Социологические методы исследования журналистики. Характеристика основных групп.
Есть общенаучные методы исследования, методы исследования частных наук.
Социологические методы (общенаучные методы):
- анализ документов (контент-анализ – количественный метод анализа, который дает качественные результаты).
- опрос
- наблюдение
В психологии используются и другие методы:
- биографический
- метод полярных профилей (когда 2 группам людей, связанным между собой задаются одни и те же вопросы, чтобы узнать, насколько они знают друг друга)
- метод значительных ситуаций
- тестирование (близко к опросу)
Другие общенаучные методы:
- сравнительный
- метод историзма (каждое явление рассматривается с точки зрения эпохи)
- индукции, дедукции и т.д.
Задачами социологии журналистики являются:
–описание функционирования выбранного для исследования объекта (строится на тщательном изучении совокупности фактов, можно представить внутреннее состояние и характеристику объекта
– объяснение причин того, почему изучаемый объект именно такой
– выработка рекомендаций по оптимизации функционирования изучаемого объекта
Используются как общенаучные, так и специальные методы:
– тестирование (узнать направление личности)
– метод значительных ситуаций (если бы вы выиграли миллион)
– метод полярных профилей (одинаковые вопросы ученику и учителю, пассажиру и водителю, студенту и преподавателю)
– метод социометрии (выбор в действии, дает срез взаимоотношений в группе, определяет лидера)
– метод эксперимента
– метод анализа документов
– метод опроса
Ни один из методов не является универсальным, они должны взаимодополнять друг друга.
Социология в работе редакции
Незнание законов социологии может привести к краху издания.
Для редакции социология может:
– установить нишу, в которой может действовать СМИ
– определить признаки потенциального потребителя, его демографические характеристики
– выявить рейтинг программ, журналистов
– использоваться для получение информации об общественном мнении.
– определить типологические характеристики издания
– разработать программу деятельности издания.
Наблюдение – непосредственный контакт исследователя с изучаемым явлением.
Особенности научного наблюдения:
– проводится не спонтанно, а в соответствии с заранее разработанной процедурой.
– производится строгая фиксация результатов
– предполагает проверку достоверности полученных результатов.
– осуществляется в соответствии с определенной теорией.
Наблюдение бывает:
– включенное (исследователь становится участником взаимодействия и люди знают об этом)
– невключенное (люди не знают, что за ними наблюдают)
– полевое (в естественных условиях)
– лабораторное (в специально созданных условиях)
Анализ документов.
Для изучения общественного мнения важен количественно-качественный анализ (контент-анализ)
В прикладной социологии различают количественные и качественные методы.
У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Вопрос в другом: в каких случаях лучше применять количественные (стандартизированные) методики, а в каких – качественные? Качественную технику (под ней он подразумевает методы исследований человеческих мотиваций) целесообразно применять в следующих случаях:
чтобы определить причины, лежащие в основе человеческого поведения и не поддающиеся выявлению путем прямых вопросов; такие мотивы, о которых потребитель (в нашем случае имеется в виду потребитель информации. – Авт.) не подозревает сам и которые он не может выразить или не желает признать;
чтобы провести начальное исследование рынка и категории товара или разработать концепцию, прежде чем проводить количественные исследования;
чтобы получить ясную картину и лучшее понимание там, где обычные исследования не дали результатов;
чтобы дать толчок собственной творческой активности, например, для поиска образных выражений, которыми в реальной жизни пользуются потребители.
Есть общенаучные и специальные методы. В журналистике мы используем те методы, которые используются и в других науках.
1. Наблюдение.
2. Опрос.
3. Анализ документов.
4. Биографические методы (часто строятся очерки, зарисовки и т. д.).
5. Тестирование (постановка различных вопросов, с помощью которых можно узнать направленность личности).
6. Метод значительных ситуаций (важный гипотетический вопрос – фиксация ответа и суждение по нему о человеке). (Что бы вы делали, если бы выиграли миллион?)
7. Метод полярных профилей (разные категории, связанные друг с другом пары: пассажир – водитель, учитель – ученик спрашивают как вы думаете, что о вас думает противная сторона).
8. Метод социометрии (выбора в действии). Входит в группу социологического направления – групповая динамика. Дает срез взаимодействий в группе на настоящий момент. Можно определить лидера группы (вопрос типа с кем бы вы хотели отдыхать, пригласить на день рождения). Анонимные опросы, по результатам которых составляются социоматрицы группы (матрица взаимоотношений). Представление о микрогруппах и их лидерах.
9. Метод эксперимента (использовал корреспондент Литературной газеты Анатолий Рубинов, книга «Операция без секретов»).
Вначале надо выяснить, из каких источников можно получить информацию. Существуют три вида источников:
1. Документальные источники, получение данных (метод – анализ документов).
2. Внешнее проявление социальных процессов (метод наблюдение за деятельностью людей, протекающих процессов, описание результатов их деятельности).
3. Мнение и настроение людей (метод – опрос).
Ни один из методов не является универсальным. Все они должны взаимно дополнять друг друга и надо перепроверить их анализом других методов.
Существует несколько разновидностей методов.
Анализ документов: традиционный (оценка документа, которая делается субъективно).
Мы работаем с методом анализа документов и опосредованного опроса (анкета).
План исследования - с него начинается всякая исследовательская работа (в методичке).
1. Объект исследования (газета, канал, программа).
2. Предмет исследования (что изучаем в объекте). Объект – газета, предмет – журналистский коллектив, иллюстрированный материал.
3. Проблема (может быть). (Объект – газета, предмет – люди, проблема – текучесть рабочих кадров, падение тиража, снижение интереса читателей к газете).
Необходимо определить основные понятия, которыми будем оперировать (что такое информация, что такое рыночные отношения и так далее).
Если тематическое исследование (свободное время и студент) – надо определить индикаторы (слова и понятия, которые позволят определить, что материал относится к вашей теме). (Успешный бизнес – будет написано – прибыль, конкурентоспособность).
Должна быть гипотеза (предполагаемый ответ на вопрос в чем причина или что случилось с данным объектом). Можно высказать несколько гипотез (предположительное знание). В конце – подтвердилась ли гипотеза.