Гарантии и компенсации на муниципальной службе

Термин «гарантия» (от фр. garantie – обеспечение, ручательство) оз-начает условие, обеспечивающее что-либо.[60]

Гарантии на муниципальной службе – это законодательно установ-ленные средства административно-правового воздействия на поведение муниципального служащего с целью повышения эффективности его слу-жебной деятельности.

Муниципальные служащие осуществляют свою профессиональную деятельность в условиях высокой интенсивности труда, ответственности за принимаемые решения и действия, законодательно установленных огра-ничений и запретов, а также требований со стороны населения институтов гражданского общества. Социальные гарантии имеют целью не только обеспечение компенсации определенной ущемленности конституционных прав муниципальных служащих, но и защиту их от внешнего субъектив-ного влияния, тем самым содействуя более успешному осуществлению му-ниципальными служащими их обязанностей по замещаемой должности.[61]

В качестве гаранта осуществления комплекса мер в этой сфере выс-тупают государство, соответствующий субъект РФ и муниципальное обра-зование. Правовую основу этой деятельности составляют Конституция России, Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и другие федеральные законы, законы субъекта РФ, устав муниципального образования. Важное значение, в свя-зи с этим, имеет установление принципа соотносительности основных ус-ловий оплаты труда и социальных гарантий государственных граждан-ских и муниципальных служащих, предусмотренное ст. 7 Федерального за-кона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и ст. 5 Федера-льного закона «О муниципальной службе в Российской Федерации № 25-ФЗ.

Данный принцип не только закреплен в федеральном законодатель-стве, но и в целом соблюдается при закреплении соответствующих гаран-тий государственным гражданским и муниципальным служащих в законах субъектов РФ. Частью 1 ст. 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлен перечень гарантий, предоставляемых муниципальным служащим, в том числе:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обя-занностей в соответствии с должностной инструкцией;

2) право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжитель-ности рабочего (служебного) времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодного оплачиваемого отпуска;

4) медицинское обслуживание муниципального служащего и членов его семьи, в том числе после выхода муниципального служащего на пен-сию;

5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу муниципального служащего в связи с испол-нением им должностных обязанностей;

7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муни-ципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им долж-ностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами.

При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной ко-миссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муни-ципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокра-щением штата работников организации (ч. 2 ст. 23). Кроме того, Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (ч. 3 ст. 23).[62]

В частности, ст. 9 Закона Ростовской области от 9 октября 2007 г. № 786-ЗС (ред. от 17.02.2012) «О муниципальной службе в Ростовской обла-сти» определены дополнительные гарантии муниципальным служащим, в том числе ежегодная выплата компенсаций на лечение, доплата за ученую степень, соответствующую направлению деятельности муниципального служащего, в соответствии с нормативными правовыми актами представи-тельных органов муниципальных образований, возмещение расходов в связи со служебными командировками, а также другие компенсационные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.[63]

Частью 3 ст. 28 Закона Псковской области от 30 июля 2007 г. № 700-оз «О муниципальной службе в Псковской области» установлено, что му-ниципальному служащему в соответствии с трудовым законодательством на основании муниципальных правовых актов возмещаются расходы, свя-занные со служебными командировками, с переездом муниципального служащего и членов его семьи в другую местность, при переводе на долж-ность муниципальной службы в другой орган местного самоуправления.[64]

Уставами муниципальных образований значительно может быть рас-ширен перечень социальных льгот муниципальным служащим. В частно-сти, ст. 48 Устава муниципального образования «Город Ульяновск» уста-новлены следующие дополнительные гарантии муниципальным служа-щим:

1) оплата стоимости санаторно-курортных путевок один раз в два года в размере не свыше двух должностных окладов муниципального служа-щего;

2) оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года в размере не свыше одного должностного оклада муниципального служащего;

3) обеспечение санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха детей муниципального служащего в размере не свыше одного должностного оклада муниципального служащего в год на каждого ребен-ка в возрасте до 18 лет включительно;

4) дополнительный оплачиваемый отпуск не более трех календарных дней в случаях рождения, смерти или тяжелого заболевания близких род-ственников (родителей, детей, супруга, родных братьев и сестер) муни-ципального служащего, бракосочетания муниципального служащего или его детей;

5) профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка с сохранением на этот период замещаемой должности и денеж-ного содержания;

6) транспортное обслуживание в связи с исполнением должностных обязанностей;

7) обеспечение служебным жильем или общежитием.

8) дополнительная ежемесячная выплата лицам, находящимся в отпу-ске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в размере должностного оклада по замещаемой должности.[65]

Представляется, что сфера правотворчества в части дополнительных гарантий и компенсаций муниципальным служащим будет углубляться и развиваться.

Контрольные вопросы и задания

1. Что означает понятие «должность» в трудовом и административном

праве?

2. Назовите определение понятия «должность муниципальной службы»,

которое дано в Федеральном законе от 2 марта 2007г. «О муниципаль-

ной службе в Российской Федерации».

3. Назовите признаки должности муниципальной службы, отличающие ее

от других должностей в органах местного самоуправления, избиратель-

ных комиссиях муниципальных образований.

4. Какие должности в органах местного самоуправления, избирательных

комиссиях муниципальных образований не относятся к должностям

муниципальной службы?

5. Что означает понятие «классификации должностей»?

6. Какой метод применяется в настоящее время в качестве основного при

классификации должностей государственной гражданской и муниципа-

льной службы?

7. На какие группы подразделяются в настоящее время должности муни-

ципальной службы в Российской Федерации?

8. Что означает понятие «реестр должностей муниципальной службы»?

9. Объясните цель формирования реестра должностей муниципальной

службы и порядок его ведения.

10. Что означает понятие «классный чин муниципального служащего»?

11. Какими нормативными правовыми актами регулируется порядок

присвоения и сохранения классных чинов на муниципальной службе?

12. Что означает понятие «квалификационные требования к должностям

муниципальной службы», каково их значение для замещения должно-

стей муниципальной службы?

13.

12. Что означает понятие «правовое положение (статус) муниципального

служащего»? Дайте характеристику его структуры.

13. Объясните содержание понятия «права муниципального служащего».

14. Дайте характеристику служебных прав муниципальных служащих и

механизма их реализации в Российской Федерации.

15. Что означает понятие «обязанности муниципального служащего»?

16. Объясните различие между общегражданскими обязанностями и

служебными обязанностями муниципальных служащих.

17. Дайте характеристику служебных обязанностей муниципальных

служащих.

18. В чем состоит сущность ограничений, связанных с муниципальной

службой?

19. Дайте характеристику ограничений, связанных с муниципальной

службой.

20. Что означает понятие «запрет» на муниципальной службе?

21. В чем состоит назначение запретов, связанных с муниципальной

службой?

22. Дайте характеристику запретов, связанных с муниципальной

службой.

23. Какие правовые последствия влечет несоблюдение запретов,

связанных с муниципальной службой?

24. Что означает понятие «юридическая ответственность», какие ее виды

могут быть применены к муниципальным служащим?

25. Дайте характеристику видов юридической ответственности муници-

пальных служащих.

26. Что означает понятие «гарантия на муниципальной службе», в чем

состоит сущность принципа соотносительности основных социальных

гарантиц государственных гражданских и муниципальных служащих?

27. Дайте характеристику основных социальных гарантий, предоставляе-

мых муниципальным служащим в соответствии с законодательством.

[1] Кабашов С.Ю. Организация муниципальной службы: учебник. – М.: ИНФРА-М. 2010. С. 128-129.

[2] Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

[3] Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

[4] Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 3.

[5] Республика Татарстан. 2008. 22 января.

[6] Волжская коммуна. 2007. 12 октября.

[7] Кабашов С.Ю. Организация муниципальной службы: учебник. – М.: ИНФРА-М. 2010. С.135-136.

[8] Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

[9] Волжская коммуна. 2007. 12 октября.

[10] Ульяновская правда. 2007. 9 ноября.

[11] Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

[12] Собрание законодательства РФ. 2004. № 46 (ч. 2). Ст. 4530.

[13] Орловская правда. 2008. 12 января.

[14] Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: «Аделант». 2012.

С. 592.

[15] Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н. Комментарий к федеральному закону от 2 марта 2007 г.

№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»: подготовлено для системы Консуль-

тантПлюс // Система КонсультантПлюс [Электронный ресурс] (дата обращения 05.08.2012)

[16] Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2007. № 40.

[17] Волгоградская правда. 2008. 20 февраля.

[18] Ведомости ЗС Пензенской области. 2007. № 43 (ч. 1). Ст. 89.

[19] Ульяновская правда. 2007. 9 ноября.

[20] URL: http: //www.ural-region.net/bsverd/positdy/watchkkbfx1.htm (дата обращения 27.08.2012)

[21] Кабашов С.Ю. Организация муниципальной службы: учебник. – М.: ИНФРА-М. 2010. С. 145.

[22] Кадровое обеспечение местного самоуправления: учеб. пособие. М.: АНХ. 2007. С. 285.

[23] Новгородские ведомости. 2007. 29 декабря.

[24] Собрание законодательства РФ. 2005. № 40. Ст.

[25] Марийская правда. 2007. 6 июня.

[26] Собрание законодательства РФ. 2004. № 46 (ч. 2). Ст. 4530.

[27] Амурская правда. 2007. 14 сентября.

[28] Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н. Комментарий к федеральному закону от 2 марта 2007 г.

№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»: подготовлено для системы Консуль-

тантПлюс // Система КонсультантПлюс [Электронный ресурс] (дата обращения 05.08.2012)

[29] Вестник Смоленской областной Думы и Администрации Смоленской области. 2007. № 11. Стр. 6.

[30] Ульяновская правда. 2007. 9 ноября.

[31] Кабашов С.Ю. Организация муниципальной службы: учебник. – М.: ИНФРА-М. 2010. С. 158.

[32] Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

[33] Собрание законодательства РФ. 2006. № 31 (ч.1). – Ст. 3451.

[34] Собрание законодательства РФ. 2005. № 23. Ст. 2242.

[35] Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч.1). Ст. 3.

[36] Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

[37] Кабашов С.Ю. Организация муниципальной службы: учебник. – М.: ИНФРА-М. 2010. С. 199.

[38] Кабашов С.Ю. Указ. соч. С. 200.

[39] Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

[40] Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

[41] Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч.1). Ст. 6228.

[42] Собрание законодательства РФ. 2002. № 1(ч.1). Ст. 3.

[43] Кабашов С.Ю. Организация муниципальной службы: учебник. – М.: ИНФРА-М. 2010. С. 228.

[44] Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

[45] Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

[46] Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. № 1.

[47] Российская газета. 2010. 22 января.

[48] Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н. Комментарий к федеральному закону от 2 марта 2007 г.

№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»: подготовлено для системы Консуль-

тантПлюс // Система КонсультантПлюс [Электронный ресурс] (дата обращения 05.08.2012)

[49] Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н. Комментарий к федеральному закону от 2 марта 2007 г.

№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»: подготовлено для системы Консуль-

тантПлюс // Система КонсультантПлюс [Электронный ресурс] (дата обращения 05.08.2012)

[50] Кабашов С.Ю. Организация муниципальной службы: учебник. – М.: ИНФРА-М. 2010. С. 242-243.

[51] Наймушин С.В. Ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой // Российский юрид.

журнал. 2008. С. 77.

[52] Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н. Комментарий к федеральному закону от 2 марта 2007 г.

№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»: подготовлено для системы Консуль-

тантПлюс // Система КонсультантПлюс [Электронный ресурс] (дата обращения 05.08.2012)

[53] Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н. Комментарий к федеральному закону от 2 марта 2007 г.

№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»: подготовлено для системы Консуль-

тантПлюс // Система КонсультантПлюс [Электронный ресурс] (дата обращения 05.08.2012)

[54] Собрание законодательства РФ. 1997. № 41. Стр. 8220-8235.

[55] Собрание законодательства РФ. 1995. № 49. Ст. 4775.

[56] Собрание законодательства РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

[57] Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

[58] Немчинов А.А., Володин А.М. Муниципальная служба: Справочное пособие. – М.: Изд-во «Дело и

сервис, 2002. – С. 279.

[59] Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от

07.12. 2011) // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст. 2954.

[60] Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: Аделант. 2012.

С. 93.

[61] Кабашов С.Ю. Организация муниципальной службы: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. С. 354.

[62] Собрание законодательства РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

[63] Наше время. 2007. 17 октября.

[64] Псковская правда. 2007. 3 августа.

[65] Ульяновск сегодня. 2010. 27 июля.

Наши рекомендации