Социологические подходы к изучению функций журналистики. Социальные функции журналистики в начале XXI века.

Всего выделяют 6 функций:

  1. Коммуникативная (принадлежит СМИ уже по определению)

Содержание функции – объединить всех для общения, получения, обмена информацией с расчетом на позитивные эффекты.

Первейшее условие выполнения функции – доступ к коммуникациям (напр., к периодике, радио, ТВ или моб.телефону с Интернетом).

Особенности функции – способность соединять в индивидуальном порядке большие рассредоточенные общности, в том числе и людей.

Собственная ценность функции – ощущение человеком связи с другими, находящимися в том же информационном поле.

  1. Информационная (принадлежит СМИ уже по определению)

Содержание функции – производство и распространение информации на массовую аудиторию с учетом разнообразных её характеристик (состава, запросов, интересов и т.п.).

Первейшее условие выполнения функции – доступность контента + иные качества (актуальность=соответствие потребностям в данный момент; своевременность=чтобы быть учтённой и использованной в нужный момент; общезначимость=для всех и каждого; полнота; объективность; разнообразность).

  1. Ценностно-регулирующая

Содержание функции – взаимная координация отношения людей к тому, что происходит в действительности.

Первейшее условие выполнения функции – формирование отношения к знаниям о действительности, связывание этого с ценностями и нормами жизни.

Особенности функции – разные СМИ неодинаково используют механизмы ценностно-нормативного влияния. Печать любит рациональную аргументацию, ТВ – эмоциональное влияние.

Собственная ценность функции – процесс социализации как включение личности в систему социальных связей на основе усвоенных ею ценностей, норм, образцов поведения отдельной группы или общества в целом в процессе собственной деятельности или общения.

  1. Социально-организационная и социально-креативная

Содержание функции – СМИ поддерживают совместное существование людей и их социальные общности. + иногда помогают сохранять эти общности, укреплять себя за счет массовых коммуникаций (напр., корпоративн. газета). Это – социально-организационная функция. Еще СМИ создают силы, без которых общности не существуют: солидарность, идентичность, проблемно-ситуативные группы. Их члены находят друг друга только благодаря СМИ (здесь вспоминаем аудиторию у СМИ). Это есть социально-креативная функция СМИ.

  1. Функция канала социального участия

Содержание функции – когда аудитория тоже принимает участие в производстве информации.

Первейшие условия выполнения функции – в производстве информации участвуют и журналисты, и сама аудитория; информация включает в себя и сообщения, созданные по инициативе нежурналистов (суждения о работе СМИ, например); отбор материалов у журналистов должен быть непредвзятым и всесторонним; аудитория может направлять письма на современных форумах не только журналистам, но и друг другу.

  1. Психического регулирования

Содержание функции – воздействие на психоэмоциональный тонус людей, формирование настроений и чувств.

Первейшие условия выполнения функции – эмоциональное воздействие происходит под влиянием нескольких факторов: отбор материалов для публикации=формирование «повестки дня»; роль личности журналиста; дизайн СМИ; обстановка в стране.

Особенности функции – может сопутствовать другим функциям СМИ, но значительная часть контента для этой функции обычно формируется целенаправленно (=для развлечения/отдыха людей).

Собственная положительная ценность функции – может модулировать у людей хорошее настроение через развлекательный контент.

Направление социологических исследований СМИ: изучение аудитории, медиатекстов, редакционной деятельности и журналистов, анализ эффектов журналистской деятельности. Исследования общественного мнения: история и современное состояние.

Социальные характеристики аудитории условно можно разделить на несколько групп:

1) социально-демографические: пол, возраст, место жительства, национальность, язык. Эти социальные характеристики фиксируются четко и потому используются как основания для построения квотной (пол, возраст) и гнездовой (место жительства) выборок при проведении социологических исследований. Демографические характеристики служат основанием для выделения таких типов СМИ, как женские, детские, молодежные, местные, региональные, национальные и др.

2) социально-профессиональные: специализация, род занятий, профессиональный статус, тип предприятия (компании, учреждения, организации). Ориентация на подобные признаки формирует профессиональные, корпоративные, деловые СМИ.

3) социокультурные: образование, вероисповедание, субкультурные и контркультурные особенности, формы проведения досуга. Социокультурные параметры служат основой для формирования целевых аудиторий религиозных СМИ, изданий неформальных объединений (например, байкеров или футбольных фанатов), СМИ, посвященных организации досуга. Последний тип нередко бывает ориентирован как на социокультурные (занятие как досуг), так и на профессиональные характеристики (занятие как профессия). К подобным СМИ можно отнести многие автомобильные, компьютерные, спортивные издания.

4) политико-идеологическую, группу составляют основные характеристики аудитории общественно-политических СМИ.

Наши рекомендации