Редакционные стандарты газеты «журналист»

СТУДЕНЧЕСКИЙ МЕДИАХОЛДИНГ ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ МГУ

РЕДАКЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ ГАЗЕТЫ «ЖУРНАЛИСТ»

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. КОНЦЕПЦИЯ ГАЗЕТЫ И ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА «ЖУРНАЛИСТ»

1. Миссия проекта

2. Цели и задачи проекта

3. Аудитория проекта

4. Информационная политика

5. Правовые и этические ограничения

II. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РЕДАКЦИИ

1. Структура редакции

2. Организация работы. Общие принципы. Правила поведения в редакции

2.1. Ежедневная учебная газета «Журналист» (А-3, 4 полосы)

2.2. Еженедельник «Журналист» (А-4, 12-24 полосы)

2.3. Спецвыпуски газеты «Журналист»

3. Подписание номера 4. Необходимые организационные и технические условия

5. Информационная поддержка

6. Обеспечение безопасности в процессе работы редакции

7. Правила аккредитации корреспондентов на мероприятиях

III. РЕДАКЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ ГАЗЕТЫ «ЖУРНАЛИСТ»

Общие принципы работы с контентом

Ежедневная газета «Журналист»

1. Принципы отбора тем

2. Рубрики, форматы и жанры

3. Источники информации и методы работы корреспондентов

4. Структура и объем авторских текстов

5. Правила написания заголовков

6. Правила работы с лидами

7. Языковые особенности текста

8. Технические требования к текстам

9. Технические требования к иллюстрациям

10. Особенности дизайна

Еженедельник «Журналист

1. Принципы отбора тем и источники информации (почему источники информации не отдельным пунктом, как в ежедневной газете?)

2. Рубрики, форматы и жанры

3. Структура и объем авторских текстов

4. Правила написания заголовков

5. Правила работы с лидами и врезами

6. Языковые особенности текста

7. Технические требования к текстам

8. Технические требования к иллюстрациям

9. Особенности дизайна

Спецвыпуски газеты «Журналист»

IV. ГЛОССАРИЙ

V. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I. КОНЦЕПЦИЯ ИЗДАНИЯ «ЖУРНАЛИСТ»

1. Миссия проекта:

Печатное издание (газета и еженедельник) «Журналист» является внутренним учебным и информационным проектом факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Печатное издание «Журналист» производит контент разных форматов в учебных, образовательных, просветительских и корпоративных целях в соответствии со стандартами качественной журналистики.

Учебная газета «Журналист»может выходить в нескольких модулях:

1. Ежедневный новостной выпуск (формат А-3, 4 полосы): учебная газета, издается на втором курсе в рамках учебной программы «Практикум».

2. Еженедельник «Журналист».

– Городской (формат А-4, 12-16 полос): учебная газета, издается на старших курсах бакалавриата в рамках учебной программы «Выпуск учебных СМИ».

– Тематический (формат А-4, 12-20 полос): учебная газета, издается в рамках учебной программы тематических образовательных модулей.

3. Спецвыпуск (формат А-3 или А-4, объем в соответствии с задачами). Издается в соответствии с корпоративными задачами факультета. Редакция газеты «Журналист» осуществляет спецвыпуски:

– подготовленные отдельными подразделениями факультета (кафедрами, отделениями и центрами, приемной комиссией и т.д.);

– подготовленные в связи с важными для страны и факультета событиями;

– подготовленные в рамках внешних проектов факультета (сотрудничества с другими вузами и организациями, образовательных, конкурсных программ и т.д.);

– подготовленые самостоятельно студентами, выпускниками факультета при участии редакции и т.п.

Миссия издания «Журналист» – создать учебную площадку для производства качественного печатного продукта, ориентированного на конкретную аудиторию, отвечающего требованиям современной медиаиндустрии.

Издание также призвано содействовать реализации миссии и целей факультета журналистики МГУ, принципов корпоративной культуры журналистского сообщества, факультета журналистики и университета в целом.

Цели и задачи проекта

Основные цели и задачи издания варьируются в соответствии с учебной программой и корпоративными целями и задачами факультета. Главной целью проекта является создание условий, приближенных к редакционным и позволяющих студентам получить первоначальные практические навыки газетно-журнального производства.

Задачи проекта:

a. Учебная. Издание «Журналист» представляет собой учебный проект, задача которого – дать студентам факультета журналистики возможность без отрыва от обучения получать практический опыт, участвуя в реальной работе редакции. Студенты должны осуществить производство контента, направленного на внешнюю аудиторию. В процессе выпуска газеты отрабатываются основные профессиональные навыки: выбор актуального формата, поиск тем и героев материалов, работа с источниками информации, проверка достоверности фактов, планирование работы редакционной команды и индивидуального рабочего времени, участие в планировании, макетировании, подготовке и выпуске номера газеты, в обсуждении итогов работы. Выпуск газеты стимулирует развитие творческой активности студентов и сотрудников факультета журналистики. На основе подготовки номера газеты, в том числе формируется творческое досье студентов, они получают возможность включить свои опубликованные материалы в резюме для последующего трудоустройства в СМИ.

b. Информационная. В издании освещаются события, тренды и явления и повестка, интересные целевой аудитории издания. Информационные цели в наибольшей степени определяются задачами модуля. Газета, выпускаемая на 2-м курсе, - ежедневная газета новостей с универсальной тематикой. Ее Газета, выпускаемая на старших курсах бакалавриата - информационно-аналитический еженедельник. В рамках тематических образовательных модулей предполагается выпуск тематически специализированного еженедельника. Спецвыпуски могут иметь конкретные информационные задачи - освещение отдельных событий, проектов факультета и т.д.

c. Просветительская. В основу проекта заложена просветительская функция – в доступной современному молодому поколению форме рассказывать о событиях и процессах, происходящих в современной журналистике, в сферах образования, культуры, истории, литературы, музыки, кинематографа и пр. Задача проекта – поднять уровень культуры и профессиональной компетентности будущих журналистов.

d. Корпоративная. Проект содействует реализации миссии и целей факультета журналистики МГУ, принципов корпоративной культуры факультета журналистики и университета в целом; политике информационной открытости факультета журналистики МГУ.

Газета обеспечивает студентов, аспирантов, слушателей, сотрудников факультета, абитуриентов и выпускников достоверной и актуальной информацией о жизни факультета и его структурных подразделений, содействует освещению учебных, воспитательных, научно-исследовательских программ факультета, развитию лучших традиций Московского государственного университета и факультета журналистики и формированию на их основе корпоративного сознания студентов, сотрудников и выпускников. Проект призван продвигать и поддерживать бренды МГУ и факультета журналистики. Газета также рассказывает об актуальных аспектах жизни журналистского сообщества России и зарубежья. Проект направлен на укрепление принципов корпоративной культуры журналистского сообщества, содействует повышению социальной значимости журналистики как профессии и социального института, популяризации лучшего опыта журналистской практики, содействует журналистскому образованию, расширяет у будущих журналистов представление о корпоративных журналистских ценностях и нормах.

e. Развлекательно-рекреативная. Материалы, созданные редакцией, призваны не только информировать и просвещать, но и развлекать целевую аудиторию, умеренно используя для этого авторские рисунки и фотографии, игровые заголовки, некоторые развлекательные жанры печатной периодики.

f. Консолидирующая. Газета «Журналист» способствует формированию деловых и доброжелательных отношений в студенческой группе, которая в процессе выпуска газеты выступает как самостоятельный редакционный коллектив, а также между сотрудниками, преподавателями, студентами и способствует созданию на факультете единой корпоративной общности.

3. Аудитория проекта:

Основная аудитория проекта – молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, студенты факультета журналистики МГУ, а также абитуриенты, преподаватели, выпускники, партнеры факультета журналистики МГУ, студенты МГУ и других вузов, представители журналистского медиасообщества – все, кому может быть интересен контент, производимый редакцией газеты «Журналист».

Информационные потребности типичного представителя аудитории охватывают все сферы жизни, но в основном нацелены на саморазвитие и поэтому сосредоточены на вопросах образования и карьеры, на событиях и процессах, связанных с медиасредой. В связи с этим в сфере интересов оказывается актуальная универсальная повестка дня, события, происходящие в обществе и политике, в образовании, культуре. Будущих журналистов привлекают опыт известных журналистов, социальные / волонтерские проекты, путешествия, edutainment, infotainment.

4. Информационная политика. Общие принципы:

В основе информационной политики газеты «Журналист» лежит концепция интенсивного позитивного информирования и просвещения. Информационная политика издания либо сопряжена с учебными задачами и образовательными программами факультета журналистики (модуль ежедневной газеты и еженедельника), либо связана с важными событиями в жизни факультета или страны (спецвыпуски), но в любом случае призвана способствовать формированию положительного имиджа факультета журналистики и МГУ. Авторы газеты «Журналист» несут ответственность за результат своей деятельности, даже если это производство учебного контента.

5. Правовые и этические ограничения:

Процесс выпуска учебной газеты «Журналист» может быть отнесен к практике на базе факультета и в силу этого регулируется «Положением о порядке проведения практики студентов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова».

Печатное издание «Журналист» имеет сугубо внутреннее распространение (по типу корпоративного СМИ), издается малым тиражом (обычно - 35 экземпляров, но не более 999 экземпляров) и поэтому не подлежит регистрации как печатное СМИ. Издание вывешивается на факультете как стенная газета и размещается в pdf-формате на сайте факультета журналистики www.journ.msu.ru. Редакция газеты «Журналист» не является юридическим лицом. Ее деятельность носит некоммерческий характер. Газета распространяется бесплатно.

Место нахождения редакции: г. Москва, ул. Моховая, д. 9, к. 3.

Электронный адрес редакции: [email protected].

Этические стандарты деятельности газеты «Журналист» определяются общеуниверситетскими, общефакультетскими и профессиональными этическими кодексами, в том числе Уставом МГУ, «Положением о печатном издании (газете) ”Журналист”», утвержденном Ученым советом факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова в 2013 году, а также данным Редакционным стандартом.

Этические ограничения связаны в первую очередь с тем, что газета стремится соответствовать качественным образцам печати, способствовать поддержанию высокого интеллектуального, духовного и морального имиджа факультета и университета.

В частности:

Не рекомендуется подготовка материалов, подрывающих авторитет и статус университета и факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Предполагается корректное отношение сотрудников редакции (постоянных и временных) к преподавателям, сотрудникам, студентам и выпускникам факультета и университета.

Не разрешаетсяиспользовать бренд, символику МГУ и факультета журналистики для целей, не связанных с подготовкой редакционного материала.

Не разрешается производство и публикация заказных материалов (оплаченных текстов рекламного характера), получение вознаграждения за вышедшие материалы.

Не рекомендуется принимать подарки от лиц/организаций, вовлеченных в сферу профессионального интереса (источники информации, герои материалов, эксперты). В противном случае получение таких подарков будет восприниматься как подкуп.

Не допускается использование издания для идеологической агитации, пропаганды политического (националистического, религиозного и т. п.) характера, а также в рекламных целях (за исключением специальных учебных задач).

Не допускаются материалы, в том числе фотоизображения, публикация которых противоречит принципам профессиональной этики и законодательству в сфере массовой коммуникации.

Запрещенонарушать основные принципы качественной прессы и представлять мнения под видом новостей. При публикации мнений экспертов по конфликтным вопросам повседневности редакция придерживается принципа качественной прессы предоставлять слово обеим сторонам конфликта.

Запрещено выдавать изготовленные/опубликованные другим человеком/СМИ материалы за собственные. Подобные заимствования без ссылки на источник считаются плагиатом и караются в соответствии с нормами законодательства об авторском праве.

Не разрешается вступать в сделку (эксклюзив в обмен на лояльность, включение в пул в обмен на статусное интервью и т. п.) с источниками информации или партнерами . Недопустимыми являются оскорбления, клевета, сведение личных счетов с кем-либо на страницах газеты «Журналист».

Не разрешается публично критиковать (в т. ч. в интернете) коллег (по редакции, факультету, университету) и их произведения.Здоровая критика и обсуждение материалов внутри университета, факультета и редакции приветствуются.

Внутренние документы редакции, переписка с коллегами, решения руководителейне подлежатобнародованию,пересылке сторонним лицам (в т. ч. по электронной почте, сервисам мгновенных сообщений) и публичному обсуждению (в т. ч. в интернете).

Запрещено некорректное поведениев общении с коллегами и партнерами.Отношения между главным редактором, выпускающим редактором, преподавателями, студентами и сотрудниками, участвующими в выпуске номера, должны строиться на деловой основе и быть корректными.

Организация работы редакции

Общие принципы

Стратегическое руководство деятельностью газеты «Журналист» осуществляется Редакционным советом под руководством декана факультета журналистики МГУ. Все случаи срыва графика выпусков газеты обсуждаются на Редакционном совете. Технические сотрудники редакции газеты «Журналист» подчиняются директору издательского комплекса факультета журналистики МГУ.

Общее руководство и контроль за содержанием периодического печатного издания осуществляется главным редактором всех выпусков. Главный редактор всех выпусков газеты назначается приказом по факультету журналистики. Главный редактор отвечает за соблюдение стандартов издания, определяет информационную политику, регулирует отношения редакции с информационными партнерами и другими СМИ, в том числе внутри факультетского медиахолдинга, регулирует отношения между всеми участниками редакционного процесса.

Секретарь редакции/литературный редактор формирует график выпуска газеты (в соответствии с учебным планом и в зависимости от поступивших в редакцию заявок); регулирует отношения между преподавателями – выпускающими редакторами, диспетчером факультета, верстальщиками, техническими службами; обеспечивает контроль за наличием расходных материалов (бумага и т. п.), необходимых для выпуска газеты; присутствует на выпуске и контролирует литературное качество текста.

К редактированию учебных выпусков, включенных в график, привлекаются преподаватели кафедры стилистики русского языка для обеспечения необходимого качества текста. Преподаватель кафедры стилистики присутствует на выпуске и обсуждает с корреспондентами допущенные ими стилистические и грамматические ошибки.

В процессе подготовки номера формируется временная редакция из числа студентов. В ее состав могут входить: шеф-редактор номера и его заместитель, ответственный секретарь, редакторы полос/направлений/отделов, корреспонденты, обозреватели, бильд-редакторы, художники, фотокорреспонденты, корректор/«свежая голова» и т.п. Все студенты выступают в качестве корреспондентов.

Оперативное руководство и планирование номера осуществляется выпускающим редактором (преподавателем или сотрудником факультета, в зависимости от целей и задач выпуска) и шеф-редактором (студентом, выбранным группой или назначенным преподавателем).

Единство принципов подготовки всех выпусков газеты гарантируется главным редактором газеты в соответствии с настоящим Редакционным стандартом, концепцией конкретного модуля и рекомендациями Редакционного совета. Единство оформления издания достигается благодаря использованию при верстке утвержденного логотипа и единого макета газеты/еженедельника.

Информационное наполнение, тематика, план реализации конкретного номера осуществляется в соответствии с «Положением о печатном издании (газете) “Журналист”» (2013 г.) и настоящим Редакционным стандартом, а также в соответствии с концепцией конкретного модуля или спецвыпуска, учебными программами и методическими рекомендациями, разработанными на факультете и утвержденными Ученым советом факультета и методической комиссией факультета.

Выпуск газеты (еженедельника и ежедневного издания) следует рассматривать как часть мультимедийного проекта факультета. Для любого выпуска печатного издания необходимо предусмотреть темы, которые могут быть интересны другим медиа факультета («Журналисту Online», радио- и телестудии «Моховая 9», официальному сайту факультета), назначить ответственных за подготовку таких материалов, проконсультироваться о формате таких материалов с сотрудниками медиахолдинга факультета.Выпуск еженедельника должен координироваться с выпуском «Журналист Online». Материалы, связанные с различными факультетскими событиями, проектами, конференциями, если такие намечены в газете, можно предложить на официальный сайт факультета.

Планерка накануне дня выпуска газеты

Задачи:

1) Ознакомление с техническими требованиями к подготовке номера.

2) Планирование номера. Определение главной и второстепенных тем номера. Обсуждение возможных источников информации, иллюстративного материала. Работа с анонсами ТАСС (их можно получить в редакции), МИА «Россия сегодня», «Интерфакс» и др. Преподаватель вместе со студентами просматривает анонсы, выбирает наиболее значимые и интересные для широкой аудитории события, корректирует предложенные студентами заявки, распределяет задания и обязанности. Студенты самостоятельно аккредитуются на мероприятия, посещают их и пишут тексты и т. д.

3) Установление примерного порядка сдачи полос на верстку. Сдача полос в день выпуска идет по графику в 12.00, 13.00, 14.00, 15.00. Как правило, полоса с самыми свежими новостями сдается последней. Назначение ответственных за сдачу полос.

4) Формирование по итогам планерки плана-проспекта номера, в котором расписаны предполагаемые рубрики, определены темы, указано, кто и на какую полосу готовит текст, кто отвечает за сдачу полос, и т. д.

«Итоговая летучка»

Работа над выпуском газеты завершается «летучкой» – обсуждением номера на ближайшем занятии. С анализом материалов и оценкой организации выпуска выступает выпускающий редактор или независимый обозреватель.

2.2.Организация работы редакции. Еженедельник «Журналист» (А-4, 12-16 полос, дисциплина «Выпуск учебных СМИ»; А-4, 12-20 полос, учебные программы тематического/индустриального модуля, программы магистратуры)

Первая планерка – за месяц до выпуска

Задачи:

1) Распределение обязанностей. На предварительной планерке выбираются (или назначаются преподавателем группы) шеф-редактор номера, его заместитель, ответственный секретарь, редакторы отделов/направлений, бильдредактор/дизайнер, ответственный за инфографику, корреспонденты, «свежая голова», корректор, «группа продвижения в интернет» и т. д. Преподаватель группы — выпускающий редактор.

2) Предварительное планирование номера. Определение главной и второстепенных тем номера. Обсуждение предложенных студентами заявок. Рассматриваются принципы подачи материалов в газете, обсуждаются жанры, можно посмотреть предыдущие номера, подумать об обложке номера. Можно заказать к выпуску отдельные фотографии на кафедре фотожурналистики и технологий СМИ.

3) Необходимо предусмотреть темы, которые могут быть интересны другим медиа факультета. Тематика городского еженедельника наиболее приближена к концепции «Журналиста Online». Необходимо спланировать работу таким образом, чтобы можно было технологически объединить печатный выпуск с планом «Журналист Online». Предполагается углубленная разработка одной из тем номера и разворачивание ее до мультимедийной истории. Для выявления таких тем на планерку приглашается представитель редакции «Журналист Online».

Вторая планерка – за неделю до выпуска

Задачи:

1) Коррекция предложенных студентами заявок. Окончательное распределение заданий и обязанностей. Обсуждение возможных источников информации, экспертов, возможных иллюстраций.

2) Утверждение вариантов обложки.

3) Ознакомление с техническими требованиями к подготовке номера.

4) Уточнение объемов текстов и жанров.

5) Окончательное составление плана-проспекта номера по полосам, в котором расписаны предполагаемые рубрики, указано, кто и на какую полосу готовит текст, обозначены темы, жанры и объемы материалов.

6) Утверждение жесткого графика сдачи материалов для каждого корреспондента.

После планерки в течение недели выезд на объект части корреспондентов. Работа на телефоне, с документальными материалами, экспертами, сообщениями СМИ, в интернете, социальных сетях и т. п.

Тексты сдаются выпускающему редактору и ответственному секретарю по утвержденному графику в течение недели. Преподаватель редактирует тексты либо возвращает их на доработку.

Третья планерка – накануне дня выпуска газеты

Задачи:

1) Выявление степени готовности номера.

2) Обсуждение материалов, прочитанных выпускающим редактором, шеф-редактором и его заместителем, с авторами.

3) Определение примерного порядка сдачи полос на верстку.

Полосы сдаются разворотами. Сдача полос в день выпуска идет по графику в 10.00, 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00. Как правило, полоса с самыми свежими новостями и колонкой редактора сдается последней.

4) Доработка текстов корреспондентами, исправление ошибок.

5) Фактчекинг.

«Итоговая летучка»

Работа над выпуском газеты завершается «летучкой» – обсуждением номера на ближайшем занятии. С анализом материалов и оценкой организации выпуска выступает выпускающий редактор или независимый обозреватель.

Подписание номера

Номер подписывает выпускающий редактор, который несет ответственность за его содержание (достоверность информации, этичность подачи и т. п.). Все полосы газеты до подписания должны быть предоставлены в электронном или печатном формате главному редактору выпусков, который отвечает за соответствие номера всей концепции выпуска и стандартам качества газеты «Журналист». По требованию главного редактора могут быть внесены изменения в содержание номера, вплоть до снятия отдельных материалов и номера в целом.

4. Необходимые организационные и технические условия для выпуска учебной газеты:

– аудитория, оснащенная компьютерами, сканером, копировальной техникой, а также каналами связи (телефоном, факсом, выходом в Интернет);

– доступ к оперативным сводкам информационных агентств;

– программное обеспечение и интернет-ресурсы (базы данных, справочные и поисковые системы); компьютерные программы и программные пакеты, предназначенные для создания и редактирования текстов (Microsoft Word), обработки фотографий (Adobe Photoshop), оформления и верстки (Adobe Creative Suite);

– освобождение студентов от других видов занятий на один день;

– график выпуска номеров, утвержденный главным редактором;

– почасовой график работы над учебными выпусками газеты;

– возможность своевременного тиражирования номера;

– обеспечение непрерывности учебного процесса и графика выпусков поддержкой технических служб факультета;

– обеспечение редакции газеты администратором класса (для решения технических вопросов) и профессиональными верстальщиками.

Информационная поддержка

Газета «Журналист» является частью мультимедийного холдинга факультета журналистики МГУ. Работа всех СМИ факультета и официального сайта скоординирована. Координацию осуществляют главные редакторы данных СМИ, общую координацию осуществляет Редакционный совет. СМИ факультета внутри мультимедийного холдинга являются партнерами. Выпускающий редактор должен предусмотреть возможность предоставления материалов выпуска газеты другим СМИ факультета.

Газета «Журналист» выходит при поддержке информационных агентств. Поступающие в редакцию анонсы ТАСС дают возможность студентам получать аккредитации на конференции и другие информационные события и освещать их «из первых рук». Поддержку оказывает «Фотохроника ТАСС». Инструкции по получению анонсов ТАСС и фотографий Фотохроники ТАСС можно получить у секретаря редакции.

Газета «Журналист» способствует решению имиджевых задач факультета и в силу этого сотрудничает с пресс-службой факультета, однако приоритетными для редакции являются учебные задачи.

Внешние контакты всех факультетских информационных проектов курирует Редакционный совет. Отношения с внешними информационными партнерами учебной газеты «Журналист» должны быть обеспечены соответствующими договорами.

III. РЕДАКЦИОННЫЕ СТАНДАРТЫ

Принципы отбора тем

Выбранные события должны иметь четкую временную привязку к дате выпуска газеты: освещаемое мероприятие должно состояться либо накануне выпуска, либо непосредственно в этот день. Максимальное «удаление» – газета выходит во вторник с рассказом о значимых мероприятиях выходных (например, День города или Московский марафон). Если корреспондент пишет о каком-либо продолжительном событии или процессе (например, известная выставка картин в Третьяковской галерее), то инфоповодом может быть либо его начало, либо завершение. Рассказ о финале должен обязательно включать список итогов мероприятия.

Критерии отбора новостей:

– Новизна, свежесть.

– Пространственная близость.

– Масштаб события.

– Известность персоны.

– Конфликт.

– Необычность.

– Человеческий интерес.

Если тема отвечает минимум трем из данных критериев, она может быть рассмотрена на планерке в качестве одной из возможных тем номера. Основной фильтр при отборе тем: «информационный повод (свежее событие) – важно для всех – актуально (близко) для студентов и будущих журналистов – интересно целевой аудитории – реально собрать информацию (место, сроки)».

События, происходящие на факультете журналистики МГУ, являются органичной частью картины дня и соответствуют критерию «близости», поэтому включение таких материалов в номер желательно.

Окончательное решение при отборе тематических заявок принимает выпускающий редактор и шеф-редактор.

Рубрики, форматы и жанры

Несмотря на универсальность проблематики, модель номера формируется в рамках жесткой матрицы. У газеты есть определенные постоянные рубрики, которые нужно наполнить в первую очередь. На первую полосу выносятся самые значимые инфоповоды и наиболее успешные тексты. Используются преимущественно полосные рубрики (колонтитулы). В зависимости от содержания номера и предпочтений преподавателя и группы могут быть выбраны рубрики из предлагаемого перечня (см. «Методическое пособие к выпуску ежедневной новостной газеты», 2013).

Материалы в жанровом отношении по преимуществу представляют собой новостные заметки (краткие и расширенные). Могут быть также представлены тексты в жанрах репортажа, событийного интервью, информационного отчета (с пресс-конференции и т.п.), зарисовки, мини-опроса, мини-рецензии, афиши, мини-комментария (мнение эксперта), однако злоупотреблять ими не стоит. Репортаж необходимо писать тогда, когда ход события более интересен, чем результат. Интервью целесообразно, если речь идет о собеседнике, слова которого лучше дать в прямой речи, а не в пересказе. Опрос же хорошо делать на темы, которые у всех на слуху, а привлекать в качестве респондентов нужно людей разных профессий, статусов и взглядов.

Тексты должны отвечать как минимум на 4 из 6 классических вопросов новости (формула 5W+H).

Правила работы с лидами

Лид – первый абзац, заход, вводная часть. Задача лида – коротко рассказать, о чем этот текст, и заинтересовать читателя. Чем яснее лид, тем больше шансов, что человек прочитает текст. В лиде кратко излагается сообщение о событии. Лид содержит ответы на 4 ключевых вопроса: что произошло, с кем, где, когда. В лиде обязательно указывается источник информации.

Требования клиду:

– 3-5 строк, 350 знаков с пробелами (макс.).

– Ссылка на источник обязательна в лиде или втором абзаце. Без источника новость обесценивается.

– Желателен активный залог глагола.

– Желательно не начинать с прямой речи (искл.: ключевая новость – цитата).

– Избегать причастных и деепричастных оборотов.

– Если новостью является мнение, дать его в лиде кратко косвенной речью, а во втором абзаце полностью и в кавычках.

– Цифры в лиде указываются точно (в отличие от заголовка).

Особенности дизайна

Количество знаков на полосе: 15 400 (без учета заголовков, фотографий и врезок). С учетом иллюстраций и заголовков – в среднем на полосе около 8 000 знаков.

Газета выходит в цвете (фотографии). Можно использовать для выделения текста «подложки», линейки, буквицы и другие элементы дизайна.

На первой полосе газеты располагается, как правило, один главный материал с хорошей крупной фотографией (новость дня) и несколько небольших новостей. Над логотипом газеты выносится анонс самого привлекательного материала с указанием страницы, где он расположен (кроме первой), — это своего рода указание на «гвоздь» номера. В логотип выносится картинка, связанная с этим материалом, –рисунок или символ (не фотография).

Вторая, третья и четвертая полосы обязательно имеют полосные рубрики, например, это могут быть «Политика», «Общество», «Культура», но могут быть и другие в зависимости от концепции конкретного номера.

На четвертой полосе внизу располагаются выходные данные, где указаны, в том числе номер группы, перечислены фамилии всех студентов, принимавших участие в выпуске, с указанием их должностей в редакции и фамилия преподавателя — выпускающего редактора.

Желательно придерживаться следующих принципов построения текстов на полосах:

– выделять «гвоздевой» материал (самый значимый; с самой хорошей фотографией и т.п.);

– стремиться к тому, чтобы основные тексты дополнялись небольшими справочными материалами, связанными с темой, раскрывающими событие с другой стороны и т.п.

Нужно удостовериться в соотнесенности вербальной (текст) и визуальной (иллюстрация) составляющих мультимедийной подачи материала.

Еженедельник «Журналист»

Рубрики, форматы и жанры

В еженедельнике используются только полосные рубрики (колонтитулы). Для модели городского еженедельника могут быть предложены рубрики из предлагаемого перечня.

Есть 3 типа полосных рубрик:

А) Определяющие уровень охвата событий: Город, Университет, Факультет, Район, Места, Улица, Дом, Семья, Человек.

Б) Тематические: В городской Думе, Власть, Повестка дня, Бизнес в городе, Социум, Порядок, Культура, Музыка, Театр, Кино, Музеи, История, Инновации, Спорт, Образование, Специальность, Здоровье, Безопасность, Развлечения, Еда, Календарь, Технологии, Медиа, Увлечения, Метро, Горожанин. и т. д.

В) Жанровые и другие: Событие, Главное, Репортаж, Интервью, Фоторепортаж, Эксклюзив, Эксперимент, Прямая речь, Афиша, Встречи, Круглый стол, В блогах и т. п.

Г) Поощряется использование авторских рубрик: Парадоксы, Горизонтали, Внутри и снаружи, Адреса доброты и т. д.

Для модели тематического еженедельника рубрики разрабатываются преподавателем в зависимости от аспектов изучаемой сферы, ее отдельных сегментов, болевых точек и актуальных событий.

Формат еженедельника предполагает подготовку достаточно больших материалов – до 8 тыс. знаков (объем разворота – двух соседних полос). В работе могут быть использованы все существующие форматы и жанры современной газетно-журнальной периодики: информационные (заметка, репортаж, интервью, отчет, мини-опрос и т. д), аналитические (статья, корреспонденция, обозрение, обзор, комментарий, рецензия, расследование и др.), художественно-публицистические (очерк, фельетон, зарисовка, эссе, реплика, письмо, дневник и т. п.).

Выпускающий редактор должен следить, с одной стороны, за жанровым разнообразием номера, а с другой стороны – за его тематической и смысловой целостностью, точно так, как дирижер следит за игрой оркестра, где у каждого инструмента есть свой голос и своя партия.

Необходимо продумать очередность подачи материалов в номере, а также о размещении тематически близких материалов на разворотах.

Все это следует учесть еще при планировании номера.

Языковые особенности текста

В еженедельнике, также как и в ежедневной газете «Журналист», используется преимущественно нейтральная лексика и требования к языку в целом, такие же, как в газете. Однако стилистика еженедельника более свободна, чем стилистика новостной газеты.

Нельзя употреблять штампы, канцеляризмы, официозные формулировки, за исключением тех случаев, когда они служат для характеристики говорящего. Отчества используются в редких случаях. Тексты и заголовки должны быть корректными по отношению к участникам событий. В еженедельнике не используется нецензурная лексика.

7. Технические требования к авторским текстам

Расстановка частей текста в документе: рубрика, заголовок (без точки в конце), лид (с точкой), автор (имя, фамилия), текст.

Если лид в тексте отсутствует – имя/фамилия автора ставятся в конце текста.

В текстах не должно быть никакого форматирования.

8. Технические требования к иллюстрациям

Требуемый формат изображений — *.jpg, *.jpeg (желательно) или *.tif, *.tiff. Разрешение – 300 dpi (точек на дюйм). Минимальный размер по длинной стороне — 1300 точек. Фотографии и другие иллюстрации необходимо сопроводить копирайтами – в подписях к ним должен быть указан автор, сайт, издание, место размещения афиши, картины и т. п. Предпочтение отдается авторским фотографиям и рисункам. Иллюстрации необходимо присылать отдельными файлами или архивом файлов, но не вставлять их в текстовые файлы.

Особенности дизайна

Объем но

Наши рекомендации