Приобретение и осуществление права публичной собственности
Специальные основания приобретения права публичной собственности. Особенности осуществления права публичной собственности.
1. Основания приобретения права публичной собственности подразделяются на две большие группы:
а) общие и
б) специальные.
Общие основания приобретения права собственности носят универсальный характер и присущи всем видам собственности. Эти основания рассмотрены в главах 16 и 17 настоящего учебника. К общим основаниям, в частности, относятся: приобретение имущества по сделкам, наследование, изготовление и переработка вещи и т.д.
Специальные основания приобретения права публичной собственности характерны исключительно для данного вида собственности и отражают дуалистическое существо публичного собственника. К специальным основаниям приобретения права публичной собственности законодательство относит следующие.
Во-первых, приобретение публичной собственности вследствие принудительного изъятия и выкупа:
а) бесхозяйственно содержимых культурных ценностей;
б) домашних животных при ненадлежащем обращении с ними;
в) бесхозяйственно содержимого жилого помещения;
г) земельного участка по решению суда;
д) недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится.
Во-вторых, поступление в публичную собственность отчуждаемого имущества частного собственника, которое не может ему принадлежать в силу закона.
В-третьих, приобретение в государственную собственность клада, содержащего вещи - памятники истории и культуры.
В-четвертых, приобретение права муниципальной собственности на находку.
В-пятых, реквизиция имущества у частного собственника.
В-шестых, конфискация и национализация имущества, находящегося в частной собственности.
2. Осуществление права публичной собственности также имеет особенности, не характерные для осуществления права собственности частного. Особенности эти, в частности, заключаются в следующем.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования всегда осуществляют правомочия собственников не собственными действиями, а действиями специальных органов или уполномоченных лиц.
От имени Российской Федерации и ее субъектов правомочия публичного собственника отправляют надлежащие органы государственной власти. Принципиальное распределение функций публичного собственника между федеральными органами власти закреплено в специальном правовом акте.
Правовой акт
Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
Специальным актом соответствующего уровня определяется также круг и компетенция государственных органов, отправляющих правомочия публичного собственника от имени субъекта Российской Федерации.
Муниципальные образования действуют через муниципальные органы, определенные уставом муниципального образования.
3. Осуществление права публичной собственности возможно в двух формах:
а) непосредственное отправление правомочий пользования, владения и распоряжения государственным и муниципальным имуществом и
б) передача государственного или муниципального имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям и учреждениям.
В первом случае публичное лицо непосредственно приобретает и распоряжается имуществом (в первую очередь - казной). Во втором - органы государственной и муниципальной власти осуществляют контроль за деятельностью унитарных предприятий и учреждений. Указанный контроль не является и не должен являться непосредственным управлением предприятиями и учреждениями. Основная функция публичного собственника - в сохранении и обеспечении рационального использования государственного и муниципального имущества.
Судебная практика
Ограничения на сдачу в аренду недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлены непосредственно законом. При этом закон оставляет на усмотрение собственника имущества решение вопроса о возможности дачи согласия на заключение договора аренды, не определяя каких-либо условий, от которых зависит получение государственным или муниципальным предприятием испрашиваемого согласия. (Решение ВС РФ от 02.07.2008 N ГКПИ-1399)
Литература
Андреев В.К. Право государственной собственности в России. М., 2004.
Анимица Е.Г., Дворядкина Е.Б. Санжанов О.И. Городская казна. Екатеринбург, 2001.
Брагинский М.И. Участие советского государства в гражданских правоотношениях. М., 1981.
Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. Москва - Ленинград, 1948.
Ершова И.В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. М., 2001.