Личных интересов в уголовном процессе.
Личных интересов в уголовном процессе.
Б) В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоре-
Тические проблемы о природе и сущности морали и нравственную
Этику — учение о том, как должен поступать человек, какими принци-
Пами и нормами обязан руководствоваться. Задача этики состоит в
Том, чтобы описать мораль, объяснить мораль и учить морали.
В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию,
Изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую про-
Блемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль то-
го или иного общества в социологическом и историческом аспектах;
Генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профес-
Сиональную этику.
Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует
Принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способст-
Вует выработке таких моральных представлений, которые в макси-
Мальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя
Тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука
Служит социальному и экономическому прогрессу общества, утвер-
Ждению в нем принципов гуманизма и справедливости.
Таким образом, этика – это наука о сущности, законах возникно-
Вения и историческом развитии морали, о ее специфических функци-
Ях, моральных ценностях общественной жизни.
Мораль (от латинского «moralis» — нравственный; «mores» —
Нравы) является одним из способов нормативного регулирования по-
Ведения человека, особой формой общественного сознания и видом
Общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых
Оттеняются те или иные ее существенные свойства.
Мораль — это один из способов регулирования поведения лю-
Дей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм,
Определяющих характер отношений между людьми в соответствии с
Принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедли-
Вом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение тре-
Бований морали обеспечивается силой духовного воздействия, обще-
Ственным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Особенностью морали является то, что она регулирует поведе-
Ние и сознание людей во всех сферах жизни (производственная дея-
Тельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мо-
Раль распространяется также на межгрупповые и межгосударствен-
Ные отношения.
Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают
Всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, соз-
Даваемые в длительном процессе исторического развития общества.
Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообраз-
Ное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его
нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой
Шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе
Силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми
дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется
Всеми.
Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер
(осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных
Оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сооб-
Разно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение.
Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам,
Принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и не-
Достойном и т. д.
Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных
Потребностей человека, но определяется уровнем общественного и
Индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирова-
Ния поведения людей в обществе мораль служит согласованию дея-
Тельности множества индивидов, превращению ее в совокупную мас-
Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.
Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.
Познавательная функция морали в известной степени произведена от оценочной. В принципе историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека. А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований, которая во многих случаях предвосхищает и даже направляет их теоретический анализ. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный новый уклад жизни. Состояние нравов в каждую конкретную эпоху есть самодиагностика общества, т.е. его самопознание, выраженное языком моральных оценок, требований и идеалов.
Оценочно-императивной функция.функция нравственности подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе (как науку), а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам. Наконец, мораль выступает и как особая форма общения людей, заключающего в себе ценное отношение к социальной среде, обществу и миру.
Структура морали.
Моральное сознание – одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание — духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Оно является отражением жизненно-практического и исторического опыта людей в форме индивидуальных и коллективных представлений, выполняет функции механизма социальной преемственности, регулирования и организации жизнедеятельности, обеспечивает оценку результатов поведения личности.
Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.
Эмоционально-чувственное моральное сознание определяет отношения человека:
а) к другим людям (чувства симпатии или антипатии, доверия или недоверия, ревности, ненависти и т. д.);
б) к самому себе (скромность, достоинство, тщеславие, самолюбие, требовательность и т. д.);
в) к обществу в целом (чувство общественного долга, патриотизм, национальная гордость и др.). Рациональный уровень - способность личности к логическому анализу и самоанализу - является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания.
Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, являются результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры. Нравственная практика. Включает в себя реальные нравы, поступки, нравственные отношения. Поступки и действия отражает моральную сторону человеческой деятельности. Обладают положительной или отрицательной направленностью и предполагают моральную ответственность. Критикуя других, оценивая себя, мы как бы сравниваем конкретный поступок с неким образом, нормой, идеалом. Степень соответствия или несоответствия образцу позволяет нам вообще кого-то критиковать и оценивать, способствует с точки зрения морали приемлемому уровню построения взаимоотношений между людьми.
Поступок — центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному внутренне свободному, морально ответственному действию. Кроме поступка в нравственном поведении личности важное место занимают мотивация и оценка (самооценка). Мотивация (мотив, намерение) играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам покупок: немотивированных поступков не существует. Однако мотивы и поступки могут не соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна.
Оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мысли или жизни на основе требований морали. Основанием для оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному. Возможна оценка будущих действий, выступающая как способность предвидения последствий поступка; в этом она может одновременно служить его мотивацией.
Моральные отношения — центральный элемент структуры морали, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.
личных интересов в уголовном процессе.
Б) В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоре-