Понятие МЧП и история его возникновения.

Тема 1. Понятие МЧП.

Понятие МЧП и история его возникновения.

МЧП представляет собой совокупность норм внутригосударственного законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют гражданско-правовые, трудовые и иные правоотношения осложненные иностранным элементом.

МЧП также называют коллизионным или конфликтным. Сам термин МЧП появляется в 1834 г. при этом в научный и практический оборот его вводит член (судья) ВС США Джозеф Стори «Комментарий о коллизии законов».

С 1841 г. данный термин стал фигурировать в трудах французских и немецких ученых. В России данный термин появляется в 1865 г. в труде профессора казанского университета Николая Павловича Иванова «Основания частной международной юрисдикции». Несмотря на распространенность термина, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе до сих пор не существует единого его определения.

В настоящее время термин МЧП является оправданным, так как во время реализации норм МЧП взаимодействуют несколько национальных правопорядков и при этом коллизионные нормы применяются только в совокупности с материальными нормами.

Истоки и предпосылки МЧП можно найти еще в древнем праве. Законы об определении юрисдикции и об установлении норм применимого права существовали в Древней Греции, Древнем Египте.

Впервые коллизионная проблема была поставлена магистром Алдриком, который являлся профессором итальянского университета. МЧП стало изучаться в университетах, начиная с 13 века. При этом вся наука была основана на изучении одной единственной глоссы – глосса Аккурсия». Она устанавливала первоначальное понимание так называемого личного статута ФЛ. В соответствии с данной глоссой был установлен экстерриториальный характер правовых норм, устанавливающих правовой статус ФЛ в сфере гражданско-правовых отношений. Исследованием данной глоссы положило начало школе статутариев. Ее представители исследовали различные статуты, которым подчиняется правоотношение. При этом они выделили реальные и персональные статуты, отметив, что персональные статуты всегда следуют за лицом и определяют его -право и дееспособность.

В дальнейшем учение данной школы стало развиваться голландскими учеными, которые разработали теорию международной вежливости. Суть этой теории – право как таковое имеет строго территориальный характер, поэтому применение персональных статутов, а значит и признание действия иностранных законов, это простое проявление международной вежливости, которая допускается только в том случае, если не противоречит принципу государственного суверенитета. На положениях данной теории в настоящее время основано МЧП Великобритании и Франции.

Классическая школа МЧП появилась в 19 веке ее родоначальником является Фридрих Карл Савиньи. Он полагал, что всякая коллизионная проблема должна сводиться к локализации правоотношения в пространстве. Т.е. для определения применимого закона необходимо исследовать природу правоотношения и выявить в какой сфере оно пребывает или с каким правопорядком данное правоотношение связано основополагающим образом. На теории Савиньи в настоящее время базируется МЧП стран Европы и США.

Первые предпосылки российского коллизионного права находятся в положениях Олега с Византией 911 г. Подобные положения можно встретить в НА на протяжении всего развития русского права. Научная разработка положений МЧП в России начинается только в середине 19 века. Русские ученые придерживались традиций школы Савиньи. Первым русским ученым, который затронул вопросы коллизионного права был Мейер профессор казанского университета. Позже его ученик Иванов развил теорию учителя и ввел в научный оборот термин МЧП. Иванов предложил новую концепцию, дополняющую классическую школы Савиньи. Он считал, что основой МЧП должен являться принцип всеобщей справедливости – суд может применять иностранные законы только в случае прямого разрешения со стороны национального законодательства. Именно на этой концепции основано российское МЧП.

Предмет МЧП

К предмету МЧП относятся частноправовые отношения осложненные иностранным элементном. В современной юридической науке существует плюрализм мнений относительно предмета правового регулирования. Доминирующей является позиция о формировании предмета МЧП из отношений гражданских, семейных и трудовых (Богуславский, Марышева, Звеков). Данные исследователи подчеркивают, что предметом МЧП могут являться гражданские правоотношения в широком смысле слова.

Наряду с традиционным видением предмета существует концепции, которые расширяют или сужают предмет.

Сужающей концепцией является цивилистическая концепция (Суханов, Попандопуло). Представители данной концепции утверждают, что предмет МЧП состоит из узко цивилистических отношений (имущественные и личные неимущественные отношения включают).

Расширяющая концепция (Ануфриева, Канашевский) – предмет МЧП состоит из 2 групп отношений:

· Материальные правоотношения в сфере гражданского, семейного и трудового права.

· Отношения процессуального характера, которые складываются в международном гражданском процессе и международном коммерческом арбитраже.

Т.о. предмет МЧП можно определить как возникающие в ходе международного общения гражданские, семейные, трудовые и иные личные неимущественные и имущественные отношения, а также тесно связанные с ними процессуальные отношения между субъектами МЧП.

В целях обособления отношений входящих в предмет МЧП традиционно используется понятие иностранный элемент. Иностранный элемент может проявляться в признаках:

· Субъект правоотношения (на работу приезжают в РФ).

· Объект правоотношения (покупка недвижимости за рубежом – я продаю свою недвижимость за рубежом).

· Юридические факты, в результате которых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения (поездка за рубеж).

Данные признаки могут присутствовать в иностранном элементе в любой комбинации. Если гражданско-правовое отношение содержит хотя бы 1 иностранный элемент, то на практике возникает коллизионная проблема, которая представляет собой решение вопроса об определении права, применимого к конкретному правоотношению.

С вопросом о предмете МЧП тесно связан вопрос об определении места МЧП в правовой системе. В настоящее время в юридической литературе существует широкий диапазон мнений среди которых можно выделить 3 основных направления:

· Нормы МЧП включаются в состав МП в широком смысле слова. Т.о. МЧП отказывают в национальной природе (Крылов, Маргиев, Голенская).

· МЧП имеет сугубо внутригосударственную природу и при этом имеет статус самостоятельной отрасли права (большинство российских цивилистов – Перекерский, Звеков, Лунц).

· МЧП является искусственным образованием, которое нельзя рассматривать ни как часть международного, ни как часть внутригосударственного права. Оно не образует собственной системы права, так как само состоит из норм различных правовых систем (Макаров, Гаврилов, Мюллерсон).

МЧП можно назвать полисистемным комплексом, состоящим из международного и внутригосударственного права. Такой вывод следует из того, что МЧП включает в себя 2 вида правовых норм, а именно международные и внутригосударственные, которые постоянно взаимодействуют между собой и не могут применяться друг без друга.

Таможенное право не относят к МЧП. А налоговое в некоторых случаях – в сфере реализации международных соглашений о налоговой политики.

Тема 2. Источники МЧП.

Понятие и виды источников.

Система источников МЧП – это совокупность правовых и не правовых средств регулирования отношений входящих в сферу МЧП.

Логичной и самой распространенной является классификация источников на:

· Внутренние

· Международные

Удельный вес различных источников в правовых системах государств не одинаков.

Для РФ в состав источников МЧП включаются международные договоры, национальное законодательство, правовые обычаи, а также не правовые средства регулирования правоотношений.

Международные договоры фактически представляют собой соглашения между субъектами МП, которые разрабатываются в целях единообразного регулирования определенных разновидностей общественных отношений. Специфика подобных соглашений в сфере МЧП состоит в том, что они содержат правила поведения, которые напрямую адресуются участникам международных не властных отношений.

Особенностью процесса современного международного правотворчества является тенденция расширения участия в нем международных межправительственных организаций. В сфере МЧП действует 3 таких организации:

· Гаагская конференция по МЧП – первая сессия была проведена в 1893 г. по инициативе правительства Нидерландов. Данная организация не имеет постоянной основы функционирования и созывается в конкретных случаях по предложению какого-либо государства. В данной организации было принято 43 договора.

· Международный институт унификации частного права (УНИДРУА)- был основан в Риме в 1926 г. В его работе принимают участие 50 государств, в т.ч. и Россия. Основная цель института – изучение путей гармонизации и согласование частного права различных государств путем разработки единообразных норм.

· Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) – цель деятельности данной комиссия является разработка проектов международных конвенций и типовых законов в области права международной торговли, коммерческого арбитража, платежей и международных перевозок. Проекты документов, которые разрабатываются комиссией, принимаются Ген Ассамблеей ООН. Комиссия учреждена на основе Резолюции Ген Ассамблеей от 16.12.66 г. В нее входят 36 членов, которые избираются Ген Ассамблеей на 6 лет. С 1986 г. РФ – постоянный член Комиссии.

Создание международных договоров универсального характера является приоритетным направлением развития источников МЧП. Вместе с тем, создание универсальной системы МЧП во всех сферах невозможно. Это связано с 2 причинами:

1. существуют значительные расхождения во взглядах на доктрину и практику МЧП в рамках англо-саксонской и континентальной правовых систем

2. нежелание многих государств отказываться от применения собственных нац.-правовых актов в пользу унифицированных норм международных договоров.

Т.о. можно предположить, что развитие МЧП будет идти по пути унификации правовых предписаний в узких областях МЧП.

Активная нормотворческая деятельность ведется на региональном уровне. Здесь наиболее важным международно-правовым источником является так называемый, Кодекс Бустаманте. Он был принят в 1928 году на VI Американской конференции в Гаване. В настоящее время участниками этого договора является 15 государств Латинской Америки. В целом данный документ представляет собой наиболее яркий пример успешной кодификации норм коллизионного права.

Процесс унификации идет и в рамках Европейского союза. Из всех принятых документов наиболее важное значение для России имеют следующие:

· Брюссельская конвенция о взаимном признании компаний (1968 год)

· Европейская конвенция о государственном иммунитете (1972 год)

· Римская конвенция о праве применимом к договорным обязательствам (1980 год)

· Соглашение о подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам (1980 год)

В рамках СНГ было принято несколько важных договоров, которые посвящены вопросам МЧП:

· Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (20 марта 1992 г.)

· Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств СНГ (20 марта 1992 г.)

· Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам

· Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создание межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности (12 марта 1992 г.)

· Договор о создании экономического союза (24 сентября 1993 г.)

· Соглашение о статусе Экономического суда СНГ (6 июля 1994 г.)

Значительный пласт составляют международные двусторонние договоры. Они имеют преимущества перед многосторонними договорами, т.к. имеют возможность максимального сбалансирования интересов 2х сторон. При этом их основным недостатком является создание дифференцированного режима в правовом регулировании.

Теоретически двусторонние договоры могут заключаться по любым вопросам МЧП. Ныне действующие соглашения можно условно разделить на следующие группы:

Договоры о правовой помощи

Их основная цель – обеспечение взаимного признания и соблюдения имущественных, личных и процессуальных прав граждан одного государства на территории другого. В такие соглашение в обязательном порядке включены нормы, посвященные определению способов сотрудничества юрисдикционных органов между собой.

Торговые договоры

В них, как правило, установлен общий правовой режим, на основе которого осуществляются коммерческие взаимоотношения сторон.

Не правовые источники МЧП.

К не правовым средствам регулирования отношений относятся обыкновения и типовые договоры.

Обыкновения играют большую роль при регулировании отношений по торговым сделкам. Другое название обыкновения: деловой обычай, либо обычай делового оборота.

Т.о. обыкновение – это правило поведения, сложившееся в определенной области предпринимательской деятельности на основе их постоянного и единообразного применения. Обыкновение в отличие от обычаев применяется только при условии, что эти правила известны сторонам и нашли отражение в их договоре. Обыкновения рассматриваются судом в качестве составной части заключенного контракта. Т.о. обыкновение в наст. время играют вспомогательную роль и применяются только в том случае, если они не противоречат императивным нормам применимого права. Наиболее употребляемые в деловой практике обыкновения обобщаются международными организациями. (Международная торговая палата)

Инкотермс (международные правила толкования межд. терминов.), унифицированные правила или обычаи для документарных аккредитивов, унифицированные правила по инкассо, унифицированные правила для договорных гарантий, правила регулирования договорных отношений.

Типовые договоры.

Условия таких договоров заранее вырабатываются крупной компанией или производственным объединением, которая господствует на соответствующем рынке. При этом иностранный контрагент зачастую не имеет возможности изменять условия контракта. В наст. время в гражданском праве западных стран прослеживается тенденция придания типовым договорам нормативного значения.

Концепция leх mercatoria.

Leх mercatoria – это совокупность правил поведения, выработанных участниками международного коммерческого оборота в ходе осуществления своей деятельности. Данные правила применяются для рассмотрения споров в международных коммерческих арбитражах.

Система источников состоит из совокупности негосударственных невластных регуляторов международной торговли. В настоящее время leх mercatoria - это эффективный регулятор м/н товарооборота, т.к. эти нормы санкционируются на применение самими участниками. Право позволяет сторонам обращаться к l.m. только в том случае, когда отсутствуют прямые нормативно-правовые предписания. В науке данный термин употребляется в различной трактовке. В целом можно выделить 3 основные позиции по отношению к l.m.:

1. l.m. – это автономный правовой порядок, который формируется сторонами добровольно и существует независимо от национальных правовых систем.

2. l.m. – это свод правил, который выступает в качестве альтернативы для применимого в данном случае национального закона.

3. l.m. – это только дополнение к применяемой правовой системе в виде последовательной консолидации обычаев и обыкновений международной торговли.

Система l.m. имеет определенные черты:

1. это автономная система, но вместе с тем она не является полностью независимой от национального правового порядка, при этом со стороны правовой системы она контролируется оговоркой о публичном порядке и сверх императивными нормами, в том же порядке, что и применение иностранного права.

2. данная система предусматривает правила, которые достаточны для разрешения спора, при этом данная система призвана выполнять функцию восполнения правовых пробелов.

3. l.m. – это система права, т.к. содержит нормы, обязательные для сторон контракта и органа, разрешающего спор.

Любая система l.m. основана на следующих нормах-принципах, действующих в сфере международного права:

a. договоры должны соблюдаться;

b. договоры должны соблюдаться добросовестно;

c. форс-мажор – это основание для неисполнения обязательств;

d. допустимость расторжения контракта в случае существенного нарушения;

e. контракты, нарушающие добрые нравы недействительны.

В рамках национальных систем вопросы l.m. не отражаются.

Российский закон о Международном коммерческом арбитраже в ст. 28 фактически допускает применение l.m., но правовая доктрина в целом не признает за l.m. характера права. Большинство м/н конвенций не признают возможность выбора l.m. в качестве применимого права, напрямую разрешена Вашингтонской конвенцией об инвестиционных спорах, Каирской резолюцией Ассоциации международного права по международному торговому арбитражу.

Сложившаяся практика арбитражей демонстрирует, что арбитры занимают положительную позицию в отношении выбора l.m. Первым случаем применения данной концепции стало решение 1963 года, вынесенное Женевским арбитражем.

L.m. представляет собой источник права, основанный на традиционной судебной практике и принципах множества правовых систем. При этом данная концепция может предоставить альтернативу в случае не разрешаемой коллизии законов. С т.зр. правовой доктрины к l.m. можно подходить как к крайнему проявлению принципа автономии воли сторон.

Коллизионное право.

Тема. Субъекты МЧП.

Правовой статус ФЛ в МЧП.

Для МЧП характерен дифференцируемый подход к ФЛ, которые находятся в пределах юрисдикции конкретного государства. Такой подход основан на разделении ФЛ на 3 категории (отечественные, иностранные граждане и лица без гражданства) и на установлении определенного правового режима в отношении каждой категории.

Как правило, иностранные граждане на территории других стран обладают правоспособностью, которая определяется местным правопорядком. Определение правоспособности происходит на основании национального режима. Национальный режим может быть установлен как во внутреннем законодательстве РФ, так и заключенными международными договорами. При этом особое значение в данной сфере имеет Конвенция СНГ о правовой помощи 1993 г.

Предусмотрено, что правоспособность иностранных ФЛ может быть ограничена посредством установления перечня секторов экономики, в которых не может быть занят иностранец. При этом иностранные граждане во время своего пребывания на территории иностранного государства не могут ссылаться на тот объем правомочий, которыми они располагают в своем государстве.

Дееспособность иностранных граждан подчиняется личному закону. Вместе с тем из данного правила существуют изъятия:

· Дееспособность для составления завещания определяется правом той стороны, где лицо проживало на момент составления завещания.

· Деликтоспособность ФЛ определяется законом места причинения вреда.

· Дееспособность в сфере обязательственных правоотношений может подчиняться закону места заключения договора, если ФЛ не достигло дееспособности по своему национальному законодательству, но достигло дееспособности по законодательству стороны заключения сделки. При условии, что контрагент по сделке не знал и не должен быть знать о том, что данное лицо недееспособно (Принцип извинительного незнания иностранного закона – 1861 г. впервые был сформулирован).

В настоящее время, предмет особого регулирования составляют вопросы правового статуса отдельных категорий ФЛ.

1) дееспособность иностранца имеющего несколько гражданств определяется на основании его постоянного места жительства.

2) Личным законом беженца является законодательство страны предоставившей убежище.

3) Право ФЛ заниматься предпринимательской деятельностью в качестве ИП определяется по праву страны, где такое ФЛ зарегистрировано в качестве ИП, либо законом основного места осуществления предпринимательской деятельности.

4) Дип. лица – их правовой статус определяется Венской конвенцией о дип. сношениях. У них иммунитет от юрисдикции государства пребывания, кроме:

§ иск к дип. лицу из сделки с недвижимостью, где он как частное лицо выступает

§ иск из отношений по наследованию (опять как частное лицо)

§ иск в отношении деятельности, которой дипломат занимается вне своих офиц. функций

Достаточно острым вопросом являются вопросы ограничения и лишения дееспособности ФЛ. Так как основания для этого законодательство многих стран значительно расходятся. В целях достижения единообразия в вопросах объявления недееспособности была заключена Гаагская Конвенция об ограничении дееспособности совершеннолетних от 17 июля 1905 г. Основной принцип конвенции – принцип гражданства.

Для решения вопроса об ограничении дееспособности и о лишении ее должен действовать принцип личного закона. Так же возникает вопрос о том, какое государство вправе объявить лицо недееспособным. Распространенной нормой в этом отношении является признание компетентными учреждения страны личного закона. Иные положения могут быть установлены в двусторонних договорах о правовой помощи.

Признание гражданина безвестно отсутствующим или умершим осуществляется на основе личного закона. Двусторонние договоры о правовой помощи устанавливают, что объявить лицо безвестно отсутствующим или умершим вправе только судебное учреждение страны гражданином которой являлось это лицо в то время, когда по последним данным оно было живым.

Тема. ЮЛ в МЧП.

1. Национальность ЮЛ– определяется при помощи личного закона ЮЛ. При этом традиционно используется категория личный статут ЮЛ. Фактически личный статут – это правопорядок, в силу предписаний которого конкретное образование образуется и функционирует в качестве ЮЛ. Нормы данного правопорядка определяют возникновение, деятельности и ликвидацию соответствующего субъекта. В связи с тем, что нормы национального права различных государств не совпадают по своему содержанию в т.ч. для определения вопроса о принадлежности ЮЛ принято выделять критерий определения национальности. П. 2 ст. 1202 ГК РФ – это и есть статут ЮЛ.

2. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

1) статус организации в качестве юридического лица;

2) организационно-правовая форма юридического лица;

3) требования к наименованию юридического лица;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности юридического лица;

6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

Первый критерий– критерий инкорпорации. Данный критерий свойственен англосаксонской системе права. Вместе с тем данного критерия придерживаются в настоящее время и некоторые другие страны, в т.ч. Россия. Основное содержание данного критерия – личный закон ЮЛ определяется по критерию учреждения, т.е. правосубъектность лица зависит от государства ее предоставившего. ЮЛ становится субъектом права в силу признания его таковым государством, в котором оно было учреждено. Выписка из торгового реестра страны – если государство не регистрирует ЮЛ.

Второй критерий – теория оседлости – личный статут ЮЛ является закон той страны, в которой находится центр управления. При этом не имеет значения, где осуществляется деловая активность такого лица. В доктрине иностранных государств различают 2 возможных способа определения места нахождения административного центра ЮЛ. 1 способ – статуарная (статут) или формальная оседлость – место нахождение органа указывается в учредительном документе. 2 способ – эффективная (реальная) оседлость – указывает фактическое место нахождение административного центра на каждый отдельно взятый момент. Основной недостаток – сложность его применения. Так как, как правило, очень сложно определить фактическое место нахождение административного органа или сделать выбор в пользу одного из органов управления находящихся на территориях различных государств.

Пример, Турция закрепила в своем законодательстве оба критерия.

Третий критерий – критерий центра эксплуатации – критерием выступает признак осуществления основной деятельности. Данный критерий, как правило, закрепляется в законодательстве развивающихся государств. Впервые появился в Индии. В настоящее время данному критерию отдается приоритет в сфере регулирования обязательственных договорных правоотношений. Основной недостаток – его неопределенность и неустойчивость. Связано это с тем, что ЮЛ может одномоментно осуществлять свою деятельность на территории нескольких государств.

Четвертый критерий – теория контроля – личный закон определяется правом того государства, национальность которого имеет лицо, осуществляющее реальный контроль за деятельностью данного ЮЛ. Впервые данный критерий был использован в ходе 1-ой мировой войны английским судом.

Разные подходы государств к определению национальности вызывают на практике коллизионные проблемы. В результате действия разных норм может сложиться ситуация что одно и тоже ЮЛ может признаваться на территории одного государства и не признаваться на территории другого, также ЮЛ может получить двойную национальность, либо не иметь национальности в принципе. В связи с этим в двусторонних отношениях между государствами заключаются договоры, направленные на взаимное признание ЮЛ.

Многосторонних международных актов в данной сфере практически нет. 1 июня 1956 г. была заключена Конвенция о признании правосубъектности иностранных компаний, объединений и учреждений 29.02.1968 г., БК о взаимном признании компаний и ЮЛ. Обе конвенции до сих пор в силу не вступили.

В этой сфере действует – Конвенция, заключенная в рамках Совета Европы о признании негосударственных организаций 24.04.1986 г. вступила в силу с 1991 г. Данная конвенция применяется исключительно к НКО. Для определения личного закона таких организаций используется критерий инкорпорации.

Необходимо охарактеризовать - сферу действия личного статута ЮЛ (п. 2 ст. 1202 ГК РФ).

[1) статус организации в качестве юридического лица;

2) организационно-правовая форма юридического лица;

3) требования к наименованию юридического лица;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности юридического лица;

6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.]

Международные ЮЛ в МЧП.

Деятельность юридических лиц зачастую не ограничивается территорией одного государства и может осуществляться во многих странах.
Международными юридическими лицами современная западная правовая доктрина признает те юридические лица, которые созданы, во-первых, либо непосредственно в силу международного договора, либо, во-вторых, на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором.

К первым относятся, например, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейское общество химической обработки облученных горючих материалов ("Еврохемик").

Ко вторым относятся Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного оборудования ("Еврофирма"), Банк международных расчетов (БМР).
В советской юридической литературе понятие международного юридического лица применялось к международным банкам стран-членов СЭВ - Международному банку экономического сотрудничества и Международному инвестиционному банку (МИБ).
В современной экономической литературе монополии, деятельность которых охватывает многие страны, делятся на несколько групп. Во-первых, это национальные общества, тресты, компании и т. п., имеющие за рубежом многочисленные филиалы и дочерние фирмы. Такие монополии являются международными по сфере своей деятельности, но национальными по капиталу, поэтому в качестве международных юридических лиц они рассматриваться не могут. К числу корпораций такого рода относятся "Дженерал моторз" (США), "Фольксваген" (ФРГ),"Филипс"(Нидерланды).
Вторую группу монополий составляют транснациональные объединения, которые являются международными не только по сфере деятельности, но и по капиталу. Однако, несмотря на то, что в них функционирует капитал нескольких государств, созданы эти монополии как юридические лица одного государства. Поэтому международными юридическими лицами они также не считаются.

Не являются международными юридическими лицами и так называемые "смешанные общества". Под "смешанными обществами" в международном частном праве обычно понимаются торговые общества или производственные предприятия, капитал которых принадлежит юридическим лицам или гражданам различных государств.

Основной разновидностью являются транснациональные корпорации (ТНК). ТНК является международной монополией, деятельность которой затрагивает несколько государств. Специфический признак ТНК выступает их неоднородность и расчлененность с юридической т.з. ТНК являются едиными в экономическом плане, в т.ч. управляются из одного экономического центра. Т.о. с правовой т.з. ТНК – это совокупность формально-самостоятельных ЮЛ, имеющих различную государственную принадлежность, фактически управляемых иностранным ЮЛ.

Основной проблемой правового статуса ТНК является определение ее национальности. В настоящее время национальность ТНК предлагается определять по принадлежности капитала или величине оборота. Но не одна из теоретических посылок не находит отражение в законодательстве. Для определения национальности ТНК необходимо помнить, что выделяется 2 основные разновидности ТНК:

· Институциональные ТНК, основанные на системе участий – строятся по структуре, либо пирамидальной системы, либо системы холдингов. При пирамидальной системе – материнская компания контролирует сеть дочерних компаний, которые в свою очередь выступают основными компаниями по отношению к копаниям следующего уровня. Холдинговая структура – ТНК возглавляется 2-мя компаниями «близнецами». Структура выглядит как сеть подгрупп компаний, которые подчинены 2-м основным национальным компаниям.

· Договорные ТНК – в основе лежит договоры подчинения, которые дают основной компании право определять основные решения, принимаемые подконтрольными компаниями. Однако в ряде государств такие договоры запрещены антимонопольным законодательством. В итоге создание договорных ТНК маскируется договорами товарищества и лицензионными соглашениями.

В настоящее время национальное законодательство отдельных государств о ТНК находится на стадии становления. Эталоном правового регулирования – законодательство Германии.

В целом неразвитое законодательство обусловлено тем, что национальное законодательство не может предложить эффективного правового регулирования частноправового статуса ТНК. Необходимо создание унифицированного законодательства. Дальше всех по пути унифицирования продвинулись государства ЕС. Впервые эта проблема была поставлена Римским договором 1957 г. в настоящее время основным документом унифицированного характера является Брюссельская конвенция о взаимном признание компании и ЮЛ 1968 г. Основная проблема – конвенция не вступила в силу. В настоящее время средствами правового регулирования являются директивы ЕС. Они формулируют общие типовые положения, которые в обязательном порядке должны быть учтены в национальном законодательстве. В итоге происходит сближение, гармонизация национального законодательства. Особое значение в сфере ТНК имеют директивы от 13.12.1976 г., от 25.10.1978 г., 17.12.1982 г. данные директивы касаются вопросов защиты капитала и т.д.

Параллельно с созданием унифицированных правовых норм в рамках ЕС ведется работа по созданию новых форм ЮЛ. Внесены предложения о видах: Единое европейское торговое общество; Единое европейское АО; Европейский кооператив; европейский союз; европейское взаимное общество.

В рамках СНГ ТНК регулируется как деятельность финансово-промышленных групп. Самыми главными соглашениями: соглашения об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств – СНГ от 23.12.1993 г.; соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24.12.1993 г., соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, страховых и смешенных транснациональных объединений от 15.04.1994 г. В целом все эти соглашения устанавливают, что транснациональное объединение могут создаваться в любых областях деятельности в различных формах. Установлено что правовой статус транснациональных объединений в рамках СНГ определяется исключительно международными соглашениями. В связи с эти национальное законодательство о ТНК не развито.

О тех видах европейских обществ новых форм найти информацию самостоятельно !!!

Трансграничные банкротства (ТБ).

Процедура банкротства выходит за пределы одного государства.

Легальное определение трансграничной несостоятельности отсутствует. Юнситрал определяет ТБ в широком смысле, как случай, когда несостоятельный должник имеет активы в нескольких государствах или когда в числе кредиторов должника имеются кредиторы из другого государства, чем то, в котором осуществляется производство по делу о несостоятельности. Т.о. ТБ – это институт МЧП, который регулирует отношения банкротства с участием иностранного элемента. Юнситрал рекомендовало решать проблемы ТБ на уровне международных соглашений. При этом было рекомендовано, что в основу такого соглашения должен быть положен принцип единого производства по делу о банкротстве. Такой документ должен определить право какого государства подлежит применению и суд какого государства является компетентным.

В настоящее время выработать единую позицию не удается. В итоге в различных государствах проводятся параллельные производства в соответствии с национальными законами, что ведет к увеличен

Наши рекомендации