Состав земель Республики Беларусь

В земельных правоотношениях земля рассматривается как объект правового регулирования, т.е. объект, который имеет определенную правовую характеристику. Естественно-природные и экономические особенности земли учитываются в той мере, в какой они влияют на ее правовой режим.

Правовая классификация всех земель Республики Беларусь предусматривает деление земель по определенным правовым признакам на следующие составные части:

• категории земель;

• виды земель.

Классификация земель на категории дается по наиболее существенному признаку, который определяет правовой режим земель - по целевому назначению земель. Поэтому категория земель определена как земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны (ст. 1 КоЗ). Существенными признаками категории земель является общее целевое назначение и единый правовой режим.

Исчерпывающая законодательная классификация зе­мель на категории закреплена в ст. 6 КоЗ, согласно кото­рой земли Республики Беларусь делятся на следующие ка­тегории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов, садоводческих товари­ществ, дачных кооперативов;

3) земли промышленности, транспорта, связи, энерге­тики, обороны и иного назначения;

4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреа­ционного, историко-культурного назначения;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Таким образом, категория земель - наиболее устойчи­вое образование в земельных правоотношениях.

Общее целевое назначение земель, в соответствии с ко­торым производится их отнесение к той или иной катего­рии, определяется как установленный законодательством порядок, условия и ограничения использования земельного участка (ст. 1 КоЗ), и представляет собой совокупность нормативно установленных параметров, которые определя­ют условия использования различных земель.

Перевод земель, земельных участков из одной катего­рии в другую производится в случаях изменения целевого назначения земель при изъятии и предоставлении земельных участков, прекращении прав на земельные участки, а также по инициативе землепользователей (ст. 8 КоЗ) в по­рядке, устанавливаемом Президентом Республики Беларусь (Положение о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам, утвержденное Указом от 27 декабря 2007 г. № 667).

Такой перевод осуществляется по решению местных ис­полнительных комитетов в соответствии с их компетенцией, в том числе, если он производится по инициативе землеполь­зователя. Землепользователи не имеют права самостоятельно изменять целевое назначение земельных участков.

Для подготовки материалов о переводе земель, земельно­го участка из одной категории в другую соответствующий исполнительный комитет создает комиссию, которая в установленный срок проводит обследование земель и готовит не­обходимые документы, на основании которых может быть принято решение о переводе земель, земельного участка из одной категории в другую либо об отказе в этом переводе.

Классификация земель на виды осуществляется как в рамках одной категории, так и применительно ко всем или части земель Республики Беларусь вне зависимости от их целевого назначения (например, по форме собственности или режиму использования). Деление земель на виды уста­навливается законодательно или осуществляется в теории и позволяет детализировать правовой режим земель с уче­том особенностей их использования и охраны. Так, в соот­ветствии со ст. 7 КоЗ в целях кадастрового учета земли Республики Беларусь независимо от их деления на катего­рии земель по природно-историческим признакам, состоя­нию и характеру использования подразделяются на следу­ющие виды: пахотные, залежные, луговые земли, земли под постоянными культурами и другие.

Отнесение земель к определенным видам осуществляет­ся в случаях, установленных законодательством, путем их обследования в процессе проведения геодезических и кар­тографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризации земель по ре­шению районных, городских (городов областного подчине­ния и г. Минска) исполнительных комитетов на основании материалов, подготовленных областными (Минской городс­кой) землеустроительными и геодезическими службами.

Наши рекомендации