Метод земельно-правового регулирования
Методы земельного права - совокупность приемов и способов государственного регулирования земельных отношений.
Основными признаками метода земельного права выступают:
-характер правового положения участников земельных отношений
-особенности возникновения правовых связей между ними
-специфика разрешения конфликтов
- особенности мер принудительного воздействия на правонарушителей.
Способы, которые применяются для регулирования земельных отношений различных видов, зависят от следующих факторов:
• особенностей правового положения участников земельных от
ношений;
• содержания правоотношений, складывающихся в процессе
реализации земельно-правовых норм;
• целей правового регулирования земельных отношений.
Разнообразие методов, применяемых в земельном праве, определяется комплексным характером земельных отношений, которые объединяют имущественные, управленческие, экологические и другие отношения по поводу земли.
Земельное право использует совокупность методов правового регулирования, включающую метод власти и подчинения (административно-правовой), а также метод юридического равенства участников (гражданско-правовой). Регулирование земельных отношений осуществляется на основе императивного либо диспозитивного метода.
Земельные отношения, которые характеризуются как публичные, регулируются административно-правовыми методами. Они складываются в процессе государственного управления землями, применения ответственности за земельные правонарушения. В земельных отношениях, основанных на равенстве участников, в том числе в области частной собственности, самостоятельности хозяйствования на земле, в основном применяются гражданско-правовой метод (диспозитивный). Однако государственные органы осуществляют контроль за надлежащим осуществлением землевладельцами, землепользователями и собственниками земли своих прав.
Специфика метода правового регулирования земельного права проявляется в том, что в методе земельного права сочетаются императивное и диспозитивное начала, которые нельзя «разорвать», не нарушая единства земельно-правового метода. Такой синтез образует качественно новые элементы, свойственные исключительно методу земельного права. Сочетание в земельном праве императивного и диспозитивного методов объясняется необходимостью обеспечить разумное соотношение частных и общественных интересов при регулировании земельных отношений.
Поэтому земельным правоотношениям свойственна такая взаимосвязь между их участниками, которая характеризуется равным («партнерские» отношения) или зависимым (отношения власти и подчинения) положением сторон.
Основными способами воздействия являются: дозволение, обязывание, запрет. Их сочетание и образует два существующих метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. В земельном праве находят применение оба метода.
Обычно в земельно-правовой литературе при рассмотрении метода правового регулирования пишут о равноправии — неравноправии субъектов, что может породить неверное представление о том, что участники отношений обладают (или нет) равными правами, поэтому точнее было бы говорить о равенстве — неравенстве другого путем установления обязательных для него предписаний и запретов. Императивный метод применяется при осуществлении государственного управления земельным фондом; привлечении виновных лиц к ответственности.
Императивный метод характеризуется тем, что участники регулируемых им отношений неравны; один вправе воздействовать на другого. Такой метод применяется преимущественно в сфере организации использования и охраны земель. Например, для ведения государственного земельного кадастра собственники земли и иные лица, использующие землю. Обязаны сообщать сведения об изменениях в составе находящихся у них земель в соответствующие органы. Также при осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель должностные лица вправе беспрепятственно посещать земельные участки, давать юридическим лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по вопросам охраны земель и т.д.
Диспозитивный метод, напротив, воздействует на отношения, в которых субъекты, использующие землю в тех или иных целях, равны и вправе в рамках закона самостоятельно определять модель своего поведения. Отношения, возникающие между собственниками, владельцами, пользователями и третьими лицами, в области использования земель регулируются, как правило, диспозитивным методом. Его сущность состоит в том, что собственник вправе распоряжаться своим земельным участком: продать его, подарить, сдать в аренду или заложить. Собственники земли могут сами в определенных пределах урегулировать взаимоотношения друг с другом, например, путем установления сервитутов.
Таким образом, стоит отметить, что в современном земельном праве сложно переплетаются императивный и диспозитивный методы регулирования, и определить преобладание того или иного метода весьма сложно.
Принципы земельного права.
Под принципами в земельном праве следует понимать основополагающие, руководящие идеи, положения, объективно обусловленные характером земельных отношений, отражающие направленность, структуру и содержание (т.е. сущность) земельного права.
Принципы земельного права претерпели значительные изменения в связи с преобразованиями земельного строя и соответствующими изменениями норм земельного законодательства. Особенности, влияющие на правовой статус земли, находят выражение в основных принципах земельно-правового регулирования и определяют содержание земельно-правовых норм.
Земельное право, как и иные отрасли правовой системы, основывается на общеправовых и на специальных или отраслевых принципах, свойственных земельному праву в силу специфики регулируемых им общественных отношений. В рамках отдельных институтов земельного права могут быть выделены и свои принципы.
К общеправовым можно отнести типичные исходные начала, т.е. законность, гласность, демократизм и т.д.
К отраслевым (специальным) относятся следующие:
1.Принцип государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель. Государственное управление земельными ресурсами осуществляется в отношении всех категорий земель и не зависит ни от формы собственности земли, ни от того, используются они или нет, поскольку государство реализует свое право территориального верховенства. Последовательное применение указанного принципа позволяет создать условия для рационального использования и охраны земель.
2. Обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними. Создание, изменение, прекращение существования земельных участков, возникновение, переход, прекращение прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки и сделки с ними подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
3.Единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений). Согласно данного принципа все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных законами.
4.Единого порядка изъятия и предоставления земельных участков. Такой порядок строго регламентирован указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».
5.Использования земельных участков по целевому назначению. Учет многообразных хозяйственных и природных особенностей земли в процессе ее использования обеспечивается посредством реализации принципа целевого назначения земель, в соответствии с которым производится классификация всех земель как объекта правового регулирования и осуществляются все виды использования земель. Участки земли имеют конкретное целевое назначение, в соответствии с которым собственники, землевладельцы, землепользователи обязаны их использовать. Целевое назначение отражается в правоустанавливающих документах на земельные участки и не может быть самовольно изменено собственниками, землевладельцами, землепользователями. Неиспользование земельного участка в соответствии с его назначением или использование участка не по назначению влечет применение мер ответственности.
6.Приоритета использования сельскохозяйственных земель для ведения сельского хозяйств. Незаменимость земли в имущественных отношениях вызывает необходимость установления определенных правовых приоритетов в использовании земли. Всеобщим и наиболее важным приоритетом является приоритет сельскохозяйственного использования земли, что выражается в предоставлении земель, пригодных для сельского хозяйства прежде всего для нужд сельского хозяйства. Для несельскохозяйственных нужд (для строительства дорог, предприятий, линий связи, электропередачи) должны предоставляться земли несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства либо сельскохозяйственные земли худшего качества. Для них установлен особый порядок распределения и перераспределения, направленный на ограничение необоснованных изъятий этих земель из сельскохозяйственного оборота и сохранение их продуктивных свойств.
7.Эффективного использования земель.Являясь ограниченным природным ресурсом, земля как хозяйственный ресурс обладает способностью постоянно улучшать свои производительные свойства при надлежащем использовании. Поэтому основным принципом земельного права является принцип рационального использования земли, который предполагает наиболее эффективное, экономически и экологически обоснованное использование земельных ресурсов.
Требование эффективного использования земли распространяется на все категории земель и не зависит от формы собственности на конкретный земельный участок. В общем виде эффективное использование земли можно определить как достижение максимального эффекта от использования земли (качественного и (или) количественного характера) с минимальными затратами и соблюдением всех установленных требований по ее охране. Новый кодекс о земле признает эффективным использование, приносящее экономический, социальный, экологический или иной полезный результат.
8.Охраны земель и улучшения их полезных свойств
Нормы земельного права, имеющие частно-публичный характер, призваны обеспечить регулирование отношений прежде всего в области использования земли, с учетом того, что земля — это не только объект недвижимости, но и природный ресурс. Охрана земель как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве имеет приоритет перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, поэтому владение, пользование и распоряжение осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.
9.Платности землепользования. В советский период, когда землепользование в стране провозглашалось бесплатным (до 1991г.), были сторонники введения платного характера использования земельных ресурсов (Ю.Г. Жариков, Н.Н. Веденин, С.Н. Кравченко, Н.Т. Осипов, Я.Я. Сраутманис, В.П. Шкредов и др.), которые обосновывали свою позицию тем, что введение платы будет способствовать более рациональному использованию земель и повышению их качества. Эти доводы в конечном счете обосновали одно из направлений земельной реформы: установление платы за пользование земельными ресурсами.
Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы в зависимости от основания пользования земельными участками обязаны платить земельный налог или арендную плату. Исключения из этого принципа могут быть установлены только законодательством.
10.Установления ограничений (обременении) прав на земельные участки в целях общественной пользы и безопасности, охраны окружающей среды и историко-культурных ценностей, защиты прав и защищаемых законом интересов других лиц; гласности и учета общественного мнения при принятии решений государственными органами об изъятии и предоставлении земельных участков, установлении ограничений (обременении) прав на земельные участки, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан. Так, правовое регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества, при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Необходимость сочетания интересов общества и законных интересов граждан определяет и установление в законодательстве приоритета охраны жизни и здоровья человека, в соответствии с которым при осуществлении деятельности по использованию и охране земель быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни Человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека.
11. Защиты прав землепользователей. Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и законодательством об охране и использовании земель.
12.Соблюдения законодательства об охране и использовании земель и ответственности за его нарушение. Лица, нарушившие законодательство об охране и использовании земель, несут ответственность в соответствии с законодательством.
Познание принципов, лежащих в основе регулирования земельных отношений, имеет огромное теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет раскрыть сущность земельного права и применять положения земельного законодательства в соответствии с их истинным содержанием и смыслом.
Система земельного права
Система земельного права - научно обоснованное расположение земельно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании земельных отношений.
Система земельного права формируется объективно исходя из особенностей общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования земельного права. Наличие общих свойств земельных отношений предопределяет интеграцию (целостность, объединение), а специфические — дифференциацию их правового регулирования. Систематизация земельного права позволяет вычленить отдельные элементы этой отрасли (общую и особенную часть, земельно-правовые институты, земельно-правовые нормы), каждый из которых занимает определенное место в структуре земельного права.
Нормы земельного права дифференцируются на институты земельного права. Институт земельного права представляет собой систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно однородную и самостоятельную группу земельных отношений. Внутренняя группировка земельно-правовых норм по институтам производится с учетом значимости и содержания соответствующих земельных отношений, особенностей их правового регулирования.
Институты общей части земельного права рассматриваются во взаимосвязи с нормами других отраслей, которые регулируют земельные отношения конституционного, гражданского, административного, уголовного права. Это связано с комплексным характером большинства институтов, включенных в общую часть земельного права, а также тесной связью земельных отношений с имущественными, управленческими, охранительными отношениями.
Юридические нормы, составляющие отдельный институт права, основываются на общих для этих норм принципах правового регулирования. Поэтому институты земельного права взаимосвязаны и взаимозависимы.
Системой отрасли земельного права является объективно существующее упорядоченное единство земельно-правовых институтов, последовательно расположенных в соответствии с их значимостью в регулировании земельных отношений и содержанием этих, отношений.
Земельное право как совокупность земельно-правовых институтов имеет внутреннюю, логически и исторически обоснованную структуру построения, которая включает в себя общую и особенную часть.
Общую часть составляют наиболее важные институты, отражающие сущность земельного права. Они включают нормы, регулирующие все или большинство земельных отношений.
Выделение институтов в системе отрасли права основывается на выявлении общих характеристик, составляющих институты норм, свидетельствующих об однородности регулируемых ими отношений. В составе общей части земельного права можно выделить:
1. Институт права собственности, куда входят нормы, определяющие принадлежность земельного участка; объем права собственности; основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственности на землю.
2.Институт, регулирующий отношения землевладения и землепользования, который регулирует отношения, возникающие при пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании, аренде, безвозмездном срочном пользовании земельными участками и при их обременении сервитутами. Институт состоит из правил, закрепляющих основания возникновения, изменения, прекращения прав на землю; определяющих субъектов права пользования (владения); правовой режим земельных участков; сроки использования; права и обязанности землепользователей.
3. Институт управления земельными ресурсами, который включает нормы, определяющие систему и компетенцию органов и должностных лиц, осуществляющих управление земельными ресурсами; порядок ведения земельного кадастра, землеустройства, планирования земельных территорий, контроля за использованием и охраной земель и др.
4. Институт правовой охраны, защиты прав на землю и рационального использования земель, который состоит из норм, направленных на охрану земель, прав и законных интересов собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, т.е. устанавливающих предупредительные, компенсационные меры охраны прав на землю и регулирующих ответственность за земельные правонарушения
5. Институт ответственности за нарушение земельного законодательства.
О.И.Крассов предлагает в структуре общей части земельного права отразить институт платы за землю, поскольку отношения, возникающие при установлении конкретных ставок и взимании земельного налога (а речь может идти только об этой форме платы), по своей правовой природе являются финансовыми, поскольку с их помощью организуется налогообложение и аккумулируются (распределяются, используются) фонды денежных средств (в данном случае — бюджетных), имеющих строго целевое назначение. Да и непосредственным объектом этих отношений является не земля, а финансовый ресурс (денежные средства). Таким образом, сказанное не позволяет выделить институт платы за землю в системе земельного права, но не исключает его изучения в системе учебной дисциплины земельного права.
Особенную часть земельного права составляют нормы, регулирующие конкретную область земельных отношений. В совокупности они образуют институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель, выделяемых по основному целевому назначению.
Так, поскольку главное назначение земли выражается В удовлетворении потребностей граждан в продовольствии, то и центральное место занимает институт использования земель сельскохозяйственного назначения.
В состав особенной части земельного права входят институты:
1) правового режима земель сельскохозяйственного назначения;
2)правового режима земель населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), коллективного садоводства и дачного строительства;
3) правового режима земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;
4)правового режима земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
5)правового режима земель лесного фонда;
6)правового режима земель государственного водного фонда;
7) правового режима земель запаса.
Общая и особенная части земельного права тесно взаимосвязаны: основные положения общей части влияют на земельное право в целом и находят подтверждение в том или ином институте особенной части, тогда как институты особенной части «теснее и конкретнее связаны с практикой правового регулирования земельных отношений» и «постоянно питают и поддерживают общую часть».
В существующем виде система земельного права как отрасли в целом соответствует системе земельного законодательства. Отдельные институты земельного права могут формироваться также за счет норм других отраслей права.