Диагностика обученности школьников. Виды и формы контроля. Оценка, отметка. Педагогические требования к контролю и оценке знаний учащихся

Диагностика — это точное определение результатов дидактического процесса. Цель диагностирования – своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Принципы диагностирования обученности: Систематичность – разнообразие, постоянство форм, методов, средств контроля. Необходимость контроля на всех этапах обучения. Объективность – выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование. Открытость – оценки по одним и тем же критериям, ученики должны знать эти критерии; рейтинги учащихся, которые носят наглядный, сравнимый характер. Диагностика включает: контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.

Контроль— это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков. По сути своей контроль обеспечивает установление обратной связи, т. е. получение информации о результате учебной деятельности обучаемых. Обучающий устанавливает, какие, в каком объеме знания усвоил обучаемый, готов ли он к восприятию новых знаний

Виды контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему выбрать наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и дает возможность определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль позволяет своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти или полугодия.

Тематический контроль проводится после изучения темы, раздела для определения степени усвоенности данного материала.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения.

Отсроченный контроль – определение остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от трех месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям.) Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Оценка – это определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

Количественным выражением оценки является отметка.

«оценка» и «отметка» – понятия хотя и близкие, но далеко не идентичные.

Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Оцениваться результаты обучения могут не только отметкой, но и другими средствами. Например, это может быть словесное одобрение и неодобрение, вынесение благодарности, награждение грамотами и медалями и т.д.

Большое значение имеет объективная оценка, единый подход к определению качества знаний. Проблема эта не простая, особенно если учесть, что оценка знаний – тонкий и острый инструмент воздействия на учащегося. Высокая оценка знаний может не только воодушевлять обучающегося к учению, но и расхолаживать его в работе. Еще сильнее воздействует неудовлетворительная оценка: она может и побудить к усилению учебной работы, и отбить охоту к учению.

Педагогические требования:

· индивидуальный характер контроля. Контроль должен осуществляться за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью. Нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;

· систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

· разнообразие форм проведения контроля, что в большей степени обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля;

· всесторонность контроля. Контроль должен давать возможность проверки теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся;

· объективность контроля. Контроль должен исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы;

· дифференцированный подход. Необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых;

· единство требований со стороны обучающих.

В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест. В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др.


2.4. Определите основные методы профессионального самовоспитания в зависимости от задач профессионального самосовершенствования педагога

Процесс профессионального самовоспитания чрезвычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно выделить три взаимосвязанных этапа: самопознание, самопрограммирование и самовоздействие. Про-фессиональному самопознанию будущего учителя поможет: курс психологии. Для реализации программы самовоспитания используют такие методы: самонаблюдение, самоанализ, тестирование, сравнение себя с другими людьми и др.; самостимулирование; самопрограммирования, методы и пр рийомы самовоздействия (самоприказ, самоконтроль, Самопоощрение, самонаказания, самозапретов, самозауваження, самоубеждение, самоодобрение, самовнушение, аутотренинг, самоотчет, ведение дневника т.д.). Самовнушение (аутосугестия) - это психическое воздействие человека на самого себя, выработки новых установок, психических состояний путем постоянного повторения словесных формул или вызывания ярких представлений.

самоодобрение - это своеобразное \"поглаживание\" самого себя, высказывания удовлетворения собой от достигнутого успеха, сделанногоСамоубеждение - процесс доказывания себе необходимость формирования определенных черт или качеств личности, обязательных для достижения собственного совершенствования или цели деятельности.

Самопринуждение можно рассматривать как разновидность самоубеждения: человек заставляет себя что-то сделать учитывая негативные результаты, вызванные отсутствием действий.

Сущность самоприказов заключается в повелении самому себе.

Наши рекомендации