Примечание: Статья подготовлена специально для сайта «Архив древних актов башкир» и газеты «Зианчуринские зори». Статью могут перепечатать газеты «Киске Офо», «Истоки» и «Йэшлек»

«Мини реферат по истории села Утягулово».

Главная цель реферата ознакомление учащейся молодежи Зианчуринского района и Башкортостана историческими документами, выполненными на местных исторических языках.

Как известно башкирские деревни нашего, Зианчуринского района (как и другие населенные пункты южного и юго-восточного Башкортостана) впервые упоминаются, например в ревизских сказках Российской империи, начиная с 1795 года. Что дало повод некоторым, незнающим местные письменности и языки, историкам считать, что башкирские села обоснованы только в 18 веке после миляда Гайсы. Попробуем опровергать эту ошибочную точку зрения на примере анализа исторических документов села Утягул нашего, Зианчуринского, района.

На рисунке №1 вы видите иероглифическую надпись, которая нанесена на поверхность бронзового браслета. Браслет хранится в Утягуловском школьном музее, который был организован учителем истории Ямилем Куватовым. Иероглифы читаются так: - «Влп лф пмз\\Хоть остается вместе него памятная вещь». Надпись выполнена в 3000-2000 годах до миляда Гайсы. Смотрите рисунок №1.

Примечание: Статья подготовлена специально для сайта «Архив древних актов башкир» и газеты «Зианчуринские зори». Статью могут перепечатать газеты «Киске Офо», «Истоки» и «Йэшлек» - student2.ru 1нсе hурэт.

«Пмз\\памятная вещь», то есть хранение на память какой либо вещи покойника у себя известно у башкир с древности.

У села Утягул имеется еще один документ, который выполнен в 600-200 годах до миляда Гайсы рунами. Документ представляет собой эпитафию. Эта эпитафия была найдена в поле на месте древнего кладбища бывшего села Куат (сейчас входит в состав села Утягул) учителем истории Абдуллиным Радиком. На эпитафии можно различить остатки текста- «Дбг бтдм\\Эпитафиальную надпись соскоблил я». В древности башкиры исповедовали и религию Иртыш пайгамбара (Зартуш) тоже. В зароостризме людей не хоронили, а оставляли на возвышенностях для корма птицам и живности, а в память об этом месте на скалах, или на отдельно установленных камнях оставляли надписи: «Лмт = Айламт\\слезное горе»; «Дбг ччдм=Дбг hгтэм\\Эпитафиальную надпись написал я; Эпитафиальную надпись нанес я» или «Дбк бтдм\\Эпитафиальную надпись соскоблил я».

Смотрите рисунок №2.

Примечание: Статья подготовлена специально для сайта «Архив древних актов башкир» и газеты «Зианчуринские зори». Статью могут перепечатать газеты «Киске Офо», «Истоки» и «Йэшлек» - student2.ru 2нсе hурэт.

В школьном музее хранятся также и документы относящиеся к периодам истории государства Кангюй и Тюркского каганатов. Эти документы выполнены между 200-ым годом до миляда Гайсы и 639-ыми годами после миляда Гайсы. На рисунке №3 показана башкирская нотная книга того времени.

Примечание: Статья подготовлена специально для сайта «Архив древних актов башкир» и газеты «Зианчуринские зори». Статью могут перепечатать газеты «Киске Офо», «Истоки» и «Йэшлек» - student2.ru 3нсе hурэт.

Из документов села Утягул, которые относятся ко времени государства Авари Ганвас (Называют и Хазарским каганатом тоже), то есть к 639-1016 годам, можно перечислить бронзовый браслет с уйгурописьменным текстом, арабописьменную таможенную бирку, брахми и хазарописьменный знак учителей.

На рисунке №4 показан браслет, где написано- «hс жз мбркн\\Аналогия неотделимая часть благоденствия».

Примечание: Статья подготовлена специально для сайта «Архив древних актов башкир» и газеты «Зианчуринские зори». Статью могут перепечатать газеты «Киске Офо», «Истоки» и «Йэшлек» - student2.ru 4нсе hурэт.

На рисунке №5 показана таможенная бирка, где написано: - «Мин аль милк. Самин каммаин кумш. Блгу «Тамга»\\ Метка для имущества. Стоимость восемь дешевых серебра. Знак «Тамга».

Примечание: Статья подготовлена специально для сайта «Архив древних актов башкир» и газеты «Зианчуринские зори». Статью могут перепечатать газеты «Киске Офо», «Истоки» и «Йэшлек» - student2.ru Примечание: Статья подготовлена специально для сайта «Архив древних актов башкир» и газеты «Зианчуринские зори». Статью могут перепечатать газеты «Киске Офо», «Истоки» и «Йэшлек» - student2.ru 5нсе hурэт.

На рисунке №6 показан нагрудный знак учителей. Там написано:- «Гасапhа субуг\\Профессия учитель».

Примечание: Статья подготовлена специально для сайта «Архив древних актов башкир» и газеты «Зианчуринские зори». Статью могут перепечатать газеты «Киске Офо», «Истоки» и «Йэшлек» - student2.ru 6нсе hурэт.

Среди документов села Утягул можно выделить один, который четко датирован. Это несколько раз используемая арабописьменная каменная эпитафия. Эпитафия найдена и сфотографирована Абдуллиным Радиком на современном сельском кладбище. Я различил на ее поверхности две надписи.

На рисунке №7 показана старшая надпись, которая гласит- «881-нчи ил\\881-ый год хиджры». (881-ый год хиджры соответствует 1477 году по миляду, то есть получается, что эта надпись выполнена в селе Утягул 536 лет тому назад!).

Примечание: Статья подготовлена специально для сайта «Архив древних актов башкир» и газеты «Зианчуринские зори». Статью могут перепечатать газеты «Киске Офо», «Истоки» и «Йэшлек» - student2.ru 7-нсе hурэт.

На рисунке №8 показана каменная эпитафия села Утягул современного периода истории села. Эпитафия сфотографирована Абдуллиным Радиком. Там написано- «1931 ил 11 актабрдэ\\ В 1931 году 11 октября».

Примечание: Статья подготовлена специально для сайта «Архив древних актов башкир» и газеты «Зианчуринские зори». Статью могут перепечатать газеты «Киске Офо», «Истоки» и «Йэшлек» - student2.ru 8-нсе hурэт.

Изучайте письменности и исторические языки Башкортостана, это поможет Вам хорошо знать историю своей Родины!

Примечание: Статью могут печатать газеты «Зианчуринские зори» и «Истоки».

Наши рекомендации