Экономическая сущность налогов, функции налогов и их взаимосвязь
Налог — это одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление. Он представляет собой обязательный, принудительный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и граждан в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки в целях финансового обеспечения государства и его территориальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических, лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действии, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Признаками налога являются:
· императивность(безусловность, категоричность), которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно отдать часть своего дохода (согласно закону) государству, а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законов санкции по ее принудительному изъятию;
· смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта Федерации, местного самоуправления); обезличивается и используется государством по своему усмотрению;
· безвозвратностьи безвозмездностьпередаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в т.ч. право на участие в распределении отданной части своего дохода;
· легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.
Налоги как экономическую категорию следует рассматривать с точки зрения их места в экономической системе, их сущности, назначения, построения системы налогообложения, определения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплателыциков).
Экономическая сущность налога заключается в определении источника обложения (дохода, капитала) и иного влияния, которое налог оказывает на гражданина, юридическое лицо и в целом на '' народное хозяйство как единое целое.
Налоги исторически являются одним из основных источников формирования бюджета любого государства и одним из методов мобилизации денежных средств на переустройство государства и общества. По своей сути налоги являются одним из самых доходных источников пополнения казны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются государством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюджет, являются той его частью, на которую государство не затрачивает средств.
Социально-экономическая природа налогов, их назначение и влияние на экономическую и политическую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с социальной точки зрения являются средством эксплуатации общества и по своей сути выступают одним из элементов грабежа (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это характерно в условиях возрастания налогового бремени (увеличение числа налогов, расширение круга налогоплательщиков, расширение налоговой базы, повышение налоговых ставок и т.д.). С точки зрения формирования бюджетов налоги являются экономической составляющей, обеспечивающей решение задач (функций), возлагаемых на государство, а именно:
· удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем и т.д.;
· регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры;
· решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;
· обеспечение международных договорных обязательств и т.д.
Функции налогов заложены в их сущности, проявляющейся в способе действий или непосредственно через их свойства. Налогам свойственны две основные функции:
· фискальная (фиск — государственная казна);
· экономическая, или регулирующая.
Фискальная функция предполагает, что налоги являются доходом государства и формируют доходную часть бюджетов различных уровней государственной власти. Эта функция налогов является главной, т.к. она формирует основную часть бюджетов всех уровней.
Экономическая, или регулирующая, функция налогов заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве. Налоги оказывают влияние на платежеспособный спрос, предложение. Они создают или разрушают экономические условия, т.е. регулируют рыночные отношения в государстве.
Изъятие части дохода у субъекта налога приводит к возникновению противоречия между потребностями государства в увеличении налоговых доходов в целях формирования бюджета и выполнения им своих функций и нежеланием налогоплательщиков безвозмездно отдавать часть своих доходов, ухудшающих их материальное положение. Это противоречие является основным и считается внешним по отношению к самой налоговой системе. Существуют и внутренние противоречия, заложенные в самой структуре налоговой системы.
Во-первых, многочисленность видов налогов и высокий уровень налогообложения не способствуют развитию экономики или производительных сил.
Во-вторых, несправедливое распределение налогового бремени между различными группами налогоплательщиков ведет к возникновению противоречий между ними. Так, неодинаковый уровень доходов может сопровождаться одинаковым уровнем (ставкой) обложения, или предоставление отдельным группам и налогоплательщикам различных льгот ставит в неравные условия налогоплательщиков на едином экономическом пространстве и в конечном счете усиливает противоречие между самими налогоплательщиками.
В-третьих, многоуровневая налоговая система перераспределения налоговых ставок между федеральным бюджетом, региональными и местными бюджетами, с одной стороны, и между бюджетами регионов и бюджетами местного самоуправления, с другой стороны, усиливает противоречие в сфере разделения налогов и налоговых ставок по уровням бюджетных систем.
В-четвертых, анализ видов налогов и их структуры (элементов налогов) свидетельствует, что введение новых налогов (при неизменном количестве ранее принятых) ведет к росту цен на товары (продукты), особенно облагаемых данным видом налога, а бремя налогов распределяется в конечном счете между продавцом и покупателем с учетом соотношения спроса и предложения. Повышение налоговых ставок ведет к сокращению поступлений налогов в бюджет ввиду усиления тенденций ухода налогоплательщиков от уплаты налога и т.д., что в последующем приводит к усилению противоречия между налогоплательщиком и системой власти.
Элементы и структура налогов. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определен субъект налога (налогоплательщик) и элементы налога.
В налогах как экономической категории можно выделить ряд элементов, без которых налог не может считаться установленным. Элементы налога отражают его социально-экономическую сущность, которая определяет условия налогообложения, организацию, порядок исчисления и изъятия налога.
Основными элементами налога являются:
· объект (предмет) налогообложения;
· налоговая база;
· источник налога;
· налоговая ставка;
· налоговый оклад;
· единица (масштаб) налога;
· сумма налога;
· налоговая льгота;
· налоговый период;
· порядок и сроки уплаты налога и др.
Объект (предмет) налогообложения — этоимущество, прибыль, доход, стоимость работ или услуг, с которых в соответствии с законом с субъекта налога взимается налог (сбор, госпошлина).
Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта (предмета) налогообложения.
Источник налога— доход субъекта налога, из которого вносится оклад налога (взимается налог).
Налоговая ставка — размер налога или величина налогового исчисления на единицу измерения налоговой базы.
Налоговый оклад— сумма налога, исчисляемая на весь объект налога за определенный период времени, подлежащая внесению в соответствующий бюджет.
Единица (масштаб) налога — единица измерения объекта (предмета) налога, принятая за основу для начисления оклада налога и выраженная в рублях, тоннах, килограммах, квадратных метрах и других единицах, измерения.
Сумма налога — сумма налога, уплачиваемая субъектом налога с объекта (предмета) обложения.
Налоговая льгота— снижение размера налогообложения или предоставление субъекту налога преимущества по отношению к другому плательщику налога.
Налоговый период — календарный год или иной период времени, по окончании которого исчисляется налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет.
Срок уплаты налога— срок, в который уплачивается налог. Он оговорен в законе; за.его нарушение автоматически взимается пеня независимо от вины нарушителя срока внесения налогового платежа. Элементы налога составляют структуру налога, которая характеризуется: зависимостью экономики (бюджета) от налогов на различные виды доходов; влиянием налогов (сборов) на доходы субъектов налога; зависимостью колебания цен на товары (продукты) от налогов (сборов);зависимостью колебания самих налогов (налоговых ставок) от изменения параметров элементов налога и т.д.
Принципы налогообложения. Среди множества принципов, положенных в основу налогообложения, выделяют наиболее характерные и существенные, к которым можно отнести следующие.
Принцип однократности налогообложения означает, что один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом только одного вида и только один раз за установленный законом налоговый период.
Принцип всеобщности означает, что каждый субъект налога обязан безвозмездно передавать государству часть своих доходов в соответствии с законодательными нормами.
Принцип безвозмездности означает, что налогоплательщик передает часть личного дохода государству безвозмездно и из этой части никакая часть не возвращается субъекту налога и никакие льготы ему не предоставляются взамен уплаты налога.
Принцип возвратностиозначает, что налоги должны быть использованы во благо общества и государства, в их интересах, но никоим образом не в ущерб обществу и экономическому развитию государства.
Принцип территориальностиналогообложения субъектов налога как юридических и физических лиц означает, что налогом облагаются только те доходы (объекты налогообложения) налогоплательщиков, которые связаны с деятельностью на территории данного государства, а доходы, полученные ими за пределами территории данного государства, налогами не облагаются. Однако данный принцип не соблюдается ни одним из государств.
Принцип справедливости означает, что каждый налогоплательщик должен платить с дохода только1 законно установленную часть своего дохода. Принцип справедливости не носит дискриминационного характера по отношению к субъекту налога.
Принцип социальной справедливостиозначает, что организации и граждане с большими доходами должны нести большее налоговое бремя, чем организации и граждане с малыми доходами, в т.ч. с учетом налоговых льгот, что будет способствовать улучшению общего благосостояния наименее обеспеченной части населения государства.
Принцип пропорциональностиозначает, что с каждого налогоплательщика взимается единый процент налога с предмета обложения (дохода), т.е. взимание налога производится в равных долях от дохода.
Принцип прогрессивностиозначает, что с ростом доходов налогоплательщиков растет и процент изъятия, образуя шкалу ставок с прямой или сложной прогрессией. Простая прогрессия предполагает рост налоговой ставки по отношению ко всему объекту обложения (доход), а сложная — деление объекта обложения на части, из которых каждая последующая часть облагается повышенной ставкой.
Принцип дифференцированностивзимания налогов с субъектов налога предусматривает установление дифференцированных ставок налогов и налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства и места происхождения капитала, носит дискриминационный характер и находится в противоречии с принципом пропорциональности взимания налогов.
Принцип регрессивностивзимания налогов с субъектов налога означает, что процент изъятия налога сокращается по мере увеличения дохода. Принцип находится в противоречии с принципом справедливости взимания налогов и другими принципами.
Принцип самообложениязаключается в том, что субъект налога самостоятельно подсчитывает сумму налога с учетом всех вычетов налоговых окладов (льгот), разрешенных законодательством, заполняет декларацию (баланс) и представляет ее в налоговый орган, самостоятельно уплачивает оценочную сумму налога, а налоговый орган контролирует правильность уплаты.
Принцип соразмерностиозначает, что налог с дохода налогоплательщика не должен взиматься, если его доход не превышает прожиточного минимума.
Принцип резидентствапредусматривает деление всех налогоплательщиков на резидентов и нерезидентов, т.е. в системе налогообложения действует принцип проживания или нахождения субъекта налога на территории данного государства.
Принцип необходимого минимума поступлений средств от субъектов налога в бюджет соответствующего территориального образования для покрытия расходов заключается в том, что сумма собираемости по всем видам налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований должна удовлетворять требованию выполнения данным территориальным образованием своих задач (функций) за счет поступления налоговых средств в бюджет.
Способы и методы уплаты пологов. Существуют следующие способы уплаты налогов:
1) кадастровый способпредполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов);
2) декларационный способпредусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления — декларации о величине объекта обложения, В налоговую декларацию включают сведения о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядок исчисления налогового оклада;
3) административный способпредполагает исчисление и изъятие у источника образования объекта обложения. Данный способ применяется при исчислении налога на доходы физических лиц, налога с доходов по ценным бумагам и т.д.
Методы уплаты налога:
1) наличным платежом, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме;
2) безналичным платежом, при котором существует перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета
3) гербовыми марками, т.е. оплата налога посредством покупки плательщиком специальных марок и наклейкой их на официальный документ, после чего он имеет законную силу;
4) продукцией, произведенной1 налогоплательщиком или специальными действиями (например, посадка лесных саженцев в счет лесного налога).