Ограничения, связанные с муниципальной службой

Термин «ограничения, связанные с муниципальной службой» - это установленные законодательством пределы (границы) реализации (осу-ществления) гражданином прав на поступление и нахождение на службе, выражающиеся в обеспечении необходимого баланса между интересами личности, коллектива, общества и государства.[43]

Пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 2 марта 2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлен принцип единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы. В связи с этим перечень ограничений в приеме граждан на муниципальную службу, установленный ст.13 этого Закона, в основном аналогичен установленному ст. 16 Федера-льного закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной граждан-ской службе Российской Федерации». При этом ч.1 ст. 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О муниципальной службе в Российской Федерации»[44] определено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным

решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность испол-

нения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу;

3) отказа от процедуры оформления допуска к сведениям, составляю-щим государственную или иную охраняемую законом тайну, если испол-нение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муници-пальным служащим должности муниципальной службы связано с исполь-зованием таких сведений;

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на муници-пальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или свойства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавля-ет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольно-стью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства – участника международного дого-вора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный граж-данин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностран-ного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

7) наличие гражданства иностранного государства (иностранных го-сударств), за исключением случаев, когда муниципальный служащий явля-ется гражданином иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе;

8) предоставления подложных документов или заведомо ложных све-дений при поступлении на муниципальную службу;

9) непредставления предусмотренных Законом № 25-ФЗ, Федераль-ным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии корруп-ции» и другими федеральными законами сведений или представления заве-домо недостоверных сведений или неполных сведений при поступлении на муниципальную службу;

Частью 1.1. ст. 13 Закона № 25-ФЗ (введена Федеральным законом от 21.10.2011 N 288-ФЗ) установлено, что гражданин не может быть назначен на должность главы местной администрации по контракту, а муниципаль-ный служащий не может замещать должность главы местной администра-ции по контракту в случае близкого родства или свойства (родители, суп-руги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супру-гов) с главой муниципального образования.

Частью 2 ст. 13 Закона о муниципальной службе № 25-ФЗ, определе-но, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы.

Анализ установленных ст. 13 Закона № 25-ФЗ ограничений показы-вает, что их можно классифицировать следующим образом: предусмот-ренные пунктами 1-4, 6, 7 ограничения можно отнести к строго правовым ограничениям, а предусмотренные пунктами 5, 8, 9 и ч.1.1 – к этическим ограничениям, но имеющим правовой характер.

Соблюдение установленных ст.13 Закона № 25-ФЗ правоограниче-ний обязательно. Логично, что не может быть принят на муниципальную службу (находиться на муниципальной службе) гражданин, признанный недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда, поскольку вследствие психического расстройства он не может понимать значения своих действий или руководить ими.

Пунктом 2 ст. 13 Закона № 25-ФЗ установлено ограничение нахож-дения на муниципальной службе для лиц, осужденных к наказанию, кото-рое исключает возможность исполнения обязанностей по должности муни-ципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу. Лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, также не имеют права находиться на муниципальной службе. В соответствие с ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ (ред. от 07.12.2011)[45] судимость погашается:

а) условно осужденных - по истечении испытательного срока;

б) осужденных к видам наказания, не предусматривающим лишение

свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения нака-зания;

в) осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести - по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) осужденных за тяжкие преступления - по истечении шести лет пос-ле отбытия наказания;

д) осужденных за особо тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октя-бря 2009 г. № 20 (ред. от 23.12.2010) определено: «В соответствие с ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все связанные с ней правовые последствия».[46]

Пунктом 3 ст. 13 Закона № 25-ФЗ установлено ограничение нахожде-ния на муниципальной службе лиц, отказавшихся проходить процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну. Однако указанное ограничение распростра-няется только на тех граждан и муниципальных служащих, должностные обязанности которых предполагают работу с такими сведениями.

В соответствие с п. 4 ст. 13 Закона гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может нахо-диться на муниципальной службе в случае наличия определенного заболе-вания. Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государ-ственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также форма заключения медицинского уч-реждения утверждены нормативным приказом Министерства здравоохра-нения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 984н.[47]

Нормы п. 5 ч.1 и ч. 1.1 ст. 13 Закона № 25-ФЗ ограничивают возмож-ность совместной профессиональной деятельности на муниципальной службе для родственников. Данное ограничение выражено в двух аспек-тах:

- близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

- непосредственная подчиненность или подконтрольность.

Непосредственная подчиненность означает, что один муниципаль-ный служащий подчинен другому в соответствии с должностной инструк-цией, положением о структурном подразделении муниципального органа.

Непосредственная подконтрольность означает, что один муници-

ципальный служащий имеет право на основании юридических документов,

определяющих его статус, контролировать другого муниципального слу-жащего, который непосредственно ему подчинен.[48]

Федеральным законом № 25-ФЗ установлен принцип равного досту-па на муниципальную службу (п.2 ст.4). Вместе с тем реализация равного доступа граждан на муниципальную службу возможна при соблюдении оп-ределенных условий. В частности, на муниципальную службу вправе по-ступать и находиться граждане Российской Федерации, а также граждане иностранных государств - участников международных договоров Россий-ской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе. Нарушение этого условия, т.е. выход из гражданства соответствующего государства (гражданином России - из гражданства Российской Федерации; иностранным граждани-ном – из гражданства государства – участника международного договора Российской Федерации) влечет действие ограничения, установленного п. 6

ст. 13 Закона № 25-ФЗ.

В соответствии со ст. 62 Конституции России гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. На муниципальную службу вправе по-ступать и находиться граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство, только в том случае, если гражданство приобретается у ино-странного государства, являющегося участником международного догово-ра Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Россий-ской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе. Нарушение этого условия, т.е. приобретение гражданства иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, влечет дей-ствие ограничения, установленного п. 7 ст. 13 Закона № 25-ФЗ.

В случае непредставления либо представления неполных сведений в указанные сроки муниципальный служащий по решению представителя нанимателя может быть отстранен от исполнения должностных обязан-ностей. Действие ограничений, установленных п. 8 и п. 9 ст.13 Федера-льного закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О муници-пальной службе в Российской Федерации» выражается в том, что этим Законом (п. 3 ч. 1 ст. 19) предусмотрена возможность увольнения муни-ципального служащего в случае предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную служ-бу.

Норма ч. 2 ст. 13 Закона № 25-ФЗ устанавливает предельный возраст замещения должностей муниципальной службы: гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет

Вместе с тем эксперты отмечают внутреннее противоречие этой нормы с нормами ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 25-ФЗ, которой допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для заме-щения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допус-кается не более чем на один год. Тем самым, по мнению экспертов, нару-шается принцип Конституции Российской Федерации (п. 2 ст. 19) о равен-стве прав и свобод человека и гражданина. С одной стороны, гражданин не может быть принят на муниципальную службу после 65 лет, с другой - муниципальный служащий может остаться на муниципальной службе пос-ле 65 лет.[49]

Наши рекомендации