Предательство — это злоупотребление доверием «своего» с целью причинения вреда.

Свои и чужие

Вернемся к фильму.

«На фоне общих крайне одобрительных отзывов (…) об "Аватаре" есть и несколько возмущенных отзывов. Причем возмущенных по делу, поскольку претензия касается основной идеи фильма.

А идея эта очень проста (и мне лично близка) — отношения "Свой-Чужой".

Прав ли был Джек, вставая на сторону аборигенов, организуя сопротивление своим бывшим сослуживцам, фактически — предавая Землю и людей?

Камерон сделал все, что мог, дабы сгладить этот выбор. Нарочито отвратительный начальник рудника, эдакий гладенький лощеный бюрократ, рядом с которым ЭбинезерСкрудж покажется образцом прямоты, честности — и даже человечности. Грубый и безжалостный вояка-генерал, который с улыбкой сжигает аборгенов и совершенно не хочет какого-либо мирного решения конфликта. Симпатичные ученые, встающие на защиту народа Нави. И вроде как выбор очевиден.

А если посмотреть с другой стороны?

Из обрывков информации ясно, что жизнь на Земле не сахар. И добываемый на Нави минерал не просто прихоть, а, возможно, последняя надежда человечества на спасение. Все люди на другую планету не переселятся, в обаятельных хвостатых великанов не превратятся. Так что выбор идет между жизнью одной и другой расы. Либо мы, либо они. И тогда Джек убивает свою планету и свой народ.

И это можно было показать. Легко. Стоило Камерону чуть-чуть изменить акценты, сделать вояку и бизнесмена другими людьми, со своей правдой, с нежеланием сгонять аборигенов с места — но пониманием того, что это необходимо, выбор был бы совсем иным. Гораздо более трудным. Гораздо более неоднозначным. Но это был бы другой фильм и Камерон это прекрасно понимал. Законы массовой культуры заставили его до предела упростить этический конфликт…»

Предательство — это злоупотребление доверием «своего» с целью причинения вреда.

В определении надо отвечать за каждое слово, в нем важно все.

Очень важно: факт предательства не зависит от мнения того, кого предали. Считает ли некто, что его предали, или же он изначально никому не доверял и считает, что его «просто переиграли», или еще что-нибудь, не имеет значения. Дело-то не в том, кого предали, а исключительно в том, кто предал (что он намеревался сделать).

Важно именно «злоупотреблениедоверием». Если изначально не было никаких доверительных отношений — то вред есть, предательства нет.

Важно ли, что вред нанесен? Не важно, важно намерение его нанести, постановка цели. Если намерения не было — это не предательство. Скажем, можно нечаянно что-то ляпнуть, выдать сведения и т.п. Болтун — находка для шпиона ©, но не предатель.

И, понятно, если вред причинен без намерения, то это — еще не предательство. Даже если вас очень крупно подставили по личному разгильдяйству.

Если по уму, то психология должна бы уделять куда больше внимания развитию Личности. Пишу здесь с большой буквы, т.к. большинство психологов считают личность и индивидуальность синонимами. Мол, каждый человек — личность (и западные тоже; personality — помните, что значит persona у Юнга?). Я же это четко отделяю, и Личностью обладает хорошо, если 10% населения. Да и то «в первом приближении».

Так вот, не раз наблюдал ситуацию по схеме: имярек, развитый выше среднего уровня, понимает свою «не-стадность» и начинает этим интенсивно гордиться. Нормально — для начальной стадии (nirgedo). А вот затем должен наступить следующий этап: лишнее удалено, надо на оставшийся «скелет» нарастить новое «мясо», сформировать Личность (упрощенно: процесс становления самости по Юнгу, достаточно продвинутый). Но при этом имярек понимает, что завершение формирования Личности очень даже может привести к побочным эффектам социального плана. Индивид со сформировавшейся личностью имеет устойчивое мировоззрение, которому соответствует некая этика. И отступать от своего мировоззрения индивид не будет — это все равно, что рубить корни у дерева. А в современном социуме куда выгоднее временами (и даже часто) лгать, мошенничать, делать подлости, и вообще «бизнес, ничего личного». Бесхребетный слизняк пролезет в любую щель, а вот чтобы встать на ноги — нужен скелет, внутренний (этика) или хотя бы наружный (мораль). Который, понятно дело, ограничивает подвижность. И в варианте «служить бы рад, прислуживаться тошно» имярек понимает, что прислуживаться-то выгоднее. А иногда — и предавать!

Более того, приходит понимание, что если сейчас он занимает позицию «я типа умный, не-быдло, и такой весь из себя продвинутый, а вокруг — тупое быдло, которое мне так приятно презирать», то, сделав шаг вперед, в albedo, он не только потеряет удовольствие от «я круче окружающих», но и окажется в ситуации «для дальнейшего развития надо начинать заново практически с нуля». Потому что общаться придется уже не «сверху, поплевывая», а с теми, кто эту стадию прошел — и учиться у них. Причем — самостоятельно, за уши тянуть никто не будет, уже не та стадия развития. Потеряется старый, такой привычный круг общения, который просто не поймет, что из него выросли, и будет кидать предьявы — мол, «загордился». Типа раньше дружил, а что, теперь перестали устраивать? Именно так и есть.

Так что в этом варианте я к однозначному предательству отнес бы лишь предательство «своей текущей группы» под угрозой или из-за выгоды. Если же переход на другую сторону произошел именно из-за развития своего мировоззрения, то это как минимум пограничный случай, а то и вообще не предательство. Скажем, переход на сторону большевиков «спецов» — это не предательство. А вот отношение большевиков ко многим «спецам» нередко на оное очень похоже — типа объявили своим, а потом расстреляли без уважительной причины.

А вырезать правду может каждый!

Так кто же такой предатель?

«Кто такой вообще, этот Власов? Давайте сначала выясним, кто такие предатели.В чём заключается акт предательства? Он заключается в том, что гражданин страны сознательно переходит на службу врагов страны. Обычно это переход на сторону противника в ходе боевых действий.

Так как всегда найдётся моральный урод, которой сочтёт такой поступок разумным, то всегда и во всех странах было предусмотрено наказание за предательство. И это правильно, ведь речь идёт о выживании страны и народа. Уничтожение предателей, это как ампутация при гангрене или выведение глистов. Тут не до гуманизма.

Акт предательства связан именно с сознательностью действия. То есть человек понимает, что делает. Маленький нюанс — оправдания предательству не существует. Его стараются найти только такие же, как и сам предатель. Например, приписывают предателю борьбу с режимом.

А чем отличается от предателя борец с режимом? Тем, что он всегда борется с режимом, а не как Власов — верно служит, а как только карта легла неудачно — сразу борец. И борец с режимом борется с режимом, а не за интересы иностранного государства во время войны.

К предательству чаще всего приводит трусость и существующая в человеке склонность к предательству. […]

А почему я упомянул про склонность к предательству? Ну? судите сами. Вот написанные в один день письма Власова.

Это жене: “Дорогая Аня!.. Я тебя прошу, будь мне верна. Я тебе до сих пор верен. В разлуке с тобой люблю тебя крепче прежнего. Все плохое позабыл. Вернее, плохое с моей стороны. Ты для меня всегда была святая...”

Это любовнице Агнессе Подмазенко: “Дорогая Аля! ... Не забывай, что это надо прежде всего для нашей дорогой крошки. Я здесь буду бить фашистскую сволочь и гнать ее на запад. Мое отношение к тебе знаешь. Я свою жизнь посвятил тебе, моей спасительнице от смерти, а ты делай, как тебе лучше...”

Правда, прекрасные строки?

С целью причинения вреда» — важно. Можно злоупотребить доверием с целью «причинения пользы» — собственно говоря, стандартная (к сожалению) ситуация для отношений «родители-дети». Это не есть хорошо, а иногда и вообще очень плохо, но это не предательство.

Причем вред тут субъективный — важно мнение того, кого предают. Решить «что лучше» задругого вполне может быть классифицировано в некоторых случаях как предательство. Пример из жизни: малолетнего сына язычника, пока последний был на работе, покрестила теща — естественно, вопреки желанию отца.

Сложность здесь в том, что не всегда можно доверить решение «что вред, что польза» самому человеку. Скажем, принудительное лечение в случае психиатрических заболеваний (в т.ч. наркомании, алкоголизма) нередко вызывает сопротивление у больного, но польза-то есть.

Я не буду здесь перебирать множество возможных пограничных случаев — мол, почему лечить наркомана можно и нужно (впрочем, согласен, что во многих случаях было бы целесообразнее утилизировать), а вот проводить религиозный обряд без согласия отца недопустимо — оставлю в виде классического sapientisat.

Любая психологическая или социальная ситуация имеет пограничные случаи, и тема предательства — не исключение. Сейчас же важно то, что однозначное предательство как явление имеет место быть: раз было известно, что язычник-отец против крещения ребенка, то проведение этот обряда — однозначно предательство по отношению к отцу, а вот по отношению к ребенку можно рассматривать и как «причинение добра». При этом важны отношения между тещей и зятем: если они враждебные, то предательства нет, т.к. это — не «свои». А вот

если все типа хорошо, а потом — такое вот действие тайком, то — именно предательство.
Сложно, да; часто — не строго однозначно. Но, в конце концов, вопрос очень важный, и решение «как относиться» должен приниматься с осознанием ответственности. Скажем, хирургу тоже не всегда четко ясно, ампутировать конечность или попытаться спасти, но на этом основании никто же не заявляет, что болезней и травм, при которых требуется ампутация, не существует. С другой стороны — есть четко видные случаи; из «иногда сложно сказать определенно» никоим образом не следует «любой случай неоднозначен».

«Своего» — важно. Если имярек не считается «своим», ему просто в чем-то доверяют, то получится мошенничество, обман и т.д., а не предательство.

При этом «свой» — это отнюдь не моральная категория (некоторые почему-то так считают). Моральная составляющая — это «злой/добрый», например. А «свой/чужой» — это просто нормальные знания о структуре окружающей действительности, и (в некоторой мере) преобразование этой самой структуры. Разве что несведующие в искусстве межличностных отношений граждане порой придают делению «свой/чужой» оттенок морали. Но чему только оттенок морали не придают…

Вполне валидно такое понятие, как «предатель своей расы» — как раз по теме «Аватара». При чем тут мораль? Чистая биология. Что бы не говорили толерасты, невозможно не отличить представителя другой расы от своей — и, следовательно, действие вполне осознанно.

Вопрос «кого считать своим» разбирается далее.

Очень важно: факт предательства не зависит от мнения того, кого предали. Считает ли некто, что его предали, или же он изначально никому не доверял и считает, что его «просто переиграли», или еще что-нибудь, не имеет значения. Дело-то не в том, кого предали, а исключительно в том, кто предал (что он намеревался сделать). Отсюда: предать себя — тоже вполне можно.

Есть определенные действия с определенными мотивациями. Попадающие под категорию «предательство» — это предатели и есть. Даже если преданный простил предателя или вообще этого не заметил.

Я даже как-то радовался подобному случаю: отсеялось несколько людишек категории «давно не общались, но некогда почти дружили; сейчас же не хотелось, чтобы кто-то считал друзьями, но не ссориться же специально».

Иногда заявляют, что предательство — это намеренное нарушение добровольно и явно принятых на себя обязательств.

Что «не так» в этом определении? Помимо того, конечно, что категория «нарушения слова» существует сама по себе, и лишь иногда пересекается с предательством. Скажем, не отдать долг вовремя — это нарушение обязательства, но к предательству и близко не лежит, если, конечно, это сделано специально с расчетом на некие неблагоприятные последствия (но и здесь предательством является не сам факт задержки возврата денег).

Добровольность — понятие также не простое. Не помню, у кого вычитал пример, но мне он очень понравился: если рабовладелец не мог обеспечить рабов работой, то он их худо-бедно кормил или же продавал. А вот «честный бизнесмен» в этом случае уволит рабочих — и то, что рабочие и их семьи умрут с голоду, его не касается. «Ничего личного».

То, что некто вынужден работать на уровне выживания, и не может потребовать лучших условий, так как тогда вообще лишится средств к существованию, — это добровольное согласие на такие условия труда или же нет? Кредитная кабала т.н. развитых стран — это добровольно или нет? Конечно, не хочешь — не бери кредит, но без кредита не будет ни образования, ни жилья (речь идет об обычных людях, а не о миллионерах, понятно дело).

Я не буду здесь отвлекаться на разбор еще и этого. Понятно, что если некое обещание вырвано под дулом пистолета (не суть, действительно или образно), то это никак не добровольно, хотя формальная возможность отказаться и была.

Важнее здесь то, что «свой» не является четко определенным понятием. Ничего страшного в этом нет — попробуйте-ка четко определить, что есть «дружба». Или «любовь», будет еще интереснее. Базовые понятия — они всегда нечеткие (на другом когнитивном поле: определите-ка «материю», «пространство» и «время»).

Между «своими» всегда присутствуют неформальные отношения, даже если нет дружеских.

А вот либеральное атомарное общество этого не поддерживает. Поэтому в СССР (например) работающие вместе были «своими», даже если просто здоровались кивком при встрече и не более того, а сейчас коллектив «своих» — редкость.

«Явно принятые обязательства» — это категория именно либерастическая. «Вот контракт, и я делаю только то, что там написано».

Если начальник «свой», то он может попросить остаться сверхурочно во время аврала, а вы как-нибудь потом отпроситесь у него с работы пораньше (как пример).

Смоделируем случай «полный аврал, работник очень нужен, работу нужно сделать срочно, иначе будет хуже всему коллективу». В случае «своих» отношений уйти — и есть предать, как ни крути, по мнению общества. По мелочи (хотя зависит от многих но), но все равно. А вот западное мышление тут никакого предательства не увидит — мол, по контракту не обязан, какие претензии-то? Особенно, если существуют весомые причины.

Теперь давайте перейдем к анализу случаев, которые часто понимаются криво.

Для начала замечу, что не надо путать предательство и мошенничество, обман и т.п. — это несколько другие категории. А то можно перестараться и заявить, что блеф при игре в покер в дружеской компании — это тоже предательство. Мол, все свои, а тут игрок злоупотребил доверием и обманул всех. Некогда во время спора «что такое предательство» мне вообще заявили, что если друг обещал вам принести воблу к пиву, но умер по дороге — то он вас предал.

Мошенничество может быть актом предательства, если оно попадает под определение. По отношению к чужим — предательством не является (хотя, понятно, ничего хорошего в этом все равно нет).

Блеф — хороший пример для любителей придираться к словам — входит в правила игры. Злоупотребления доверием в этом случае нет, вот и все.

Военная хитрость предательством не является — аналогично, входит в правила игры, плюс производится по отношению к врагу. Скажем, если обещали при сдаче сохранить жизнь, а на самом деле всех расстреляли, то это — нарушение слова, поступок, недостойный чести офицера (да и вообще противоречит достоинству любого разумного) и т.д., но как предательство это не классифицируется.

Некоторые социальные группы имеют двойную мораль — отдельно для своих, отдельно для других. Как говорится: евреи делят человечество на евреев и не-евреев, и при этом очень возмущаются, когда кто-либо делит человечество на евреев и всех остальных.

В этом случае поведение формально не является предательством по их меркам. И даже согласно приведенному определению, если формально — мол, за своих-то они нас не считают.

Однако, как уже говорилось, понятие «своего» не строго формальное, и если имярек этим воспользовался, то с нашей стороны это все равно выглядит как предательство. Ну а поскольку для нас важна именно наша этика, то нюансы, как это выглядит с иной точки зрения, имеют лишь исследовательское значение. Важно то, что имярек нельзя доверять после такого (а иногда — и заранее, если понятно, что у него такой «национальный обычай»).

При этом, замечу, внутри такой группы все равно есть понятие предательства, строго осуждаемое. Таким образом, разница мнений лишь в том, что для такой группы все другие — четко не «свои», но со стороны это может быть не видно, и кто-то может наивно счесть члена группы за «своего».

Важно: нередко приходится сталкиваться с мнением: «это вот — твое понимание предательства, а у кого-то — другое, вот и получается, что с твоей т.з. имярек предатель, а с его — нет».

Дело в том, что настолько важные социальные категории не должны трактоваться произвольным образом. Дефиниция предательства, которую я тут использую, на мой взгляд лучше всего очерчивает допустимое и недопустимое в поведении. Я, конечно, могу ошибаться, но тогда надо показать, что именно надо изменить и зачем. Конкретно.

Я лично считаю, что сумел вывести формулировку, оптимальную с т.з. выживаемости социума: предательство должно однозначно и строго осуждаться, не может выжить социум, где предательство допускается как норма. При этом делать определение «шире» смысла не вижу, «уже» не получится, т.к. появятся «лазейки». Преимущество в данном случае должен иметь социум над индивидом: в конце концов, несколько индивидов хоть как-нибудь между собой разберутся, а вот если будут предавать социум или другую достаточно большую группу — та неизбежно распадется. Поэтому куда более важно, чтобы не было предателей среди своих, чем были предатели среди чужих — толку-то от пользы, принесенной ими, если приносить ее некому? «Этика» вида «предавать можно» (с вариантом «ну какое же это предательство») выгодна лишь тем, кто приветствует атомарное общество, где каждый каждому — эффективный собственник. Вот в этом случае очень удобно продавать и покупать кого угодно ради гешефта.

Сюда же — важность самоидентификации имярек по отношению к группе «по умолчанию». Т.е. если некто родился русским — то он по умолчанию русский и его «свои» русские, и переход к кому-либо другому (скажем, гиюр принял и стал евреем) должен быть именно плодом саморазвития.

Конечно, либералы тут начнут вспоминать тоталитаризм, казармы и все такое, но деваться тут некуда. Став совершеннолетним, человек уже не обязан подчиняться родителям, но в норме родители и потом заслуживают уважения, а не того, чтобы их бросили. Нация — это большая семья. Точно также государство (в норме) защищает, воспитывает и т.д. гражданина с рождения. Конечно, в современных условиях нет ни одного государства, которое это делает должным образом — но это должно означать, что надо пытаться изменить положение дел, а не записаться в космополиты, заслуженно презираемые как паразиты, живущие по принципу «где мне лично лучше, больше ничего не имеет значения».

При этом понятно, что тактически отдельные индивиды могут выиграть от «атомарности», но социум в целом стратегически проигрывает. Аналогия: сколько раз я слышал бред о том, что-де платная медицина лучше. Это точно такая же «логика»: сиюминутно могу получить то, что хочется, ну а что в случае серьезной болезни денег хватит у единиц — так «этого со мной не случится, так как этого не может быть никогда» психологически.

Чтобы быть имморальным, иметь собственную этику — нужно быть разумным. Те же, кто заявляет о приемлемости предательства, не развились даже до уровня примитивной морали.

Смена убеждений

В определении из Википедии упомянутаапостасия. Это узкий термин, его явно добавил в определение какой-то христианин. Но в общем виде вопрос интересен.

Представьте ситуацию: некто, будучи христианином, разуверился и стал атеистом. Или язычником. Или же наоборот — атеист уверовал. Или либерал стал коммунистом. И т.д.

Что же получается — во всех случаях имярек предал себя, свои взгляды? Нельзя развиваться до принципиально новых убеждений? Бред получается.

Но в ситуации нет ничего сложного.

Надо понимать, что у подавляющего большинства серьезных убеждений нет. Ни религиозных, ни политических. Недаром опросы регулярно показывают, что православных больше, чем верующих в христианского бога. Не говоря уж о том, что фашизм от национал-социализма не отличают даже политики, а уж что социализм — это вовсе не обязательно «переходная ступень к коммунизму» нередко вообще за гранью понимания. Таким образом, предавать-то в себе часто и нечего. Скажем, те, кто некогда агитировал за коммунизм, а после т.н. перестройки резко переквалифицировались в православных, в подавляющем большинстве убеждений и не имели, и не имеют. И много ли тех, кто сейчас себя называет православными, продолжит причислять себя к ним, если потребуется соблюдать все требования религии? Еженедельное как минимум посещение церкви, исповедь, соблюдение постов и т.д. и т.п.?

В этом случае просто идет «смена одежды», образно говоря. Речь здесь, напоминаю, именно о предательстве себя — когда нет Личности, оформленного «Я», то и предать себя нельзя. Типаж, конечно, получается мерзкий, и вполне способный предать кого-то другого, причем именно с подходом «а что такого-то, все так делают».

D[ei]mon верно указывает, что Салли не «свой», а «условно свой»: «Такими бы я называл тех, кто причисляет себя с группой не в силу сознательного выбора, а просто потому, что так сложилось. Он свой ровно до того момента, пока не произойдет реальный тест — а свой ли он. Грубо говоря, парень из деревни вполне может оказаться и латентным пидором — когда приедет в город и столкнется с голубой тусовкой. Считать его сознательным натуралом можно только тогда, когда он отошьет “симпатичного мальчика”. Как следует из фильма и из его допматериалов, Салли весьма и весьма разочарован в человечестве, жизни и всем таком (рвался он служить, чтобы творить добро и паладинить, та же сцена выброса его из бара и прочее). Своего рода эльф. Тут, кстати, грубо ошиблись вербовщики. Понятно, что генетическая совместимость — это уникальный шанс, и если не брать Салли, то в этот полет на одного аватара будет меньше со всеми вытекающими. Но брать человека с такими внутренними противоречиями на форпост человечества в космосе... Все равно, что включить в состав антарктической экспедиции на зимовке психопата из-за того, что он отличный повар».

Согласен с написанным, но обсуждаем-то мы не мотивы Салии (они понятны), а именно суггестию фильма. Таких вот «условно своих» — подавляющее большинство по сравнению с «осознанно своими», именно поэтому отношение к предательству должно быть безусловно отрицательным, а не «я подумаю, предавать или нет». Фильм же работает именно на «можно, если хочется».

Более важный нюанс: смена убеждений при развитии личности — вполне вероятное событие. Например, имярек воспитывался как христианин, а потом понял, что ему навязали, скажем так, неадекватную картину мира. Важно: речь идет именно что о саморазвитии, причем имярек был верующим искренне (иначе см. предыдущий абзац). В этом случае речь идет именно что о развитии, переосмыслении и т.д. Нет предательства себя.

А вот если потом имярек перекинется обратно — оно будет. «Развития обратно» не бывает, так что ситуация описывается именно как «развился, а потом предал себя и деградировал обратно». Понятно, что «предал себя» — это когда уже [почти] развился до Личности, а потом отступил назад.

У меня есть наблюдение: помимо известных кризисов пубертатного периода и среднего возраста, есть кризис отката личности. Он наблюдается далеко не у всех, поэтому психологи его и не заметили как характерное явление. Дело в том, что современная психология исходит из гуманизма, и, как следствие, из «человек вообще-то хороший», а также считает «просто социализацию» если не идеалом, то вполне достаточным уровнем развития. Тяжкое наследие того, что психология выросла из психиатрии, образно говоря. Вот там — да, хотя бы социализировать неадеквата. Но ведь человек должен быть не просто homo, но и sapiens’ом!

Если по уму, то психология должна бы уделять куда больше внимания развитию Личности. Пишу здесь с большой буквы, т.к. большинство психологов считают личность и индивидуальность синонимами. Мол, каждый человек — личность (и западные тоже; personality — помните, что значит persona у Юнга?). Я же это четко отделяю, и Личностью обладает хорошо, если 10% населения. Да и то «в первом приближении».

Так вот, не раз наблюдал ситуацию по схеме: имярек, развитый выше среднего уровня, понимает свою «не-стадность» и начинает этим интенсивно гордиться. Нормально — для начальной стадии (nirgedo). А вот затем должен наступить следующий этап: лишнее удалено, надо на оставшийся «скелет» нарастить новое «мясо», сформировать Личность (упрощенно: процесс становления самости по Юнгу, достаточно продвинутый). Но при этом имярек понимает, что завершение формирования Личности очень даже может привести к побочным эффектам социального плана. Индивид со сформировавшейся личностью имеет устойчивое мировоззрение, которому соответствует некая этика. И отступать от своего мировоззрения индивид не будет — это все равно, что рубить корни у дерева. А в современном социуме куда выгоднее временами (и даже часто) лгать, мошенничать, делать подлости, и вообще «бизнес, ничего личного». Бесхребетный слизняк пролезет в любую щель, а вот чтобы встать на ноги — нужен скелет, внутренний (этика) или хотя бы наружный (мораль). Который, понятно дело, ограничивает подвижность. И в варианте «служить бы рад, прислуживаться тошно» имярек понимает, что прислуживаться-то выгоднее. А иногда — и предавать.

Более того, приходит понимание, что если сейчас он занимает позицию «я типа умный, не-быдло, и такой весь из себя продвинутый, а вокруг — тупое быдло, которое мне так приятно презирать», то, сделав шаг вперед, в albedo, он не только потеряет удовольствие от «я круче окружающих», но и окажется в ситуации «для дальнейшего развития надо начинать заново практически с нуля». Потому что общаться придется уже не «сверху, поплевывая», а с теми, кто эту стадию прошел — и учиться у них. Причем — самостоятельно, за уши тянуть никто не будет, уже не та стадия развития. Потеряется старый, такой привычный круг общения, который просто не поймет, что из него выросли, и будет кидать предьявы — мол, «загордился». Типа раньше дружил, а что, теперь перестали устраивать? Именно так и есть.

При этом, не забывайте, речь идет не об интеллекте, а именно об уровне развития психики, так что новый круг общения найти ой как непросто. И так далее.

И вот тут человек, образно говоря, пугается. Образно — потому что я передаю это через эмоцию, а на самом деле все сложнее, идет из бессознательного. Могут быть разные варианты: пойти по варианту «зато первый парень на деревне», не захотеть терять привычный круг общения, да что угодно. Все равно это все — лишь рационализация того, что имярек отказывается от дальнейшего развития.

А то, что не развивается — деградирует.

Поэтому имярек скатывается в нигредо обратно, где и застревает — получается эдакий патологический мизантроп, который бессознательно всю свою интеллектуальную деятельность сводит к «поглаживанию» ЧСВ, к демонстрации своего превосходства над «быдлом», делает стеб самоценностью и т.д.

Второй вариант: деградация происходит до обывателя, причем в современных условиях именно модели «потребитель с либеральными ценностями». Мол, «перебесился», а теперь, наконец-то, «остепенился», и понял, как надо жить — для гедонизма в меру средств и уровня своего психического недоразвития.

Так вот — ежели имярек смог развиться до этой границы (а иногда и несколько выше), а потом отказался от саморазвития, то он именно что предал себя.

Как один из вариантов, разумеется. Может быть куда более бытовой случай — ну, скажем, некто действительно любил охоту, мотоцикл, да хоть компьютерные игры, а потом женился и жена заставила отказаться от. Тоже вполне попадает в категорию «предать себя» (хотя и по мелочи, но «десять старушек — уже рупь», как говорил Раскольников в анекдоте), в отличие от «сам перегорел и перестал».

Примечание: иногда пытаются подловить, ставя фантастические условия в утрированном виде. Приблизительно такого вида: «Ты за разумность? Вот пусть прилетят очень-очень разумные инопланетяне, возьмут тебя к себе, ну и еще кого-то, будете вы помогать уничтожать неразумных людей? Если не будете — то получается, что ты против повышения разумности, а если будете — то типа предатель, по твоим словам. Вот и у Салли так было».

Системная ошибка: разумность тут подается просто как ярлычок — типа «ты филателист, решили уничтожить не-филателистов». Ситуация даже с таким фантастическим подходом проста — все опять же сводится к гражданской войне. Одно дело — изначально разборки между своими (пусть и с инопланетной помощью), другое — помогать чужакам уничтожать часть своих.

В варианте «чужие разумные» допустим вариант «часть людей (а не один кто-то!) развились сами (пусть и с чьей-то помощью), убедились, что оставшиеся люди не просто инертны, но представляют собой опасность (как это, если они существенно относительно недоразвиты, а гуманизмом разумные не страдают?), и тогда сами их немножко эвтаназировали, чтобы не мешали». Как видите, тут два важных фактора: а) все происходит само, чужие — лишь инструмент; б) постепенная эволюция, саморазвитие.

При этом необходимость действий против ранее-своих весьма сомнительна, это надо опять какие-то фантастические условия выдумывать. Скажем, если сейчас оставить одних разумных, а неразумные по щучьему велению исчезнут — то разумные тоже быстренько вымрут, слишком мало нас. Да и многие умные вырастают в обычных семьях, а не только в среде интеллектуалов, закон больших чисел. Отсеивать надо лишь явный брак.

Свои и чужие

Вернемся к фильму. Пишет dr_piliulkin:

«На фоне общих крайне одобрительных отзывов (…) об "Аватаре" есть и несколько возмущенных отзывов. Причем возмущенных по делу, поскольку претензия касается основной идеи фильма.

А идея эта очень проста (и мне лично близка) — отношения "Свой-Чужой".

Прав ли был Джек, вставая на сторону аборигенов, организуя сопротивление своим бывшим сослуживцам, фактически — предавая Землю и людей?

Камерон сделал все, что мог, дабы сгладить этот выбор. Нарочито отвратительный начальник рудника, эдакий гладенький лощеный бюрократ, рядом с которым ЭбинезерСкрудж покажется образцом прямоты, честности — и даже человечности. Грубый и безжалостный вояка-генерал, который с улыбкой сжигает аборгенов и совершенно не хочет какого-либо мирного решения конфликта. Симпатичные ученые, встающие на защиту народа Нави. И вроде как выбор очевиден.

А если посмотреть с другой стороны?

Из обрывков информации ясно, что жизнь на Земле не сахар. И добываемый на Нави минерал не просто прихоть, а, возможно, последняя надежда человечества на спасение. Все люди на другую планету не переселятся, в обаятельных хвостатых великанов не превратятся. Так что выбор идет между жизнью одной и другой расы. Либо мы, либо они. И тогда Джек убивает свою планету и свой народ.

И это можно было показать. Легко. Стоило Камерону чуть-чуть изменить акценты, сделать вояку и бизнесмена другими людьми, со своей правдой, с нежеланием сгонять аборигенов с места — но пониманием того, что это необходимо, выбор был бы совсем иным. Гораздо более трудным. Гораздо более неоднозначным. Но это был бы другой фильм и Камерон это прекрасно понимал. Законы массовой культуры заставили его до предела упростить этический конфликт…»

Как я уже писал — суггестия не обязательно должна быть сознательной. И не стоит заниматься телепатией, гадая, хотел ли Камерон снять именно апологию предательства или же он настолько альтернативно мыслит, что этого не заметил, а просто «идея витала в воздухе». Мы обсуждаем фильм и его суггестию, а не Камерона лично.

Важно то, что в фильме нет этого самого «изменения акцентов» — и получается именно что суггестия предательства, «так можно».

***

Как ни странно, в «Новой газете» опубликовали статью Дмитрия Быкова, в которой он отнюдь не разделяет мнение зазомбированного спецэффектами большинства.

«Берем финальный бой, в котором полковник Кворитч (у Кэмерона большинство имен значащие, и Quaritch звучало бы у нас как Ссоркин, Драчкин) атакует своим бездушным железом и злобным огнем добрых пандорцев с их драконами, пращами, луками и стрелами. Биологическая цивилизация против механистической — дивный, перспективный в визуальном смысле конфликт, и жаль, что у Камерона он решен достаточно просто: вот если бы сама природа вступила в бой, оплетая пришельцев корнями, лианами, душа летающими семенами, — это было бы поэффектнее, но спасибо и за диких зверей, таранящих танки; все наглядно. Полковник Кворитч, почти уже поверженный и без пяти минут пристреленный, задает перебежчику Джейку Салли свой последний, убойный, хриплый вопрос: “Что, сынок, теперь ты понял, каково быть предателем?” [«своей расы», вообще-то, это важно — W.]

И тут — в нормальном фильме с нормальной драматургией образца хотя бы семидесятых годов — произошел бы финальный доворот винта, и перебежчик заслонил бы полковника от своих новых синих друзей, и повел бы его, поддерживая, к разбитому земному кораблю, чтобы вместе улететь или вместе сдохнуть. Потому что, по гениальному определению Окуджавы: “Среди стерни и незабудок не нами выбрана стезя, и Родина есть предрассудок, который победить нельзя”. Человек вообще остается человеком лишь до тех пор, пока у него есть непобедимые, дорефлексивные предрассудки: бездоказательные и недоказуемые аксиомы. Отказавшись от них, дикарь перестает быть не только дикарем, но и личностью. Родина есть Родина, права она или не права.

Я сам не уверен в этом, говоря по совести. Я уверен только, что отказ от этого предрассудка ведет к необратимым последствиям и в этом смысле уж подлинно поделит мир на “до Аватара” и “после Аватара”. Обсуждать эту коллизию сразу после просмотра мне повезло с очень крупными, широко известными восточноевропейскими фантастами. И один из соавторов на мой лепет: “Как можно, все-таки Родина”, припечатал с великолепной решимостью: “Это, братец, не Родина, а корпорация, обозвавшая себя Родиной и претендующая на эту честь без всяких оснований”.

Справедливо это? Справедливо. Рационально? Без сомнения. Но есть в этом какая-то капитуляция, потому что я ведь часть этой корпорации, и потому, не претендуя на ее сомнительные преимущества, обязан разделять с ней ответственность. Это ответственность врожденная и непреодолимая, как цвет кожи. Отвечаю ли я за нынешнюю Россию, которая тоже, в сущности, не слишком привлекательная корпорация, чей суверенитет состоит из сырья и грубо сколоченной идеологии, являющей собою обедненный вариант уваровщины? Да. Потому что я здесь живу.»

***

Еще рассуждение на тему от a-r-r-g:

«Многие имеют мнение, что сюжет — простая сказка. Такая простенькая, тупенькая и легкая сказочка из стандарта Голливуда. Присутствует Злобный Злодей, Хороший Герой, Его подруга и остальные второстепенные персонажи, которые вовремя помогают, умирают и ведут себя вполне предсказуемо. Зло было зло, Герой много мучился, но в итоге всех победил, Бобро победило Зло и завершающий поцелуй на фоне заката летающих семок большого дерева.

А меня, на фоне всей красоты

Наши рекомендации