Ответственность муниципальных служащих
Важной составляющей правового статуса муниципального служа-щего является его ответственность по замещаемой им должности муници-
пальной службы, которая наступает в результате нарушения муниципаль-ным служащим законности, служебной дисциплины, неисполнения либо ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей.
Под юридической ответственностью муниципальных служащих по-нимают меры принудительного характера, которые предусматриваются нормативными правовыми актами в качестве реакции государства на со-вершенные муниципальными служащими правонарушения. Муниципаль-ные служащие могут нести дисциплинарную, административную, матери-альную и уголовную ответственность.
Ответственность муниципальных служащих за свои неправомерные действия строится на следующих принципах:
· законности;
· гуманизма;
· гласности;
· неотвратимости;
· однократности привлечения к ответственности за каждое правонару-шение;
· соразмерности;
· дифференцированности;
· применение мер ответственности только при наличии вины наруши-теля.[58]
Дисциплинарная ответственность является самостоятельным ви-дом юридической ответственности. Основанием для привлечения муници-пального служащего к дисциплинарной ответственности является факт совершения им дисциплинарного правонарушения, который в законода-тельстве о труде называется дисциплинарным проступком.
Дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежа-щее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей (ст. 192 ТК РФ). Он имеет формальный состав и может про-являться как в действии, так и в бездействии.
Противоправность действий или бездействия муниципального слу-жащего может быть связана с:
· неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей;
· нарушением трудовой дисциплины;
· несоблюдением требований, ограничений и запретов для муниципа-
льных служащих, установленных Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О муниципальной службе в Российской Фе-дерации».
Противоправные действия или бездействие муниципального служа-щего признаются дисциплинарным проступком, если они совершены по вине муниципального служащего, действовавшего умышленно или неосто-рожно.
В зависимости от содержания санкций дисциплинарную ответствен-ность подразделяют на общую и специальную. Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников, кроме тех, для ко-торых законодательство предусматривает специальную ответственность. В соответствии с действующим законодательством о муниципальной службе в Российской Федерации на муниципальных служащих распространяется общая дисциплинарная ответственность.
Представитель нанимателя (работодатель), в соответствии с нормами ч.1 ст. 27 Закона о муниципальной службе № 25-ФЗ, имеет право приме-менить в отношении муниципального служащего следующие дисципли-нарные взыскания:
- замечание;
- выговор;
- увольнение с муниципальной службы по соответствующим основа-
ниям.
Дисциплинарное взыскание на муниципального служащего на-лагается органом (должностным лицом), имеющим право назначать его на должность. Выбор меры воздействия зависит от характера дисциплинар-ного проступка, степени вины муниципального служащего, иных обстоя-тельств правонарушения и личности нарушителя. Первыми в качестве дис-циплинарных взысканий применяются меры морального характера (заме-чание, выговор), а лишь затем, в качестве исключительной меры, следует увольнение муниципального служащего с муниципальной службы по соот-ветствующим основаниям.
Административная ответственность –особый вид юридической ответственности, наступающей в случае совершения виновным лицом ад-министративного правонарушения. Административным правонаруше-нием признается противоправное, виновное действие (бездействие) физи-ческого или юридического лица, за которое Кодексом об административ-ных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена адми-нистративная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ). Российское законо-дательство предусматривает административную ответственность муници-пальных служащих за административные правонарушения, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей в тех случаях, когда они являются должностными лицами.
Под должностным лицом, в соответствии со ст. 2.4 КоАП, в данном случае понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со спе-циальными полномочиями осуществляющее функции представителя вла-сти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядите-льными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-рас-порядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления и муниципальных организациях.
Административная ответственность для муниципальных служа-щих может наступить при совершении ими административного правона-
рушения в виде:
1) совершения действий, содержащих прямое нарушение общеобя-зательных правил или правил поведения;
2) издания правовых актов и указаний, которые нарушают положе-
ния установленных общеобязательных правил;
3) невыполнения должностными лицами обязанностей по осуществ-лению контроля за исполнением подчиненными служащими установлен-ных в нормативных правовых актах общеобязательных правил поведения или административных процедур.
Установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения является административное наказа-ние, применяемое в целях предупреждения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Таким образом, админи-стративное наказание – это мера административного принуждения.
Из восьми видов административных наказаний, предусмотренных ст. 3.2 КоАП РФ, к муниципальным служащим применяются лишь два:
1) предупреждение – мера официального порицания физического
или юридического лица, которое выносится в письменной форме:
2) административный штраф - денежное взыскание (в рублях) раз-
мер которого определяется соответствующими статьями КоАФ РФ, в том числе для граждан он не превышает пяти тысяч рублей, для юридических лиц – пятидесяти тысяч рублей.
Дела об административных правонарушениях имеют право рассмат-ривать только судьи, а также органы и должностные лица, предусмотрен-ные нормами гл. 23 КоАП.
Материальная ответственность – это обязанность работника воз-местить прямой материальный ущерб организации-работодателю, в пре-делах и в порядке установленных законодательством (ст. 238 ТК РФ). Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работо-дателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого иму-щества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Материальная ответственность муниципальных служащих наступает за прямой действительный ущерб органу местного самоуправления (изби-рательной комиссии), который возник в результате явно противоправного и виновного поведения служащего.
Как в общем случае, так и в системе муниципальной службы разли-чают два вида материальной ответственности:
· ограниченная материальная ответственность;
· полная материальная ответственность
Ограниченную материальную ответственность за причиненный пря-мой действительный ущерб работник несет в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ).
Полная материальная ответственность работника состоит в его обя-занности возмещать причиненный работодателю прямой действительный вред в полном размере (ст. 242 К РФ) в случаях, которые предусмотрены ст. 243 ТК РФ (недостача ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому до-кументу; умышленного причинения вреда и др.) или другими федераль-ными законами.
Материальная ответственность муниципального служащего может наступить наряду с дисциплинарной ответственностью.
Материальная ответственность за вред, причиненный третьим лицам (гражданам, юридическим лицам) регулируется нормами ГК РФ. При этом, в соответствии с гражданским законодательством, обязанность компенса-ции за причиненный материальный ущерб возлагается на орган местного самоуправления, избирательную комиссию муниципального образования. Вместе с тем представитель нанимателя (работодатель) вправеобратиться в суд с регрессным иском о взыскании с виновного муниципального слу-жащего расходов, понесенных в данном случае органом местного само-управления, избирательной комиссией муниципального образования.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в резуль-тате незаконных действий (бездействия) органа местного самоуправления либо избирательной комиссии муниципального образования, подлежат возмещению за счет муниципальной казны.
К уголовной ответственности, в соответствие с Уголовным кодек-сом РФ (УК РФ), муниципальные служащие могут быть привлечены как граждане Российской Федерации, на общих основаниях, и как должност-ные лица, за преступления, совершенные в процессе осуществления своих должностных полномочий. При этом, согласно ч. 3 ст. 285 УК РФ, долж-ностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специаль-ному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хо-зяйственные функции в органах местного самоуправления.
Отличительной особенностью преступлений, совершаемых муници-пальными служащими, аналогично сфере государственной гражданской службы, является злоупотребление властью с целью получения денег, вы-год и иных преимуществ или с целью оказания давления. Нормами гл. 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов госу-дарственной службы и службы в органах местного самоуправления» уста-новлен ряд составов преступлений, в которых субъектами преступлений являются муниципальные служащие, в том числе: ст. 285 «Злоупотребле-ние должностными полномочиями»; ст. 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств»; ст. 286 «Превышение должностных полномочий», ст. 290 «Получение взятки» и др.
Помимо указанных видов преступлений, УК РФ установлены иные виды преступлений, за которые к уголовной ответственности могут быть привлечены муниципальные служащие, не являющиеся должностными ли-цами, в том числе: ст. 140 УК РФ «Отказ в предоставлении гражданину информации»; ст.170 УК РФ «Регистрация незаконных сделок с землей»; ст. 283 «Разглашение государственной тайны»; ст. 284 «Утрата докумен-тов, содержащих государственную тайну» и др.[59]