IV. закрепление изученного материала

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Учитель демонстрирует на доске рисунки с изображением садового инвентаря.

– Что объединяет все эти предметы?

– Когда и где они могут пригодиться человеку?

– Сегодня на уроке мы узнаем, какую работу выполняют люди осенью в саду, в огороде, в поле.

II. Открытие нового знания.

1. Работа по учебнику (с. 28–29).

– Как светит солнце по сравнению с летом? (Не так ярко.)

– Не уменьшился ли световой день?

– Отличается ли осенний ветер от летнего?

– В какие краски одела осень деревья и кустарники?

– Чем отличается осенний дождь от летнего?

– Рассмотрите рисунки в учебнике на с. 28. Какую работу выполняют люди осенью? (Собирают урожай в огороде, в поле, в саду.)

– Расскажите, каким трудом заняты взрослые и учащиеся? придумайте название своему рассказу.

– Какое это время года?

– Где люди убирают урожай?

2. Игра «Пантомима».

Учащиеся с помощью пантомимы показывают, какую работу они помогали выполнять взрослым осенью в саду или в огороде. Остальные пытаются отгадать, что изображают одноклассники.

IV. закрепление изученного материала - student2.ru

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Вот овощи спор завели на столе,

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла? Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла. Ох!..

И суп овощной оказался неплох!

Ю. Тувим

III. Освоение нового содержания и его применение.

1. Игра «Фрукты – овощи» (работа в парах).

– Рассмотрите рисунок на с. 29. Что лежит на столе? Назовите эти овощи и фрукты.

– Положите в одну корзину овощи, а в другую – фрукты.

Задача одной группы учащихся – выбрать овощи, то есть огородные культуры. (Это тыква, бобы гороха, перец, томаты, кабачок.)

Другая группа выбирает фрукты, то есть плоды деревьев и кустарников. (Это яблоки, груши, сливы, лимоны, ягоды калины, малины.)

Справка. При выполнении работы может возникнуть затруднение: а куда положить ягоды? С ботанической точки зрения ягода – это плод с сочной мякотью и множеством семян. В ботанике к ягодам относят огурец, томат, арбуз, смородину.

Учитель разрезает ножом выбранные фрукты, а затем овощи.

– Что находится внутри плодов? (Семена.)

– Значит, эти фрукты и овощи – плоды.

– Рассмотрите разрезанные морковь, редис, свеклу, редьку, репу, чеснок, луковицу репчатого лука, клубень картофеля. Имеются ли внутри них семена? (Семян нет. Значит, это не плоды.)

– Данные овощи называют корнеплодами.

Учитель демонстрирует таблицу «Строение плода и корня».

Строение плода и корня

IV. закрепление изученного материала - student2.ru

Плод Корень

– Сравните рисунки. Сделайте вывод, чем плод отличается от корня.

– Назовите плоды, которые мы едим. Докажите, что это плоды.

– Назовите корни, которые мы едим. Докажите, что это корни.

2. Работа в печатной тетради (задание 18).

– Наклейте рисунки с изображением ягод, овощей и фруктов, которые вы помогали собирать взрослым осенью.

– Раскрасьте рисунки. Нарисуйте свои.

IV. закрепление изученного материала.

1. Игра «Доскажи словечко».

Захотелось плакать вдруг –

Слезы лить заставил... (лук).

Набирай скорее в миску

Краснощекую... (редиску).

Отыскал наконец

Я зеленый... (огурец).

Под кустом копнешь немножко –

Выглянет на свет... (картошка).

Завалился на бочок

Лежебока... (кабачок).

Разве в огороде пусто,

Если там растет... (капуста)?

Удивляет горожан

Темнокожий... (баклажан).

За ботву, как за веревку,

Можно вытащить... (морковку).

Кто, ребята, незнаком

С белозубым... (чесноком)?

Держится за землю крепко.

Вылезать не хочет... (репка).

– Что объединяет все слова-отгадки? (Это овощи.)

– Назовите только плоды. (Огурец, кабачок, баклажан, капуста.)

2. Кроссворд «Какого цвета осень?».

– У каждого времени года свой любимый цвет. Какого цвета осень, вы узнаете, разгадав кроссворд.

            1                  
          2                    
            3                  
          4                    
            5                  
6                              
      7                        

1) Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже 0° С в теплое время года. Верная примета этого явления – лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной, очень-очень редко – летом. Что это?

2) Это явление природы чаще бывает осенью. Летом его называют теплым, грибным, а осенью – холодным, моросящим. Что это?

3) Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это?

4) Если ночью намного холоднее, чем днем, то водяной пар, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это?

5) Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую непрозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это?

6) Над тобою, надо мною пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес – прохудился и исчез.

7) Осенью птицы готовятся к отлету в теплые края. Они собираются в большие группы. Как называют эти группы птиц?

Ответы: 1) заморозки; 2) дождь; 3) листопад; 4) роса; 5) туман; 6) дождевая туча; 7) стая.

Ключевое слово: золотая.

Наши рекомендации