Состав финансовой системы Республики Беларусь

Финансовая система — это совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков.

С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредствующих формирование и использование доходов, а так же как систему финансовых учреждений:

Состав финансовой системы Республики Беларусь - student2.ru

В свою очередь строение финансов властных структур можно представить следующим образом:

Состав финансовой системы Республики Беларусь - student2.ru

Строение финансов властных структур.

Финансовая политика- это совокупность решений, принимаемых субъектами экономики в связи с получением и использованием денежных доходов.

В совокупности все рассмотренные звенья финансовой структуры должны определенным образом управляться. Финансовая политика многоуровневая: на уровне государства, муниципальных и местных органов власти, хозяйствующих субъектов (корпораций, фирм, госпредприятий и др.).

Основные цели управления финансами и финансовой политики:

- снижение дефицита госбюджета до 3% ВВП;

- проведение эффективной налоговой политики (госдохода);

- использование финансов для регулирования экономики.

Государственные финансы являются важной сферой финансовой системы страны, призванной обеспечить государство денежными средствами, необходимыми ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Достаточно сказать, что через государственные финансы перераспределяется от 25% до 50% ВВП развитых стран.

Возможны две трактовки понятия государственных финансов.

Во-первых, под государственными финансами может пониматься совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней (в т.ч. социальной) государственной политики.

По экономической сущности государственные финансы1 – это денежные отношения и трансформационные (конвертационные) отношения «деньги – собственность», а также конвергентные отношения «заем – траст» по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, собственности и части национального богатства. Эти отношения связаны с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, в т.ч. за счет предприятий и приватизации государственной собственности. Полученные финансовые ресурсы используют на расширение производства, удовлетворение растущих социально-культурных потребностей членов общества, управления, нужд обороны страны и поддержания отечественных монополий в конкретной борьбе на внешних рынках.

Во-вторых, под государственными финансами2 может пониматься совокупность элементов финансовых институтов, их связей и алгоритмов взаимодействия в рамках сложной системы, обеспечивающих достижение поставленных целей на заданном множестве условий.

При построении государственных финансов на иерархических уровнях страны и отдельных ее регионов учитывают:

-текущее социальное положение;

-состояние экономики, а также отраслей народного хозяйства;

-участие в международном, межрегиональном и межотраслевом разделении и специализации труда;

-прогнозы изменения текущих социального и экономического положения;

-социальные и экономические угрозы;

-социальные и экономические возможности;

-наличие или отсутствие необходимой инфраструктуры и т.д.

Частные финансы - финансы не принадлежащие государственным либо муниципальным структурам.

Частные финансы разделяются на следующие категории:

1) Личные финансы;

2)Семейные финансы;

3)Финансы предприятий и организаций;

4)Банковские финансы;

5)Финансы некоммерческих организаций.

Основные отличия частных финансов от государственных:

а) государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогообложения. В то же время отсутствует принудительное исполнение в отношении самого государства. Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства;

б) государственные финансы прямо связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством, тогда как от воли частного собственника, распоряжающегося своими финансами, эта денежная система не зависит;

в) частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы, наоборот, это средства осуществления так называемого общего интереса;

г) размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица.

Этих различий вполне достаточно, чтобы рассматривать финансовое право как самостоятельную науку, которая, несмотря на свою связь с частными финансами, четко отграничивается от последних

Наши рекомендации