Ученые, заявившие об отмене этих аятов, разногласили относительно того, что именно их отменяет.
1 ― Некоторые сказали [См. «Ахкаму-ль-Куран», (1/147) ибн уль-‘Араби] что эти аяты отменены словами Всевышнего: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили».[Сура ат-Тауба, аят 5].
2 ― Некоторые сказали, что эти аяты отменены словами Всевышнего:
«Сражайтесь с многобожниками всеми вместе, подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе».[Сура ат-Тауба, аят 36].
Это – мнение аз-Зухри, ‘Ата ибн Мейсира и ибн Джарира ат-Табари.
3 ― Некоторые сказали, что эти аяты отменены словами Всевышнего:
«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день».[Сура ат-Тауба, аят 29].
Это мнение упомянул ибн уль-‘Араби.
Однако все эти три мнения можно опровергнуть тем, что уже было сказано выше. Данные аяты являются общими, а в аятах о сражении в запретные месяцы пришёл конкретный запрет. Общие аяты не могут отменить конкретный запрет по единогласному мнению.
4 ― Некоторые сказали, что эти аяты отменены после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял от сподвижников присягу на сражение в месяце Зуль-Ка‘ада.
Но ибн уль-Каййим сказал относительно этого: «В этом нет никакого доказательства. Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принял эту присягу только после того, как до него дошла весть об убийстве ‘Усмана. Ведь, нет никакого разногласия в том, что дозволено сражаться в запретные месяцы, если враг начал первым. Поистине, разногласие лишь в том, можно ли начинать сражение самому». [См. «Зад уль-Ма‘ад», 3/340].
К тому же аят из суры «аль-Маида» [аят № 2] был ниспослан уже после этой присяги. Что касается слов ибн уль-Каййима, то еще до него подобный ответ дал и ибн уль-‘Араби в книге «Ахкам аль-Куран».
5 ― Некоторые сказали, что эти аяты отменены после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел в военный поход в сторону племени Сакыф именно в запретные месяцы. К тому же в то время он окружил [устроил блокаду] жителей Таифа.
Но и это мнение не является верным. Ибн уль-Каййим сказал: «В этой истории нет никакого доказательства. Военный поход на Таиф был продолжением битвы против племени Хавазин, которые первыми начали сражение против посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда они были разгромлены, их вождь – Малик ибн ‘Ауф ан-Насри* – сбежал в крепости Таифа вместе с племенем Сакыф. Поэтому сражение с жителями Таифа было лишь продолжением предыдущего сражения, начатого ими». [См. «Зад уль-Ма‘ад», 3/341].
*[Малик ибн ‘Ауф принял Ислам после похода на Таиф, а позже участвовал в походе на Кадисию и завоевании Дамаска].
6 ― Некоторые сказали, что эти аяты отменены после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал Абу ‘Амира аль-Аш‘ари вместе с отрядом в сторону племени Аутас, а это случилось в месяце Зуль-Ка‘ада.
Но и это мнение не является верным. Ибн уль-Каййим сказал: «Этот поход был всего лишь продолжением предыдущего сражения, начатого многобожниками. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не начинал первым это сражение в запретном месяце».
Заключение.
Эти аяты [сура аль-Бакара, аят 217; сура аль-Маида, аят 2] на самом деле не являются отмененными.
На это также указывает то, что передает Ахмад [ибн Ханбаль] [том 3; стр. 334-335] со слов Джабира ибн ‘Абдуллаха, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (никогда) не отправлялся в военный поход в запретные месяцы, если только на него не нападали первыми. Когда эти месяцы наступали, он оставлял сражение, пока они не закончатся».
Это – хороший хадис, который соответствует условиям [имама] Муслима. Наш шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уади‘и также назвал этот хадис хорошим (хасан) в книге «ас-Сахих аль-Муснад мимма лейса фи-с-сахихайн», № 256.
Если бы эти аяты были отменены, то Джабир, да будет доволен им Аллах, непременно разъяснил бы это и сообщил нам об этом. А Аллах знает лучше!
[Следовательно, относительно этих аятов существует два мнения:
Первое мнение – эти аяты отменены теми аятами, в которых содержится веление сражаться с неверующими.
Второе мнение – эти аяты не являются отмененными и запрет на сражение в запретные месяцы действителен вплоть до Судного Дня. Поэтому нельзя ни нападать, ни начинать сражение в запретные месяцы [зуль ка‘да, зуль хиджжа, мухаррам и раджаб], но можно обороняться при нападении неверующих.
Правильным является второе мнение].
Восьмой аят: Сура аль-Бакара, аят 240. (Отменён полностью).
Аллах Всевышний сказал: «Если кто-либо из вас(о, мужчины)скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не прогоняли».[Сура аль-Бакара, аят 240].
ас-Суюты сказал, что этот аят отменён словами Всевышнего:
«Если кто-либо из вас(о, мужчины)скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней».[Сура аль-Бакара, аят 234].
Также ас-Суюты сказал: «Что касается необходимости завещания со стороны мужа, то это постановление отменено аятами о наследстве. Что же касается пребывания вдовы в доме мужа в течение года, то некоторые посчитали, что это постановление осталось действительным, а некоторые – посчитали, что оно отменено».
Ас-Суюты упомянул сразу три шари‘атских постановления.
1 ― ‘Идда* вдовы в течение года.
*['идда — период воздержания, равный четырём месяцам и десяти дням для женщины после смерти мужа; или исчисляемый по трём менструальным циклам для женщины после развода. Во время этого периода женщина не имеет права снова выходить замуж. Продолжительность этого периода может быть и иной, что определяется различными факторами].
Это постановление было отменено словами Всевышнего:
«Если кто-либо из вас(о, мужчины)скончается и оставит после себя жен, то они должны выжидать четыре месяца и десять дней».[Сура аль-Бакара, аят 234].
О том, что это постановление было отменено, заявило большинство обладателей знания. В частности, об этом сказали Абу Бакр ибн уль-‘Араби в книге «Ахкаму-ль-Куран», 1/207; аль-Куртуби в книге «аль-Джами‘ ли ахками-ль-Куран», 3/226-227; хафиз ибн Касир в своём толковании Корана [см. толкование аят № 240 из суры «аль-Бакара»]. Также об этом сказали хафиз ибн Хаджар в книге «Фатх уль-Бари», 8/194; аш-Шаукани в книге «Фатх уль-Кадир», 1/259; аль-Касими в книге «Махасин ут-Тауиль», 3/292, и многие другие обладатели знания.
Но некоторые обладатели знания посчитали, что этот аят является действительным, а не отмененным. Они сказали, что Аллах Всевышний сначала повелел женщине выжидать четыре месяца и десять дней [в аяте № 234 из суры «аль-Бакара»], а затем Он повелел мужу добавить к этому сроку еще семь месяцев и двадцать дней [в аяте № 240 из суры «аль-Бакара»]. Следовательно, если женщина желает, она может жить в соответствии с завещанием мужа [год], а если желает – может вернуться к своим родственникам через четыре месяца и десять дней. Аллах Всевышний сказал об этом: «[Пусть их]не прогоняют. Если же они сами уйдут, то на вас не будет греха».[Сура аль-Бакара, аят 240].
Это мнение передаётся от Муджахида. [См. «Сахих аль-Бухари», 4531]. Также это мнение выбрал шейх уль-Ислям ибн Теймия, как об этом сказано в книге «Тафсир» ибн Касира.
Но правильным кажется – а Аллах знает лучше – мнение первое. Именно это мнение посчитали правильным ибн Джарир [ат-Табари], ибн уль-‘Араби, ибн ‘Абд уль-Барр, аль-Куртуби, и другие обладатели глубокого знания.
А доказательством является то, что передаёт аль-Бухари в своём достоверном сборнике под номером 4530:
Сообщается, что ибн аз-Зубейр сказал: ― Однажды, я спросил ‘Усмана ибн ‘Аффана о словах Всевышнего «если кто-либо из вас(о, мужчины)скончается и оставит после себя жен, то они должны завещать, чтобы их обеспечивали в течение одного года и не прогоняли»:«Поистине, этот аят отменен другим аятом. Почему же вы оставили его в Коране?!» Тогда ‘Усман ответил: «О, сын моего брата, я не стану ничего менять местами в Коране».
Более того некоторые обладатели знания передали единогласное мнение (иджма‘) относительно отмены этого аята.
Сказал аль-Кады ‘Ийад: «Утвердилось единогласное мнение относительно того, что необходимость пребывания вдовы в доме мужа в течение года отменена аятом, в котором говорится о четырех месяцах и десяти днях». [См. «Тафсир аль-Куртуби», 3/226].
Сказал ибн ‘Абд уль-Барр: «Ученые не разногласят в том, что необходимость пребывания вдовы в доме мужа в течение года отменена аятом, в котором говорится о четырех месяцах и десяти днях». [См. «аль-Фатх», 9/493; «аль-Истизкар», 18/225].
2 ― Обеспечение вдовы из имущества супруга в течение года.
Это постановление было отменено аятами о наследстве.
Сказал Абу ‘Умар ибн ‘Абд уль-Барр: «Что же касается завещания о пребывании вдовы в доме супруга в течение года и её обеспечении из его имущества, то некоторые обладатели знания посчитали, что это постановление отменено аятами о наследстве. Об этом заявило большинство ученых Хиджаза [название горной цепи, которая тянется вдоль побережья Красного моря]. Что же касается учёных Ирака, то они посчитали это постановление отмененным из-за хадиса: ″Нет завещания для тех, кто итак получает наследство″.[Хадис достоверный. См. «Ируа уль-Гъалиль», 6/87-99].Следовательно, согласно этим двум мнениям, постановление об обеспечении вдовы из имущества супруга является отмененным».
Передаётся, что [‘Абдуллах] ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал о том, что аят [№ 240 из суры аль-Бакара] отменен аятами о наследстве, ибо согласно аятам о наследстве вдовам полагается либо четвертая часть из наследства покойного супруга, либо – восьмая часть. Что же касается пребывания вдовы в доме покойного супруга в течение года, то это постановление отменено аятом, в котором говорится о четырех месяцах и десяти днях.
У этого сообщения со слов [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, есть три цепочки передатчиков.
Первая цепочка: передал Абу Дауд (№ 2298), которому рассказал Ахмад ибн Мухаммад аль-Маррузи, которому рассказал ‘Али ибн аль-Хусейн ибн Уакыд от своего отца, а тот – от Йазида ан-Нахуи, от ‘Икримы, который передал эти слова от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.
Все передатчики здесь являются надежными и достойными доверия, кроме ‘Али ибн аль-Хусейна. Его посчитали слабым Абу Хатим и аль-‘Укейли. Но ан-Насаи сказал: «В нём нет проблем».
Вторая цепочка: передал ибн Джарир [ат-Табари] в своём толковании Корана [том 5; стр. 255] от аль-Мусанны, который слышал от ‘Абдуллаха ибн Салиха, который слышал от Му‘авии ибн Салиха, а тот – от ‘Али ибн Аби Тальхи, который передал похожие слова от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.
Эта цепочка передатчиков является слабой (да‘иф), так как в нёй присутствует ‘Абдуллах ибн Салих, который был писарем у аль-Лейса. Этот ‘Абдуллах ибн Салих является слабым передатчиком по более правильному мнению.
К тому же ‘Али ибн Аби Тальха ничего не слышал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.
Третья цепочка: передал ибн Аби Хатим (№ 2390) от аль-Хасана ибн Мухаммада ибн ас-Саббаха, который слышал от Хаджаджа ибн Мухаммада, а тот передал от ибн Джурейджа и ‘Усмана ибн ‘Ата, которые передали от ‘Ата, который передал эти слова от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.
Эта цепочка передатчиков является слабой (да‘иф). Ведь, [Абд уль-Малик ибн ‘Абд уль-‘Азиз] ибн Джурейдж не заявил о том, что он слышал это сообщение непосредственно от ‘Ата. На самом же деле он вообще ничего не слышал от ‘Ата. [Именно поэтому ибн Джурейдж сказал: «…от ‘Ата…», но не сказал: «Я слышал, как ‘Ата сказал», и тому подобное].
Что же касается ‘Усмана ибн ‘Ата [аль-Хурасани], то он вообще является очень слабым передатчиком (да‘иф джиддан).
К тому же ‘Ата [ибн Аби Муслим аль-Хурасани] ничего не слышал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.
Но из-за всех этих цепочек сообщение от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, становится годным для приведения в качестве довода, если пожелает Аллах.
Сказал ибн Аби Хатим, приведя эти слова ибн ‘Аббаса: «Слова об отмене этого аята передаются также от Абу Мусы аль-Аш‘ари, ибн аз-Зубейра, Муджахида, Ибрахима [ан-Наха‘и], ‘Ата [ибн Аби Рабаха], аль-Хасана [аль-Басри], ‘Икримы, Катады, ад-Даххака, Зейда ибн Асляма, ас-Судди, Мукатиля ибн Хаяна, ‘Ата аль-Хурасани и ар-Раби‘а ибн Анаса».
Сказал Абу Бакр аль-Джассас: «Обладатели знания единогласны в том, что постановление о завещании относительно обеспечения и проживания вдовы в доме покойного супруга в течение года является отмененным, если она не беременна. Что же касается беременной вдовы, то относительно обеспечения её деньгами из имущества покойного супруга ученые разногласят». [См. «Ахкам аль-Куран», 2/119].
Мне кажется более правильным – а Аллах знает лучше – что беременной вдове также не полагается материальное обеспечение из имущества покойного супруга. Это – мнение Малика, аль-Ауза‘и, Абу Ханифы, а также одно из мнений, передаваемых от Ахмада [ибн Ханбаля]. Также это – одно из мнений, передаваемых от аш-Шафи‘и.
Также это мнение передаётся от ибн ‘Аббаса, от Джабира ибн ‘Абдуллаха, от ‘Ата, от аль-Хасана [аль-Басри], от Са‘ида ибн аль-Мусейиба и ‘Икримы. Всё это от них передал ‘Абду-р-Разакъ с достоверными цепочками передатчиков. Исключением являются лишь слова Джабира ибн ‘Абдуллаха, которые передаются по слабой цепочке передатчиков.
Однако некоторые обладатели знания посчитали, что беременную вдову необходимо обеспечивать из имущества покойного супруга. Это – одно из мнений, передаваемых от Ахмада [ибн Ханбаля] и аш-Шафи‘и. Также это мнение [Суфьяна] ас-Саури, аль-Хасана ибн Салиха и других.
Также это мнение передаётся от [‘Абдуллаха] ибн ‘Умара, [‘Абдуллаха] ибн Мас‘уда, ‘Али [ибн Аби Талиба], Шурейха и Ибрахима [ан-Наха‘и]. Всё это от них передал ‘Абду-р-Разакъ с достоверными цепочками передатчиков. Исключением являются лишь слова [‘Абдуллаха] ибн Мас‘уда и ‘Али [ибн Аби Талиба], которые передаются по слабым цепочкам передатчиков. [См. «аль-Мугни», 11/405; «Ахкам аль-Куран», (5/359-360), аль-Джассаса].
3 ― Пребывание вдовы в доме покойного супруга в течение года.
Это постановление было отменено аятами о наследстве.
Сказал ибн ‘Абд уль-Барр: «Завещание о пребывании вдовы в доме покойного супруга в течение года было отменено. [Это мнение абсолютно всех ученых], а противоречили им только лишь ибн Аби Наджих и Муджахид, которых никто не поддержал в этом. Никто из мусульманских ученых (ни из числа сподвижников, ни из числа их последователей) не сказал (насколько я знаю), что вдова должна пребывать в доме покойного супруга больше четырех месяцев и десяти дней. К тому же ибн Джурейдж передал от Муджахида мнение, подобное мнению всех остальных ученых. Следовательно, единогласное мнение в этом вопросе утверждено и разногласие исчезло».
Ибн ‘Абд уль-Барр имеет в виду вдову, которая не осталась беременной после смерти супруга. Что же касается беременной вдоды, то уже было сказано выше, что относительно неё среди ученых существует разногласие.
Некоторые обладатели знания сказали, что вдова обязана пребывать в доме покойного супруга в течение четырех месяцев и десяти дней.
Они привели в довод хадис, который передают Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи ибн Маджах и Ахмад по следующей цепочке передатчиков: Са‘д ибн Исхак ибн Ка‘б ибн ‘Уджра передаёт от своёй тети Зейнаб бинт Ка‘б, что та слышала от Фурей‘и бинт Малик, которая была сестрой Абу Са‘ида аль-Худри.
Фурей‘а сказала: «Однажды, мой муж направился на поиски своих рабов…», и начала рассказывать историю, среди прочего рассказав о том, что его убили. И тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Пребывай в своём доме, пока не пройдет срок (то есть: ‘идда)».
Зейнаб бинт Ка‘б ибн ‘Уджра – её положение в передаче хадисов неизвестно (маджхуля аль-халь), поэтому хадис является слабым.
Наш шейх Мукбиль ибн Хади аль-Уади‘и также назвал этот хадис слабым в своих примечаниях в книге «Тафсир ибн Касир», 1/548.
Если хадис является слабым, то получается, что родственники мужа не обязаны держать её в своём доме даже в течение четырех месяцев и десяти дней.
И более правильно, что и это постановление [о пребывании вдовы в доме покойного супруга в течение года] также является отмененным. А Аллах знает лучше!
В заключении можно сказать, что этот аят [№ 240 из суры «аль-Бакара»] отменен полностью со всеми его постановлениями.
[В данном аяте содержится сразу три постановления и все они отменены.
Первое постановление - ‘идда вдовы в течение года. Это постановление отменено другим аятом, в котором сказано о том, что вдова после смерти мужа выжидает не год, а четыре месяца и десять дней.
Второе постановление - обеспечение вдовы из имущества супруга в течение года. Это постановление было отменено аятами о наследстве. Поэтому родственники покойного мужа не обязаны обеспечивать его жену, так как ей уже досталась доля из его наследства.
Третье постановление - пребывание вдовы в доме покойного супруга в течение года. Это постановление также было отменено аятами о наследстве. Поэтому родственники покойного мужа не обязаны предоставлять его жене жильё в течение года].
Сказал аль-Хафиз ибн Джарир: «Более правильное мнение, на мой взгляд, заключается в том, что Аллах Всевышний сначала постановил, чтобы вдовы после смерти мужей пребывали в их доме в течение года, и получали материальное обеспечение из имущества, остановленного мужьями, в течение года. Наследникам покойного мужа было запрещено выгонять вдову из жилища её мужа в течение года. Если же вдовы сами уйдут жить в другое место, то наследники умершего не заслужат никакого греха.
Затем Аллах Всевышний отменил постановление о материальном обеспечении вдовы в течение года, ниспослав аяты о наследстве».
Девятый аят: «Сура аль-Бакара, аят 284». (Является отмененным).
Аллах Всевышний сказал: «Выявите ли вы то, что в ваших душах, или утаите[оставите это в своей душе], Аллах(все равно) предъявит вам счет за это».[Сура аль-Бакара, аят 284].
Ас-Суюты сказал, что этот аят отменён словами Всевышнего:
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей».[Сура аль-Бакара, аят 286].
Мнения о том, что этот аят отменен, придерживались следующие обладатели знания: [‘Абдуллах] ибн Мас‘уд, Абу Хурейра, [‘Абдуллах] ибн ‘Умар, [‘Абдуллах] ибн ‘Аббас [Это – одно из мнений, передаваемых от него], аль-Хасан [аль-Басри], аш-Ша‘би, [Мухаммад] ибн Сирин, Са‘ид ибн Джубейр, Катада [ибн Ди‘ама ас-Садуси], ‘Ата [ибн Аби Муслим] аль-Хурасани, ас-Судди, ибн Зейд, Мукатиль [ибн Хаян], Ибрахим ан-Наха‘и, ‘Икрима, Мухаммад ибн Ка‘б, и многие другие из числа сподвижников и их последователей. [См. «Тафсир ибн Аби Хатим», 2/574; «Зад уль-Масир», 1/342-343; «Джами‘ Ахками-ль-Куран», 3/421].
Сказал аль-Кады ‘Ийад: «Большинство толкователей Корана из числа сподвижников и последующих поколений считали, что этот аят отменен».
[См. «Шарх Сахих Муслим», (2/150) ан-Науауи].
На правильность этого мнения указывает хадис, передаваемый Муслимом в его достоверном сборнике. Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сказал:
― Когда посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был ниспослан аят, в котором говорится: “(Только Одному) Аллаху принадлежит(всё)то, что на небесах, и(всё) то, что на земле. Выявите ли вы то, что в ваших душах, или утаите[оставите это в своей душе], Аллах предъявит вам счет за это. Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает. Аллах способен на всякую вещь”[Сура аль-Бакара, аят 284]- его сподвижникам стало тяжко от этих слов [Возможно, что сподвижники пророка, да благословит его Аллах и приветствует, побоялись, что с них потребуют отчёта за те тайные мысли, которые могут приходить на ум человеку помимо его воли] и тогда они пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, опустились на колени и сказали: “О посланник Аллаха, (сначала) на нас было возложено то, что нам по силам: молитва, джихад, пост и милостыня, но теперь тебе был ниспослан этот аят, в котором говорится о том, чего мы делать не сможем!” (В ответ им посланник) Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели вы хотите сказать нечто подобное тому, что до вас говорили обладатели обоих Писаний [Имеются в виду иудеи и христиане]:“Мы слышали, но не повинуемся”?! Нет, говорите: “Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие”» И после того, как люди прочитали этот аят, подчинившись тому, о чём в нём говорится, Аллах Всевышний сразу же ниспослал (другой аят): «Посланник[пророк Мухаммад]и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: "Мы не делаем различий между Его посланниками". Они говорят: "Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие"».[Сура аль-Бакара, аят 285].
И когда они сказали это, Аллах Всевышний отменил тот аят (№ 284), а затем Всемогущий и Великий Аллах ниспослал (другой, в котором сказано): «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты - наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми».Сура аль-Бакара, аят 286.[Этот хадис передал Муслим, 125].
Сказал имам Ахмад (1/232): ― Рассказал нам ‘Абду-р-Разакъ [ас-Сана‘ани], которому сообщил Ма‘мар [ибн Рашид] от Хумейда аль-А‘раджа, от Муджахида, который сказал: «Однажды, я пришел к ибн ‘Аббасу и сказал (ему): ″О, Абу ‘Аббас, я был у ибн ‘Умара, когда он прочитал один из аятов и заплакал″. Ибн ‘Аббас спросил: ″Какой аят (он читал)?″ Я ответил: «Слова Всевышнего: ″Выявите ли вы то, что в ваших душах, или утаите[оставите это в своей душе], Аллах предъявит вам счет за это″». Тогда Ибн ‘Аббас сказал: «Когда этот аят был ниспослан, сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сильно опечалились и сказали: ″О, посланник Аллаха, мы уже итак погибли, если с нас будет спрос за всё, что мы говорим и делаем. Что же касается наших сердец, то мы ими не владеем тем более. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: ″Говорите: ‘‘Слушаем и повинуемся‘‘″, и они так и сказали. Тогда был ниспослан аят, который отменил этот аят. Аллах Всевышний ниспослал: ″Посланник[пророк Мухаммад]и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: "Мы не делаем различий между Его посланниками". Они говорят: "Слушаем и повинуемся! Твоего прощения мы просим, Господь наш, и к Тебе предстоит прибытие". Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел″[Сура аль-Бакара, аяты 285-286].
Аллах простил им то, о чем шепчут их души, и они будут спрошены только за свои дела».
Цепочка передатчиков этого сообщения является достоверной.
Следовательно, мнение о том, что этот аят [№ 284 из суры «аль-Бакара»] отменен, достоверно передаётся от ибн ‘Аббаса и Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах.
Также это мнение достоверно передаётся от ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом. Это от него передал аль-Бухари в своём достоверном сборнике под номером 4545 и 4546.
Также ибн Джарир [ат-Табари] передал это мнение от ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, однако цепочка передатчиков этого сообщения является слабой.
Но относительно этого аята есть и другие мнения:
1 ― Этот аят не является отмененным, но он касается только сокрытия истины в суде*.
*[То есть: «Выявите ли вы то, что в ваших душах [находясь в суде перед судьей], или утаите [оставите это в своей душе], Аллах предъявит вам счет за это»].
Это мнение передаётся от ибн ‘Аббаса, ‘Икримы и аш-Ша‘би. [См. «Тафсир ибн Аби Хатим», 2/572; «Тафсир аль-Куртуби», 3/421; «Зад уль-Масир», 1/344].
Что касается сообщения от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, то его передали ибн Джарир в своём толковании Корана (6/102-103), Абу ‘Убейд в «ан-Насих уа-ль-Мансух», № 502, по следующей цепочке передатчиков: Йазид ибн Аби Зияд аль-Хашими от Муксима, от Муджахида, от ибн ‘Аббаса. Однако Йазид ибн Аби Зияд – это слабый передатчик, поэтому сообщение не является достоверным.
Сказал имам аш-Шаукани: «Это мнение не является верным, ибо данный аят является общим [То есть: в нем вообще нет речи о суде]». [См. «Фатх уль-Кадир», 1/305].
2 ― Этот аят касается сомнений и убеждений, которые приходят в душу.
Об этом сказал Муджахид, как это передали ибн Джарир (6489), ибн Аби Хатим (2/573), Абу ‘Убейд в «ан-Насих уа-ль-Мансух», 501, с достоверной цепочкой передатчиков.
Сказал имам аш-Шаукани: «И это также конкретизация аята без довода на конкретизацию».
3 ― Этот аят не является отмененным.
Аллах Всевышний спросит со своих творений за то, что они делали, а также за то, что они не сделали, хотя твердо решились на это. Затем Аллах Всевышний простит это верующим, но взыщет с неверующих и лицемеров.
Это мнение передаётся от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, ад-Даххака [ибн Музахима] и ар-Раби‘а ибн Анаса.
Также это мнение посчитал верным ибн Джарир [ат-Табари] в своём толковании Корана.
Сказал Хафиз ибн Кясир: «Это мнение выбрал ибн Джарир и указал на то, что за спросом необязательно следует наказание. Аллах Всевышний может спросить [за эти мысли] и простить человека, а может спросить и наказать».
А затем он привел хадис, передаваемый со слов ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом. В этом хадисе говорится: «В День воскресения верующий будет приближен к Господу своему, который возьмёт его под свою защиту. И Он заставит его признаться в своих грехах и будет спрашивать: “Сознаёшься ли ты в таком-то грехе, сознаёшься ли ты в таком-то грехе?”, - на что он будет отвечать: “Сознаюсь, Господь мой!”, - и тогда Он скажет: “Поистине, Я покрыл грехи твои в земной жизни и Я прощу их тебе сегодня!”, - после чего ему будет подана книга с записями его добрых дел». [аль-Бухари, 2441; Муслим, 2768].
А затем в хадисе сказано: ― Что же касается неверного и лицемера, то свидетели (их дел) скажут: «“Это те, которые возводили ложь на своего Господа!” Поистине, проклятие Аллаха (лежит) на несправедливых!».[Сура Худ, аят 18].
Также это мнение посчитали верным ибн ‘Атыя, Абу Сулейман ад-Димашки и аль-Кады Абу Йа‘ля.
Что касается сообщения со слов ибн ‘Аббаса [где он будто бы подтверждает это мнение], то оно передаётся по двум цепочкам передатчиков. [См. «Тафсир ибн Джарир», 6/113].
Первая цепочка передатчиков является слабой из-за присутствия в ней сразу нескольких слабых передатчиков.
Что касается второй цепочки передатчиков, то в ней присутствует ‘Абдуллах ибн Салих, который был писарем аль-Лейса [ибн Са‘да]. ‘Абдуллах ибн Салих является слабым передатчиком (да‘иф). К тому же слова ибн ‘Аббаса передаёт ‘Али ибн Аби Тальха, который ничего не слышал от него.
Выше уже приводилось мнение ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, о том, что данный аят отменен, и это передаётся от него с достоверной цепочкой передатчиков.
4 ― Этот аят не является отмененным и у него следующее толкование:
Аллах Всевышний спросит со всех творений и накажет их всех, однако наказание тех, кто утаил что-то в душе и не совершил этого, будет посредством отправления на него несчастий и событий, который влекут за собой печаль и боль. [То есть: речь не идёт о наказании в Последней жизни. Наказание будет проявляться в виде несчастий в этом мире].
Это мнение передаётся от ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, как слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и как её собственные слова. [См. «Тафсир ибн Джарир», 6/116-117].
Что касается хадиса, в котором говорится об этом, то среди его передатчиков присутствует ‘Али ибн Зейд ибн Джуд‘ан, который является слабым (да‘иф). К тому же этот хадис противоречит тем хадисам, которые пришли в достоверных сборниках.
Что же касается слов ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, то их от неё передаёт ад-Даххак ибн Музахим, хотя от ничего не слышал от неё. [Следовательно, эти слова достоверно не установлены от ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах].
Заключение.*
*[Следовательно, относительно этого аята существует сразу пять мнений:
Первое мнение – аят отменен. На это указывают достоверные хадисы и слова некоторых сподвижников.
Второе мнение – аят не является отмененным, но он касается только сокрытия истины в суде. То есть: «Выявите ли вы то, что в ваших душах[находясь в суде перед судьей], или утаите[оставите это в своей душе], Аллах предъявит вам счет за это».
Третье мнение - аят не является отмененным, но он касается сомнений и убеждений, которые приходят в душу.
Четвертое мнение - аят не является отмененным. Аллах Всевышний спросит со своих творений за то, что они делали, а также за то, что они не сделали, хотя твердо решились на это. Затем Аллах Всевышний простит это верующим, но взыщет с неверующих и лицемеров.
Пятое мнение – аят не является отмененным. Аллах Всевышний спросит со всех творений и накажет их всех, однако наказание тех, кто утаил что-то в душе и не совершил этого, будет посредством отправления на него несчастий и событий, который влекут за собой печаль и боль. То есть: речь не идёт о наказании в Последней жизни. Наказание будет проявляться в виде несчастий в этом мире.
Правильным является первое мнение].
Более правильным – а Аллах знает лучше – является мнение о том, что этот аят отменён. Это мнение выбрал аль-Хафиз ибн Касир, как это видится из его слов. Также о правильности этого мнения явно заявил имам аш-Шаукани в «Фатх уль-Кадир», 1/306.
Имам аш-Шаукани сказал: «Как бы там ни было, но существуют ясные и достоверные хадисы о том, что этот аят отменен, и поэтому не остается места для разногласия».
Десятый аят: «Сура ан-Ниса, аят 33».(Является отмененным).
Аллах Всевышний сказал: «Отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю(из наследства)» [Сура ан-Ниса, аят 33].
Ас-Суюты сказал, что этот аят отменён словами Всевышнего:
«Однако родственники ближе друг к другу(при получении наследства). Таково предписание Аллаха» [Сура аль-Бакара, аят 286].
Мнения о том, что этот аят отменен, придерживались большинство праведных предшественников. На это указал имам Абу ‘Абдуллах аль-Куртуби в своём толковании Корана [том 5; стр. 166], и аш-Шаукани [том 1; стр. 460].
Сказал ибн уль-Джаузи: «К этому мнению склонились [‘Абдуллах] ибн ‘Аббас, аль-Хасан [аль-Басри], ‘Икрима, Катада [ибн Ди‘ама ас-Садуси], [Суфьян] ас-Саури, аль-Ауза‘и, Малик [ибн Анас], Ахмад [ибн Ханбаль] и [Мухаммад ибн Идрис] аш-Шафи‘и». [См. «Зад уль-Масир», 2/72].
В доисламские времена арабы, которые были связаны союзными договорами, наследовали друг от друга, когда один из них умирал. Когда пришёл ислам, Аллах Всевышний обязал их придерживаться этих договоров. Однако впоследствии это постановление было отменено и наследство полагалось уже только родственникам умершего.
Что касается сообщения со слов ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, то оно передаётся по трем цепочкам передатчиков.
Первая цепочка: передал ибн Джарир [ат-Табари] от аль-Мусанны, которому рассказал ‘Абдуллах ибн Салих, которому рассказал Му‘авия от ‘Али ибн Аби Тальхи от ибн ‘Аббаса.
‘Абдуллах ибн Салих – это писарь аль-Лейса [ибн Са‘да], который является слабым передатчиком по более правильному мнению.
К тому же ‘Али ибн Аби Тальха ничего не слышал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.
К тому же среди передатчиков присутствует аль-Мусанна ибн Ибрахим аль-Амули, биография которого неизвестна.
Вторая цепочка: передал имам ибн Аби Хатим от аль-Хасана ибн Мухаммада ас-Саббаха, которому рассказал Хаджадж от ибн Джурейджа и ‘Усмана ибн Ата, которые передали от ‘Ата, а тот – от ибн ‘Аббаса.
‘Ата – это аль-Хурасани, который ничего не слышал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, и даже не встречался с ним.
‘Усман ибн Ата – это оставленный передатчик (матрук). А [Абд уль-Малик ибн ‘Абд уль-‘Азиз] ибн Джурейдж ничего не слышал от ‘Ата аль-Хурасани.
Третья цепочка: передал имам Абу Дауд (2921) от Ахмада ибн Мухаммада ибн Сабита, которому рассказал ‘Али ибн аль-Хусейн от своего отца, а тот – от Йазида ан-Нахуи, а тот – от ‘Икримы, а тот – от ибн ‘Аббаса.
Все передатчики в этой цепочке являются надежными и крепкими, кроме ‘Али ибн аль-Хусейна ибн Уакыда. Абу Хатим назвал его слабым передатчиком, но ан-Насаи сказал: «В нём нет проблем». Данный хадис он передаёт от своего отца аль-Хусейна ибн Уакыда, хадисы которого являются хорошими (хасан аль-хадис).
Сказал ибн Аби Хатим: «Передаётся от Са‘ида ибн аль-Мусеййиба, Муджахида, аль-Хасана [аль-Басри], ‘Ата, Са‘ида ибн Джубейра, Абу Салиха, аш-Ша‘би, Сулеймана ибн Йасара, ‘Икримы, ас-Судди, ад-Даххака [ибн Музахима], Катады [ибн Ди‘ама ас-Садуси] и Мукатиля ибн Хаяна – все они сказали, что речь в аяте идёт о союзниках».
Однако в этом вопросе от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передаётся и иное мнение.
Передаётся, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал относительно этого аята: «Когда мухаджиры [переселенцы из Мекки] прибыли в Медину дело обстояло так, что они получали наследство умерших ансаров [жителей Медины], а родственники скончавшегося ничего не получали. Затем это постановление было отменено, но сохранилась взаимопомощь и искреннее отношение друг к другу» [аль-Бухари, 4580].
Согласно этим словам ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, аят касался только тех мухаджиров и ансаров, которых связал братскими узами посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Согласно этим словам ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, аят не является отмененным. По его мнению, слова Всевышнего «отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю»означают: помогайте им и относитесь к ним искренне. Следовательно, речь не идёт о наследстве.
Но более очевидно, что аят является общим, как мы уже пе