Iii. редакционные стандарты газеты «журналист»
Общие принципы работы с контентом
Ежедневная газета «Журналист»
1. Принципы отбора тем
2. Рубрики, форматы и жанры
3. Источники информации и методы работы корреспондентов
4. Структура и объем авторских текстов
5. Правила написания заголовков
6. Правила работы с лидами
7. Языковые особенности текста
8. Технические требования к текстам
9. Технические требования к иллюстрациям
10. Особенности дизайна
Еженедельник «Журналист
1. Принципы отбора тем и источники информации (почему источники информации не отдельным пунктом, как в ежедневной газете?)
2. Рубрики, форматы и жанры
3. Структура и объем авторских текстов
4. Правила написания заголовков
5. Правила работы с лидами и врезами
6. Языковые особенности текста
7. Технические требования к текстам
8. Технические требования к иллюстрациям
9. Особенности дизайна
Спецвыпуски газеты «Журналист»
IV. ГЛОССАРИЙ
V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. КОНЦЕПЦИЯ ИЗДАНИЯ «ЖУРНАЛИСТ»
1. Миссия проекта:
Печатное издание (газета и еженедельник) «Журналист» является внутренним учебным и информационным проектом факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Печатное издание «Журналист» производит контент разных форматов в учебных, образовательных, просветительских и корпоративных целях в соответствии со стандартами качественной журналистики.
Учебная газета «Журналист»может выходить в нескольких модулях:
1. Ежедневный новостной выпуск (формат А-3, 4 полосы): учебная газета, издается на втором курсе в рамках учебной программы «Практикум».
2. Еженедельник «Журналист».
– Городской (формат А-4, 12-16 полос): учебная газета, издается на старших курсах бакалавриата в рамках учебной программы «Выпуск учебных СМИ».
– Тематический (формат А-4, 12-20 полос): учебная газета, издается в рамках учебной программы тематических образовательных модулей.
3. Спецвыпуск (формат А-3 или А-4, объем в соответствии с задачами). Издается в соответствии с корпоративными задачами факультета. Редакция газеты «Журналист» осуществляет спецвыпуски:
– подготовленные отдельными подразделениями факультета (кафедрами, отделениями и центрами, приемной комиссией и т.д.);
– подготовленные в связи с важными для страны и факультета событиями;
– подготовленные в рамках внешних проектов факультета (сотрудничества с другими вузами и организациями, образовательных, конкурсных программ и т.д.);
– подготовленые самостоятельно студентами, выпускниками факультета при участии редакции и т.п.
Миссия издания «Журналист» – создать учебную площадку для производства качественного печатного продукта, ориентированного на конкретную аудиторию, отвечающего требованиям современной медиаиндустрии.
Издание также призвано содействовать реализации миссии и целей факультета журналистики МГУ, принципов корпоративной культуры журналистского сообщества, факультета журналистики и университета в целом.
Цели и задачи проекта
Основные цели и задачи издания варьируются в соответствии с учебной программой и корпоративными целями и задачами факультета. Главной целью проекта является создание условий, приближенных к редакционным и позволяющих студентам получить первоначальные практические навыки газетно-журнального производства.
Задачи проекта:
a. Учебная. Издание «Журналист» представляет собой учебный проект, задача которого – дать студентам факультета журналистики возможность без отрыва от обучения получать практический опыт, участвуя в реальной работе редакции. Студенты должны осуществить производство контента, направленного на внешнюю аудиторию. В процессе выпуска газеты отрабатываются основные профессиональные навыки: выбор актуального формата, поиск тем и героев материалов, работа с источниками информации, проверка достоверности фактов, планирование работы редакционной команды и индивидуального рабочего времени, участие в планировании, макетировании, подготовке и выпуске номера газеты, в обсуждении итогов работы. Выпуск газеты стимулирует развитие творческой активности студентов и сотрудников факультета журналистики. На основе подготовки номера газеты, в том числе формируется творческое досье студентов, они получают возможность включить свои опубликованные материалы в резюме для последующего трудоустройства в СМИ.
b. Информационная. В издании освещаются события, тренды и явления и повестка, интересные целевой аудитории издания. Информационные цели в наибольшей степени определяются задачами модуля. Газета, выпускаемая на 2-м курсе, - ежедневная газета новостей с универсальной тематикой. Ее Газета, выпускаемая на старших курсах бакалавриата - информационно-аналитический еженедельник. В рамках тематических образовательных модулей предполагается выпуск тематически специализированного еженедельника. Спецвыпуски могут иметь конкретные информационные задачи - освещение отдельных событий, проектов факультета и т.д.
c. Просветительская. В основу проекта заложена просветительская функция – в доступной современному молодому поколению форме рассказывать о событиях и процессах, происходящих в современной журналистике, в сферах образования, культуры, истории, литературы, музыки, кинематографа и пр. Задача проекта – поднять уровень культуры и профессиональной компетентности будущих журналистов.
d. Корпоративная. Проект содействует реализации миссии и целей факультета журналистики МГУ, принципов корпоративной культуры факультета журналистики и университета в целом; политике информационной открытости факультета журналистики МГУ.
Газета обеспечивает студентов, аспирантов, слушателей, сотрудников факультета, абитуриентов и выпускников достоверной и актуальной информацией о жизни факультета и его структурных подразделений, содействует освещению учебных, воспитательных, научно-исследовательских программ факультета, развитию лучших традиций Московского государственного университета и факультета журналистики и формированию на их основе корпоративного сознания студентов, сотрудников и выпускников. Проект призван продвигать и поддерживать бренды МГУ и факультета журналистики. Газета также рассказывает об актуальных аспектах жизни журналистского сообщества России и зарубежья. Проект направлен на укрепление принципов корпоративной культуры журналистского сообщества, содействует повышению социальной значимости журналистики как профессии и социального института, популяризации лучшего опыта журналистской практики, содействует журналистскому образованию, расширяет у будущих журналистов представление о корпоративных журналистских ценностях и нормах.
e. Развлекательно-рекреативная. Материалы, созданные редакцией, призваны не только информировать и просвещать, но и развлекать целевую аудиторию, умеренно используя для этого авторские рисунки и фотографии, игровые заголовки, некоторые развлекательные жанры печатной периодики.
f. Консолидирующая. Газета «Журналист» способствует формированию деловых и доброжелательных отношений в студенческой группе, которая в процессе выпуска газеты выступает как самостоятельный редакционный коллектив, а также между сотрудниками, преподавателями, студентами и способствует созданию на факультете единой корпоративной общности.
3. Аудитория проекта:
Основная аудитория проекта – молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, студенты факультета журналистики МГУ, а также абитуриенты, преподаватели, выпускники, партнеры факультета журналистики МГУ, студенты МГУ и других вузов, представители журналистского медиасообщества – все, кому может быть интересен контент, производимый редакцией газеты «Журналист».
Информационные потребности типичного представителя аудитории охватывают все сферы жизни, но в основном нацелены на саморазвитие и поэтому сосредоточены на вопросах образования и карьеры, на событиях и процессах, связанных с медиасредой. В связи с этим в сфере интересов оказывается актуальная универсальная повестка дня, события, происходящие в обществе и политике, в образовании, культуре. Будущих журналистов привлекают опыт известных журналистов, социальные / волонтерские проекты, путешествия, edutainment, infotainment.
4. Информационная политика. Общие принципы:
В основе информационной политики газеты «Журналист» лежит концепция интенсивного позитивного информирования и просвещения. Информационная политика издания либо сопряжена с учебными задачами и образовательными программами факультета журналистики (модуль ежедневной газеты и еженедельника), либо связана с важными событиями в жизни факультета или страны (спецвыпуски), но в любом случае призвана способствовать формированию положительного имиджа факультета журналистики и МГУ. Авторы газеты «Журналист» несут ответственность за результат своей деятельности, даже если это производство учебного контента.
5. Правовые и этические ограничения:
Процесс выпуска учебной газеты «Журналист» может быть отнесен к практике на базе факультета и в силу этого регулируется «Положением о порядке проведения практики студентов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова».
Печатное издание «Журналист» имеет сугубо внутреннее распространение (по типу корпоративного СМИ), издается малым тиражом (обычно - 35 экземпляров, но не более 999 экземпляров) и поэтому не подлежит регистрации как печатное СМИ. Издание вывешивается на факультете как стенная газета и размещается в pdf-формате на сайте факультета журналистики www.journ.msu.ru. Редакция газеты «Журналист» не является юридическим лицом. Ее деятельность носит некоммерческий характер. Газета распространяется бесплатно.
Место нахождения редакции: г. Москва, ул. Моховая, д. 9, к. 3.
Электронный адрес редакции: [email protected].
Этические стандарты деятельности газеты «Журналист» определяются общеуниверситетскими, общефакультетскими и профессиональными этическими кодексами, в том числе Уставом МГУ, «Положением о печатном издании (газете) ”Журналист”», утвержденном Ученым советом факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова в 2013 году, а также данным Редакционным стандартом.
Этические ограничения связаны в первую очередь с тем, что газета стремится соответствовать качественным образцам печати, способствовать поддержанию высокого интеллектуального, духовного и морального имиджа факультета и университета.
В частности:
Не рекомендуется подготовка материалов, подрывающих авторитет и статус университета и факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Предполагается корректное отношение сотрудников редакции (постоянных и временных) к преподавателям, сотрудникам, студентам и выпускникам факультета и университета.
Не разрешаетсяиспользовать бренд, символику МГУ и факультета журналистики для целей, не связанных с подготовкой редакционного материала.
Не разрешается производство и публикация заказных материалов (оплаченных текстов рекламного характера), получение вознаграждения за вышедшие материалы.
Не рекомендуется принимать подарки от лиц/организаций, вовлеченных в сферу профессионального интереса (источники информации, герои материалов, эксперты). В противном случае получение таких подарков будет восприниматься как подкуп.
Не допускается использование издания для идеологической агитации, пропаганды политического (националистического, религиозного и т. п.) характера, а также в рекламных целях (за исключением специальных учебных задач).
Не допускаются материалы, в том числе фотоизображения, публикация которых противоречит принципам профессиональной этики и законодательству в сфере массовой коммуникации.
Запрещенонарушать основные принципы качественной прессы и представлять мнения под видом новостей. При публикации мнений экспертов по конфликтным вопросам повседневности редакция придерживается принципа качественной прессы предоставлять слово обеим сторонам конфликта.
Запрещено выдавать изготовленные/опубликованные другим человеком/СМИ материалы за собственные. Подобные заимствования без ссылки на источник считаются плагиатом и караются в соответствии с нормами законодательства об авторском праве.
Не разрешается вступать в сделку (эксклюзив в обмен на лояльность, включение в пул в обмен на статусное интервью и т. п.) с источниками информации или партнерами . Недопустимыми являются оскорбления, клевета, сведение личных счетов с кем-либо на страницах газеты «Журналист».
Не разрешается публично критиковать (в т. ч. в интернете) коллег (по редакции, факультету, университету) и их произведения.Здоровая критика и обсуждение материалов внутри университета, факультета и редакции приветствуются.
Внутренние документы редакции, переписка с коллегами, решения руководителейне подлежатобнародованию,пересылке сторонним лицам (в т. ч. по электронной почте, сервисам мгновенных сообщений) и публичному обсуждению (в т. ч. в интернете).
Запрещено некорректное поведениев общении с коллегами и партнерами.Отношения между главным редактором, выпускающим редактором, преподавателями, студентами и сотрудниками, участвующими в выпуске номера, должны строиться на деловой основе и быть корректными.