Вопрос.Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Общие условия ответственности за причинение вреда.

Обязательство из причинения вреда — внедоговорное обязательство, возникающее вследствие нарушения имущественных и личных неимущественных прав потерпевшего и призванное обеспечить восстановление этих прав за счет причинителя вреда либо за счет иных лиц, на которых законом возложена такая обязанность.

Элементами обязательства являются: предмет (действие должника, обеспечивающее наиболее полное восстановление материальных и личных нематериальных благ кредитора, которому причинен вред); стороны (причинитель вреда — должник и потерпевший — кредитор); содержание обязательства (права и обязанности сторон).

Основанием возникновения деликтного обязательства является вред, причиненный личности или имуществу гражданина, либо имуществу юридического лица. Под вредом понимаются неблагоприятные для потерпевшего имущественные и неимущественные последствия.

Для наступления ответственности за причинение вреда необходимо, как правило, наличие четырех условий:

1) причинение вреда;

2) противоправное поведение (действие, бездействие) причинителя вреда;

3) причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом;

4) вина причинителя вреда.

В литературе этот принцип именуется генеральным деликтом. В предусмотренных законом случаях на причинителя может быть возложена обязанность возмещения вреда и при усеченном составе генерального деликта, а именно: при отсутствии в его действиях вины и противоправности (ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, наступает независимо от вины причинителя вреда).

Причинение вреда. Вред может быть причинен личности и имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица. Вред, который не может быть оценен в деньгах, — это неимущественный вред. Он возникает, как правило, при нарушении личных неимущественных благ (прав) граждан. В юридической литературе и законодательстве неимущественный вред именуется моральным, под которым понимаются физические и нравственные страдания, переживаемые гражданином. Вред, который может быть оценен в деньгах, — это имущественный вред. Если вред причинен жизни или здоровью гражданина (его неимущественным благам), возникает имущественный вред, который выражается в утрате заработной платы (иных доходов), необходимости несения расходов на восстановление здоровья (оплата лекарств, санаторного лечения, протезирования и т.п.).

При причинении имущественного вреда действует общий принцип полного его возмещения: возмещение в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, либо исправление поврежденной вещи и т.п.); возмещение причиненных убытков.

Под убытками понимаются расходы, которые потерпевший произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб); а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) ст. 15 ГК РФ.

В тех случаях, когда определить размер причиненного вреда затруднительно (при причинении вреда окружающей среде, животному миру и т.п.), в правовых актах устанавливаются специальные методики, таксы и тарифы подсчетов убытков.

Противоправность действий — это действие или бездействие какой-либо правовой нормы. Принцип генерального деликта исходит из правила: всякое причинение вреда противоправно, если законом не установлено иное.

Вред, причиненный правомерными действиями, по общему правилу возмещению не подлежит (правомерным и неподлежащим возмещению является вред, возникший при исполнении предусмотренных законом обязанностей по тушению пожара, спасению людей, имущества и т.д.).

ГК РФ предусматривает два случая причинения вреда правомерными действиями:

Состояние необходимой обороны (ст. 1066 ГК РФ) — защита личности, если не были превышены ее пределы. Превышение пределов необходимой обороны — противоправные действия, явно не соответствующие способу и характеру нарушения. Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы; состояние крайней необходимости (ст. 1067 ГК РФ). В этом случае причинение вреда является правомерным действием, но не исключает возложение обязанности по возмещению вреда на лицо, действовавшее в этом состоянии. Связано это с тем, что потерпевший не совершает противоправных действий, он оказывается жертвой стечения обстоятельств, носящих случайный характер. Согласно п. 1 ст. 1067 ГК РФ субъектом ответственности является лицо, причинившее вред. Иногда причинитель совершает по крайней необходимости действия не в своих интересах, а в интересах третьих лиц. В таких случая суд вправе учитывать конкретные обстоятельства дела (в том числе имущественное положение участников), возложить обязанность возмещения вреда на третье лицо, либо обязать к возмещению полностью или частично как третье лицо, так и причинителя вреда, либо полностью освободить от возмещения того и другого.

Причинная связь между действием причинителя и наступившим вредом.

Причинная связь — необходимое условие любой юридической ответственности. Ответственность наступает лишь в том случае, если вред явился результатом действий (бездействий) причинителя. Вина причинителя. Причинитель вреда предполагается виновным, пока он не докажет свою невиновность. Наличие вины в поведении потерпевшего влечет полное или частичное освобождение от ответственности причинителя вреда. Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Грубая неосторожность потерпевшего, содействовавшая возникновению или увеличению вреда, влечет уменьшение размера возмещения в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда. Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред. В зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда, а также с учетом имущественного положения причинителя вреда, закон допускает исключение из общего правила о полном возмещении вреда: вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит (пешеход бросается под машину); при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда, в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное (пешеход переходит дорогу перед близко идущим транспортом и попадает под машину); размер возмещения должен быть уменьшен, если вред возник или увеличился из-за грубой неосторожности потерпевшего; при наличии вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается, даже при грубой неосторожности потерпевшего (на стройке рабочий работал без каски и получил травму головы); вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов п. 1 ст. 1085 ГК РФ, при возмещении вреда в связи со смертью кормильца, а также при возмещении расходов на погребение.

Источники правового регулирования обязательств, вытекающих из причинения вреда: ГК РФ гл. 59; ФЗ РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; ФЗ РФ «О техническом регулировании»; Трудовой кодекс РФ; ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»; Устав железнодорожного транспорта РФ (УЖД); Устав автомобильного транспорта РФ; Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ); Воздушный кодекс РФ; Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ) и др.; Все вышеперечисленные нормативные акты являются ныне действующими и четко определяют права и обязанности сторон в правоотношении, возникшем вследствие виновного причинения вреда гражданину или юридическому лицу, а также порядок разрешения возникших по этому поводу споров.

Система обязательств из причинения вреда включает: ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником; ответственность за вред, причиненный актами власти, а также незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда; ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными лицами; ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих; ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью гражданина; ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ, услуг; ответственность за моральный вред.

96 вопрос. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Согласно Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53); права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).

Ст.1070 ГК РФ разграничивает случаи возмещения вреда, причиненного в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Согласно п.1 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

В перечисленных выше случаях гражданину или юридическому лицу причинен в особенности тяжелый вред. Действительно, среди принадлежащих личности нематериальных благ свобода и возможность свободного передвижения являются одними из важнейших благ, а незаконное ограничение свободы причиняет подчас самые тяжкие страдания. То же можно сказать и о приостановлении деятельности юридического лица, ради которой создано само юридическое лицо.

Особый характер вреда, причиняемого гражданам и юридическим лицам в случаях незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также незаконного привлечения юридического лица к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, требует применения специальной конструкции ответственности публичного субъекта. Эта специальная конструкция заключается в ответственности без вины.

В соответствии с п. 1 ст.1070 в перечисленных случаях вред возмещается в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. При этом в ГК РФ указывается, что порядок возмещения вреда в таких случаях устанавливается ФЗ. В настоящее время такого закона не существует, и порядок возмещения определяется общими положениями о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами МСУ, а также их должностными лицами (ст. 1069 ГК).

Необходимо отметить, что п.1 ст.1070 ГК РФ подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении КС РФ от 04.12.2003 N 440-О: "подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда вред, причиненный гражданину не только в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, но и в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого".

Специфика положений, содержащихся в п. 2 ст.1079 ГК, сводится к тому, что возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, производится по принципу вины.

При этом наиболее важной проблемой правоприменения является вопрос о вине судьи в случаях причинения вреда при осуществлении правосудия. В соответствии с данной статьей вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Пункт 2 ст. 1070 ГК РФ подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25.01.2001 N 1-П.

КС РФ в Постановлении от 25 января 2001 г. N 1-П пришел к выводу о том, что под осуществлением правосудия в п. 2 ст. 1070 ГК понимается не все судопроизводство, а лишь та его часть, которая заключается в принятии актов судебной власти по разрешению подведомственных суду дел, т.е. судебных актов, разрешающих дело по существу.

Вследствие этого положение п. 2 ст. 1070 ГК о вине судьи, установленной приговором суда, не может препятствовать возмещению вреда, причиненного действиями или бездействием судьи в ходе гражданского судопроизводства, если он издает незаконный акт или проявляет противоправное бездействие по вопросам, определяющим не материально-правовое, а процессуально-правовое положение сторон. В таких случаях вина судьи может быть установлена не только приговором суда, но и иным судебным решением. Однако при этом, как считает КС РФ, не действует общее правило о презумпции вины причинителя вреда, установленное п. 2 ст. 1064

Вопрос. Ответственность за вред, причиненный малолетними и несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, недееспособными, ограниченно дееспособными лицами и гражданами, не способными понимать значения своих действий.

Статья 1073 предусматривает ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до 14 лет.

За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Противоправность их поведения обнаруживается в плохом воспитании ребенка, в неосуществлении за ним надлежащего надзора, т.е. в ненадлежащем исполнении обязанностей, предусмотренных для них СК. При этом ответственность за вред возлагается на обоих родителей, поскольку они в равной мере обязаны воспитывать детей независимо от того, проживают ли они вместе с ними или отдельно.

Для возложения на родителей (усыновителей) или опекуна ответственности необходимо установить наличие причинной связи между их противоправным поведением и вредом, т.е. определить, что именно вследствие плохого воспитания, неосуществления надзора ребенок совершил действие, повлекшее возникновение вреда.

В данном случае действует и общее положение о презумпции вины: родители (усыновители), опекуны могут быть освобождены от ответственности, если они докажут, что вред возник не по их вине, т.е. докажут отсутствие даже малейших упущений в воспитании ребенка и в надзоре за ним. Можно отметить, что опровергнуть указанную презумпцию практически невозможно.

Если малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эта организация обязана возместить вред, причиненный малолетним гражданином, если не докажет, что вред возник не по ее вине.

Если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.

Обязанность родителей (усыновителей), опекунов, образовательных, медицинских организаций или иных организаций по возмещению вреда, причиненного малолетним, не прекращается с достижением малолетним совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда.

Если родители (усыновители), опекуны либо другие граждане умерли или не имеют достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, а сам причинитель вреда, ставший полностью дееспособным, обладает такими средствами, суд с учетом имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда, а также других обстоятельств вправе принять решение о возмещении вреда полностью или частично за счет самого причинителя вреда.

Статья 1074 предусматривает ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Если несовершеннолетний гражданин в возрасте от 14 до 18 лет, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эта организация обязана возместить вред полностью или в недостающей части, если не докажет, что вред возник не по ее вине.

Обязанность родителей (усыновителей), попечителя и соответствующей организации по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Наши рекомендации