Понятие наказания. Цели наказания.
Понятие наказания. Цели наказания.
Наказание по действующему уголовному законодательству есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ст. 43 УК РФ).
Цели наказания:
1) восстановление социальной справедливости;
2) исправление осужденного;
3) предупреждение совершения новых преступлений.
Цель восстановления социальной справедливости означает адекватную компенсацию ущерба, причиненного обществу и его гражданам совершенным преступлением, за счет по возможности равнозначного лишения или ограничения прав и свобод виновного.
Цель исправления осужденного означает задачу принудить его с помощью карательно-воспитательного воздействия воздерживаться после отбытия наказания от совершения новых преступлений. В данном случае речь идет лишь о юридических критериях исправления (законопослушное поведение) как единственно достижимых посредством уголовно-правового принуждения результатах применения наказания.
Цель предупреждения новых преступлений включает две подчиненные ей цели: общего и специального предупреждения.
Специальное (частное) предупреждение означает принудительно-воспитательное воздействие наказания на самого осужденного с целью исключить совершение им новых преступлений. Средствами такого воздействия являются, во-первых, устрашение осужденного возможностью нового наказания, во-вторых, помещение его в такие условия на период отбывания наказания, которые либо полностью исключают, либо существенно затрудняют возможность совершения определенных видов преступлений, а в-третьих, изменение сознания осужденного с помощью средств исправительной педагогики с целью приспособить его к социальной жизни и сделать безопасным для общества.
Общее предупреждение означает предупредительно-воспитательное воздействие на неопределенно широкий круг лиц, которым стало известно о конкретном наказании за определенное преступление. Такое воздействие оказывается путем устрашения лиц, склонных к правонарушениям, и посредством правового воспитания законопослушных граждан, в информировании их относительно преступности и наказуемости определенного социально значимого поведения.
Наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Это положение, полностью соответствующее нормам международного гуманитарного права.
Принципы УИП.
Принципы УИП – это основные идеи, которые отражают закономерности исполнения (отбывания) наказания, закрепленные в нормах уголовного права, определяющие его содержание и реализующиеся в его правоотношениях.
Классификация принципов:
1) общеправовые – принципы законности, гуманизма, демократизации.
В УИП принцип законности выражен в верховенстве закона и его приоритете перед другими НПА. Надзор за исполнением уголовно-исполнительного закона осуществляется прокуратурой в соответствии с законом о прокуратуре в РБ.
Гуманизм проявляется в целях уголовной ответственности и задачах уголовно-исполнительного закона, которые направлены на защиту общества от преступных посягательств, а также призваны исправить осужденного.
Принцип демократизма – выражается в демократической сущности процессов воздействия на осужденных.
2) общие принципы отраслей уголовно-правового комплекса.
При неотвратимости исполнения наказания, принцип борьбы с преступностью в рамках уголовной ответственности.
3) принципы УИП
• принцип равенства всех осужденных перед законом
• принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности
• принцип рационального применения мер принуждения и средств исправления осужденных
• принцип стимулирования правопослушного поведения осужденных
• принцип сочетания принудительных мер с воспитательным воздействием
4. Задачи и содержание, структура уголовно-исполнительного законодательства.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Центральное место в системе уголовно-исполнительного законодательства занимает УИК РФ. В нем впервые в данной отрасли законодательства урегулировано исполнение всех видов наказаний и иных мер, предусмотренных УК РФ. УИК РФ как законодательный акт сводного характера охватывает всю важнейшую часть нормативного материала уголовно-исполнительного законодательства и на основе единых принципов достаточно детально, непосредственно и полно регулирует общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний. УИК РФ – это закон, рассчитанный на длительный период действия и излагающий в систематизированном виде конкретные правовые нормы, определяющие общие положения реализации наказания и регулирующие исполнение всех видов уголовных наказаний. По сути дела, для регламентации каждого их отдельного вида, закрепленного в УИК РФ, мог бы быть издан отдельный закон. Связь между этими потенциальными законами в УИК РФ доведена до такой степени совершенства, что позволяет говорить о нем как о своеобразном отраслевом своде нормативных предписаний, пронизанных едиными подходами, обобщениями, принципами.
В структуре нормы уголовно-исполнительного права выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза представляет собой юридический факт (событие, действие, состояние), при наличии которого уголовно-исполнительная норма должна действовать. Гипотеза может быть вынесена за пределы нормы и являться общей для многих норм или содержаться в самой норме. Диспозиция содержит модель поведения субъектов и участников правоотношений, определяет их права и обязанности. Санкция нормы уголовно-исполнительного права предусматривает определенные последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Санкции могут быть как негативными (меры взыскания), так и позитивными (меры поощрения). Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права является то, что они, размещаясь в отдельных статьях, применяются за нарушения (добросовестное выполнение) правил поведения, установленных в различных статьях УИК РФ. Кроме того, санкции, установленные в УИК РФ, применяются только к одному субъекту – осужденным, иные субъекты и участники правоотношений несут ответственность в соответствии с положениями других отраслей права (административного, трудового, гражданского, уголовного).
Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания
Основные права осужденных.
Основные права осужденных закреплены в ст. 12 УИК РФ. Они включают в себя право: на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний; на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе, как на основании закона; на жизнь и здоровье. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье; на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения; на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи; на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством РФ; на оказание юридической помощи. Осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
К числу основных прав относятся право осужденных на личную безопасность, а также свобода совести и свобода вероисповедания. Применительно к конкретному виду уголовного наказания основные права осужденных раскрываются в нормах Особенной части УИК РФ, в частности, право осужденных на охрану здоровья, право на социальное обеспечение. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается УИК РФ, а также иными нормативными правовыми актами.
Для осужденных – иностранных граждан и лиц без гражданства в УИК РФ помимо основных прав и свобод, гарантированных осужденным – гражданам России, предусмотрены дополнительные права, в частности право на пользование родным языком. Осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания. Кроме того, осужденные к аресту, ограничению свободы или лишению свободы – иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, – с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.
Судебный контроль.
Судебный контроль – это одна из важнейших форм поддержания законности при исполнении наказания. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, а также об изменении вида исправительного учреждения. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания.
Предложения и заявления осужденных рассматриваются судом в обычном для всех государственных органов порядке. Для рассмотрения жалоб на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, установлен особый процессуальный порядок, который согласно ч. 2 ст. 20 УИК РФ применяется в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Такие случаи обжалования предусмотрены Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 года “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” и конкретизированы в главе 24 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанными законодательными актами могут быть обжалованы действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц:
- в результате которых нарушены права и свободы гражданина,
- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод,
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность,
- незаконное привлечение к ответственности.
При этом не могут быть обжалованы в суд в соответствии с указанными законодательными актами действия или решения должностных лиц, в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Применительно к рассматриваемой теме это могут быть решения администрации о представлении или отказе в досрочном освобождении от отбывания наказания, замене наказания более мягким либо более строгим , в случаях, установленных Уголовным Кодексом Российской Федерации и Уголовно-исполнительным Кодексом Российской Федерации.
Прокурорский контроль.
Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 22 УИК РФ. Для этой цели созданы специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность с тем, чтобы:
- лица, задержанные и подвергнутые аресту в процессе расследования, содержались в порядке и в сроки, соответствующие закону;
- обращение к исполнению приговоров производилось в строгом соответствии с законом и в установленные сроки;
- содержание осужденных в местах лишения свободы производилось не иначе как на основании и в порядке, установленном законом;
- соблюдалось законодательство о порядке и условиях отбывания наказания, исправления осужденных в местах лишения свободы;
- своевременно и в соответствии с законом исполнялось наказание, не связанное с лишением свободы.
Прокурорский надзор за законностью исполнения наказаний существенно отличается от других видов надзора по методам его осуществления и по полномочиям прокурора. Прокурор не только проверяет законность правовых актов, издаваемых администрациями учреждений и органов, исполняющих наказание, но и осуществляет надзор за законностью всей их деятельности.
Осуществляя надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, в местах лишения свободы, а также при исполнении иных мер принудительного характера, назначаемых судом, прокурор в пределах свой компетенции имеет право:
- посещать в любое время органы и учреждения предварительного заключения, учреждения уголовно-исполнительной системы и учреждения, исполняющие иные меры принудительного характера, назначаемые судом;
- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы или подвергнутых мерам принудительного характера;
- знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, отбывают наказание в виде лишения свободы либо подвергнуты мерам принудительного характера.
Закон устанавливает, что постановления прокурора подлежат обязательному, незамедлительному исполнению администрацией учреждений, исполняющих наказание, администрацией мест содержания задержанных или арестованных в процессе предварительного следствия, а также администрацией судебно-психиатрических учреждений.
В случае выявления нарушений закона со стороны сотрудников, должностных лиц названных учреждений прокурор обязан провести проверку и решить вопрос о привлечении виновных к ответственности, а при установлении в их действиях признаков преступления – возбудить уголовное дело и направить его для расследования и привлечения виновных к уголовной ответственности.
Таким образом, прокурор наделен достаточно широкими полномочиями для выполнения возложенных на него обязанностей и решения задач, направленных на соблюдение законности и охрану прав и свобод граждан, защиту их законных интересов.
Понятие наказания. Цели наказания.
Наказание по действующему уголовному законодательству есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных Уголовным кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ст. 43 УК РФ).
Цели наказания:
1) восстановление социальной справедливости;
2) исправление осужденного;
3) предупреждение совершения новых преступлений.
Цель восстановления социальной справедливости означает адекватную компенсацию ущерба, причиненного обществу и его гражданам совершенным преступлением, за счет по возможности равнозначного лишения или ограничения прав и свобод виновного.
Цель исправления осужденного означает задачу принудить его с помощью карательно-воспитательного воздействия воздерживаться после отбытия наказания от совершения новых преступлений. В данном случае речь идет лишь о юридических критериях исправления (законопослушное поведение) как единственно достижимых посредством уголовно-правового принуждения результатах применения наказания.
Цель предупреждения новых преступлений включает две подчиненные ей цели: общего и специального предупреждения.
Специальное (частное) предупреждение означает принудительно-воспитательное воздействие наказания на самого осужденного с целью исключить совершение им новых преступлений. Средствами такого воздействия являются, во-первых, устрашение осужденного возможностью нового наказания, во-вторых, помещение его в такие условия на период отбывания наказания, которые либо полностью исключают, либо существенно затрудняют возможность совершения определенных видов преступлений, а в-третьих, изменение сознания осужденного с помощью средств исправительной педагогики с целью приспособить его к социальной жизни и сделать безопасным для общества.
Общее предупреждение означает предупредительно-воспитательное воздействие на неопределенно широкий круг лиц, которым стало известно о конкретном наказании за определенное преступление. Такое воздействие оказывается путем устрашения лиц, склонных к правонарушениям, и посредством правового воспитания законопослушных граждан, в информировании их относительно преступности и наказуемости определенного социально значимого поведения.
Наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства. Это положение, полностью соответствующее нормам международного гуманитарного права.