Социологические методы исследования журналистики. Характеристика основных групп.

Есть общенаучные методы исследования, методы исследования частных наук.

Социологические методы (общенаучные методы):

- анализ документов (контент-анализ – количественный метод анализа, который дает качественные результаты).

- опрос

- наблюдение

В психологии используются и другие методы:

- биографический

- метод полярных профилей (когда 2 группам людей, связанным между собой задаются одни и те же вопросы, чтобы узнать, насколько они знают друг друга)

- метод значительных ситуаций

- тестирование (близко к опросу)

Другие общенаучные методы:

- сравнительный

- метод историзма (каждое явление рассматривается с точки зрения эпохи)

- индукции, дедукции и т.д.

Задачами социологии журналистики являются:

–описание функционирования выбранного для исследования объекта (строится на тщательном изучении совокупности фактов, можно представить внутреннее состояние и характеристику объекта

– объяснение причин того, почему изучаемый объект именно такой

– выработка рекомендаций по оптимизации функционирования изучаемого объекта

Используются как общенаучные, так и специальные методы:

– тестирование (узнать направление личности)

– метод значительных ситуаций (если бы вы выиграли миллион)

– метод полярных профилей (одинаковые вопросы ученику и учителю, пассажиру и водителю, студенту и преподавателю)

– метод социометрии (выбор в действии, дает срез взаимоотношений в группе, определяет лидера)

– метод эксперимента

– метод анализа документов

– метод опроса

Ни один из методов не является универсальным, они должны взаимодополнять друг друга.

Социология в работе редакции

Незнание законов социологии может привести к краху издания.

Для редакции социология может:

– установить нишу, в которой может действовать СМИ

– определить признаки потенциального потребителя, его демографические характеристики

– выявить рейтинг программ, журналистов

– использоваться для получение информации об общественном мнении.

– определить типологические характеристики издания

– разработать программу деятельности издания.

Наблюдение – непосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.

Особенности научного наблюдения:

– проводится не спонтанно, а в соответствии с заранее разработанной процедурой.

– производится строгая фиксация результатов

– предполагает проверку достоверности полученных результатов.

– осуществляется в соответствии с определенной теорией.

Наблюдение бывает:

– включенное (исследователь становится участником взаимодействия и люди знают об этом)

– невключенное (люди не знают, что за ними наблюдают)

– полевое (в естественных условиях)

– лабораторное (в специально созданных условиях)

Анализ документов.

Для изучения общественного мнения важен количественно-качественный анализ (контент-анализ)

В прикладной социологии различают количественные и качественные методы.

У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Вопрос в другом: в каких случаях лучше применять количественные (стандартизированные) методики, а в каких – качественные? Качественную технику (под ней он подразумевает методы исследований человеческих мотиваций) целесообразно применять в следующих случаях:

 чтобы определить причины, лежащие в основе человеческого поведения и не поддающиеся выявлению путем прямых вопросов; такие мотивы, о которых потребитель (в нашем случае имеется в виду потребитель информации. – Авт.) не подозревает сам и которые он не может выразить или не желает признать;

 чтобы провести начальное исследование рынка и категории товара или разработать концепцию, прежде чем проводить количественные исследования;

 чтобы получить ясную картину и лучшее понимание там, где обычные исследования не дали результатов;

 чтобы дать толчок собственной творческой активности, например, для поиска образных выражений, которыми в реальной жизни пользуются потребители.

Есть общенаучные и специальные методы. В журналистике мы используем те методы, которые используются и в других науках.

1. Наблюдение.

2. Опрос.

3. Анализ документов.

4. Биографические методы (часто строятся очерки, зарисовки и т. д.).

5. Тестирование (постановка различных вопросов, с помощью которых можно узнать направленность личности).

6. Метод значительных ситуаций (важный гипотетический вопрос – фиксация ответа и суждение по нему о человеке). (Что бы вы делали, если бы выиграли миллион?)

7. Метод полярных профилей (разные категории, связанные друг с другом пары: пассажир – водитель, учитель – ученик спрашивают как вы думаете, что о вас думает противная сторона).

8. Метод социометрии (выбора в действии). Входит в группу социологического направления – групповая динамика. Дает срез взаимодействий в группе на настоящий момент. Можно определить лидера группы (вопрос типа с кем бы вы хотели отдыхать, пригласить на день рождения). Анонимные опросы, по результатам которых составляются социоматрицы группы (матрица взаимоотношений). Представление о микрогруппах и их лидерах.

9. Метод эксперимента (использовал корреспондент Литературной газеты Анатолий Рубинов, книга «Операция без секретов»).

Вначале надо выяснить, из каких источников можно получить информацию. Существуют три вида источников:

1. Документальные источники, получение данных (метод – анализ документов).

2. Внешнее проявление социальных процессов (метод наблюдение за деятельностью людей, протекающих процессов, описание результатов их деятельности).

3. Мнение и настроение людей (метод – опрос).

Ни один из методов не является универсальным. Все они должны взаимно дополнять друг друга и надо перепроверить их анализом других методов.

Существует несколько разновидностей методов.

Анализ документов: традиционный (оценка документа, которая делается субъективно).

Мы работаем с методом анализа документов и опосредованного опроса (анкета).

План исследования - с него начинается всякая исследовательская работа (в методичке).

1. Объект исследования (газета, канал, программа).

2. Предмет исследования (что изучаем в объекте). Объект – газета, предмет – журналистский коллектив, иллюстрированный материал.

3. Проблема (может быть). (Объект – газета, предмет – люди, проблема – текучесть рабочих кадров, падение тиража, снижение интереса читателей к газете).

Необходимо определить основные понятия, которыми будем оперировать (что такое информация, что такое рыночные отношения и так далее).

Если тематическое исследование (свободное время и студент) – надо определить индикаторы (слова и понятия, которые позволят определить, что материал относится к вашей теме). (Успешный бизнес – будет написано – прибыль, конкурентоспособность).

Должна быть гипотеза (предполагаемый ответ на вопрос в чем причина или что случилось с данным объектом). Можно высказать несколько гипотез (предположительное знание). В конце – подтвердилась ли гипотеза.

Наши рекомендации