IV. закрепление изученного материала
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Учитель демонстрирует на доске рисунки с изображением садового инвентаря.
– Что объединяет все эти предметы?
– Когда и где они могут пригодиться человеку?
– Сегодня на уроке мы узнаем, какую работу выполняют люди осенью в саду, в огороде, в поле.
II. Открытие нового знания.
1. Работа по учебнику (с. 28–29).
– Как светит солнце по сравнению с летом? (Не так ярко.)
– Не уменьшился ли световой день?
– Отличается ли осенний ветер от летнего?
– В какие краски одела осень деревья и кустарники?
– Чем отличается осенний дождь от летнего?
– Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 28. Какую работу выполняют люди осенью? (Собирают урожай в огороде, в поле, в саду.)
– Расскажите, каким трудом заняты взрослые и учащиеся? придумайте название своему рассказу.
– Какое это время года?
– Где люди убирают урожай?
2. Игра «Пантомима».
Учащиеся с помощью пантомимы показывают, какую работу они помогали выполнять взрослым осенью в саду или в огороде. Остальные пытаются отгадать, что изображают одноклассники.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!..
Вот овощи спор завели на столе,
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!..
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох!..
И суп овощной оказался неплох!
Ю. Тувим
III. Освоение нового содержания и его применение.
1. Игра «Фрукты – овощи» (работа в парах).
– Рассмотрите рисунок на с. 29. Что лежит на столе? Назовите эти овощи и фрукты.
– Положите в одну корзину овощи, а в другую – фрукты.
Задача одной группы учащихся – выбрать овощи, то есть огородные культуры. (Это тыква, бобы гороха, перец, томаты, кабачок.)
Другая группа выбирает фрукты, то есть плоды деревьев и кустарников. (Это яблоки, груши, сливы, лимоны, ягоды калины, малины.)
Справка. При выполнении работы может возникнуть затруднение: а куда положить ягоды? С ботанической точки зрения ягода – это плод с сочной мякотью и множеством семян. В ботанике к ягодам относят огурец, томат, арбуз, смородину.
Учитель разрезает ножом выбранные фрукты, а затем овощи.
– Что находится внутри плодов? (Семена.)
– Значит, эти фрукты и овощи – плоды.
– Рассмотрите разрезанные морковь, редис, свеклу, редьку, репу, чеснок, луковицу репчатого лука, клубень картофеля. Имеются ли внутри них семена? (Семян нет. Значит, это не плоды.)
– Данные овощи называют корнеплодами.
Учитель демонстрирует таблицу «Строение плода и корня».
Строение плода и корня
Плод Корень
– Сравните рисунки. Сделайте вывод, чем плод отличается от корня.
– Назовите плоды, которые мы едим. Докажите, что это плоды.
– Назовите корни, которые мы едим. Докажите, что это корни.
2. Работа в печатной тетради (задание 18).
– Наклейте рисунки с изображением ягод, овощей и фруктов, которые вы помогали собирать взрослым осенью.
– Раскрасьте рисунки. Нарисуйте свои.
IV. закрепление изученного материала.
1. Игра «Доскажи словечко».
Захотелось плакать вдруг –
Слезы лить заставил... (лук).
Набирай скорее в миску
Краснощекую... (редиску).
Отыскал наконец
Я зеленый... (огурец).
Под кустом копнешь немножко –
Выглянет на свет... (картошка).
Завалился на бочок
Лежебока... (кабачок).
Разве в огороде пусто,
Если там растет... (капуста)?
Удивляет горожан
Темнокожий... (баклажан).
За ботву, как за веревку,
Можно вытащить... (морковку).
Кто, ребята, незнаком
С белозубым... (чесноком)?
Держится за землю крепко.
Вылезать не хочет... (репка).
– Что объединяет все слова-отгадки? (Это овощи.)
– Назовите только плоды. (Огурец, кабачок, баклажан, капуста.)
2. Кроссворд «Какого цвета осень?».
– У каждого времени года свой любимый цвет. Какого цвета осень, вы узнаете, разгадав кроссворд.
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 |
1) Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже 0° С в теплое время года. Верная примета этого явления – лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной, очень-очень редко – летом. Что это?
2) Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью – холодным, моросящим. Что это?
3) Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это?
4) Если ночью намного холоднее, чем днем, то водяной пар, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это?
5) Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это?
6) Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою,
Наскочил на дальний лес – прохудился и исчез.
7) Осенью птицы готовятся к отлету в теплые края. Они собираются в большие группы. Как называют эти группы птиц?
Ответы: 1) заморозки; 2) дождь; 3) листопад; 4) роса; 5) туман; 6) дождевая туча; 7) стая.
Ключевое слово: золотая.