Глава об упоминании того как учёные порицали говорящего, что вера это лишь слово без дела. Речь идёт о мурджиитах. И о том как учёные запрещали сидеть с подобными людьми.

قال أبو عبيد: حدثنا محمد بن كثير عن الأوزاعي عن يحيي بن أبي عمرو السيباني قال: قال حذيفة: (57) " إني لا أعرف أهل دينين، أهل ذينك الدينين في النار، قوم يقولون: الإيمان قول، وإن زنا وإن سرق، وقوم يقولون: ما بال الصلوات الخمس ؟! وإنما هما صلاتان ! قال: فذكر صلاة المغرب أو العشاء وصلاة الفجر

Говорит Абу Убейд Аль Кассим ибн Саллям: Нам рассказал Мухаммад ибн Касир ( и отметим, что в книге "Такърибут Тахзиб", хафиза Ибн Хаджара пять человек с таким именем "Мухаммад Ибн Касир" и все они являются слабыми, кроме одного, а это Мухаммад Ибн Касир Аль Абди, он крепкий передатчик) который передаёт от Аль Ауза`и от Яхья Ибн Абу Амра Ас Сайбани, который сказал, что Хузайфа Ибн Яман сказал: "Я знаю людей из двух религий и обе эти религии будут в огне. Народ, который говорит, что вера это слово, даже, если человек совершает прелюбодеяние и даже, если ворует (имеется ввиду, что его вере это не вредит, ибо вера это слово и большие грехи не вредят вере, здесь речь о мурджиитах), а так же другая группа людей, которые говорят: "что это за пять намазов? Всего существует два намаза" (и это неверие, говорить так).И затем Хузейфа Ибн Яман упомянул намаз магъриб или же иша, а так же намаз аль-фаджр. (То есть была такая группа, которая говорила, что существует в Исламе только два намаза, либо магъриб и фаджр, либо иша и фаджр). И это сообщение от Хузейфа Ибн Ямана является слабым, так как Яхья Ибн Абу Амр Ас Сайбани, когда передаёт от сподвижников его передача является мурсаль ( кто-то пропущен в цепочке).

" قال: "وقال ضمرة بن ربيعة يحدثه عن يحيي بن أبي عمرو السيباني عن حميد المقرائي عن حذيفة قارن حديث حذيفة هذا قد قرن الإرجاء (58) بحجة الصلاة، وبذلك وصفهم ابن عمر أيضا:

Говорит: И сказал Дамра Ибн Раби`а, который рассказывал от Яхья Ибн Абу Амра Ас Сайбани от Хумейда Аль Микърагъи от Хузейфа Ибн Ямана : "пришёл с мутабагъа" ( второй иснад у этого сообщения как поддержка первому). И Хузейфа Ибн Яман сравнил мазхаб мурджиитов с теми, которые говорят, что намазов только два. И этим же самым описал их Ибн Умар.

21- قال أبوعبيد: حدثنا علي بن ثابت الجزري عن ابن أبي ليلى عن نافع عن ابن عمر قال: " صنفان ليس لهم في الإسلام نصيب، المرجئة والقدرية "(59).

Говорит Абу Убейд Аль Кассим ибн Саллям: Нам рассказал Али Ибн Сабит Аль Джазари от (Мухаммад) Ибн Абу Лейла от Нафигъа (вольноотпущенник Ибн Умара) от Ибн Умара, то что Ибн Умар сказал: "Две группы людей не имеют доли в Исламе (выносит такфир) а это мурджииты и къадариты". (И это сообщение от Ибн Умара является недостоверным, в его иснаде Мухаммад Ибн Абу Лейла, который является слабым передатчиком. Значит асар о том, что Ибн Умар назвал мурджиитов, а так же къадаритов теми кому нет доли в Исламе является слабым).

22- حدثنا أبو عبيد قال: حدثنا عبد الرحمن عن سفيان عن سلمة ابن كهيل قال: " اجتمع الضحاك وميسرة وأبو البختري، فأجمعوا على أن الشهادة بدعة والإرجاء بدعة والبراءة بدعة " (60)

Говорит (ученик Абу Убейда, который передал эту книгу): Нам рассказал Абу Убейд Аль Кассим Ибн Саллям, что рассказал ему АбдуРрахман Ибн Махди от Суфьяна от Саляма Ибн Кухейля, который сказал: "Однажды собрались вместе Ад-Дахакъ, а так же Мейсара, а так же Абуль Бухтари и сошлись на единогласном мнении о том, что свидетельство является нововведением и то, что мурджиизм так же является нововведением, а так же отречение является нововведением". Этот иснад достоверный. (Речь в данном случае о свидетельстве, которое или за кого-либо из верующих, что он в Раю не попадая в огонь (запрещено так свидетельствовать, ибо мы не знаем положение сердец, если даже внешне выявляют веру) или же это свидетельство хавариджей, против тех, которые совершали большие грехи, что эти люди будут в огне и никогда не выйдут из него. Оба этих свидетельства являются нововведением. Свидетельство о кафире, если точно известно, что он умер на неверии и до него дошёл довод из Корана и сунны, тогда нет проблем свидетельствовать за него, что он в огне. И учёные, которые в своих книгах говорили, что не свидетельствуют за кого-либо, что он в огне или попадёт в Рай, имели виду только мусульман. То, что мурджиизм является нововведением это ясно.

И то, что отречение является нововведением, имеется ввиду слова рафидитов, которые говорили, что невозможно проявлять любовь и дружбу к семейству Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, кроме как посредством отречения от Абу Бакра и Умара. Они говорили, что если человек не отрекается от Абу Бакра и Умара, он не может быть из тех, которые любят семейство Пророка, да благословит его Аллах и приветствует ).

23- قال أبو عبيد: حدثنا محمد بن كثير عن الأوزاعي عن الزهري قال: " ما ابتدعت في الإسلام بدعة أعز على أهلها من هذا الإرجاء ". قال أبوعبيد: حدثنا اسماعيل بن ابراهيم عن مهدي بن ميمون عن الوليد بن مسلم قال: " دخل فلان ( قد سماه إسماعيل ولكن تركت اسمه أنا ) (61) على 16 / 1 جندب بن عبد الله البجلي فسأله عن آية من القرآن ؟ فقال: أحرج عليك إن كنت مسلما لما قمت، قال: أو قال: أن تجالسني أو نحو هذا القول".

Говорит Абу Убейд: "Нам рассказал Мухаммад Ибн Касир от Аль Ауза`и от имама Аз-Зухри, что Аз-Зухри сказал: "Не было в Исламе придумано нововведения, которое бы обольщало своих последователей больше, чем мурджиизм". (В мурджиизме есть обольщение, что человек может не делать никаких дел и его вера полна и абсолютно совершенна и равна вере Ангелов и Пророков. И так же обольщение в том, что какие бы большие грехи не совершал это не вредит полноценности его веры. И в некоторых риваятах этого хадиса пришло, вместо "нет более обольщаемого", пришло "нет нововведения более вредоносного". И в любом случае это сообщение является слабым, недостоверным. Потому что здесь Мухаммад Ибн Касир Ибн Ата Ас Сакъафи Ас Сам`ани, тот который много ошибался и к тому же является мудаллисом и не заявил явно, что слышал эту историю от Аль Ауза`и).

قال أبوعبيد: حدثنا اسماعيل بن ابراهيم عن مهدي بن ميمون عن الوليد بن مسلم قال: " دخل فلان ( قد سماه إسماعيل ولكن تركت اسمه أنا ) (61) على 16 / 1 جندب بن عبد الله البجلي فسأله عن آية من القرآن ؟ فقال: أحرج عليك إن كنت مسلما لما قمت، قال: أو قال: أن تجالسني أو نحو هذا القول".

Дальше говорит Абу Убайд: Рассказал нам Исмаил Ибн Ибрахим (Ибн Улейиа, его иногда называли Исмаил Ибн Улейиа, приписывая его к матери Улейиа, а иногда приписывали к отцу Ибрахиму и он не любил, когда его приписывали к матери, но иногда это делали, чтобы различить от других Исмаилей Ибн Ибрахимов) от Махди Ибн Маймуна от Аль Валида Ибн Муслима, который сказал: "Однажды, зашёл в помещение такой-то (имеется ввиду один из мурджиитов) и Исмаил Ибн Ибрахим назвал его имя, но я не хочу называть, ( зашел к сподвижнику, Джундубу Ибн АбдуЛлах Аль Баджали) и задал ему вопрос об одном из аятов Корана и сподвижник запретил ему с ним сидеть и т.п.". (И этот иснад является слабым, потому что между Аль Валид Ибн Муслимом и между сподвижниками как минимум пропущено двое и он не мог знать об этой истории, кроме как, если бы рассказали ему об этой истории двое, соответственно этот иснад является мугъдаль(тот в котором пропущено как минимум двое подряд).

24- قال أبو عبيد: حدثنا إسماعيل بن إبراهيم عن أيوب قال لي سعيد بن جبير غير سائله ولا ذاكرا له شيئا: " لا تجالس فلانا ( وسماه أيضا ) فقال: إنه كان يرى هذا الرأي ". والحديث في مجانبة الأهواء كثير، ولكنا إنما قصدنا في كتابنا لهؤلاء خاصة.

على مثل هذا القول كان سفيان والأوزاعي ومالك بن أنس ومن بعدهم من أرباب العلم وأهل السنة الذين كانوا مصابيح الأرض وأئمة العلم في دهرهم، من أهل العراق والحجاز والشام وغيرها، زارين (62) على أهل البدع كلها، ويرون الإيمان قولا وعملا.

Сказал Абу Убейд: Рассказал нам Исмаил Ибн Ибрахим (ибн Улейиа) от Айюба Ас Сахтиани, который сказал: Сказал мне Саид Ибн Джубеир так, что я не задавал ему никаких вопросов и не упоминал ему ни о чём, он сам по себе сказал мне: "Не садись вместе с таким-то и назвал его имя, потому что он придерживался таких-то взглядов (мурджиитов) ".

(На этом закончились асары, которые привёл Абу Убейд Аль Кассим Ибн Саллям).

И говорит: " Хадисов, относительно того, что нужно сторониться людей нововведения множество, но мы привели в нашей книге только те асары, которые касаются общения с мурджиитами. И на этом мнении (необходимость сторониться мурджиитов) были Суфьян Ас Саури, Аль Ауза`и, имам Малик Ибн Анас, а так же те которые пришли после них из людей знания и сунны, которые были светильниками этой земли и были имамами этого знания в свои времена из жителей Ирака, Хиджаза, Шама и других местностей. Они жёстко относились к любым нововведенцам и считали, что вера это слово и дело".

(Значит, те асары, которые привёл автор книги, некоторые из них слабые, некоторые достоверные. И большинство из того, что он привёл, является слабым, но достаточно того, что сам автор книги свидетельствует за различных имамов его времени и которые жили до него о том, что они дурно относились к различным нововведенцам в общем и к мурджиитам в частности. Потому что этот имам жил в те времена и лучше знает о том, как имамы относились к тем или иным людям).

3- باب الخ باب الخروج من الإيمان بالمعاصي

Наши рекомендации