Первое правило относительно того, как мы должны себя вести относительно контекстов Корана и сунны в которых упоминаются Имена и Атрибуты Всевышнего Аллаха.

https://youtu.be/O7DBJGGe97g

Все правила о Именах и Атрибутах Всевышнего Аллаха бывает трех видов:

1 Это правило о самих Именах.

2 Правило о самих Атрибутах Аллаха.

3 Правило о контекстах, в которых приводятся Имена и Атрибуты.

(Шех Усеймин начал с правила, которое касается контекстов, в которых упоминаются Имена и Атрибуты, и как мы должны вести себя относительно этих контекстов).

Говорит шейх ибн Усеймин:

«Обязательным является относительно контекстов Корана и Сунны, то, что нужно оставлять их на их внешнем смысле».

(То есть если пришло какое-то слово, мы не должны говорить имеется ввиду другое слово, а должны оставлять его на том слове в котором оно пришло в Коране и сунне, без всякого изменения. Что касается того, что мы должны оставлять контексты Корана и сунны на их внешнем состоянии, то это у саляфов называют «аль икрар уа имрар».

То есть, мы этим подтверждением делаем им «икрар уаль имрат» и проводим их так, как они пришли. То есть написано в мусхафе слово «Къуа», ты говоришь «Къуа», написано слово «Яд» Рука ты говоришь Рука, и не говоришь имеется ввиду это или это, ты делаешь «икърар», то есть подтверждаешь что это слова Аллаха и его Посланника и делаешь «имрар», то есть читаешь их, и не разъясняешь их, как пришло от саляфов, разъяснение аятов об Атрибутах Всевышнего Аллаха это их чтение, то есть разъяснение их, это их чтение, ты их прочитал, всем понятно что здесь имеется ввиду.

И необходимо отметить, что эта основа касается контекстов Корана и сунны не только в которых приходят Атрибуты или Имена, а всех контекстов Корана и сунны, основа в них, что мы останавливаемся на внешнем смысле и не переходим его кроме как с доводом ясным явным понятным).

Говорит шейх ибн Усеймин: «Без всякого изменения».

(Слово «та'иир» изменение у саляфов, использовалось как слово «тахриф» искажение.

Потому что слово «та'иир» изменение можно понять как изменение правильное, на основе довода и неправильное, без довода.

А слово «тахриф» - искажение, можно понять только как неправильное изменение, не основанное на каком-либо доводе. А приверженцев нововведение употребляют в данном случаи слово «тауиль» - разъяснение.

Когда приходит в текстах Корана слово «Рука» (йад), мы говорим Рука Всевышнего Аллаха, они говорят: имеется ввиду Мощь Всевышнего Аллаха. В современности это называется «та'иир» или в общем это называется «та'иир» - изменение смысла с явного на какой-то другой, у саляфов это называется «тахриф» - это искажение, искажение смысла из одного на другой.

А те, которые искажают, то есть приверженцы нововведений не называют это искажением, так как искажение аятов или хадисов является строго запрещенным в шариате Аллаха. Приверженцы нововведений называют это «та-уиль» - разъяснение, говорят, мы разъясняем.

Ахли Сунна оставляют аяты и хадисы на их внешнем смысле, это как говорилось у саляфов «ал- икрар уа имрар».

Я это все поясняю, для того что если ты будешь в дальнейшем читать какие-то книги по вопросам «Асма уа ас-Сыфат» и там будут эти термины «тахриф», «та-уиль», «икърар уаль имрар», чтобы понимал что под ними подразумевается. И если ты поймешь то что мы сказали, то у тебя не возникнет проблем в понимании этих выражений).

Говорит шейх ибн Усеймин: «А почему мы так должны поступать относительно этих контекстов, потому что Всевышний Аллах ниспослал эту книгу Коран на арабском явном понятном языке».

(То есть годится для того, чтобы им разъяснять и годиться для того, чтобы его понимать, что значит им разъяснять, то есть посредством этих слов можно разъяснить что-либо и читая эти слова можно понять что-либо, это то что подразумевается под словом «мубин» - явный, понятный арабский язык. И этот Коран не был ниспослан для запутывания и для заблуждения людей, наоборот Всевышний ниспослал его как руководство для прямого пути, поэтому послал его на понятном, ясном арабском языке).

Говорит шейх ибн Усеймин:«И также Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам), разговаривал на арабском языке, поэтому необходимо и является обязательным оставлять значение слов Всевышнего Аллаха и его Посланника, так как они пришли».

(То есть чтобы понять что хочет сказать Всевышний Аллах или Его Посланник, мы должны вернутся к арабскому языку, посмотреть в словаре арабского языка, все словари в которых упоминается как данное слово употреблялось во времена Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) и что под ним имелось ввиду. Потому что может быть какое-то слово, которое употреблялось во времена Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) несло одно значение, а сегодня оно несет другое значение, поэтому мы не просто должны смотреть какое значение оно несет сегодня, а то, какое оно значение несло во время ниспослания Корана и сунны. И потому что изменение значений или говорить, что здесь имеется в виду то, а не это, то это наговор на Всевышнего Аллаха без знаний.

То есть Всевышний говорит тебе: «Его две Руки распростерты», а ты говоришь: «имеется в виду не Рука, а имеется в виду Мощь», мы говорим, это наговор на Всевышнего Аллаха без знаний.

А если у тебя есть знание, то приведи свое знание где бы ты бы нам доказал, что под словом Руки имеется в виду Мощь. А если ты говоришь без всякого знания, что имеется в виду то, а ни это, то это из главы лживого наговора на Всевышнего Аллаха без знания).

Говорит шейх ибн Усеймин:

«Так как эти изменения — это наговор на Аллаха без знания, а это, в свою очередь, запрещено, так как Аллах сказал: «Скажи: «Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, приобщать к Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете». (Ограды, 33).

И пример этого в словах Всевышнего Аллаха: «Но Две Его Руки распростерты и жертвует Он так, как пожелает» (Трапеза, 64).

Внешний смысл этого аята на что указывает, на то что Всевышнему Аллаху установлены Две Его действительные настоящие Руки (то есть у Всевышнего Аллаха есть Две действительные настоящие Руки) и мы обязаны утвердить это Всевышнему Аллаху, и если скажет какой-либо человек, здесь имеется ввиду ни Руки, а имеется ввиду Мощь.

Тогда мы ему скажем: «Это изменение смысла слова от его внешнего смысла, поэтому не разрешено этого делать, потому что это наговор на Всевышнего Аллаха без всякого знания»».

(Слова Руслана):

И то, что добавляет нам уверенности в этом, то что если мы скажем что здесь имеется ввиду Мощь, получится так, что у Всевышнего Аллаха две Мощи, Всевышний сказал: «Но Две Его Руки распростерты», они говорят: «Под Рукой имеется ввиду Мощь», получается «Но Две Его Мощи распростерты» и мы говорили единогласно то, что у Всевышнего Аллаха только одна Мощь и не две, исходя из этого это разъяснение также является неправильным».

Мы утверждаем Руки Всевышнему Аллаху, на основании аята: «Нет ничего подобного Ему и Он Слышащий Видящий» (Сура 42 Совет, аят 11).

В этом аяте указанны две обязанности мусульманина:

Первоеэто утверждение и второе это отрицание. Всевышний Аллах в этом аяте отрицает и в этом аяте утверждает, говорит «нет ничего подобного Ему»это отрицание. И говорит «Он Слышащий Видящий»- это что утверждение.

Человек так же слышащий и видящий, у него есть «сам» слух и «басар» зрение. Исходя из этого может возникнуть вопрос: «Человек слышащий и видящий и Всевышний говорит что Он Слышащий и Видящий», так, исходя из этого ты можешь сказать: «Значит Он слышит и видит подобно тому, как слышу и вижу я», но это является неправильным.

Потому что Всевышний в этом же аяте Сам же опроверг, что кто-либо подобен Ему, но вместе с этим утвердил что Он Слышащий Видящий, исходя из этого, тебе не остается ничего кроме как сказать, что Всевышний Аллах слышит и видит, но не так, как это делают творения и не так, как это делает кто-то кроме Всевышнего Аллаха, это очень легко и просто.

И обычное это простое непонимание этого явного понятного аята привело к тому что различные течения приписывающих себя к исламу дошли до глубоких заблуждений многие из которых являются явным явлением.

То есть обычное это понимание этого простого явного аята привело к глубоким заблуждениям, поэтому мы говорим основываясь на этот аят, мы утверждаем Всевышнему Аллаху Руки, и основываясь на том, что Всевышний отрицает и говорит «нет ничего подобного Ему»,мы тоже отрицаем и говорим, но ничего не подобно этим Двум Рукам, то есть у Всевышнего Аллаха Руки такие, какие соответствуют Его Величию, Его совершенству и они не подобны рукам творений.

Что касается того, который говорит, что под Руками здесь имеется ввиду не Руки, а имеется ввиду Сила, вот эта буква «не» - это отрицание, говорит «лейса биль йяд» это не рука это мощь, вот это слова «лейса» или по-русски «не» это отрицание, а Всевышний Аллах Сам не отрицает, а говорит наоборот подтверждает, исходя из этого, они идут в противоречие Всевышнему Аллаху, когда Всевышний Аллах подтверждает, а они отрицают.

Что же касается тех, второй заблудшей группы, у них все наоборот, они говорят: «У Аллаха Рука есть и Она такая, как у творений или подобна рукам людей», как это делают христиане допустим, так и если мы не возьмем сегодня заблудшие группы мусульман, скажем даже о христианах, что они делают, многие из них рисуют Всевышнего Аллаха на небесах как Он сидит на троне и так далее и подобен старику например или человеку, эти люди пошли в противоречие Всевышнему Аллаху, потому что в этом случаи Всевышний отрицает наоборот, говорит: «Нет ничего подобного Ему»,а они утверждают, и говорят: «Нет, Его Руки подобны рукам творений, исходя из этого, две эти заблудшие группы, первые отрицают, в то время, когда они обязаны подтвердить, а вторые подтверждают, тогда как Всевышний отрицает, этим они входят в противоречие с Всевышний Аллахом и совершают этим ошибку.

«Ат-тахриф» - искажение священных контекстов основы этого заложили иудеи они были из тех, которые искажали священные контексты, но они искажали священные контексты непосредственно исправляя слова, то есть стирая слова, которые были написаны в книге и подписывая другие слова, это почему, потому что Всевышний Аллах не обещал о том, что Он сохранит какие-либо писания кроме Корана, и поэтому они были способны это сделать, что-то стереть и добавить что-то другое.

Затем эту основу от иудеев переняли те, которые последовали за ними в этом, а это рафидиты. После них пришли джахмиты и муатазилиты, и после них пришли ашариты и матуридиты.

И потом это себе взяли в акыду и суфии. Исходя из этого за иудеями последовали три заблудшие группы, которые причисляют себя к исламу. Первые это рафидиты, которые являются неверующими без разницы главы их или просто люд, который следует, за своими имамами тоже являются неверующими и в этом не должно быть у тебя никаких сомнений.

За ними идут джахмиты, относительно этих подавляющее большинство мусульман и ученых ислама говорят, что они неверующие, кроме некоторых, и более достоверно то, что они неверующий. Что касается суфиев, то есть из них есть многобожники и те, которые совершают нововведения, и эти нововведения не доходят до уровня выведения их из ислама.

И примеры того, как суфии искажают священные контексты, мы вдоволь привели в книге о «Булгаре» и в книге о «Маулиде».

Ат-тахриф искажение священных контекстов бывает двух видов:

1 «Тахрифун лявззи» -искажение слов и бывает это двумя способами, либо с добавление чего-либо, либо с убавлением чего-либо.

Например: какой-то священный контекст ты что-либо туда добавляешь либо что-нибудь убавляешь, как делают на сегодняшний день суфии Татарстана в переводе священных контекстов и слов Пророка (салла Ллаху `алейхи уа салам) добавляя в них то, что им угодно и убавляя из них то, что им не угодно.

2 «Тахрифу ма'анауи» - искажение смысловое, - это изменение смысла слова из его настоящего значения на другое значение, вместе с тем, что само слово остается в контексте, не изменяют его ни как, но говорят, что под ним имеется виду не то, что под ним на самом деле имеется.

Если изменение смысла контекста происходит на основании знания, на основании довода, тогда это разрешено, то есть если пришел довод, на то, что под этим словом имеется в виду не его явное внешнее значение, а другое значение, тогда это разрешается и не является тахриф - искажением или чем-либо запретным.

(Конец слов Руслана).

8 Но ведь Я (Аллах) и являюсь временем в Моих руках власть (значение этого хадиса).

https://youtu.be/l-TB4FYHMoY

(Слова Руслана):

Например:говорит Пророк (салла Ллаху `алейхи уа салам)передавая слова Всевышнего Аллаха: Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Сын Адама оскорбляет Меня, понося время (дахр), тогда как Я и есть время, всё в Моей власти, и по (Моей воле) день сменяет собой ночь!”»(Согласованный хадис, Аль-Бухари 4826, Муслим 2246).

В этом хадисе конкретно пришло: «Я и есть время», обычно по отношению к таким контекстам ученые говорят то, что из этого контекста должно выходить установление Имени Всевышнему Аллаху, то есть если Всевышний говорит например Ана (Я)- такой-то, Ана (Я)- Ррахмаани Ррахиим, Я Милостивый Милосердный исходя из этого обычно ученые говорят то, что Ррахмаан и Ррахиим являются Именами Всевышнего исходя из этого контекста, здесь Всевышний что говорит: «Я и есть время», можем ли мы сказать что одно из Имен Всевышнего Аллаха «Время»?

Ответ: Нет, не можем.

Хотя явный внешний смысл этого хадиса то, что это из Имен Всевышнего, на каком основании мы перевели это слово из его внешнего значения на другое значение?

Ответ: Потому что у нас есть довод в этом же хадисе, где в конце Всевышний Сам говорит: «В Моих руках власть», что такое «Я Время»? Ответ: «В моих Руках власть, я переворачиваю день и ночь (то есть заменяю день на ночь)»,то есть «Я управляю временем» имеется в виду, когда Всевышний говорит: «Я Время», то есть Я управляю временем, поэтому запрещено ругать время. И утверждает или подтверждает это, то, что если бы слово «Дахр (Время)» было Именем Всевышнего Аллаха, тогда все безбожники, которые говорили: «И не губит нас ничего, кроме времени» были бы правы. То есть, они не заслуживали порицание, которое Всевышний ниспослал им в своей книге. Исходя из этого слово «Дахр» не является Именем Всевышнего хотя внешний контекст указывает на то, что это Имя, но мы вывели его из внешнего значения на другое на основании довода, в этом нет ничего запретного, более того это является обязательным.

А что касается слова истауа (возвысился) над троном изменять на слово истауля (захватил) то на это нет никакого довода исходя из этого, они наговаривают на Всевышнего Аллаха без знания.

(Конец слов Руслана).

[Комментарий к хадису Салиха Али Шейха]:

Это не означает, что время является одним из имен Аллаха. Это выражение является смысловым продолжением того, что было сказано до него. Человек ругает время, хотя время не властно над происходящими событиями и ничего не творит. Ругая время, человек ругает Великого и Могучего Аллаха, потому что Аллах творит во времени, что пожелает, руководствуясь своей божественной мудростью. Он чередует день и ночь, из которых состоит время. Ни день, ни ночь не влияют на события, и, если человек ругает их, он фактически ругает Того, Кто их чередует.

[Источник Шарх китабу Таухид].

Вопросы по 1 уроку:

1. Как зовут автора изучаемой книги и какова его краткая биография?

2. Какие шархи ты знаешь на книгу "Люм'ат уль-и'тикад"?

3. Установлено ли в отношении Всевышнего имя "аль-Джауад" (Щедрый)?

4. Перед непосредственным разъяснением книги Шейх Ибн 'Усаймин упомянул три вида правил связанных с вопросами "Имен и Атрибутов Всевышнего Аллаха" – что это за три вида правил?

5. Первое правило из упомянутых шейхом: "Обязательность понимания священных контекстов в их внешнем смысле" – как ты понимаешь это правило?

6. Почему мы должны понимать священные контексты в их внешнем смысле, а также какой довод на это правило?

7. Какую фразу использовали праведные предки (саляфы) вместо фразы "Обязательность понимания священных контекстов в их внешнем смысле"?

8. Когда мы говорим об Атрибутах Всевышнего Аллаха, мы постоянно возвращаемся к Словам Аллаха: "Нет ничего подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий". (42: 11), и говорим, что в этом аяте отрицание и подтверждение. Так в чем же состоит отрицание и подтверждение – с приведением примера?

9. Какая связь между понятиями "тагийр" (изменение), "тахриф" (искажение) и "тауиль" (разъяснение с отходом от прямого смысла)?

10. Можно ли сказать, что каждый "тауиль" (разъяснение с отходом от прямого смысла) является ложным? И каковы границы правильного "тауиля"?

11. Какие течения, причисляющие себя к Исламу, известны искажением священных контекстов?

12. Сколько и каких видов бывает искажение (тахриф) священных контекстов?

Ответы на вопросы:

1. Имя автора книги Абу Мухаммад 'АбдуЛлах ибн Ахмад аль-Макдиси аль-ханбали. Родился в городе Джамма'иль в 541 году. Был известен постепенным требованием знания, заучил наизусть множество матнов, требовал знания на руках обладателей знания, объездил в поисках знания множество мусульманских стран, довел до совершенства свои знания в фикхе, хадисе и остальных науках. Им написано множество книг, как, например "аль-Мугни" и "Раудат ун-Назыр" и др. Что касается семейного положения, то у имама Ибн Кудамы были дети как женского, так и мужского пола, но все они умерли еще при его жизни, и после смерти род имама аль-Макдиси прекратился. Скончался имам в 620 году в день праздника Разговения в своем доме в Дамаске, достигнув возраста восьмидесяти лет. Да помилует его Аллах.

2. Одним из первых, кто оставил свои примечания к этой книге был 'алляма Ибн Бадран (более 100 лет назад). Что касается современных ученых, то наиболее известны шархи шейха Ибн 'Усаймина и шейха Фаузана.

3. Имя "аль-Джауад" (Щедрый) не установлено относительно Всевышнего Аллаха достоверным контекстом. Это имя упомянуто в хадисе Абу Зарра, но в его иснаде Шахр ибн Хаушаб, а в другом иснаде Лейс ибн Аби Сулейм – оба слабые. Есть и другие хадисы, в которых упоминается это имя, но все они очень слабые, не годятся для подкрепления. Со слов Са'да ибн Аби Уаккаса – в иснаде Халид ибн Ильяс – матрук (оставленный), в другом риваяте Харун ибн Мухаммад – лжец, в третьем риваяте Ибрахим ибн Мухажир ибн Мисмар – отвергаемый (мункар уль-хадис). От Тальха ибн 'Абдилляха ибн Кариза – в иснаде Хажжаж ибн Артат (слабый и мудаллис), а также прерванности, к тому же Тальха не сподвижник, а значит хадис мурсаль (отосланный). От Ибн 'Аббаса – в иснаде Нух ибн Аби Марьям – слабый единогласно, некоторые назвали его лжецом.

4. Правила: 1. касающиеся того, как нам вести себя со священными контекстами, в которых упомянуты Имена и Атрибуты Аллаха. 2. правила об Именах Аллаха. 3. Правила об Атрибутах Аллаха.

5. Это правило означает то, что мы не должны искажать прямой, внешний смысл контекстов, в которых описываются Имена и Атрибуты Аллаха, а должны понимать их в прямом смысле.

6. Это потому что Всевышний Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) оставили нам Коран и Сунну на ясном, понятном арабском языке. Если же мы скажем, что под Словами Аллаха и Его посланника (да благословит его Аллах и приветствует) имеется ввиду не их прямой смысл, из этого вытекает обвинение Аллаха в том, что Он не способен разъяснить тот смысл, который желает вложить в ниспосланные аяты, а также Его посланника, вместе с тем, что Аллах желает разъяснить людям и направить их прямым путем, а не наоборот, заблудить людей еще глубже. К тому же искажение контекстов с их прямого смысла является наговариванием на Аллаха без знания, что запрещено.

7. Они использовали фразу "имрар уа икрар" – пропускание аята так, как он звучит, без лишних разъяснений.

8. Подтверждение каждого конкретного атрибута так, как он описывается в контексте, и отрицание того, что этот атрибут равен атрибутам творений. Например, в контексте приходит "И две Его Руки распростерты" – прочитав этот аят, мы говорим: мы подтверждаем (исбат), что у Всевышнего есть две Руки, и в то же время отрицаем (нафйи) то, что Руки Всевышнего подобны рукам творений.

9. Изменение (тагйир) – понятие общее, так, что любое искажение (тахриф) и тауиль (разъяснение с отходом от прямого смысла) – является изменением. Между тем, любое искажение (тахриф) порицается, а тауиль – может быть как порицаемым, так и похвальным. Если тауиль основывается на доводе, тогда он похваляем, если же он строится на страстях, без довода, тогда он порицаем, и вот в этом случае тауиль уже превращается в тахриф.

10. Нет, не каждый тауиль порицается, как это разъяснено в предыдущем ответе.

11. Суфии, рафидиты и джахмиты, а пример в этом они взяли от иудеев.

12. Искажение священных контекстов (тахриф) бывает двух видов: 1. Искажение слова контекста (тахриф ляфзый) (посредством добавления или убавления) 2. Оставление слова, но искажение его смысла (тахриф ма'науи).

Наши рекомендации