Спецвыпуски газеты «Журналист»

Тематика номера определяется корпоративными целями и задачами факультета журналистики и его подразделений. Спецвыпуски готовятся по поводу важнейших факультетских событий – юбилеев факультета, кафедр, Дней практики, крупных конференций, вечеров встречи выпускников и т. п.; в связи с общенародными, профессиональными или культурно-историческими торжествами, юбилеями ведущих профессоров и т. п. Также сюда можно отнести выпуски отдельных подразделений факультета, например, языковых центров, спецвыпуски, подготовленные в рамках специальных образовательных проектов факультета, например: международной программы «Russian media and journalism» (англоязычная версия еженедельника) для филиала МГУ в Ереване и т. п.

Формат (А-3 или А-4), структура, объем, особенности контента и жанровая палитра номера определяется в соответствии с корпоративными целями и задачами факультета журналистики и его подразделений. Выбор газетного формата А-З предпочтительнее, если выпуск связан с конкретной датой и объем материалов не очень большой. В случае, если объем материала большой и предполагает неторопливое чтение материала, выбирается вариант еженедельника (объем зависит от объема материала, но количество полос должно быть кратно 4). Преимущество формата А-4 еще и в том, что в нем возможны (и предпочтительны) крупные фотографии, сразу привлекающие внимание к изданию. Выпуск корпоративных номеров подчиняется общим правилам работы редакции.

Технические требования к текстам и иллюстрациям зависят от выбранного формата – газета А-3 или еженедельник А-4.

Предполагается, что событие, которому посвящен корпоративный спецвыпуск, не пройдет незамеченным. Такие номера обычно хранятся в архивах сотрудников, студентов, выпускников, а их читательская аудитория существенно расширяется за счет гостей и партнеров факультета. Тираж может достигать 300 экземпляров (но не более 999 экз.). Поэтому рекомендуется привлекать к оформлению номера соответствующих факультетских специалистов.

IV. ГЛОССАРИЙ

Буквица– первая буква в тексте, выделенная особо.

Верстка– технический процесс монтажа печатной формы (составления полос газеты из набранных строк, заголовков, иллюстраций и т. п. в соответствии с макетом). Более узкое значение термина верстки – размещение конкретных материалов в номере, макетирование полос (создание их композиционно-графического плана, предназначенного для верстки как таковой). Можно придерживаться простой или ломаной верстки, вертикальной, горизонтальной или смешанной, симметричной или асимметричной.

Висячая строка – последняя неполная строка абзаца, а также неполная строка, перенесенная при верстке в начало новой колонки текста.

Врез – цитата из текста, вынесенная в материале отдельно.

Выходные данные – сведения, позволяющие получить информацию об издании (название, сообщение об учредителе, регистрационный номер и место регистрации, издательский индекс, главный редактор издания, редакционная коллегия, адрес редакции, телефоны и другие формы связи, фамилии авторов номера, дни выхода, тираж, заказ, время подписи в печать по графику и фактическое и т.п. - Закон о СМИ, ст. 27). Выходные данные, как правило, размещаются на последней странице – на всю ширину полосы или одной вертикальной колонкой.

Вычитка – процесс тщательной технико-орфографической обработки оригинала после редактирования.

Графика газеты/журнала – внешнее оформление, выразительные средства которого – контурная линия, штрих, пятно, «воздух», с которым изображение образует контрастное соотношение.

Иллюстрация(от латинского – освещать, сопровождать) может быть вспомогательным, равным или ведущим по отношению к текстовому материалу содержательно-смысловым компонентом и самоценным произведением фотографического или изобразительного искусства. 12-13% всей площади номера, как правило, занимают иллюстрации. Различаются фотографические и нефотографические иллюстрации.

Инфографика–всевозможные карты, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи, картограммы, картосхемы. Инфографика используется и как самостоятельный материал, и как материал, наглядно иллюстрирующий текстовую публикацию. Инфографику не нужно перегружать лишними деталями. Это должен быть законченный информационный материал с заголовком или подписью, ссылкой на источники информации. Суть же должна быть выражена графически четко и понятно.

Колонка –столбец набора (в полиграфии). Колонки используются для организации текста и иллюстраций на странице и представляют собой важнейший элемент модульной структуры. Большинство газет формата А2 верстается на 8 колонок. Газеты формата А3 предпочитают верстку на 5 колонок и на 6 колонок. Последняя имеет преимущества: экономия газетной площади и большее количество вариантов композиционного размещения материалов. В узком смысле (авторская колонка) – определенная рубрика, принадлежащая конкретному автору.

Колонтитул – надпись, включающая заглавие произведения или название его раздела, главы, а также порядковый номер страницы. Колонтитул может размещаться вверху или внизу полосы, может быть разверстан на всю ширину полосы или занимать место в углу. Колонтитул отбивается от текста тонкими линейками, может объединяться с полосной рубрикой.

Линейка – черта, разделяющая материалы, элемент оформления издания.

Логотип (титул) газеты – фиксированный комплекс элементов, включающий в себя: название газеты; девиз; название организации (органа-издателя); изображения орденов, если таковыми издание было награждено; календарные сведения; номер выпуска. Название газеты постоянно, логотип располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы. Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Логотип издания является его фирменным и торговым знаком, узнаваемой маркой, поэтому изменения в логотип вносятся редко и очень постепенно.

Макет – графический план верстки полос газеты, набор правил, согласно которым располагаются элементы полосы. Выделяют два вида макета – общий макет всего номера и макет отдельных полос. При грамотно выполненном макете верстальщику не нужно задумываться над тем, как расположить элементы на полосе, поскольку их положение жестко задано или определено макетной сеткой. Результатом четкого планирования верстки является единый шаблон или несколько шаблонов, по которым создаются все внутренние страницы. Отдельные части газетного набора имеют характерные названия, связанные с расположением статей или иллюстраций на полосе.

Модель периодического издания – фиксирует все компоненты «лица» издания. Композиционно-графическая модель включает в себя наиболее типичные особенности содержания и формы: главную тематику, структуру, формы организации и подачи материалов и способы графического выражения всех содержательных компонентов газеты / журнала.

Ответственный секретарь – должностное лицо в редакции;обязан организовывать и контролировать внутриредакционную работу, касающуюся планирования, своевременной и качественной подготовки материалов к печати. Вместе с редакторами отделов разрабатывает проекты очередных и перспективных планов газеты (журнала), представляет их на рассмотрение главному редактору, редколлегии. Организовывает своевременную и качественную подготовку и сдачу в производство всего печатного материала согласно графику выпуска номеров.

Первая полоса – витрина газетного номера, поскольку она должна дать читателям представление о его содержании. Верстка и оформление первой полосы имеют ряд особенностей, связанных с тем, что здесь помещают самые оперативные и самые важные сообщения, официальные документы и тому подобные материалы. Следует также учитывать, что ее полезная площадь меньше, чем у остальных страниц номера, поскольку здесь размещается заголовочная часть газеты.

Пилот– пробный выпуск нового издания. После выхода пилотного номера концепция издания корректируется.

Подборка– группа материалов, сгруппированных по смысловому – тематическому, жанровому или другому – признаку, как правило, объединенных в одной рубрике или под одним названием, в определенном графически выделенном месте издания (то же, что и блок). Старейшая форма подачи материалов, которая облегчает систематизацию материалов, а значит, и восприятие; позволяет глубже разработать тему.

Подвал – статья, размещенная в нескольких, а чаще всего во всех колонках внизу полосы. Отделяют подвал от предыдущего текста линейкой; заголовок подвала располагают чаще всего над первыми двумя-тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше 1/3 и не меньше 1/4 высоты полосы. В подвале, например, на последней полосе помещают выходные данные издания (см. Выходные данные).

Полоса – страница газеты, журнала. В издательском деле и в журналистике используется термин «полоса» как мера объема издания, бумажной площади, в отличие от «страницы», которая относится к количественным показателям. Пример: «Полосу заполняют материалами, на полосу ставят фотографии, а страницы листают и считают».

Разверстка– расположение материала на полосе.

Разворот – две полосы на одном зрительном поле, текст на этих двух полосах. Центральный разворот предназначен обычно для главной темы номера и содержит подборку материалов или один большой материал, снабженный подзаголовками, справками, иллюстрациями и т. п. Для еженедельника в 16 полос центральный разворот – это страницы 8-9. Шапка на развороте должна хорошо выделяться, поэтому она набирается крупным шрифтом.

Разметка– экземпляр газеты с указанными гонорарами журналистам.

Рамка– обрамление текста или заголовка различными линейками. Рамки служат для выделения важного материала.

Сигнальный экземпляр – первые готовые экземпляры издания.

Чердак –- крупный материал, подобный подвалу, но размещенный вверху полосы и заверстанный на всю ширину полосы или на несколько колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линейками или заключают в рамку.

Шрифт (Schrift от нем. schreiben – писать) – графический рисунок начертания букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифты создают художники в соответствии с образным замыслом, требованиями единства стиля и графической композиции, прикладными задачами. Дизайн газеты во многом зависит от выбора шрифтов, которыми набирают тексты и заголовки. Важны такие его характеристики, как удобочитаемость, кегль (размер), межстрочные интервалы, межбуквенные интервалы, использование цвета для выделения шрифта, ширина и высота шрифта, толщина основных и соединительных штрихов, межбуквенные и внутрибуквенные просветы.

Шпигель – это участок сбоку от заголовочной части газеты, видный участок первой полосы газеты, который используется для разверстки начала крупного по размерам, актуального по содержанию материала, рисунка или фотографии.

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

а) основная литература

Васильева Л. А. Делаем новости! – М., 2002

Волкова В. В. Газанджиев С. Г., Галкин С. И., Ситников В. П. Дизайн газеты и журнала. – М., 2003.

Воронова О. А. Методическое пособие к выпуску ежедневной новостной газеты. – М., 2013

Воронова О. А. Положение о печатном издании (газете) «Журналист» факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. – М., 2013

Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала. – М., 2008

Гуревич С. М. Номер газеты. – М., 2002.

Дзялошинский И. М. Формы и методы работы журналиста с источником информации. – М., 2001.

Колесниченко А. В. «Практическая журналистика: 15 мастер-классов». – М., 2014.

Колесниченко А. В. Прикладная журналистика. – М.:, 2008.

Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. – М., 2004.

Лащук О. Р. Редактирование информационных сообщений. – М., 2004.

Лукина М. М. Технология интервью. – М., 2005.

Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. – М., 2010.

Тертычный А. А. Расследовательская журналистика. – М., 2002.

Технология новостей от Интерфакса. Style Guide., – М., 2011.

Шостак М. И. Журналист и его произведение. – М.: 1998.

Фихтелиус Э. Новости. Сложное искусство работы с информацией. – М., 2008.

б) дополнительная литература

Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики. – М., 2012.

Голуб М. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. – М., 1993.

Дубина Н. Композиция газетной полосы // КомпьюАрт, №3-5, 2006// http://compuart.ru/article/16440

Ким М. Н. Журналистика: методология профессионального творчества. – СПб, 2004.

Лазутина Г. В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2006.

Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанровые разновидности журналистского творчества. – М., 2009.

Лонская А. Ю. «Репортаж: от идеи до гонорара». М., 2015.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 1996.

Тертычный А. А. Жанры периодической печати. – М., 2000.

Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. – Воронеж, 2001.

Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. – М., 2003.

Наши рекомендации