Организация налогового контроля

Налоговый контроль— это установленная нормативными ак­тами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюде­ния налогового законодательства и налогового производства.

Налоговый контроль производитсядолжностными лицами нало­говых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых аген­тов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли). Содержание налогового контроля включает: •S наблюдение за подконтрольными объектами; прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в на­логовой сфере; S принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых на­рушений; S выявление виновных и привлечение их к ответственности. Все действия налоговых органов по проведению налогового конт­роля должны осуществляться в пределах их полномочий, установленными. Налогового кодекса Российской Федерации (далее—НК РФ),

Новая концепция налоговой ответственности закреплена НК РФ в ст. 106-136, гл. 15 «Общие положения об ответственности за со­вершение налоговых правонарушений»,-гл. 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение», гл. 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодатель­ством о налогах и сборах», Законодательство определяет налоговое правонарушение как преду­смотренное законом противоправное, виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности (постановление Конституцион­ного Суда РФ от 17.12.96 г. № 20-ГТ по делу о проверке конституционно­сти пунктов 2 и 3 части первой ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах налоговой полиции»). Статья 106 НК РФ определяет, что налоговым правонарушением признается совершенное про­тивоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое Налоговым кодексом установлена ответствен­ность. Налоговым кодексом предусмотрены материальный и формаль­ный составы налогового правонарушения. Например, состав правона­рушения, предусмотренный ст. 122 НК РФ («Неуплата или неполная уплата сумм налога»), в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода является материальным, а состав правонарушения, предусмотренный ст. 116 НК РФ («Нарушение срока постановки на учет в налоговом орга­не»), — формальным. Формальный состав налогового правонарушения имеет место, например, в таком налоговом правонарушении, как непред­ставление или несвоевременное представление в налоговый орган доку­ментов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. В данном слу­чае ответственность наступает независимо оттого, возникла ли по этому налогу недоплата или переплата.

Статья 107 НК РФ определяет, что ответственность за соверше­ние налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 НК РФ.

В соответствии с НК РФ субъектами налоговой ответствен­ности являются:

· налогоплательщики (юридические и физические лица);

· налоговые агенты (юридические лица и граждане-предпринима­тели);

· банки и иные кредитные организации, ответственные за пере­числение налогов в бюджет.

Налоговый кодекс ввел следующие новые положения.

Презумпция невиновности налогоплательщика и налогового агента. Каждый налогоплательщик и налоговый агент считаются невиновными в совершении налогового правонарушения, пока их виновность не будет доказана в суде и установлена вступившим в законную силу решением суда.

организация налогового контроля - student2.ru

Встречные
Сплошные

организация налогового контроля - student2.ru Бремя доказывания вины налогоплательщика и налогового аген­та возложено на налоговые органы. Налогоплательщик и налоговый агент не обязаны доказывать свою невиновность в совершении на­логового правонарушения, поскольку законом обязанность по до­казыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика и налогового агента, возложена на налоговые органы.

организация налогового контроля - student2.ru Схема1. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

Неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика и на­логового агента в совершении налогового правонарушения толкуют­ся в пользу налогоплательщика и налогового агента. Налогоплатель­щику и налоговому агенту достаточно доказать, что соответствующая норма налогового законодательства допускает толкование, являющее­ся более благоприятным для него, чем требует налоговый орган.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по не­осторожности. В уголовном и административном праве законода­тель устанавливает две формы вины: умысел и неосторожность. При этом умысел при совершении налогового правонарушения имеет место, если лицо, его совершившее, осознавало противоправ­ный характер своих действий (бездействия), желало либо сознатель­но допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия). Неосторожность при совершении налогового пра­вонарушения имеет место, если лицо, его совершившее, не осозна­вало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих дейст­вий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые проверки подразде­ляются на камеральные и выездные. Как установлено ст. 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по местонахожде­нию налогового органа на основе налоговых деклараций и докумен­тов, представленных налогоплательщиком (схема 2).

Камеральная налоговая проверка является формой текущего (повседневного) контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов (ст. 88 НК РФ), а также соблю­дением порядка перечисления налогов в бюджеты разного уровня.

Выездная налоговая проверка, как следует из ст. 89 НК РФ, про­водится по местонахождению налогоплательщика, объекта нало­гообложения или источника объекта 'налогообложения и включает в себя проверку документов, находящихся в распоряжении налого­плательщика, проведение инвентаризации имущества налогопла­тельщика и осмотр (обследование) помещений и территорий.

Часть 2 ст. 87 НК РФ упоминает также встречную проверку, которая является составной частью, соответственно, камеральной или выездной налоговой проверки. Суть встречной проверки заключается в сопостав­лении данных о деятельности налогоплательщика, осуществляемой им с другими лицами, с данными, отраженными в документах самого про­веряемого налогоплательщика, с целью оценить их достоверность. Для проведения встречной проверки налоговый орган вправе истребо­вать у налогового агента, банка, контрагентов налогоплательщика и иных лиц документы (договоры, счета-фактуры и т.д.) о деятельности прове­ряемого налогоплательщика, относящиеся к предмету соответствующей проверки. Статья 87 НК РФ содержит общее правило о запрете проведения налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налого­плательщиком за уже проверенный налоговый период.

Выездная налоговая проверка отличается от камеральной тем, что для ее проведения требуется специальное решение руководи­теля или заместителя руководителя налогового органа, в котором должны быть зафиксированы следующие положения: указание на налогоплательщика, предмет проверки, должностные лица налого­вого органа, уполномоченные на ее проведение.

Объектом выездной налоговой проверки могут быть любые документы, находящиеся в распоряжении налогоплательщика и от­носящиеся к его деятельности, а также предметы, помещения и тер­ритории, с использованием которых связана деятельность налого­плательщика. При этом важно подчеркнуть, что состав документов, которые могут быть истребованы у проверяемого налогоплательщи­ка, а также перечень предметов, помещений и территорий, которые могут быть подвергнуты осмотру (обследованию), ограничивается предметом проверки, определенным в решении о ее проведении.

Статья 89 НК РФ предусматривает правила, существенно отли­чающиеся от ранее действовавших. В частности, в течение кален­дарного года налоговые органы вправе (но не обязаны) провести одну выездную налоговую проверку налогоплательщика. Однако данные ограничения не распространяются на выездные налоговые проверки, которые проводятся в связи с реорганизацией или ликви­дацией организации-налогоплательщика, а также в случае проведе­ния проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контро­ля за деятельностью налогового органа, ранее проводившего выездную налоговую проверку. Максимальный срок проведения вы­ездной налоговой проверки — два месяца. Однако по решению вы­шестоящего налогового органа данный срок может быть увеличен до трех месяцев. При проведении выездной налоговой проверки могут быть истребованы любые документы, исследование которых необ­ходимо при рассмотрении вопросов, определенных решением о про­ведении налоговой проверки соответствующего налогоплательщика или налогового агента. Налогоплательщик обязан в пятидневный срок представить документы по запросу налогового органа.

В случае отказа налогоплательщика представить затребованные документы налоговый орган имеет право произвести их выемку (изъятие) в соответствии со ст. 94 НК РФ. Основанием для проведе­ния выемки является постановление должностного лица налогового органа, осуществляющего проверку, утвержденное руководителем соответствующего налогового органа или его заместителем. Такое постановление должно быть мотивированным, т.е. в нем должны быть указаны причины, по которым производится выемка соответ­ствующих документов (отказ предоставить запрошенные докумен­ты; воспрепятствование доступу должностных лиц налогового орга­на в помещения или на территории, где находятся документы или предметы, необходимые для проведения проверки, и т.п.). В поста­новлении должен содержаться перечень документов и предметов, подлежащих выемке. Состав изымаемых документов определяется предметом налоговой проверки. Изъятию подлежат подлинники документов, свидетельствующих о совершенном налоговом право­нарушении, во избежание их уничтожения, сокрытия или поддел­ки; во всех остальных случаях налоговые органы вправе требовать только заверенные копии документов. Акт выездной налоговой про­верки, подписанный проверяющими, должен быть вручен налого­плательщику. Факт вручения акта имеет важные юридические по­следствия как для налогоплательщика, так и для налогового органа. В частности, до тех пор, пока акт налоговой проверки не вручен налогоплательщику, последний вправе считать, что состоявшаяся проверка нарушений не обнаружила.

Контрольные вопросы к теме 1

. 1. Какова экономическая сущность налогов?

2. Каковы функции налогов?

3. Дайте определение сбора.

4. Каковы основные элементы налога?

5. Каковы принципы налогообложения?

6. Каковы способы и методы уплаты налогов?

7. Каково содержание налогового контроля?

8. Какие виды ответственности за нарушения налогового зако­нодательства существуют?

9. Как можно классифицировать налоговые проверки?

10. Как организовать налоговый контроль?

Тема 2 СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГОВОГОПЛАНИРОВАНИЯ НА УРОВНЕ ОРГАНИЗАЦИЙ

2.1. Понятие налогового планирования. Структура налогового планирования

Прежде всего следует отметить, что современные авторы не дают однозначного определения как собственно налогового планирова­ния, так и объекта, на который направлен этот процесс. Зачастую смешиваются понятия «налоги» и «налогообложение», «налоговый платеж» и «налоговое обязательство», «налоговое бремя» и «нало­говая нагрузка», «налоговая оптимизация», «налоговая минимиза­ция», «налоговое планирование» и «налоговое администрирование». Налоговое планирование неотделимо от общей предпринима­тельской деятельности хозяйствующего субъекта. Оно является не­пременным и непосредственным ее элементом и должно осуществ­ляться на всех ее уровнях и этапах.

Существует большое количество определений понятия налого­вого планирования. Рассмотрим некоторые из них.

1. Козенкова Т., главный бухгалтер ИД: «налоговое планирова­ние можно определить как совокупность плановых действий, направ­ленных на увеличение финансовых ресурсов организации, регулирую­щих величину и структуру налоговой базы, воздействующих на эффективность управленческих решений и обеспечивающих свое­временные расчеты с бюджетом по действующему законодательству».

2. Англо-русский банковский энциклопедический словарь Б.Г. Фе­дорова дает следующее определение налогового планирования:«минимизация налогового бремени через финансовое планирова­ние, включая инвестиции с отсрочкой уплаты налогов, покупку необлагаемых налогами ценных бумаг и использование различных налоговых убежищ»1.

3. Словарь деловых терминов (Dictionary of Business Terms) Джека Фридмана (Jack R Friedman), выпущенный издательством Barren's Educational Series, Inc., определяет налоговое планирование как «систематический анализ различных налоговых альтернатив, на­правленный на минимизацию налоговых обязательств в текущем и будущих периодах. Как (вместе или отдельно) сдавать отчетность, когда продавать активы и выплачивать пенсионные накопления, когда получать доход и оплачивать расходы, когда и в каком разме­ре делать подарки и приобретать недвижимость — все это примеры налогового планирования».

Таким образом, как зарубежные, так и отечественные исследо­ватели под налоговым планированием понимают прежде всего дея­тельность, направленную на уменьшение налоговых платежей'.

4. В учебном пособии Е.Н. Евсегнеева налоговое планирование определено как «законный способ обхода налогов с использовани­ем предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налого­вых обязательств».

Рассмотрим вопрос о соотношении налогового планирования и налоговой оптимизации, а также экономическую природу послед­него. Соответственно, возникает необходимость более детального изучения термина «налоговая оптимизация».

«Оптимизация» в трактовке А.Б. Райзберга и др. — это «опреде­ление значений экономических показателей, при которых достига­ется оптимум, т.е. наилучшее состояние системы»4. Таким обра­зом, речь идет о достижении наивысшего результата при данных затратах ресурсов или достижении заданного результата при мини­мальных ресурсных затратах.

Следовательно, «налоговая оптимизация— этоопределение величины налогооблагаемой базы, при которой достигается опти­мум хозяйственной системы предприятия».

Основной задачей налогового планирования можно считать пред­варительный расчет вариантов сумм налогов по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту (груп­пе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Налоговое планирование призвано выполнять оперативные функ­ции, функции контроля и собственно функции планирования.

Таким образом, налоговое планирование можно изобразить в виде трехуровневой системы, включающей оперативный тактический и стратегический элементы (схема 3), в зависимости от которых транс­формируется объективная сторона процесса налогового планирования, видоизменяются мероприятия по планированию налогов. Проекция конструкции налогового планирования в виде пира­миды (схема 3) позволяет наиболее точно отобразить имеющиеся связи и зависимости, прослеживающиеся на всех уровнях налогово­го планирования, где определяющим видовым признаком является его темпоральностъ.

организация налогового контроля - student2.ru

Стратегический уровень

Тактический уровень

Оперативный уровень

2.2. Пределы налогового планирования

В большинстве стран сложились специальные методы, позволяю­щие предотвратить уклонение от уплаты налогов и существенно ограничить сферу налогового планирования, т.е. создать опреде­ленные пределы налогового планирования, которые, как правило, включают следующие методы:

1) законодательные ограничения;

2) меры административного воздействия;

3) специальные судебные доктрины.

Рассмотрим их более подробно.

Законодательные ограничения.Существует ряд мер, направ­ленных на предотвращение уклонения от уплаты налогов:

· обязанность субъекта зарегистрироваться в налоговом органе в качестве налогоплательщика;

· обязанность предоставлять налоговые декларации и другие до­кументы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

· обязанность удерживать налоги у источников.

За нарушение налогового законодательства предусмотрены эко­номические меры ответственности. В ряде стран существуют спе­циальные штрафные налоги (penalty tax), которые применяются к налогоплательщикам в специальных случаях.

Административные воздействия. С их помощью создается возможность оперативного вмешательства в деятельность на­логоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты на­логов.

Судебный механизм борьбы с уклонением от уплаты налогов. Согласно ст. 198-199 Уголовного кодекса Российской Федерации, уклонение от налогов признается в форме уклонения от подачи дек­ларации о доходах и включения в нее заведомо ложных сведений, а также включения в бухгалтерские документы заведомо искажен­ных данных о доходах или расходах либо сокрытия других объектов налогообложения.

Следует отметить, что временных пределов налогового плани­рования практически не существует.

Таким образом, пока происходит совершенствование и изме­нение налоговой системы, будет иметь место и налоговое плани­рование.

Целесообразно выделить еще два вида пределов налогового пла­нирования:

1) качественные, вт.ч. законодательные (предел рентабельно­сти, предел цены, предел определенных видов расходов и т.п.), административные и т.п. Кроме того, реальные ограничения для налогового планирования создает неопределенность внешней среды;

2) количественные, характеризующие возможность снижения на­логовой нагрузки и общей ставки налогообложения как в целом по хозяйствующему субъекту, так и по конкретному налогу. Причем по конкретному налогу целесообразно сравнивать до­стигнутый уровень налогообложения не со ставкой, указанной в соответствующем законе, а с реальной ставкой налогообложе­ния, имевшейся в отчетном периоде.

К разряду количественных ограничений налогового планирова­ния следует отнести величину издержек, затрачиваемых на внедре­ние, организацию и осуществление налогового планирования, а так­же масштабы деятельности фирмы, которые в настоящее время существенно расширяются в условиях происходящей глобализации мировой экономики.

2.3. Принципы и этапы налогового планирования

Основами налогового планирования являются:

1) учет основных направлений развития налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;

2) разработка учетной политики предприятия и проведение договорных кампаний с учетом их налоговых последствий;

3) правильное и полное использование всех установленных зако­ном льгот, освобождений от налогов и исполнения обязанностей налогоплательщиков;

4) оценка возможностей получения отсрочек и рассрочек по упла­те налогов, а также различных налоговых и инвестиционных налоговых кредитов.

Налоговое планирование является частью финансового планирования и подчиняется следующим принципам:

· платить минимум из положенного;

· осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;

· использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках

· взаимосвязанной системы налогообложения предприятии;

· использовать льготные режимы налогообложения, предусмот­ренные законодательством;

· не допускать повышенного налогообложения путем использо­вания специальных учетных методов.

К принципам оптимизации налогообложения в компании можно отнести следующие принципы:

1) адекватности затрат;

2) юридического соответствия;

3) конфиденциальности;

4) подконтрольности;

5) допустимого сочетания формы и содержания,

6) нейтралитета;

7) диверсификации;

8) автономности.

Таким образом, налоговое планирование позволяет оптимизиро­вать сумму уплачиваемых налогов и избежать экономического ущер­ба, связанного с выплатой штрафов в пользу государства.

В зависимости от важности решаемых задач, степени влияния на конечный финансовый результат деятельности организации можно выделить два этапа налогового планирования — стратегическое и оперативное.

Стратегическое налоговое планирование представляет собой механизм, позволяющий хозяйствующему субъекту определить ос­новополагающие условия его функционирования с точки зрения оптимизации налогообложения.

Все принципиальные для организации моменты, такие, как оп­ределение цели и задачи, сферы производства и обращения, на­правления и вида деятельности, выбор организационно-правовой формы и формы собственности, определение структуры и степе­ни ее сложности, месторасположения и т.д., напрямую связаны с налогообложением. Выбор того или иного варианта влечет за собой различные налоговые последствия. От того, как будет орга­низовано предприятие, какие формы и направления своей деятель­ности оно выберет, .в большой степени зависит уровень его нало­гообложения, а значит, формирование финансовых результатов и перспективы дальнейшего развития. Стратегическое налоговое планирование определяет основные направления и принципы на­логовой политики хозяйствующего субъекта и носит длитель­ный характер.

Оперативное налоговое планирование можно определить как совокупность плановых действий, осуществляемых в процессе те­кущей деятельности предприятия и направленных на регулирова­ние уровня его налоговой нагрузки. Оперативное налоговое плани­рование имеет среднесрочный или краткосрочный характер и базируется на условиях хозяйствования и налогообложения хо­зяйствующего субъекта, определенных на уровне стратегического налогового планирования.

Схема 4. Этапы направления налогового планирования

организация налогового контроля - student2.ru организация налогового контроля - student2.ru

Сущность стратегического налогового планирования заключа­ется в том, что при решении важнейших условий своего функционирования предприятие проводит анализ налоговых последствий при выборе того или иного варианта и определяет оптимальный, наиболее соответствующий реализации поставленных стратегиче­ских целей.

На этом же этапе происходит формирование основных элемен­тов налоговой учетной политики организации, которые определя­ют принципы ведения налогового учета на ряд лет и оказывают прямое влияние и на величину наиболее существенных налоговых платежей как таковых, и на поток денежных средств в целом.

Практика работы ряда российских организаций показана эффек­тивность одного из элементов налогового планирования — состав­ления информационной налоговой базы конкретного хозяйствую­щего субъекта. Она включает в себя полный перечень платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды по видам деятель­ности, систему льгот, ставки, источники начисления налогов, сроки уплаты и т.д.

То есть на этапе стратегического плакирования целесообразно формировать т.н. налоговое поле организации, на основании кото­рого составляются в дальнейшем и среднесрочные, и текущие пла­ны налоговых платежей, налоговые календари и все другие элемен­ты налогового планирования.

Направления стратегического налогового планирования. Можно выделить три этапа функционирования организации, ког­да применение методов стратегического планирования наиболее эффективно и целесообразно.

Наиболее широкие возможности открываются на этапе созда­ния организации. Вэтом случае производится оценка альтернатив­ных вариантов функционирования новой хозяйствующей единицы с точки зрения наступления налоговых последствий выбора вида деятельности, структуры и других основополагающих моментов, определяется оптимальный вариант и составляется исходная ин­формационная налоговая база.

Главной задачей стратегического налогового планирования при этом является определение наиболее эффективных с точки зрения налогообложения условий предпринимательской деятельности об­разовавшейся организации.

Большое влияние стратегическое налоговое планирование может оказать также на решения хозяйствующего субъекта при кардинальных изменениях условий его функционирования, в частно­сти при смене собственников, реорганизации, слиянии, расшире­нии, переориентации на другие виды деятельности и т.д. В данной ситуации в ходе планирования проводится анализ вводимых изме­нений и оценка их эффективности с точки зрения налогообложения. Задачей здесь является определение наиболее рациональных путей осуществления запланированных изменений.

И, наконец, в том случае, когда основные направления, структу­ра, налоговый статус и месторасположение хозяйствующего субъек­та уже определены, он работает и не планирует каких-либо серь­езных изменений всвоей деятельности., внедрение элементов стратегического налогового планирования тем не менее имеет ме­сто. Оно заключается в проведении анализа уже существующих условий функционирования организации, составлении информа­ционной налоговой базы и формировании «налогового поля» для • осуществления на этой основе оперативного налогового планиро­вания.

Таким образом, элементы стратегического налогового планиро­вания необходимо применять на любом этапе существования хо­зяйствующей единицы.

Направления оперативного налогового планирования.Опера­тивное налоговое планирование осуществляется по двум основнымнаправлениям.

Первое направление — расчет, анализ и управление налогооб­лагаемыми базами по группам налогов, объединенных по тем или иным признакам, и составление на этой основе среднесрочных и крат­косрочных планов налоговых платежей.

Воздействие на налоговые базы, управление ими является одной из основных задач налогового планирования. Для этого налоги не­обходимо дифференцировать и сгруппировать по каким-либо при­знакам. На практике часто применяется группировка налогов по источникам их уплаты, что определяет необходимость подхода . к управлению их уплатой за счет цены продукции, себестоимости, прибыли организации.

Однако более действенным представляется метод дифференциации налогов по одинаковой или сходной налоговой базе, принимае­мой за основу. Это значительно упрощает процедуру плановых j расчетов, а значит, и процесс анализа и управления. Следуя этому принципу, можно составить несколько налоговых групп. Основными базами, принимаемыми за исходную точку расчетов, являются: объем выручки от реализованной продукции (работ, услуг), фонд оплаты труда, стоимость имущества (всего или отдельной его ча­сти), прибыль. Внутри налоговой группы определение налогообла­гаемой базы по каждому конкретному налогу происходит по прин­ципу «от простого — к сложному», а между группами фиксируются прямые и косвенные связи. Производится анализ состава налоговых баз по каждому налогу с целью регулирования величин элементов, входящих в базы обложения, и размеров налогов.

Принцип «от простого —- к сложному» предполагает поэтапный расчет налогов одной группы в зависимости от усложнения их на­логооблагаемой базы.

Далее устанавливаются и фиксируются связи между налогооб­лагаемыми базами и группами налогов.

Внутри группы анализируется состав налоговых баз по каждо­му налогу с целью регулирования величин элементов, входящих в на­логовые базы, и размеров налогов. Это направление включает в себя анализ предоставленных законодательством налоговых льгот и оцен­ку эффективности их применения, а также определение оптималь­ных вариантов налогового и бухгалтерского учета.

На основе расчета налоговых баз составляются конкретные пла­ны налоговых платежей. В зависимости от специфики деятельности организации это могут быть трех-, двухгодичные планы, которые разбиваются на более короткие периоды. Например, организациям, осуществляющим издательскую деятельность и распространяющим свои издания по подписке, целесообразно составлять полугодовые планы в соответствии со сроками подписки; предприятиям в обла­сти образования — планы, соответствующие по сроку учебному периоду, и т.д.

Необходимо отметить, что на данном этапе планирования для расчета величин налогов на основе налоговых баз следует приме­нять укрупненные показатели, оказывающие определяющее или зна­чимое влияние. Соответственно, факторы, не играющие существен­ной роли, нужно свести к минимуму, что значительно упростит и ускорит процесс расчета и анализа. Следующий элемент оперативного налогового планирования — налоговый календарь. Главная задача при составлении налогового календаря — четкий прогноз суммы уплаты налогов по конкретным Датам. Если для среднесрочного планирования уместны укрупнен­ные расчетные показатели, то для месячного плана, каковым является календарь, необходимы точные, выверенные данные, подлежащие ежедневному уточнению. Задачей этого этапа планирования является также контроль своевременности уплаты налогов в бюд­жеты всех уровней и внебюджетные фонды, т.к. нарушение сроков их перечислений неизбежно влечет за собой серьезные штрафные санкции.

Второе направление оперативного налогового планирования — составление многовариантных налоговых моделей при рассмотре­нии и принятии тех или иных управленческих решений и определе­ние критериев выбора оптимального варианта. Это очень важный аспект планирования, зачастую недооцениваемый руководителя­ми предприятий. Как правило, сначала принимается решение, на­пример, о выпуске новой продукции или создании нового струк­турного подразделения, производятся определенные действия — юридические, производственные и прочие, осуществляются мате­риальные вложения и лишь потом, в момент непосредственной уплаты налогов, выясняется, какие налоги, в каком размере, куда уплачиваются и какие при этом могли быть альтернативные дейст­вия. Только рассмотрение всех возможных вариантов с применени­ем метода составления компьютерных финансовых моделей, их оцен­ка с точки зрения налоговых последствий с учетом дисконтирования денежных потоков и выбор на этой основе наиболее оптимального варианта уже на начальной стадии работы над новым проектом может обеспечить успешное его внедрение и дальнейшее осуще­ствление.

То же самое касается и текущих хозяйственных и финансовых операций. Налоговое планирование предполагает проведение ана­лиза всех сделок на стадии их оформления, заключения договоров. От того, как изложены те или иные условия соглашения, во многом зависит величина возникающих при этом налоговых обязательств. При наличии постоянных или однотипных операций необходимо j разработать унифицированные формы договоров, других необходимых документов, виды типовых бухгалтерских проводок, а также регистры налогового учета. В их разработке должны участвовать одновременно производственные, юридические, финансовые и бухгалтерские службы (или специалисты) организации.

Оперативное налоговое планирование включает в себя также оценку последствий направления инвестиций организации, размещения прибыли и активов и определение наиболее рациональных путей. На данном этапе необходимо учитывать два аспекта: во-первых, виды и размеры предоставляемых льгот по тем или иным направлениям инвестиций и, во-вторых, различные варианты налого­обложения при получении доходов от вложений.

Завершающий этап налогового планирования — это оценка его эффективности. Любое планирование бессмысленно без срав­нения полученных результатов с запланированными. Элементами данного этапа являются:

· сравнение фактических данных с плановыми показателями, оп­ределение величин отклонений, выявление и анализ их причин, установление максимально допустимых размеров отклонений (определение точности налогового планирования); / разработка системы показателей, позволяющих определить эф­фективность применяемых методов и способов налогового пла­нирования, а также степень воздействия на результативные финансовые характеристики организации (определение эффективности налогового планирования);

· корректировка действующей системы налогового планирования, принятие решении об отказе от нерезультативных методов и раз­работке новых..

Сравнение плановых и фактических показателей величин нало­говых платежей производится при подведении итогов выполнения тех или иных планов. Одновременно определяются причины откло­нений — внешние и внутренние.

И внешние, и внутренние причины отклонений необходимо проанали­зировать. Внешние причины по отношению к хозяйствующему субъек­ту объективны, как правило, не зависят от самой организации. Роль налогового планирования в данном случае сводится к возможно более точному прогнозированию ситуации, экспертной оценке последствий. Серьезные изменения политической и экономической ситуации в России, а также в странах, где расположены дочерние компании холдинга, требуют тщательного изучения и соответствующих кор­ректировок финансовых и производственных планов, в состав ко­торых входят и планы налоговых платежей. Изменения налогового законодательства более предсказуемы. Так, с введением в действие ч. 1 Налогового кодекса РФ применение норм, ухудшающих поло­жение налогоплательщика, к прошедшим периодам исключено. То есть при высоком уровне налогового планирования в организации наиболее существенные изменения в большинстве своем должны быть предусмотрены как один из вариантов.

Одной из распространенных в практике внутренних причин от­клонений от плана является принятие незапланированного решения или отказ от ранее предусмотренного. Задачей налогового плани­рования в данном случае является сведение до минимума непрора­ботанных с точки зрения налогообложения решений, оперативный анализ изменений и корректировка плана. Недостатки могут быть в самом планировании. Это и неточности в оценке финансовых и про­изводственных показателей, на основе которых формируются на­логовые базы, и недостоверные прогнозы тех или иных изменений, и недостаточность проработки конкретных решений с точки зре­ния наступления налоговых последствий и т.д. Кроме того, очень часто встречаются недостатки в исполнении плана в силу несогла­сованности действий плановой, производственной и юридической служб и бухгалтерии, нескоординированности действий дочерних структур и плохой управляемости ими, а также в силу низкого уров­ня организации финансовой работы в целом.

Анализ причин отклонений фактических показателей от плановых дает возможность:

· скорректировать средне- и долгосрочные планы;

· учесть выявленные внутренние недостатки при составлении но­вых планов;

· у

Наши рекомендации