Цель выполнения и назначение курсовой работы

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

Тематика и методические рекомендации

по выполнению курсовых работ

по специальности 030501.65 – Юриспруденция

Факультет: юридический
Категория обучающихся: курсанты и слушатели
Курсы: 4-й (очная форма обучения)
  5-й (заочная форма обучения)
Рабочие учебные планы: от 13.05.2005 г. с изм. 2006 г., 2007 г., 2009 г. и 2010 г.
   

Рязань

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ

Цель выполнения и назначение курсовой работы

В учебном процессе важное место занимает курсовая работа, выполнение которой является одной из форм самостоятельной работы курсантов (слушателей) над изучением уголовного процесса и позво­ляет более глубоко и всесторонне усвоить тот или иной заинтере­совавший курсанта (слушателя) вопрос, приобрести навыки научно-исследова­тельской работы, систематизировать, углубить и закрепить теоре­тические знания и практические навыки, научиться самостоятельно применять эти знания и практические навыки при решении служебных задач.

Наиболее подготовленным курсантам (слушателям) вместо выполнения курсо­вых работ могут даваться персональные задания по обобщению теории и практики деятельности органов дознания, следователей, прокуроров и судов по осуществлению ими уголовно-процессуальной деятельности, а также задания по изготовлению различных наглядных пособий, дидактических материалов и т.д. По решению кафедры за курсовую работу могут быть зачтены доклады курсантов (слушателей) на научно-практических конференциях, олимпиадах и т.д. В этих случаях доклады должны быть оформлены надлежащим образом и представлены на рассмотрение кафедры.

Успешное выполнение курсовой работы и ее защита зависят от того, насколько курсант (слушатель) четко представляет основные требова­ния, предъявляемые к ней, их перечень следующий:

- научная актуальность и практическая значимость темы кур­совой работы;

- раскрытие вопросов темы с позиций требований методологии развития правовой науки. В курсовой работе курсант (слушатель) должен по­казать знание и понимание тенденций развития уголовно-процессуальной науки и практики на основе обобщения положительного опыта де­ятельности правоохранительных органов России и зарубежных стран;

- связь с правоприменительной практикой;

- глубокое и точное знание норм уголовно-процессуального законодательства;

- самостоятельное и творческое выполнение курсовой работы, глубина изложения и освещения темы;

- использование публикаций из печати;

- соответствие требованиям, предъявляемым к объему, струк­туре изложения материала и оформления курсовой работы.

Выполнение курсовой работы по уголовному процессу имеет определенные особенности по сравнению с подготовкой курсовых работ по другим учебным дисциплинам. Не все вопросы уголовного процесса достаточно полно освещены в литературе, так как принят новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, имеется целый ряд спорных вопросов.

Эти и другие особенности требуют от курсантов (слушателей) внимательно­го изучения законодательных актов, ведомственных нормативных ак­тов, имеющейся литературы, публикаций в периодической печати, использования опыта работы, который необходимо собирать и обоб­щать на практике.

Даже в тех случаях, когда курсант (слушатель) усвоил предмет и готов к выполнению работы, перед ним встают неясности, он не знает: как начать писать работу, как правильно оформлять ее и т.д. Поэтому настоящее методическое пособие призвано помочь курсантам (слушателям) найти ответы на вопросы, возникающие перед ними в процессе выполнения курсовой работы. В нем курсант (слушатель) найдет кроме методических ука­заний перечень тем курсовых работ, примерные планы их написания, которые не являются обязательными к заимствованию. Наоборот, предпочтительно, чтобы курсант (слушатель) сам определял план и структуру курсовой работы.

Выбор темы курсовой работы

Подбор темы является ответственным моментом. Прежде чем остановиться на той или иной теме, курсант (слушатель) должен тщательно изу­чить весь их перечень с учетом своих интересов и остановиться на одной из них.

При выборе необходимо учитывать возможности доступа к литературе по данной теме, условия для обобщения фактического мате­риала, наличие примеров из практики деятельности органов дознания, следователей и др. Убедившись в том, что по данной теме литература имеется в необходимом количестве, есть возможность обобщить фактический материал, если это необходимо по избранной теме, курсант (слушатель) делает окончательный выбор.

После выбора тема регистрируется на кафедре (у преподавателя, ведущего занятия в группе). Курсанты (слушатели) могут обратить­ся на кафедру за помощью и советом при выборе темы курсовой ра­боты. (При желании курсанты (слушатели) могут выполнить курсовую работу и на тему, не указанную в списке предлагаемых, обязательно предвари­тельно согласовав ее с кафедрой).

В методическом пособии приведено достаточное количество тем курсовых работ, поэтому не допускается в учебной группе написа­ние курсовой работы по одной и той же теме несколькими курсантами (слушате­лями). Вместе с тем не исключена возможность совместного, по раз­решению преподавателя, изучения одной и той же темы группой курсантов (слу­шателей). В этом случае работа должна отличаться глубоким иссле­дованием поставленных вопросов.

Хотелось бы порекомендовать, чтобы курсанты (слушатели) выбирали такую тему курсовой работы, материалы которой можно было бы использо­вать при написании дипломной работы, дополнительно поработав над ней во время обучения, а также при прохождении практики.

Составление плана курсовой работы

Структура курсовой работы по уголовному процессу предопределяется темой, характером избранной для разработки проблемы.

Рекомендованные кафедрой уголовного процесса темы для курсовых работ, наряду с введением и зак­лючением, предполагают их реализацию, как правило, в двух-трех параграфах общим объемом 50-65 листов рукописного текста или 30-35 страниц маши­нописного текста через два интервала.

Кафедрой предлагаются примерные планы курсовых работ по не­которым темам. Курсант (слушатель) также вправе составить свой план курсо­вой работы, согласовав его с преподавателем. При составлении плана курсовой работы не следует тему дробить на большое коли­чество параграфов или вопросов.

Курсовая работа должна состоять:

1) из небольшого введения, которое должно содержать, как мини­мум, ответы на следующие вопросы:

- актуальность темы (проблемы) в плане укрепления правопо­рядка и законности, борьбы с преступностью в стране в деятель­ности органов дознания, следователей, прокуроров, судей (судов), на основе действующего законодательства, постановлений Правительст­ва РФ, решений коллегий и приказов Минюста РФ;

- определение общей направленности курсовой работы, круга основных, вопросов рассматриваемых в ней;

- указание на личный вклад в сборе и обработке материала, если при написании курсовой использовались материалы дру­гих исследований с участием автора, а также личный опыт работы автора в органах, уполномоченных осуществлять уголовно-процессуальную деятельность (если таков имеется);

2) двух-трех вопросов, которые могут быть разбиты не более чем на два подвопроса. При этом наимено­вание параграфов не должно совпадать с наименованием работы в целом, а подвопросов - с наименованием параграфа;

3) заключения, где курсант (слушатель) должен кратко сформулиро­вать: основные выводы по итогам рассмотрения избранной темы, вы­текающие из ее содержания, предложения по совершенствованию пра­вового регулирования уголовно-процессуальной деятельности, организации и деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда (судьи), по устранению имеющихся недостатков и др. Выводы и предложения должны быть достаточно аргументированы;

4) из списка литературы, которая была использована при под­готовке курсовой работы.

Список литературы представляет собой перечень печатных ис­точников, которыми руководствовался слушатель при написании ра­боты и на которые по тексту сделаны ссылки. Литературные источ­ники записываются в соответствии с принятыми стандартами.

Структура и объем курсовой работы отражаются в плане, который следует сразу за титульным листом.

Без четко определенной структуры курсовой работы невозможно всесторонне рассмотреть тему. Вот почему рекомендуется план работы согласовывать на кафедре.

Среди вопросов плана курсовой ра­боты должен быть выделен основной, в котором раскрывается содер­жание темы, а остальные являются как бы вспомогательными, подво­дящими курсанта (слушателя) к раскрытию темы.

План курсовой работы в про­цессе ее написания или в период обобщения материала может быть изменен. Не исключено, что могут появиться новые вопросы, а не­которые из ранее намеченных могут отпасть. В этих случаях нет необходимости обращаться на кафедру для согласования нового пла­на.

Раздел 1. Нормативные акты

Раздел включает федеральные конституционные законы Российской Федерации, указы Прези­дента РФ, постановления Государственной Думы и Правительства, постановления Пленума Верховного Суда РСФСР, РФ, положения, инструкции, рекомендации ФСИН и Минюста России по теме работы.

Раздел 2. Книги и статьи

Раздел состоит из перечня в алфавитном по­рядке учебников, пособий, монографий, статей, авторефератов диссертационных исследований.

Список литературы составляется по алфавиту и нумеруется сквозным образом в целом по обоим разделам.

Каждый литературный источник должен иметь следующие данные: Ф.И.О. автора, полное название, место издания, название изда­тельства, год издания, количество страниц (Приложение 1).

Непосредственно перед написанием работы необходимо осмыс­лить собранный материал, при необходимости проконсультироваться у руководителя работы, определить, объем фактического материала, необходимого по каждому разделу.

Курсовая работа выполняется в свободные от занятий часы. Рекомендуется начать писать работу с изложения первого параграфа, затем второго и т.д. В последнюю очередь пишется введение и заключение.

После того, как работа будет написана, ее необходимо внима­тельно прочесть, устранить повторения, неточности и другие не­достатки и после этого переписать начисто. Наличие грамматичес­ких ошибок, неправильных или устаревших (не используемых в зако­нодательстве) терминов снижает качество выполняемой работы и, следовательно, оценку.

При изложении того или иного вопроса должна соблюдаться ло­гичность, последовательность. Каждая глава заканчивается кратки­ми выводами.

Практика показывает, что для раскрытия темы курсовая работа должна быть объемом 50-65 листов рукописного текста (страниц ученической тетради) или 30-35 листов машинописного текста через полуторный интервал.

Оформление курсовой работы

При оформлении курсовой работы необходимо соблюдать ряд обязательных требований. Во-первых, правильное оформление облож­ки и титульного листа.

Титульный лист курсовой работы оформляется следующим обра­зом:

  ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ   АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ   Кафедра уголовного процесса и криминалистики УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС КУРСОВАЯ РАБОТА на тему   Курсанта (слушателя) _______________________   Научный руководитель________________________     Рязань 20__    

Далее следует план курсовой работы.

Во-вторых, правильное оформление текста работы. Страницы должны иметь сквозную нумерацию, при этом титульный лист счита­ется первой страницей, оглавление - второй, введение - третьей и т.д.

В тексте заголовки (наименования глав) оформляются крупным шрифтом, названия параграфов - мелким, между ними и текстом соб­людается интервал, равный трем строкам. Заголовки не подчеркива­ются, точка в конце не ставится. Абзацы текста выделяются путем отступа от начала строки на пять позиций. Главы и параграфы нумеру­ются арабскими цифрами (1., 1.1., 1.2., 2., 2.1., 2.2. и т.п.).

В курсовой работе применяются только общепринятые сокраще­ния слов и названий учреждений (УПК РФ, УК РФ, ОВД, МЮ, ФСИН РФ и т.д.).

Если приводятся цитаты, ссылки на высказывания других авто­ров, об этом обязательно указывается в сносках, которые помеща­ются в нижней части того листа, на котором приводятся слова дру­гих авторов.

В конце работы следует указать список литературы, которой курсант (слушатель) пользовался при написании курсовой работы. Не допуска­ется включение в этот список источников, которыми курсант (слушатель) фак­тически не пользовался.

Курсовая работы должна быть подписана курсантом (слушателем) с указани­ем даты ее выполнения.

В случае возникновения затруднений по оформлению работы ре­комендуется обращаться к одному из используемых литературных ис­точников последних лет издания и руководствоваться тем, как он оформлен.

Защита курсовой работы

В установленные учебным планом или кафедрой сроки написания (до 1 декабря – для курсантов юридического факультета очной формы обучения) курсовая работа сдается на кафедру. В течение деся­ти дней с момента регистрации работы на кафедре она должна быть проверена преподавателем.

Рецензия на курсовую работу составляется в письменном виде и возвращается вместе с курсовой работой курсанту (слушателю). Сообщается дата защиты курсовой работы. С момента вручения курсовой работы до защиты должно пройти не менее пятнадцати дней, чтобы курсант (слуша­тель) успел подготовить квалифицированные ответы на замечания, указанные в рецензии.

Результаты защиты оцениваются по четырехбалльной системе. Курсовая работа, не содержащая четкого и полного ответа на пос­тавленные вопросы, переписанная механически из источников, напи­санная с использованием устаревших источников и законодательст­ва, а также те работы, в которых отсутствует самостоятельный подход, к защите не допускаются, а возвращаются слушателям на доработку.

Курсовые работы, написанные явно небрежно, неразбор­чивым почерком, с множеством ошибок могут возвращаться курсантам (слушате­лям) без рецензирования.

Если в ходе защиты курсант (слушатель) не показывает достаточных зна­ний по рассматриваемой теме, то в этом случае ему выставляется неудовлетворительная оценка и работа возвращается на доработку с последующей ее защитой. При защите курсовой работы можно пользо­ваться подготовленными курсантом (слушателем) различного рода схемами, таб­лицами, планом ответа. Ответы на поставленные вопросы должны быть четкими, краткими, обоснованными существующим законодатель­ством, содержать знание практики.

По результатам защиты отличная оценка может быть выставлена только при совокупности следующих условий:

- нет существенных замечаний по содержанию курсовой работы и преподавателем дана ей в целом положительная рецензия;

- курсант (слушатель) при написании курсовой работы и ее защите пока­зал знание основных теоретических концепций по рассматриваемой проблеме (их авторов и источников, где они изложены); в совер­шенстве изучил законодательство, регулирующие рассматриваемые вопросы, а также знает состояние дел на практике по избранной теме курсовой работы;

- правильно ответил на дополнительные вопросы преподавателя по рассматриваемой теме.

Члены научного кружка по уголовному процессу, за­нимающиеся разработкой той или иной темы, по решению совета на­учного кружка, утвержденного кафедрой, могут представить на за­щиту не курсовую работу, а разработку той или иной темы, выпол­ненную, например, в виде научного доклада, обсужденного на его заседании. В этом случае оценку за научный доклад, засчитываемый за курсовую работу, выставляет руководитель научного кружка.

II. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ

1. Уголовный процесс как вид государственной деятельности. Уголовно-процессуальная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

2. Понятие, признаки и система стадий уголовного процесса. Стадия исполнения приговора в системе стадий уголовного процесса.

3. Уголовно-процессуальный закон. Место и значение ведомственных нормативных актов ФСИН РФ при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.

4. Принципы уголовного судопроизводства и особенности их реализации в условиях исправительных учреждений.

5. Понятие и виды участников уголовного процесса.

6. Суд как государственный орган, осуществляющий функцию правосудия. Роль суда в стадии исполнения приговора.

7. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения. Начальник исправительного учреждения как начальник органа дознания.

8. Дознаватель: понятие и процессуальный статус. Дознаватель из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы.

9. Потерпевший из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.

10. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.

11. Подозреваемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.

12. Обвиняемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.

13. Процессуальные сроки, издержки и документы.

14. Понятие, виды и свойства доказательств в уголовном судопроизводстве. Результаты режимных и оперативных мероприятий как доказательства в уголовном судопроизводстве.

15. Процесс доказывания в уголовном процессе. Особенности процесса доказывания в условиях исправительных учреждений.

16. Источники доказательств: понятие, виды и содержание. Результаты режимных и оперативных мероприятий как источники доказательств.

17. Понятие, виды мер процессуального принуждения и особенности их применения в отношении осужденных, совершивших преступления в условиях исправительных учреждений.

18. Задержание как мера процессуального принуждения.

19. Понятие, виды и процессуальный порядок применения мер пресечения.

20. Меры пресечения, применяемые по судебному решению (залог, домашний арест).

21. Заключение под стражу как наиболее строгая мера пресечения и процессуальный порядок продления сроков содержания под стражей. Порядок содержания под стражей.

22. Понятие, виды и порядок применения иных мер процессуального принуждения.

23. Ходатайства в уголовном процессе. Реализация осужденными права на заявление ходатайств.

24. Институт обжалования в уголовном судопроизводстве. Процессуальный порядок обжалования осужденными действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих производство по уголовным делам.

25. Институт реабилитации в уголовном процессе.

26. Возбуждение уголовного дела в условиях исправительного учреждения как первоначальная стадия уголовного процесса.

27. Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в условиях исправительного учреждения.

28. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела в условиях исправительного учреждения.

29. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела в условиях исправительного учреждения.

30. Понятие и реализация общих условия предварительного расследования при производстве неотложных следственных действий в исправительных учреждениях.

31. Предварительное следствие как одна из форм предварительного расследования. Взаимодействие следователя с учреждениями и органами, исполняющими наказания при осуществлении расследования.

32. Дознание в исправительных учреждениях.

33. Институт привлечения в качестве обвиняемого.

34. Понятие, виды следственных действий и процессуальный порядок их осуществления в исправительных учреждениях.

35. Следственные действия, связанные с собиранием и закреплением вещественных доказательств (осмотр, обыск, выемка и т.п.) и процессуальный порядок их производства в исправительных учреждениях.

36. Следственные действия, связанные с собиранием и закреплением интеллектуальных доказательств (показания различных участников уголовного процесса и т.п.) и процессуальный порядок их производства в исправительных учреждениях.

37. Основания, процессуальный порядок назначения и производства судебной экспертизы. Виды экспертиз.

38. Приостановление и возобновление предварительного следствия. Розыск по приостановленному уголовному делу.

39. Окончание предварительного следствия: понятие и формы.

40. Окончание предварительного следствия составлением обвинительного заключения.

41. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования.

42. Подсудность: понятие и виды.

43. Понятие, сущность и значение стадии назначение судебного заседания.

44. Предварительное слушание: понятие, основания и процессуальный порядок производства.

45. Общие условия судебного разбирательства и их применение в стадии исполнения приговора.

46. Судебное разбирательство – центральная стадия уголовного процесса. Процессуальный порядок судебного разбирательства в стадии исполнения приговора.

47. Понятие, свойства и значение приговора.

48. Производство по уголовным делам подсудным мировому судье. Порядок обращения осужденных с заявление по делам частного обвинения.

49. Производство по уголовным делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей.

50. Апелляционное производство. Реализация осужденными права на апелляционное обжалование судебных решений.

51. Кассационное производство. Реализация осужденными права на кассационное обжалование судебных решений.

52. Стадия исполнения приговора в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы.

53. Производство в надзорной инстанции. Реализация осужденными права на обжалование судебных решений, вступивших в законную силу в надзорном порядке.

54. Возобновление дела ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

55. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

56. Производство по применению принудительных мер медицинского характера.

57. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

58. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства.

59. Уголовный процесс зарубежных стран и стран СНГ (по желанию рассматривается уголовное судопроизводство любой из стран).

III. ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО УГОЛОВНОМУ ПРОЦЕССУ

ТЕМА 1. Уголовный процесс как вид государственной деятельности. Уголовно-процессуальная деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие уголовного процесса как вида государственной дея­тельности. Особенности уголовно-процессуальной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы.

2. Уголовно-про­цессуальные функции и участники их осуществляющие. Сотрудники учреждений и органов, исполняющих наказания, как участники уголовно-процессуальной деятельности.

3. Этапы осуществления уголовно-процессуальной деятельности (стадии уголовного судопроизводства).

4. Взаимосвязь уголовного процесса с криминалистикой, судеб­ной медициной, оперативно-розыскной, административной, уголов­но-исполнительной деятельностью, уголовным правом и реализация норм других отраслей права при раскрытии преступлений, расследовании, рассмотрении и разрешении уголовных дел.

ТЕМА 2. Понятие и система стадий уголовного процесса. Стадия исполнения приговора в системе стадий уголовного процесса.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие, признаки и система стадий уголовного процесса.

2. Досудебные стадии уголовного процесса: задачи, участники, процессуальный порядок и виды итоговых решений.

3. Судебные стадии уголовного процесса: задачи, участники, процессуальный порядок и виды итоговых решений.

4. Понятие, сущность и значение стадии исполнения приговора.

ТЕМА 3. Уголовно-процессуальный закон. Место и значение ведомственных нормативных актов ФСИН РФ при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие уголовно-процессуального закона.

2. Понятие и виды ис­точников уголовно-процессуального права. Система уголовно-процессуального законодательства.

3. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Обратная сила закона. Аналогия закона в уголовном судопроизводстве.

4. Место и значение нормативных актов ФСИН РФ при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности.

ТЕМА 4. Принципы уголовного процесса и особенности их реализации в условиях исправительных учреждений.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие принципов уголовного судопроизводства и их классификация.

2. Система и общая характеристика принципов уголовного процесса и их закрепление в уголовно-процессуальном законодательстве.

3. Международно-правовые договоры и документы в области отправления правосудия и их роль в формировании принципов уголовного процесса.

4. Реализация принципов уголовного судопроизводства в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания.

ТЕМА 5. Понятие и виды участников уголовного процесса

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и классификация участников уголовного процесса. Соотношение понятий «участник уголовного процесса», «субъект уголовного процесса».

2. Суд как орган, осуществляющий функцию правосудия и иные участники уголовного судопроизводства.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

4. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.

ТЕМА 6. Суд как государственный орган, осуществляющий функцию правосудия. Роль суда в стадии исполнения приговора.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Суд (судья) как участник уголовного судопроизводства.

2. Полномочия суда (судьи) на досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

3. Подсудность уголовных дел: понятие и виды.

4. Полномочия судьи при разрешении вопросов, возникающих при исполнении приговора.

ТЕМА 7. Участники уголовного судопроизводства по стороны обвинения. Начальник исправительного учреждения как начальник органа дознания.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

2. Понятие и полномочия должностных лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность (прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель). Полномочия начальников исправительных учреждений и следственных изоляторов как начальников органов дознания.

3. Процессуальное положение лиц, представляющих свои интересы или интересы третьих лиц, в процессе осуществления функции обвинения (потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя).

ТЕМА 8. Дознаватель: понятие и процессуальный статус. Дознаватель из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Дознаватель как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения.

2. Полномочия дознавателя на стадии возбуждения уголовного дела.

3. Полномочия дознавателя на стадии предварительного расследования.

4. Полномочия дознавателей из числа сотрудников уголовно-исполнительной системы.

ТЕМА 9. Потерпевший из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие потерпевшего, отличие его от частного обвинителя и гражданского истца.

2. Права и обязанности потерпевшего в уголовном судопроизводстве. Особенности процессуального статуса потерпевшего из числа осужденных.

3. Реализация потерпевшими из числа осужденных процессуальных прав, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

ТЕМА 10. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства со стороны защиты.

2. Понятие, права и обязанности обвиняемого, подозреваемого и законных представителей несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых. Понятие, процессуальное по­ложение гражданского ответчика и его предс­тавителя.

3. Защитник, его права и обязанности. Лица, могущие исполнять обязанности защитника. Допуск защитника к участию в деле. Случаи обязательного участия защитника на предварительном следствии, в суде.

Тема 11. Подозреваемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие подозреваемого в уголовном судопроизводстве. Основания вовлечения подозреваемого в сферу уголовно-процессуальных отношений.

2. Признание подозреваемым при возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица. Права и обязанности подозреваемого.

3. Процессуальный порядок задержания по подозрению в совершении преступления и применения меры пресечения до предъявления обвинения.

4. Процессуальное положение подозреваемого при уведомлении его о подозрении в совершении преступления.

5. Процессуальный статус подозреваемого из числа осужденных.

ТЕМА 12. Обвиняемый из числа осужденных к лишению свободы как участник уголовного судопроизводства.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие обвиняемого. Особенности процессуального статуса обвиняемого из числа осужденных.

2. Права и обязанности обвиняемого на досудебных стадиях. Реализация прав обвиняемыми из числа осужденных.

3. Права и обязанности обвиняемого в судебных стадиях. Реализация прав обвиняемыми из числа осужденных.

ТЕМА 13. Процессуальные сроки, издержки и документы.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Процессуальные сроки: понятие, значение, виды, порядок ис­числения. Обязательность соблюдения процессуальных сроков. Воз­буждение ходатайств, порядок продления и восстановления процессу­альных сроков.

2. Процессуальные издержки: понятие и структура. Порядок и размеры возмещения понесенных расходов свидетелям, потерпевшим, экспер­там, переводчикам и понятым. Выплата вознаграждения за выполнения обязанностей эксперта, специалиста, переводчика.

3. Понятие процессуальных документов, их виды, содержание, фор­мы и значение в уголовном процессе.

ТЕМА 14. Понятие, свойства и виды доказательств. Результаты режимных и оперативных мероприятий как доказательства в уголовном судопроизводстве

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие, свойства и значение доказательств в уголовном процессе. Относимость и допустимость доказательств. Основания признания доказательств недопустимыми. Допустимость результатов режимных и оперативных мероприятий, осуществляемых в исправительных учреждениях.

2. Классификация доказательств. Косвенные и прямые; обвинительные и оправдательные; первоначальные и производные; интеллектуальные и вещественные доказательства.

3. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу (предмет доказывания). Понятие пределов доказывания, их значение в уголовном судопроизводстве. Соотношение понятий предмет и пределы доказывания.

ТЕМА 15. Процесс доказывания в уголовном процессе. Особенности процесса доказывания в условиях исправительных учреждений

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Процесс доказывания. Его этапы. Субъекты процесса доказывания при расследовании преступлений, совершенных в исправительных учреждениях.

2. Способы собирания доказа­тельств. Порядок предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, следователю.

3. Участие в процессе доказывания подозреваемо­го, обвиняемого, потерпевшего и иных участников уголовного про­цесса. Проверка доказательств.

4. Понятие и значение оценки доказательств. Понятие и значение преюдиции.

ТЕМА 16. Источники доказательств. Результаты режимных и оперативных мероприятий как источники доказательств

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и виды источни­ков доказательств.

2. Показания различных участники уголовного судопроизводства как источники доказательств (подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста).

3. Вещественные доказательства. Понятие, значение, виды. Оценка вещественных доказательств. Процессуальные гарантии их подлиннос­ти. Хранение вещественных доказательств и определение их судьбы при разрешении уголовного дела.

4. Документы, составляемые в процессе осуществления производства по уголовному делу, как источники доказательств (заключение эксперта, специалиста, протоколы следственных действий и судебного заседания, иные документы, в том числе акты режимных обысков и оперативно-розыскных мероприятий).

ТЕМА 17. Понятие, виды мер процессуального принуждения и особенности их применения в отношении осужденных, совершивших преступления в условиях исправительных учреждений

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и классификация мер процессуального принуждения. Меры процессуального принуждения, применяемые в отношении осужденных, совершивших преступления в условиях исправительных учреждений.

2. Основания, мотивы и процессуальный порядок осуществления задержания по подозрению в совершении преступления.

3. Понятие, виды и процессуальный порядок применения мер пресечения.

4. Иные меры процессуального принуждения.

ТЕМА 18. Задержание как мера процессуального принуждения

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Задержание как мера процессуального принуждения. Основания, мотивы и порядок задержания подозреваемого. Личный обыск подозреваемого.

2. Порядок содержания подозреваемых под стражей. Уведомление о задержании подозреваемого. Права подозреваемых, задержанных по подозрению в совершении преступления.

3. Основания и процессуальный порядок освобождения подозреваемого.

ТЕМА 19. Понятие и виды мер пресечения

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и классификация мер пресечения.

2. Меры пресечения, не связанные с лишением свободы.

3. Основания и порядок применения меры пресечения – заключение под стражу.

4. Сроки содержания под стражей и порядок их продления.

ТЕМА 20. Меры пресечения, применяемые по судебному решению (залог, домашний арест)

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и виды мер пресечения. Меры пресечения, применяемые по судебному решению.

2. Залог: понятие, предмет залога, процессуальный порядок применения залога.

3. Домашний арест: понятие, процессуальный порядок применения и продления срока домашнего ареста.

ТЕМА 21. Заключение под стражу как наиболее строгая мера пресечения и процессуальный порядок продления сроков содержания под стражей. Порядок содержания под стражей

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Понятие и место заключения под стражу среди мер пресечения.

2. Основания и процессуальный порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Порядок продления сроков содержания под стражей.

3. Порядок содержания под стражей обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступления. Основания и порядок освобождения из-под стражи.

ТЕМА 22. Понятие, виды и порядок применения иных мер процессуальн

Наши рекомендации