Понятие источников земельного права и их классификация. Общие и специальные источники в системе источников земельного права

Источники земельного права можно определить как совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном порядке, которые регулируют общественные земельные отношения. Источники земельного права представляют собой внешнюю форму выражения принятых уполномоченными государственными органами и обеспеченных государственным принуждением обязательных предписаний по отношению к земле.

Источники земельного права характеризуются следующими признаками:

Множественность - вытекает из комплексного характера земельного права как отрасли, которая объединяет все земельно-правовые нормы, в том числе содержащиеся в нормативных правовых актах, других отраслей.

Обособленность - выражается в наличии собственных источников, сгруппированных вокруг основного акта - КоЗ, которые образуют систему земельного законодательства.

Самостоятельность. Земельное право обеспечивает достаточно полное и системное регулирование земельных отношений благодаря взаимодействию с другими отраслями законодательства, в которых могут содержаться земельно-правовые нормы и акты которых используются в качестве источников земельного права в необходимых случаях. Сфера применения различных по содержанию источников разграничивается исходя из характера и содержания земельных правоотношений

Согласованность. Источники земельного права, в зависимости от принявшего их органа и содержания нормативного правового акта, находятся в определенной иерархической связи друг с другом. Эта связь обеспечивает взаимное согласование источников земельного права.

По содержанию нормативные правовые акты, относящиеся к источникам земельного права, включают в себя:

• акты общего характера - нормативные правовые акты других отраслей законодательства, содержащие правовые нормы по различным вопросам, в том числе земельно-правовые;

• специализированные акты - нормативные правовые акты, регулирующие только земельные отношения, которые в совокупности образуют самостоятельную отрасль законодательства - об охране и использовании земель.

При определении соотношения общих и специализированных источников следует исходить из того, что земельное право является кодифицированной отраслью и основывается преимущественно на собственных нормах, обособленных от норм других отраслей, которые образуют земельное законодательство. Разграничение сферы действия общего и специального законодательства дается в ст. 2 КоЗ, в которой установлен приоритет земельного законодательства в регулировании земельных отношений. В соответствии с этим положением нормы гражданского и другого законодательства, регулирующие земельные отношения, применяются к этим отношениям, если иное не предусмотрено законодательством об охране и использовании земель. Таким образом, применение норм иных отраслей законодательства к земельным отношениям возможно с учетом содержания соответствующих земельных правоотношений.

По юридической силе источники земельного права включают в себя различные виды нормативных правовых актов, иерархия которых определена Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», и которые разделяются на законодательные акты и иные акты законодательства. Источником земельного права может быть нормативный правовой акт любой юридической силы, если он содержит земельно-правовые нормы. Данная классификация охватывает все источники земельного права, независимо от их отраслевой принадлежности.

По предмету правового регулирования источники земельного права могут относиться к различным отраслям законодательства (конституционное, гражданское, административное, финансовое, жилищное, экологическое, природоресурсное и другие).

Основные положения земельного права в настоящее время установлены нормативными правовыми актами, относящимися к законодательным актам. Среди этих источников можно выделить:

1. Конституцию Республики Беларусь. Определяя основы конституционного строя, структуру и полномочия органов государственной власти и управления, конституционные нормы устанавливают основы земельного строя Республики Беларусь. Непосредственно земельные отношения регулируют ст. 13 Конституции Республики Беларусь, которая закрепляет принадлежность земель сельскохозяйственного назначения только государству, и ст. 46, которая предусматривает государственный контроль за рациональным использованием природных ресурсов, в том числе земли.

2. Кодексы Республики Беларусь как источники земельного права обеспечивают системное регулирование различных земельных отношений.

Основным отраслевым источником, регулирующим все виды земельных отношений, является Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г., нормы которого упорядочены в соответствии с современной системой земельного права и отражают изменения в отношениях по использованию и охране земель в ходе земельной реформы за период с 1991 г.

Кодифицированные акты других отраслей могут рассматриваться в качестве источников земельного права, если они непосредственно регулируют земельные отношения. Среди них можно назвать:

• ГК, который устанавливает виды вещных и обязательственных прав на землю, определяет правовой режим земли как недвижимого имущества;

• Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее - НК), которым установлен порядок земельного налогообложения;

• Кодекс Республики Беларусь о недрах 2008 г., Лесной кодекс Республики Беларусь 2000 г. Водный кодекс Республики Беларусь 1998 г. - закрепляют особенности использования земли в процессе соответствующих видов природопользования;

• Уголовный кодексе Республики Беларусь (далее - УК), Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) - содержат нормы о юридической ответственности за земельные правонарушения.

3. Законы Республики Беларусь как источники земельного права регулируют отдельные виды земельных отношений. Среди них преобладают акты общего характера, в том числе:

· Закон Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-3 «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» регулирует отношения по государственной регистрации земельных участков, прав на землю и сделок с земельными участками;

· Закон Республики Беларусь от 20 июня 2008 г. № 345-3 «Об ипотеке» устанавливает особенности ипотеки земельных участков;

· Закон Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 169-3 «Об объектах, находящихся только в собственности государства, и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства»;

· Закон Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности»;

· Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991 г., № 1227-ХП «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

· Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 423-3 «О мелиорации земель» и др.

4. Указы Президента Республики Беларусь составляют значительную часть источников земельного права и принимаются в процессе реализации полномочий Президента Республики Беларусь по регулированию земельных отношений, закрепленных в КоЗ, а также для устранения пробелов, которые образуются в законодательстве по мере изменения земельных отношений:

- Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. N° 667 утвержден ряд Положений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков, а также Положение о порядке перевода земель из одних категорий в другие и видов в другие и отнесения земель к определенным видам;

- Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2003 г; № 563 утверждено Положение о порядке предоставления зданий, помещений и земельных участков дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций и консульским учреждениям иностранных государств в Республике Беларусь;

- Указ Президента Республики Беларусь от 11 декабря 2009 г. №622 «О совершенствовании порядка регулирования земельных отношений и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» определил правовое положение землеустроительной службы в структуре местных исполнительных комитетов;

- ряд указов Президента Республики Беларусь закрепляют экономический механизм землепользования (Указ от 2 февраля 2009 г. № 58 «О некоторых мерах по защите имущественных прав при изъятии земельных участков для государственных нужд», Указ от 1 марта 2010 г. № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности», Указ от l3 августа 2010 г. № 420 «Об отдельных вопросах взимания земельного налога и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» и др.)

5. Иные акты законодательства как источники земельного права принимаются различными органами исполнительной власти и местного управления и самоуправления в пределах их компетенции по регулированию земельных отношений и включают в себя:

• постановления Совета Министров Республики Беларусь;

• постановления и приказы республиканских органов государственного управления и Национального банка;

• решения органов местного управления и самоуправления.

Принятие этих нормативных правовых актов может предусматриваться соответствующим законодательным актом для развития и конкретизации его положений или осуществляется указанными органами самостоятельно в пределах их компетенции в целях регулирования конкретных земельных отношений.

При характеристике источников земельного права надо разграничивать систему источников земельного права и систему земельного законодательства.

Земельное законодательство объединяет специализированные нормативные правовые акты, регулирующие только отношения по использованию и охране земель. Земельное законодательство является более узким понятием, чем источники земельного права, так как земельные отношения могут регулироваться не только нормами, содержащимися в специализированных земельно-правовых актах, но и нормами других отраслей законодательства.

Вопросы для повторения:

(1) Охарактеризуйте круг общественных отношений, являющихся предметом земельного права.

(2) Перечислите основные принципы земельного права.

(3) Какие основные методы использует земельное право?

(4) По каким основаниям и каким образом могут быть классифицированы земельные правоотношения?

(5) По каким критериям следует отграничивать:

а) земельное право и гражданское право;

б) земельное право и административное право;

в) земельное право и другие природно-ресурсные отрасли?

(6) Какие институты включает:

а) Общая часть земельного права;

б) Особенная часть земельного права?

7. Что отличает правовое регулирование земельных
отношений на современном этапе?

8. Охарактеризуйте основные источники правового регулирования земельных отношений?

9. Перечислите законы, регулирующие земельные отношения.

10. Укажите, какие основные изменения в правовом ре­гулировании земельных отношений произошли за послед­ние годы.

11. Перечислите важнейшие нормативные правовые акты, принятые Президентом Республики Беларусь, в области правового регулирования земельных отношений.

12. По каким вопросам Правительство Республики Бе­ларусь принимало нормативные правовые акты, обеспе­чивающие земельный правопорядок?

13. Что вам известно о видах нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения?

14. Дайте сравнительную характеристику международных договоров и иных источников земельного права.

Наши рекомендации