Дисциплинарная коррупционная ответственность гражданских и муниципальных служащих

Необходимость нормативного закрепления грубых нарушений служебной дисциплины начинает осознаваться и на законодательном уровне, правда, пока еще только ad hoc (т. е. применительно к конкретному случаю). В качестве примера такого рода можно привести положения федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Часть 8 ст. 8 данного закона устанавливает, что «невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации». Статьей 9 данного закона предусматривается привлечение к дисциплинарной ответственности государственного служащего в случае неисполнении им обязанности уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях склонения его к совершению коррупционных правонарушений (форма уведомления представлена в прил. 12).

Налицо совершенно иные по своей природе правонарушения, которые нельзя рассматривать как обычные дисциплинарные проступки. Об этом, в частности, говорит и ряд исследователей[239]. Вместе с тем, другие авторы, отражая сам факт установления соответствующих дисциплинарных коррупционных взысканий федеральным законом № 79-ФЗ рассматривают дисциплинарные коррупционные проступки как самостоятельный вид коррупционных проступков[240].

В развитие норм законодательства о противодействии коррупции в законы о гражданской службе, о муниципальной службы, об иных видах государственной службы были внесены дополнения, определяющие перечень соответствующих взысканий (например, ст. 59.1, 59.2 федерального закона № 79-ФЗ), а также порядок их применения (ст. 59.3 соответственно).

Основаниями для применения коррупционных взысканий (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии) являются несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции:

- федеральным законом № 79-ФЗ;

- федеральным законом № 273-ФЗ;

- другими федеральными законами

При непринятии гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, нарушении им (неисполнении) отдельных запретов, установленных для государственного гражданского служащего, он подлежит увольнению в связи с утратой доверия.

Применение взысканий, установленных ст. 59.1 и 59.2, федеральный закон связывает с результатами проведения проверки, проводимой подразделением кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. При этом законодатель связывает выбор применения взысканий с рекомендациями комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, в которую для вынесения соответствующего рекомендательного решения может направить соответствующий доклад представитель нанимателя.

Дисциплинарные коррупционные взыскания применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Следует обратить внимание, что антикоррупционная проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со для принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведение, поскольку проверка осуществляется не только кадровыми службами соответствующих государственных органов, но и путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, в соответствии с ч. 3 ст. 7 федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[241].

Дисциплинарные коррупционные взыскания, предусмотренные ст. 59.1, погашаются в течение года, при этом, в отличие от обычных дисциплинарных взысканий, представитель нанимателя не вправе снять дисциплинарное коррупционное взыскание до истечения одного года со дня его применения по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Срок погашения решения об увольнении в связи с утратой доверия не установлен, что противоречит общим правилам об установлении ответственности.

4. Административная ответственность
гражданских и муниципальных служащих

Административная ответственность — один из важнейших институтов административного права. Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: это выражается в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении для них неблагоприятных последствий, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию правонарушителей и предупреждению правонарушений.

Вместе с тем в определении роли административной ответственности на государственной и муниципальной службе сегодня господствует позиция, выраженная В. А. Козбаненко: «Основанием административной ответственности государственных служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается и как административный, и как дисциплинарный проступок»[242]. Собственно примеры ее реализации проанализированы выше — ст. 8 и 9 закона «О противодействии коррупции», ст. 37 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данное мнение противоречит общим правилам разграничения видов юридической ответственности. Объективно, что регламентация дисциплинарной и административной ответственности служащих осуществляется нормами административного законодательства, однако, эти нормы рассосредоточены в разных нормативных правовых актах.

Значимой проблемой является и широкое употребление в законодательстве об административных правонарушениях конструкции «должностное лицо». Не каждый государственный или муниципальный служащий будет рассматриваться как должностное лицо, а, следовательно, даже имея в наличии фактическое деяние, невозможно будет квалифицировать его как административный проступок.

Ю. Н. Старилов выделяет четыре условия, при которых для государственных и муниципальных служащих может наступать административная ответственность:

1) совершение действий, содержащих прямое нарушение общеобязательных административных правил и правил поведения;

2) издание приказов (распоряжений) и указаний, которые нарушают положения общеобязательных правил, то есть не соответствуют им;

3) невыполнение присущих им обязанностей по осуществлению контроля за исполнением подчиненными лицами установленных в нормативных актах общеобязательных правил поведения или административных процедур;

4) соблюдение установленных правил входит в круг должностных обязанностей и фиксируется в соответствующих должностных инструкциях[243].

Данное суждение более адекватно описывает возможности применения административной ответственности, однако, поскольку законодательство об административных правонарушениях в большей степени ориентировано на наказание юридических лиц и их представителей (должностных лиц), а также физических лиц, то значение административной ответственности в регулировании поведения государственных и муниципальных служащих, к сожалению, не велико.

Вместе с тем именно в рамках регулирования административной ответственности должны найти свою реализацию требования к служебному поведению, большая часть служебных (общих) обязанностей, ограничения и запреты, установленные в составе правового статуса служащих.

Среди составов административных проступков, совершение которых сегодня может повлечь применение административных наказаний в отношении государственных или муниципальных служащих, можно назвать следующие:

— нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1 КоАП РФ[244] (далее в этом параграфе указаны статьи КоАП РФ)); неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; непредставление сведений и материалов по запросу избирательной комиссии, комиссии референдума 9 (ст. 5.3); несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям, комиссиям референдума, кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума (ст. 5.21); использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (ст. 5.45);

— нарушение порядка рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59);

— незаконное предоставление земельных участков из состава земель историко-культурного назначения (ст. 7.16);

— несоблюдение требований законодательства о размещении заказов для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.29, 7.30, 7.31, 7.31.1, 7.32);

— нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12); лесов для их использования (ст. 8.24);

— нарушение правил защиты информации (ст. 13.12); разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14); нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20); нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет» (ст. 13.27); нарушение порядка предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 13.28);

— ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (ст. 14.9); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25); нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности (ст. 14.35);

— нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14);

— невыполнение законных требований члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (ст. 17.1); воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного по правам человека в РФ (ст. 17.2); нарушение порядка официального использования государственных символов РФ (ст. 17.10);

— несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) требований законодательства о государственном контроле (надзоре) (ст. 19.6.1); нарушение законодательства об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания (ст. 19.32).

Даже учитывая, что не только Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает составы административных проступков и соответствующие меры ответственности, но и законам субъектов РФ об административных правонарушениях[245] сегодня явно не хватает норм, устанавливающих административно-правовую ответственность государственных и муниципальных служащих.

Наши рекомендации