Цель выполнения и назначение курсовой работы
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Тематика и методические рекомендации
по выполнению курсовых работ
по специальности 030501.65 – Юриспруденция
Факультет: | юридический |
Категория обучающихся: | курсанты и слушатели |
Курсы: | 4-й (очная форма обучения) |
5-й (заочная форма обучения) | |
Рабочие учебные планы: | от 13.05.2005 г. с изм. 2006 г., 2007 г., 2009 г. и 2010 г. |
Рязань
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ
Цель выполнения и назначение курсовой работы
В учебном процессе важное место занимает курсовая работа, выполнение которой является одной из форм самостоятельной работы курсантов (слушателей) над изучением уголовного процесса и позволяет более глубоко и всесторонне усвоить тот или иной заинтересовавший курсанта (слушателя) вопрос, приобрести навыки научно-исследовательской работы, систематизировать, углубить и закрепить теоретические знания и практические навыки, научиться самостоятельно применять эти знания и практические навыки при решении служебных задач.
Наиболее подготовленным курсантам (слушателям) вместо выполнения курсовых работ могут даваться персональные задания по обобщению теории и практики деятельности органов дознания, следователей, прокуроров и судов по осуществлению ими уголовно-процессуальной деятельности, а также задания по изготовлению различных наглядных пособий, дидактических материалов и т.д. По решению кафедры за курсовую работу могут быть зачтены доклады курсантов (слушателей) на научно-практических конференциях, олимпиадах и т.д. В этих случаях доклады должны быть оформлены надлежащим образом и представлены на рассмотрение кафедры.
Успешное выполнение курсовой работы и ее защита зависят от того, насколько курсант (слушатель) четко представляет основные требования, предъявляемые к ней, их перечень следующий:
- научная актуальность и практическая значимость темы курсовой работы;
- раскрытие вопросов темы с позиций требований методологии развития правовой науки. В курсовой работе курсант (слушатель) должен показать знание и понимание тенденций развития уголовно-процессуальной науки и практики на основе обобщения положительного опыта деятельности правоохранительных органов России и зарубежных стран;
- связь с правоприменительной практикой;
- глубокое и точное знание норм уголовно-процессуального законодательства;
- самостоятельное и творческое выполнение курсовой работы, глубина изложения и освещения темы;
- использование публикаций из печати;
- соответствие требованиям, предъявляемым к объему, структуре изложения материала и оформления курсовой работы.
Выполнение курсовой работы по уголовному процессу имеет определенные особенности по сравнению с подготовкой курсовых работ по другим учебным дисциплинам. Не все вопросы уголовного процесса достаточно полно освещены в литературе, так как принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, имеется целый ряд спорных вопросов.
Эти и другие особенности требуют от курсантов (слушателей) внимательного изучения законодательных актов, ведомственных нормативных актов, имеющейся литературы, публикаций в периодической печати, использования опыта работы, который необходимо собирать и обобщать на практике.
Даже в тех случаях, когда курсант (слушатель) усвоил предмет и готов к выполнению работы, перед ним встают неясности, он не знает: как начать писать работу, как правильно оформлять ее и т.д. Поэтому настоящее методическое пособие призвано помочь курсантам (слушателям) найти ответы на вопросы, возникающие перед ними в процессе выполнения курсовой работы. В нем курсант (слушатель) найдет кроме методических указаний перечень тем курсовых работ, примерные планы их написания, которые не являются обязательными к заимствованию. Наоборот, предпочтительно, чтобы курсант (слушатель) сам определял план и структуру курсовой работы.
Выбор темы курсовой работы
Подбор темы является ответственным моментом. Прежде чем остановиться на той или иной теме, курсант (слушатель) должен тщательно изучить весь их перечень с учетом своих интересов и остановиться на одной из них.
При выборе необходимо учитывать возможности доступа к литературе по данной теме, условия для обобщения фактического материала, наличие примеров из практики деятельности органов дознания, следователей и др. Убедившись в том, что по данной теме литература имеется в необходимом количестве, есть возможность обобщить фактический материал, если это необходимо по избранной теме, курсант (слушатель) делает окончательный выбор.
После выбора тема регистрируется на кафедре (у преподавателя, ведущего занятия в группе). Курсанты (слушатели) могут обратиться на кафедру за помощью и советом при выборе темы курсовой работы. (При желании курсанты (слушатели) могут выполнить курсовую работу и на тему, не указанную в списке предлагаемых, обязательно предварительно согласовав ее с кафедрой).
В методическом пособии приведено достаточное количество тем курсовых работ, поэтому не допускается в учебной группе написание курсовой работы по одной и той же теме несколькими курсантами (слушателями). Вместе с тем не исключена возможность совместного, по разрешению преподавателя, изучения одной и той же темы группой курсантов (слушателей). В этом случае работа должна отличаться глубоким исследованием поставленных вопросов.
Хотелось бы порекомендовать, чтобы курсанты (слушатели) выбирали такую тему курсовой работы, материалы которой можно было бы использовать при написании дипломной работы, дополнительно поработав над ней во время обучения, а также при прохождении практики.
Составление плана курсовой работы
Структура курсовой работы по уголовному процессу предопределяется темой, характером избранной для разработки проблемы.
Рекомендованные кафедрой уголовного процесса темы для курсовых работ, наряду с введением и заключением, предполагают их реализацию, как правило, в двух-трех параграфах общим объемом 50-65 листов рукописного текста или 30-35 страниц машинописного текста через два интервала.
Кафедрой предлагаются примерные планы курсовых работ по некоторым темам. Курсант (слушатель) также вправе составить свой план курсовой работы, согласовав его с преподавателем. При составлении плана курсовой работы не следует тему дробить на большое количество параграфов или вопросов.
Курсовая работа должна состоять:
1) из небольшого введения, которое должно содержать, как минимум, ответы на следующие вопросы:
- актуальность темы (проблемы) в плане укрепления правопорядка и законности, борьбы с преступностью в стране в деятельности органов дознания, следователей, прокуроров, судей (судов), на основе действующего законодательства, постановлений Правительства РФ, решений коллегий и приказов Минюста РФ;
- определение общей направленности курсовой работы, круга основных, вопросов рассматриваемых в ней;
- указание на личный вклад в сборе и обработке материала, если при написании курсовой использовались материалы других исследований с участием автора, а также личный опыт работы автора в органах, уполномоченных осуществлять уголовно-процессуальную деятельность (если таков имеется);
2) двух-трех вопросов, которые могут быть разбиты не более чем на два подвопроса. При этом наименование параграфов не должно совпадать с наименованием работы в целом, а подвопросов - с наименованием параграфа;
3) заключения, где курсант (слушатель) должен кратко сформулировать: основные выводы по итогам рассмотрения избранной темы, вытекающие из ее содержания, предложения по совершенствованию правового регулирования уголовно-процессуальной деятельности, организации и деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда (судьи), по устранению имеющихся недостатков и др. Выводы и предложения должны быть достаточно аргументированы;
4) из списка литературы, которая была использована при подготовке курсовой работы.
Список литературы представляет собой перечень печатных источников, которыми руководствовался слушатель при написании работы и на которые по тексту сделаны ссылки. Литературные источники записываются в соответствии с принятыми стандартами.
Структура и объем курсовой работы отражаются в плане, который следует сразу за титульным листом.
Без четко определенной структуры курсовой работы невозможно всесторонне рассмотреть тему. Вот почему рекомендуется план работы согласовывать на кафедре.
Среди вопросов плана курсовой работы должен быть выделен основной, в котором раскрывается содержание темы, а остальные являются как бы вспомогательными, подводящими курсанта (слушателя) к раскрытию темы.
План курсовой работы в процессе ее написания или в период обобщения материала может быть изменен. Не исключено, что могут появиться новые вопросы, а некоторые из ранее намеченных могут отпасть. В этих случаях нет необходимости обращаться на кафедру для согласования нового плана.
Раздел 1. Нормативные акты
Раздел включает федеральные конституционные законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Государственной Думы и Правительства, постановления Пленума Верховного Суда РСФСР, РФ, положения, инструкции, рекомендации ФСИН и Минюста России по теме работы.
Раздел 2. Книги и статьи
Раздел состоит из перечня в алфавитном порядке учебников, пособий, монографий, статей, авторефератов диссертационных исследований.
Список литературы составляется по алфавиту и нумеруется сквозным образом в целом по обоим разделам.
Каждый литературный источник должен иметь следующие данные: Ф.И.О. автора, полное название, место издания, название издательства, год издания, количество страниц (Приложение 1).
Непосредственно перед написанием работы необходимо осмыслить собранный материал, при необходимости проконсультироваться у руководителя работы, определить, объем фактического материала, необходимого по каждому разделу.
Курсовая работа выполняется в свободные от занятий часы. Рекомендуется начать писать работу с изложения первого параграфа, затем второго и т.д. В последнюю очередь пишется введение и заключение.
После того, как работа будет написана, ее необходимо внимательно прочесть, устранить повторения, неточности и другие недостатки и после этого переписать начисто. Наличие грамматических ошибок, неправильных или устаревших (не используемых в законодательстве) терминов снижает качество выполняемой работы и, следовательно, оценку.
При изложении того или иного вопроса должна соблюдаться логичность, последовательность. Каждая глава заканчивается краткими выводами.
Практика показывает, что для раскрытия темы курсовая работа должна быть объемом 50-65 листов рукописного текста (страниц ученической тетради) или 30-35 листов машинописного текста через полуторный интервал.
Оформление курсовой работы
При оформлении курсовой работы необходимо соблюдать ряд обязательных требований. Во-первых, правильное оформление обложки и титульного листа.
Титульный лист курсовой работы оформляется следующим образом:
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ Кафедра уголовного процесса и криминалистики УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС КУРСОВАЯ РАБОТА на тему Курсанта (слушателя) _______________________ Научный руководитель________________________ Рязань 20__ |
Далее следует план курсовой работы.
Во-вторых, правильное оформление текста работы. Страницы должны иметь сквозную нумерацию, при этом титульный лист считается первой страницей, оглавление - второй, введение - третьей и т.д.
В тексте заголовки (наименования глав) оформляются крупным шрифтом, названия параграфов - мелким, между ними и текстом соблюдается интервал, равный трем строкам. Заголовки не подчеркиваются, точка в конце не ставится. Абзацы текста выделяются путем отступа от начала строки на пять позиций. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами (1., 1.1., 1.2., 2., 2.1., 2.2. и т.п.).
В курсовой работе применяются только общепринятые сокращения слов и названий учреждений (УПК РФ, УК РФ, ОВД, МЮ, ФСИН РФ и т.д.).
Если приводятся цитаты, ссылки на высказывания других авторов, об этом обязательно указывается в сносках, которые помещаются в нижней части того листа, на котором приводятся слова других авторов.
В конце работы следует указать список литературы, которой курсант (слушатель) пользовался при написании курсовой работы. Не допускается включение в этот список источников, которыми курсант (слушатель) фактически не пользовался.
Курсовая работы должна быть подписана курсантом (слушателем) с указанием даты ее выполнения.
В случае возникновения затруднений по оформлению работы рекомендуется обращаться к одному из используемых литературных источников последних лет издания и руководствоваться тем, как он оформлен.
Защита курсовой работы
В установленные учебным планом или кафедрой сроки написания (до 1 декабря – для курсантов юридического факультета очной формы обучения) курсовая работа сдается на кафедру. В течение десяти дней с момента регистрации работы на кафедре она должна быть проверена преподавателем.
Рецензия на курсовую работу составляется в письменном виде и возвращается вместе с курсовой работой курсанту (слушателю). Сообщается дата защиты курсовой работы. С момента вручения курсовой работы до защиты должно пройти не менее пятнадцати дней, чтобы курсант (слушатель) успел подготовить квалифицированные ответы на замечания, указанные в рецензии.
Результаты защиты оцениваются по четырехбалльной системе. Курсовая работа, не содержащая четкого и полного ответа на поставленные вопросы, переписанная механически из источников, написанная с использованием устаревших источников и законодательства, а также те работы, в которых отсутствует самостоятельный подход, к защите не допускаются, а возвращаются слушателям на доработку.
Курсовые работы, написанные явно небрежно, неразборчивым почерком, с множеством ошибок могут возвращаться курсантам (слушателям) без рецензирования.
Если в ходе защиты курсант (слушатель) не показывает достаточных знаний по рассматриваемой теме, то в этом случае ему выставляется неудовлетворительная оценка и работа возвращается на доработку с последующей ее защитой. При защите курсовой работы можно пользоваться подготовленными курсантом (слушателем) различного рода схемами, таблицами, планом ответа. Ответы на поставленные вопросы должны быть четкими, краткими, обоснованными существующим законодательством, содержать знание практики.
По результатам защиты отличная оценка может быть выставлена только при совокупности следующих условий:
- нет существенных замечаний по содержанию курсовой работы и преподавателем дана ей в целом положительная рецензия;
- курсант (слушатель) при написании курсовой работы и ее защите показал знание основных теоретических концепций по рассматриваемой проблеме (их авторов и источников, где они изложены); в совершенстве изучил законодательство, регулирующие рассматриваемые вопросы, а также знает состояние дел на практике по избранной теме курсовой работы;
- правильно ответил на дополнительные вопросы преподавателя по рассматриваемой теме.
Члены научного кружка по уголовному процессу, занимающиеся разработкой той или иной темы, по решению совета научного кружка, утвержденного кафедрой, могут представить на защиту не курсовую работу, а разработку той или иной темы, выполненную, например, в виде научного доклада, обсужденного на его заседании. В этом случае оценку за научный доклад, засчитываемый за курсовую работу, выставляет руководитель научного кружка.
II. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ
1. Уголовный процесс как вид государственной деятельности. Уголовно-процессуальная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы.
2. Понятие, признаки и система стадий уголовного процесса. Стадия исполнения приговора в системе стадий уголовного процесса.
3. Уголовно-процессуальный закон. Место и значение ведомственных нормативных актов ФСИН РФ при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.
4. Принципы уголовного судопроизводства и особенности их реализации в условиях исправительных учреждений.
5. Понятие и виды участников уголовного процесса.
6. Суд как государственный орган, осуществляющий функцию правосудия. Роль суда в стадии исполнения приговора.
7. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Начальник исправительного учреждения как начальник органа дознания.
8. Дознаватель: понятие и процессуальный статус. Дознаватель из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы.
9. Потерпевший из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.
10. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.
11. Подозреваемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.
12. Обвиняемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.
13. Процессуальные сроки, издержки и документы.
14. Понятие, виды и свойства доказательств в уголовном судопроизводстве. Результаты режимных и оперативных мероприятий как доказательства в уголовном судопроизводстве.
15. Процесс доказывания в уголовном процессе. Особенности процесса доказывания в условиях исправительных учреждений.
16. Источники доказательств: понятие, виды и содержание. Результаты режимных и оперативных мероприятий как источники доказательств.
17. Понятие, виды мер процессуального принуждения и особенности их применения в отношении осужденных, совершивших преступления в условиях исправительных учреждений.
18. Задержание как мера процессуального принуждения.
19. Понятие, виды и процессуальный порядок применения мер пресечения.
20. Меры пресечения, применяемые по судебному решению (залог, домашний арест).
21. Заключение под стражу как наиболее строгая мера пресечения и процессуальный порядок продления сроков содержания под стражей. Порядок содержания под стражей.
22. Понятие, виды и порядок применения иных мер процессуального принуждения.
23. Ходатайства в уголовном процессе. Реализация осужденными права на заявление ходатайств.
24. Институт обжалования в уголовном судопроизводстве. Процессуальный порядок обжалования осужденными действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам.
25. Институт реабилитации в уголовном процессе.
26. Возбуждение уголовного дела в условиях исправительного учреждения как первоначальная стадия уголовного процесса.
27. Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в условиях исправительного учреждения.
28. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела в условиях исправительного учреждения.
29. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела в условиях исправительного учреждения.
30. Понятие и реализация общих условия предварительного расследования при производстве неотложных следственных действий в исправительных учреждениях.
31. Предварительное следствие как одна из форм предварительного расследования. Взаимодействие следователя с учреждениями и органами, исполняющими наказания при осуществлении расследования.
32. Дознание в исправительных учреждениях.
33. Институт привлечения в качестве обвиняемого.
34. Понятие, виды следственных действий и процессуальный порядок их осуществления в исправительных учреждениях.
35. Следственные действия, связанные с собиранием и закреплением вещественных доказательств (осмотр, обыск, выемка и т.п.) и процессуальный порядок их производства в исправительных учреждениях.
36. Следственные действия, связанные с собиранием и закреплением интеллектуальных доказательств (показания различных участников уголовного процесса и т.п.) и процессуальный порядок их производства в исправительных учреждениях.
37. Основания, процессуальный порядок назначения и производства судебной экспертизы. Виды экспертиз.
38. Приостановление и возобновление предварительного следствия. Розыск по приостановленному уголовному делу.
39. Окончание предварительного следствия: понятие и формы.
40. Окончание предварительного следствия составлением обвинительного заключения.
41. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования.
42. Подсудность: понятие и виды.
43. Понятие, сущность и значение стадии назначение судебного заседания.
44. Предварительное слушание: понятие, основания и процессуальный порядок производства.
45. Общие условия судебного разбирательства и их применение в стадии исполнения приговора.
46. Судебное разбирательство – центральная стадия уголовного процесса. Процессуальный порядок судебного разбирательства в стадии исполнения приговора.
47. Понятие, свойства и значение приговора.
48. Производство по уголовным делам подсудным мировому судье. Порядок обращения осужденных с заявление по делам частного обвинения.
49. Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей.
50. Апелляционное производство. Реализация осужденными права на апелляционное обжалование судебных решений.
51. Кассационное производство. Реализация осужденными права на кассационное обжалование судебных решений.
52. Стадия исполнения приговора в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.
53. Производство в надзорной инстанции. Реализация осужденными права на обжалование судебных решений, вступивших в законную силу в надзорном порядке.
54. Возобновление дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
55. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
56. Производство по применению принудительных мер медицинского характера.
57. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
58. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.
59. Уголовный процесс зарубежных стран и стран СНГ (по желанию рассматривается уголовное судопроизводство любой из стран).
III. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ
ТЕМА 1. Уголовный процесс как вид государственной деятельности. Уголовно-процессуальная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие уголовного процесса как вида государственной деятельности. Особенности уголовно-процессуальной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.
2. Уголовно-процессуальные функции и участники их осуществляющие. Сотрудники учреждений и органов, исполняющих наказания, как участники уголовно-процессуальной деятельности.
3. Этапы осуществления уголовно-процессуальной деятельности (стадии уголовного судопроизводства).
4. Взаимосвязь уголовного процесса с криминалистикой, судебной медициной, оперативно-розыскной, административной, уголовно-исполнительной деятельностью, уголовным правом и реализация норм других отраслей права при раскрытии преступлений, расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел.
ТЕМА 2. Понятие и система стадий уголовного процесса. Стадия исполнения приговора в системе стадий уголовного процесса.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие, признаки и система стадий уголовного процесса.
2. Досудебные стадии уголовного процесса: задачи, участники, процессуальный порядок и виды итоговых решений.
3. Судебные стадии уголовного процесса: задачи, участники, процессуальный порядок и виды итоговых решений.
4. Понятие, сущность и значение стадии исполнения приговора.
ТЕМА 3. Уголовно-процессуальный закон. Место и значение ведомственных нормативных актов ФСИН РФ при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие уголовно-процессуального закона.
2. Понятие и виды источников уголовно-процессуального права. Система уголовно-процессуального законодательства.
3. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Обратная сила закона. Аналогия закона в уголовном судопроизводстве.
4. Место и значение нормативных актов ФСИН РФ при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.
ТЕМА 4. Принципы уголовного процесса и особенности их реализации в условиях исправительных учреждений.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие принципов уголовного судопроизводства и их классификация.
2. Система и общая характеристика принципов уголовного процесса и их закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве.
3. Международно-правовые договоры и документы в области отправления правосудия и их роль в формировании принципов уголовного процесса.
4. Реализация принципов уголовного судопроизводства в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.
ТЕМА 5. Понятие и виды участников уголовного процесса
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и классификация участников уголовного процесса. Соотношение понятий «участник уголовного процесса», «субъект уголовного процесса».
2. Суд как орган, осуществляющий функцию правосудия и иные участники уголовного судопроизводства.
3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
4. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.
ТЕМА 6. Суд как государственный орган, осуществляющий функцию правосудия. Роль суда в стадии исполнения приговора.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Суд (судья) как участник уголовного судопроизводства.
2. Полномочия суда (судьи) на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.
3. Подсудность уголовных дел: понятие и виды.
4. Полномочия судьи при разрешении вопросов, возникающих при исполнении приговора.
ТЕМА 7. Участники уголовного судопроизводства по стороны обвинения. Начальник исправительного учреждения как начальник органа дознания.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
2. Понятие и полномочия должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность (прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель). Полномочия начальников исправительных учреждений и следственных изоляторов как начальников органов дознания.
3. Процессуальное положение лиц, представляющих свои интересы или интересы третьих лиц, в процессе осуществления функции обвинения (потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя).
ТЕМА 8. Дознаватель: понятие и процессуальный статус. Дознаватель из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Дознаватель как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
2. Полномочия дознавателя на стадии возбуждения уголовного дела.
3. Полномочия дознавателя на стадии предварительного расследования.
4. Полномочия дознавателей из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы.
ТЕМА 9. Потерпевший из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие потерпевшего, отличие его от частного обвинителя и гражданского истца.
2. Права и обязанности потерпевшего в уголовном судопроизводстве. Особенности процессуального статуса потерпевшего из числа осужденных.
3. Реализация потерпевшими из числа осужденных процессуальных прав, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.
ТЕМА 10. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства со стороны защиты.
2. Понятие, права и обязанности обвиняемого, подозреваемого и законных представителей несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых. Понятие, процессуальное положение гражданского ответчика и его представителя.
3. Защитник, его права и обязанности. Лица, могущие исполнять обязанности защитника. Допуск защитника к участию в деле. Случаи обязательного участия защитника на предварительном следствии, в суде.
Тема 11. Подозреваемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие подозреваемого в уголовном судопроизводстве. Основания вовлечения подозреваемого в сферу уголовно-процессуальных отношений.
2. Признание подозреваемым при возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица. Права и обязанности подозреваемого.
3. Процессуальный порядок задержания по подозрению в совершении преступления и применения меры пресечения до предъявления обвинения.
4. Процессуальное положение подозреваемого при уведомлении его о подозрении в совершении преступления.
5. Процессуальный статус подозреваемого из числа осужденных.
ТЕМА 12. Обвиняемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие обвиняемого. Особенности процессуального статуса обвиняемого из числа осужденных.
2. Права и обязанности обвиняемого на досудебных стадиях. Реализация прав обвиняемыми из числа осужденных.
3. Права и обязанности обвиняемого в судебных стадиях. Реализация прав обвиняемыми из числа осужденных.
ТЕМА 13. Процессуальные сроки, издержки и документы.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Процессуальные сроки: понятие, значение, виды, порядок исчисления. Обязательность соблюдения процессуальных сроков. Возбуждение ходатайств, порядок продления и восстановления процессуальных сроков.
2. Процессуальные издержки: понятие и структура. Порядок и размеры возмещения понесенных расходов свидетелям, потерпевшим, экспертам, переводчикам и понятым. Выплата вознаграждения за выполнения обязанностей эксперта, специалиста, переводчика.
3. Понятие процессуальных документов, их виды, содержание, формы и значение в уголовном процессе.
ТЕМА 14. Понятие, свойства и виды доказательств. Результаты режимных и оперативных мероприятий как доказательства в уголовном судопроизводстве
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие, свойства и значение доказательств в уголовном процессе. Относимость и допустимость доказательств. Основания признания доказательств недопустимыми. Допустимость результатов режимных и оперативных мероприятий, осуществляемых в исправительных учреждениях.
2. Классификация доказательств. Косвенные и прямые; обвинительные и оправдательные; первоначальные и производные; интеллектуальные и вещественные доказательства.
3. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (предмет доказывания). Понятие пределов доказывания, их значение в уголовном судопроизводстве. Соотношение понятий предмет и пределы доказывания.
ТЕМА 15. Процесс доказывания в уголовном процессе. Особенности процесса доказывания в условиях исправительных учреждений
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Процесс доказывания. Его этапы. Субъекты процесса доказывания при расследовании преступлений, совершенных в исправительных учреждениях.
2. Способы собирания доказательств. Порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, следователю.
3. Участие в процессе доказывания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и иных участников уголовного процесса. Проверка доказательств.
4. Понятие и значение оценки доказательств. Понятие и значение преюдиции.
ТЕМА 16. Источники доказательств. Результаты режимных и оперативных мероприятий как источники доказательств
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и виды источников доказательств.
2. Показания различных участники уголовного судопроизводства как источники доказательств (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста).
3. Вещественные доказательства. Понятие, значение, виды. Оценка вещественных доказательств. Процессуальные гарантии их подлинности. Хранение вещественных доказательств и определение их судьбы при разрешении уголовного дела.
4. Документы, составляемые в процессе осуществления производства по уголовному делу, как источники доказательств (заключение эксперта, специалиста, протоколы следственных действий и судебного заседания, иные документы, в том числе акты режимных обысков и оперативно-розыскных мероприятий).
ТЕМА 17. Понятие, виды мер процессуального принуждения и особенности их применения в отношении осужденных, совершивших преступления в условиях исправительных учреждений
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения. Меры процессуального принуждения, применяемые в отношении осужденных, совершивших преступления в условиях исправительных учреждений.
2. Основания, мотивы и процессуальный порядок осуществления задержания по подозрению в совершении преступления.
3. Понятие, виды и процессуальный порядок применения мер пресечения.
4. Иные меры процессуального принуждения.
ТЕМА 18. Задержание как мера процессуального принуждения
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Задержание как мера процессуального принуждения. Основания, мотивы и порядок задержания подозреваемого. Личный обыск подозреваемого.
2. Порядок содержания подозреваемых под стражей. Уведомление о задержании подозреваемого. Права подозреваемых, задержанных по подозрению в совершении преступления.
3. Основания и процессуальный порядок освобождения подозреваемого.
ТЕМА 19. Понятие и виды мер пресечения
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и классификация мер пресечения.
2. Меры пресечения, не связанные с лишением свободы.
3. Основания и порядок применения меры пресечения – заключение под стражу.
4. Сроки содержания под стражей и порядок их продления.
ТЕМА 20. Меры пресечения, применяемые по судебному решению (залог, домашний арест)
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и виды мер пресечения. Меры пресечения, применяемые по судебному решению.
2. Залог: понятие, предмет залога, процессуальный порядок применения залога.
3. Домашний арест: понятие, процессуальный порядок применения и продления срока домашнего ареста.
ТЕМА 21. Заключение под стражу как наиболее строгая мера пресечения и процессуальный порядок продления сроков содержания под стражей. Порядок содержания под стражей
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Понятие и место заключения под стражу среди мер пресечения.
2. Основания и процессуальный порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Порядок продления сроков содержания под стражей.
3. Порядок содержания под стражей обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступления. Основания и порядок освобождения из-под стражи.
ТЕМА 22. Понятие, виды и порядок применения иных мер процессуальн