенности развития английской журналистики в XVIII в.

27. Печать и власть во Франции XVII – XVIII вв.

28. Особенности развития цензуры во Франции.

29. Особенности печати Великой французской революции.

30. Политическая борьба и пресса во Франции 1789 – 1794 гг.

31. Ведущие публицисты Великой французской революции.

32. Французская революция и развития концепции свободы печати.

33. Ж.-П. Марат и его газета «Друг народа».

34. Ж.-П. Марат о свободе печати.

35. Возникновение и развитие жанра эссе.

36. Газета Эбера «Папаша Дюшен».

37. Публицистика Г. Бабефа.

38. Особенности развития печати английских колоний XVII – первой половины XVIII в.

39. Публицистика войны за независимость в США.

40. Первая поправка в Конституции США и американская концепция свободы печати.

41. Т. Джефферсон – публицист.

42. Журналистская деятельность Б. Франклина.

43. Т. Пейн – публицист.

44. Зарождение немецкой печати и цензура в Германии.

45. М. Лютер и Т. Мюнцер – проповедники-публицисты.

46. Роль экономики в возникновении и развитии периодической печати.

47. Роль культуры в развитии печати.

48. Роль почты в развитии периодической печати.

49. Особенности развития зарубежной журналистики XIX в.

50. Совершенствование техники и технологи издательского дела в XIX в.

51. Коммерциализация газетно-журнальной индустрии в XIX в.

52. Реклама и газетное дело в XIX в.

53. Формирование элитарной и массовой прессы в XIX в.

54. Концентрация печати в конце XIX – начале XX вв.

55. Развитие ежедневной прессы.

56. Развитие журнальной периодики в XIX в.

57. Первые американские концерны печати конца XIX – начала XX вв.

58. Первые английские концерны печати.

59. Появление и развитие информационных агентств.

60. Процесс перехода от «персонального» к «новому» журнализму.

61. Наполеон и его политика в области печати.

62. Государство и печать во Франции в XIX в.

63. Эмиль де Жирарден и становление массовой прессы во Франции.

64. Парижская Коммуна и печать.

65. Эмиль Золя – журналист.

66. К. Маркс и эволюция лозунга свободы печати.

67. Особенности «Новой Рейнской газеты».

68. Зарождение и развитие социал-демократической прессы.

69. Партийная журналистика в XIX в.

70. Государство и печать в Германии в XIX в.

71. Политика Отто фон Бисмарка в области прессы.

72. Особенности развития печати США в XIX в.

73. Появление и развитие «желтой» прессы.

74. Движение «разгребателей грязи» и печать.

75. Особенности развития печати в Англии в XIX в.

76. Основные этапы развития зарубежной журналистики в первой половине XX в.

77. Становление документального кино.

78. Развитие радиовещания как средства массовой информации.

79. Печать в борьбе с фашизмом в 1920 – 30-е гг.

80. Э.Э. Киш – репортер.

81. Журналистика США в 1920 – 30-е гг.

82. Развитие радиовещания в США.

83. Развитие журналов в США в 1920 – 30-е гг.

84. Развитие исследований печати в США в первой трети XX в.

85. Концепции печати в США в первой половине XX в.

86. Партийная печать стран Запада в 1920 – 30-е гг.

87. Газетные концерны на Западе в 1920 – 30-е гг.

88. Мировой экономический кризис 1929 года и журналистика на Западе.

89. Первая мировая война и развитие журналистики.

90. Первая мировая война и публицистика.

91. Развитие техники СМИ в первой половине XX в.

92. Ведущие зарубежные публицисты первой половины XX в.

93. Развитие рекламы и «паблик рилейшнз» в первой половине XX в.

94. Пропаганда в структуре фашистского государства.

95. Система нацистской пропаганды.

96. Методы нацистской пропаганды.

97. Основные этапы развития СМИ зарубежных стран в 1945 – 1989 гг.

98. Политические аспекты развития журналистики за рубежом в 1945 – 1989 гг.

99. Печать Запада в первые послевоенные годы.

100. СМИ Запада в условиях «холодной войны».

101. Основные тенденции развития СМИ Запада в 1970-е гг.

102. Политические партии и журналистика Запада в 1945 – 1989 гг.

103. Особенности технологического развития СМИ стран Запада в 1945 – 1989 гг.

104. Особенности развития телевидения в странах Западной Европы и США в 1945 – 1989 гг.

105. Развитие радиовещания в странах Запада в 1945 – 1989 гг.

106. Экономические факторы развития СМИ стран Западной Европы и США в 1945 – 1989 гг.

107. Концентрация печати в странах Запада в 1945 – 1989 гг.

108. Возникновение и развитие транснациональных корпораций.

109. Реклама в СМИ в 1945 – 1989 гг.

110. СМИ США в 1945 – 1989 гг.

111. СМИ США и «холодная война».

112. Развитие концепции социальной ответственности печати в США в 1945 – 1989 гг.

113. «Уотергейтское дело» и печать.

114. Телевидение США в 1945 – 1989 гг.

115. СМИ США и маккартизм.

116. СМИ Великобритании в 1945 – 1989 гг.

117. Особенности концентрации английской печати в 1945 – 1989 гг.

118. Типология английской прессы в 1945 – 1989 гг.

119. Развитие общественного и коммерческого телевидения и радиовещания в Великобритании в 1945 – 1989 гг.

120. СМИ США в 1960 – 70-е гг.

121. Печать Временного режима и IV республики во Франции 1944 – 1958 гг.

122. Печать Франции периода V Республики 1958 – 1985 гг.

123. Развитие телевидения и радио Франции в 1944 – 1989 гг.

124. СМИ ФРГ в 1949 – 1989 гг.

125. Печать Германии в 1945 – 1949 гг.

126. Телевидение ФРГ.

127. СМИ стран Запада в 1970-е гг.

128. Развитие телевидения как средства массовой информации.

129. Развитие газетного дела в США в 1945 – 1989 гг.

130. Развитие радиовещания в 1945 – 1989 гг.

131. Политические партии и печать ФРГ в 1949 – 1989 гг.

132. Информационные концерны Великобритании в 1945 – 1989 гг.

133. Информационные концерны ФРГ в 1945 – 1989 гг.

134. Газета «Монд» и ее особенности.

135. Антифашистская печать, радиовещание и кино в годы Второй мировой войны.

136. Подпольная печать европейских стран.

137. «Радиовойна».

138. СМИ США в 1989 – 2000-е гг.

139. СМИ ФРГ в 1989 – 2000-е гг.

140. СМИ Великобритании в 1989 – 2000-е гг.

141. СМИ Франции в 1989 – 2000-е гг.

142. Глобальное телевидение в начале XXI в.

143. Развитие кабельного и спутникового телевидения в 1989 – 2000-е гг.

144. Средства массовой информации и проблемы обратной связи.

145. СМИ и информационное общество.

146. Транснациональные информационные корпорации в 1989 – 2000-е гг.

147. Глобальные печатные периодические издания в 1989 – 2000-е гг.

148. Глобальные газеты в 1989 – 2000-е гг.

149. Информационные монополии в 1989 – 2000-е гг.

150. Информационные корпорации Великобритании в 1989 – 2000-е гг.

151. Информационные корпорации США в 1989 – 2000-е гг.

152. Информационные корпорации ФРГ в 1989 – 2000-е гг.

153. Банки данных и компьютеризация СМИ в 1989 – 2000-е гг.

154. Печать США в 1989 – 2000-е гг.

155. Телевидение США в 1989 – 2000-е гг.

156. Телевидение Франции в 1989 – 2000-е гг.

157. Печать Франции в 1989 – 2000-е гг.

158. Телевидение Великобритании в 1989 – 2000-е гг.

159. Печать Великобритании в 1989 – 2000-е гг.

160. Телевидение ФРГ в 1989 – 2000-е гг.

161. Печать ФРГ в 1989 – 2000-е гг.

162. Развитие коммерческого телевидения в европейский странах после Второй мировой войны.

163. Дигитализация и конвергенция СМИ.

164. Мультимедиатизация СМИ за рубежом.

165. Концепция нового информационного порядка и ее эволюция.

166. Интернетизация СМИ.

167. Интернет и современная структура массовой коммуникации.

168. Конкуренция «традиционных» и «новых» СМИ за аудиторию за рубежом.

Библиографический список

Основная учебная литература:

1. Прутцков Г.В. Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века. (Учебно-методический комплект). – М., 2010.

2. Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики. 1800-1929. (Учебно-методический комплект). – М., 2010.

3. Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики. 1929-2011. (Учебно-методический комплект). – М., 2011.

4. Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века. Хрестоматия. (Сост. Г.В.Прутцков). - М., 2007.

5. История зарубежной журналистики. 1800-1945. Хрестоматия. (Сост. Г.В.Прутцков). - М., 2007.

6. История зарубежной журналистики. 1945-2008. Хрестоматия. (Сост. Г.В.Прутцков). - М., 2008.

7. История печати: Антология / Под ред. Я.Н.Засурского и Е.Л.Вартановой. – Т.1. – М., 2001 или 2002.

8. История печати: Антология / Под ред. Я.Н.Засурского и Е.Л.Вартановой. – Т.2. – М., 2001 или 2002.

9. История печати: Антология / Под ред. Я.Н.Засурского и О.А.Бакулина. – Т.3. – М., 2008.

10. Трыков В.П. Зарубежная журналистика XIX в. – М., 2004.

11. Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики. От Античности до современности. (Учебно-методический комплект). – М., 2017.

а) Основная литература

Андрунас Е.Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. – М., 1991.

Аникеев В.Е. История французской прессы (1830 – 1845). – М., 1999.

Античные риторики. – М., 1978.

Апресян Г.З. Ораторское искусство. – М., 1963.

Бабеф Г. Соч.: в 4-х тт. – М., 1975 – 1976.

Беглов С.И. Британская печать на исходе века. – М., 1995.

Беглов С.И. Империя меняет адрес. – М., 1997.

Беглов С.И. Монополии слова. – М., 1972.

Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. – М., 2002.

Болотова Л.Д. Американские массовые журналы конца XIX – начала XX в. и движение «разгребателей грязи». Вестн. МГУ, сер. «Журналисика». 1970, № 1.

Буасье Г. Газета Древнего Рима. – В кн.: История печати: Антология. Т. III. – М., 2008.

Бюхер К. Происхождение газеты. – В кн.: История печати: Антология. Т. II. – М., 2001.

Вартанова Е.Л. Финская модель на рубеже столетий. – М., 1999.

Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. – Тбилиси. 1989.

Вачнадзе Г.Н. Печать V Республики (1958 – 1968). – М., 1969.

Введение в мировую журналистику. От Античности до конца XVIII века: Хрестоматия / Сост. Г.В. Прутцков. – М., 2007.

Видясова Л.М. Современная французская печать. – М., 1963.

Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. – М., 1988.

Вольтер Ф. Бог и люди. Статьи, памфлеты, письма: в 2-х тт. – М., 1961.

Вороненкова Г.Ф. Бисмарк и печать. Вестн. МГУ, сер. «Журналистика». – 1998, № 3.

Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий. От рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие СМИ Германии – М., 2011.

Вороненкова Г.Ф. Средства массовой информации Германии в 90-е гг. – М., 1998.

Вороненкова Г.Ф. СМИ Германии в XX веке: крутые виражи истории. – М., 2008.

Голованова Г.А. Печать США в начале 90-х гг. – М., 1996.

Гроссман Г. Периодическая печать в Германии. – В кн.: История печати: Антология. Т. II. – М., 2001.

Гурвич И. Американская печать. – В кн.: История печати: Антология. Т. II. – М., 2001.

Гуттен Ульрих фон. Диалоги, публицистика, письма. – М., 1959.

Демосфен. Речи. – М., 1954.

Дефо Д. Избранное. – М., 1971.

Дидро Д. Сочинения в 2-х тт. – М., 1986.

Живейнов Н.И. Капиталистическая пресса США. – М., 1956.

Зарубежная журналистика в 2002 году / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2003.

Зарубежная журналистика в 2003 году / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2004.

Зарубежная журналистика в 2004 году/ Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2005.

Зарубежная журналистика в 2005 году/ Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2006.

Зарубежная журналистика в 2006 году/ Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2007.

Зарубежная журналистика в 2007 году / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2008.

Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика / Под ред. О.Г. Панкиной. – М., 1989.

Золя Э. Истина шествует. Собр. Соч. В 26-ти т. – Т.26. – М., 1967.

Иванян Э.А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый Дом и пресса. – М., 1991.

История зарубежной журналистики. 1800 – 1945. Хрестоматия / Сост. Г.В. Прутцков. – М., 2007.

История зарубежной журналистики. 1945 – 2008. Хрестоматия / Под ред. Я.Н. Засурского, Сост. Г.В. Прутцков. – М., 2008.

История литературы США. ТТ. I-III. – М., 1997 – 2008.

История печати. Антология. Т. 1-3. – М., 2001 – 2008.

Киш Э.Э Приключение на пяти континентах. – М., 1985.

Колесник С.Г. Возникновение и становление американского телевидения (экспериментальное телевидение в 20-х – 30-х гг.). Вестн. МГУ, сер. «Журналистика». – 1975, № 6.

Колесник С.Г. Маккартизм и телевидение США. Вестник МГУ, сер. «Журналисика». – 1976, № 4.

Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. – М., 1998.

Котенок Р.Я. Телевидение ФРГ в двух измерениях. – М., 1978.

Куле К. СМИ в Древней Греции: сочинения, речи, разыскания, путешествия. – М., 2004.

Лазурский В. Сатирико-нравоучительные журналы Стиля и Аддисона (Из истории английской журналистики XVIII в.). – В кн.: История печати: Антология. Т. III. – М., 2008.

Лильберн Д. Памфлеты. – М., 1937.

Любимов Б.И. Общественное вещание: британская модель. – М., 2006.

Любимов Б.И. Семьдесят лет британского вещания. – М., 1995.

Львов-Рогачевский В. Печать и цензура. – В кн.: История печати: Антология. Т. II. – М., 2001.

Лютер М. Время молчания прошло. Избр. произв. 1520 – 1526 гг. – Харьков, 1994.

Макеенко М.И. Ежедневная печать: американский опыт конца XX столетия. 1995 – 2000. – М., 2004.

Макеенко М.И. Радиовещание и телевидение США в новом столетии: структура, экономика, стратегия. – М., 2010.

Малаховский А.К. Очерки истории журналистики США второй половины XIX века. – М., 1997.

Марат Ж.-П. Избранные произведения. Т. I – III. – М., 1956.

Матвеев В.А. Империя Флит-стрит. – М., 1961.

Мильтон Д. Ареопагитика. – В кн.: История печати: Антология. – М., 2001.

На службе монополий. – М., 1971.

Не

Наши рекомендации