Б1.в.дв.4.3 «профессиональная социализация лиц с
Б1.В.ДВ.4.3 «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
программа подготовки «Судебная власть; прокурорский надзор; организация правоохранительной деятельности; адвокатура; нотариат»
квалификация магистр
формы обучения – очная, заочная
Год набора 2018
Ростов-на-Дону, 2018г.
Автор-составитель
К.пол.н., доцент
кафедры социологии Иванова А.А.
Заведующий кафедрой
социологии
д.ф.н., профессор Зинченко Г.П.
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
|
|
|
|
6.1. Основная литература |
6.2. Дополнительная литература |
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы |
6.4. Нормативные правовые документы |
6.5. Интернет-ресурсы |
6.6. Иные источники |
|
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы
1.1. Дисциплина Б1.В.ДВ.4.3 «Профессиональная социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья»обеспечивает овладение следующими компетенциями с учетом этапа:
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ОПК-7 | способность организовать и планировать свою деятельность, применять полученные знания для формирования собственной жизненной стратегии | ОПК-7.2 | способность эффективно применять методы рациональной организации и планирования профессиональной деятельности и расставления приоритетов при применении полученных знаний для формирования собственной жизненной стратегии с учетом приоритетных задач |
1.2. В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы:
ОТФ/ТФ (при наличии профстандарта) | Код этапа освоения компетенции | Результаты обучения |
организация и реализация деятельности в сфере информационно-аналитической, проектно-управленческой, научно-исследовательской и учебно-методической сферах | ОПК-7.2 | на уровне знаний: понятие и этапы социальной адаптации; механизмы социальной адаптации инвалидов |
на уровне умений: применение механизмов социальной адаптации на практике | ||
на уровне навыков: использование норм позитивного социального поведения; профессиональной аргументации при разборе актуальных ситуаций в профессиональной деятельности |
2. Объем и место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
Объем дисциплины:
Дисциплина изучается на 1 курсе 1 семестра и на 2 курсе 3 семестра для очной и заочной форм обучения. Для изучения дисциплины предусмотрено 3 з.е.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы; количество академических часов – 108/81, в т.ч. на очной форме обучения на контактную работу – 28/21 часов, на самостоятельную работу обучающегося – 80/60 часа, на заочной форме обучения на контактную работу – 16/12 часов, на самостоятельную работу обучающегося – 88/66 часа, на контроль – 4/3 часа. Освоение дисциплины опирается на минимально необходимый объем теоретических знаний в области основ политологии, а также на приобретенные ранее умения и навыки в социологии, социологии коммуникаций.
Место дисциплины в структуре ОП ВО:
Данная дисциплина базируется на компетенциях и составляющих их знаниях, умениях и навыках сформированных при получении предыдущего уровня образования. Дисциплина «Профессиональная социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья» относится к вариативной части Блока 1 учебного плана подготовки магистров по направлению 41.04.04 «Политология» программа «Политические институты и процессы». Кроме того, дисциплина позволяет любому обучающемуся получить знания, умения и навыки, необходимые для успешной деятельности будущего специалиста в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья и инвалидами по зрению, слуху, с нарушением интеллекта, речевых функций, с поражением опорно-двигательного аппарата.
Дисциплина реализуется после изучения дисциплины: Б1.В.ОД.1 Политическая философия и социология. Дисциплина формирует знания необходимые для изучения таких дисциплин как: Б1.Б.6 Педагогика высшей школы. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета.
3. Содержание и структура дисциплины (модуля)
Таблица 1.
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Объем дисциплины, час. | Форма текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации | ||||||||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | СР | |||||||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР | ||||||||||
Очная форма обучения | |||||||||||||
Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия | 12/9 | 2/1,5 | 4/3 | 16/12 | Опрос Дискуссия Реферат Тест | ||||||||
Основы гражданского и семейного законодательства | 32/24 | 4/3 | 16/12 | Опрос Дискуссия Реферат Тест | |||||||||
Основы трудового законодательства. Особенности регулирования труда лиц с ограниченными возможностями здоровья | 12/9 | 4/3 | 16/12 | Опрос Дискуссия Реферат Тест | |||||||||
Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья | 12/9 | 2/1,5 | 6/4,5 | 16/12 | Опрос Дискуссия Реферат Тест | ||||||||
Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья | 12/9 | 6/4,5 | 16/12 | Опрос Дискуссия Реферат Тест | |||||||||
Промежуточная аттестация | зачет | ||||||||||||
Всего: | 72/54 | 4/3 | 18/13,5 | 50/37,5 | |||||||||
Заочная форма обучения | |||||||||||||
Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия | 24/18 | 2/1,5 | 4/3 | 18/13,5 | Опрос Дискуссия Реферат Тест | ||||||||
Основы гражданского и семейного законодательства | 22/16,5 | 4/3 | 18/13,5 | Опрос Дискуссия Реферат Тест | |||||||||
Основы трудового законодательства. Особенности регулирования труда лиц с ограниченными возможностями здоровья | 20/15 | 2/1,5 | 18/13,5 | Опрос Дискуссия Реферат Тест | |||||||||
Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья | 20/15 | 2/1,5 | 18/13,5 | Опрос Дискуссия Реферат Тест | |||||||||
Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья | 18/13,5 | 2/1,5 | 16/12 | Опрос Дискуссия Реферат Тест | |||||||||
Промежуточная аттестация | зачет | ||||||||||||
Всего: | 72/54 | 2/1,5 | 10/7,5 | 4/3 | 56/42 | ||||||||
* – курсовые проекты (КП), курсовые работы (КР), контрольные работы (К), опрос (О), тестирование (Т), коллоквиум (Кол), эссе (Эс), реферат (Реф), дискуссия (Д) и др.
** - формы промежуточной аттестации: экзамен (Экз), зачет (За), зачет с оценкой (ЗаО) и др.
Содержание дисциплины (модуля)
Тема 1 . Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия
Понятие социализации. Теоретические и практические проблемы. Представление о механизмах социализации личности. Основные стадии социализации.
Механизмы адаптации личности в группе. Понятие социально-психологической адаптации личности. Сущность и содержание понятий «адаптация», «адаптированность», «уровни адаптированности». Типы адаптивного поведения личности и факторы, их определяющие. Динамика процесса адаптации личности в измененных социальных условиях. Первичная и вторичная адаптации. Стадии адаптивного процесса. Критерии и показатели адаптированности личности и методика их определения. Условия и пути оптимизации социально-психологической адаптации личности
Тема 2. Основы трудового законодательства. Особенности регулирования профессиональной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья
Понятие труда и его роль в обществе. Формы общественной организации труда. Основные тенденции регулирования труда лиц с ограниченными возможностями здоровья
Тема 3 . Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья при осуществлении профессиональной деятельности
Типы и виды ограниченных возможностей. Реабилитация: сущность, цели, задачи, виды. Реабилитация различных категорий лиц с ограниченными возможностями.
Тема 4 . Трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья
Свобода труда и организационно-правовые формы реализации способности к труду. Трудовой договор как основная форма реализации права на труд и применения труда граждан. Трудовой договор и сфера действия трудового законодательства. Понятие и значение трудового договора.
4. Материалы текущего контроля успеваемости обучающихся и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)
Тема деловой игры.
Концепция игры.
· Составление эффективной презентации вашего профессионального опыта с опорой на ваши сильные стороны и конкурентные преимущества.
· Анализ вашего индивидуального стиля поведения на собеседовании, выбор наиболее эффективных форм поведения.
· Адаптация самопрезентации для различных интервьюеров: консультант рекрутингового агентства, представитель executive search агентства, внутренний HR-менеджер компании, топ-менеджер/линейный руководитель, владелец бизнеса.
· Рекомендации, как получить важную информацию о компании и позиции от интервьюера.
· Проработка сложных и провокационных вопросов интервью.
· Рекомендации по прохождению «стресс-интервью».
· Анализ типичных ошибок при прохождении собеседования.
· Рекомендации по проведению переговоров о компенсационном пакете и условиях работы.
· Рекомендации, как получить обратную связь по итогам интервью и построить дальнейшее взаимодействие с интервьюером.
· Подготовка к успешному прохождению интервью по телефону, скайпу.
Участники деловой игры.
Деловая игра проходит среди студентов одной группы, которые разбиваются на команды (не более 5 команд). Способы формирования команд: жеребьевка, случайный выбор, взаимные симпатии и другие.
4. Ожидаемые результаты:
- получение навыков самопрезентации;
- овладение навыками работы с методическими рекомендациями по профориентационным мероприятиям.
Формируемые компетенции
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ОПК-7 | способность организовать и планировать свою деятельность, применять полученные знания для формирования собственной жизненной стратегии | ОПК-7.2 | способность эффективно применять методы рациональной организации и планирования профессиональной деятельности и расставления приоритетов при применении полученных знаний для формирования собственной жизненной стратегии с учетом приоритетных задач |
Типовые оценочные средства
При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены или могут использоваться собственные технические средства;
При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на выполнение заданий.
Инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме, в письменной форме на языке Брайля, устно с использованием услуг сурдопереводчика).
Доступная форма предоставления заданий оценочных средств: в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в печатной форме шрифтом Брайля, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода).
Доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, письменно на языке Брайля, с использованием услуг ассистента, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине может проводиться в несколько этапов.
Проведение процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается с использованием дистанционных образовательных технологий.
Примерный тест
Закрытые тесты с одним правильным ответом - необходимо выбрать из предложенных вариантов только один правильный ответ.
Например:
1. Какой из ответов не относится к особенностям рынка труда переходного периода в России:
А) рост уровня безработицы;
Б) отсутствие неформальной занятости на рынке труда;
В) высокий уровень структурной безработицы;
Г) глубокая территориальная дифференциация занятости.
Критерии оценки тестов
Студенту при правильном решении тестового задания присваивается 1 балл. Общая сумма баллов по теме соответствует количеству тестовых заданий.
На решение одного теста дается 2 минуты.
Перевод полученных за аттестационный тест баллов в пятибалльную шкалу оценок проводится исходя из правил, размещенных в таблице.
Показатель | Баллы | |||
Зачет | Оценки за экзамен или дифференцированный зачет | |||
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | ||
Процент набранных баллов из 100% возможных | 10 и выше | 10 – 9 | 8 – 7 | 6 – 5 |
Примерные темы рефератов
1.Публичная политика и социальные интересы.
2.Выработка и анализ социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Критерии оценки
За подготовку реферата студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.
Критерий оценки | Содержание | Баллы |
Новизна материала | - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста | |
Обоснованность выбора источников | - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) статистические данные | |
Степень раскрытия сущности вопроса | - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме | |
Соблюдение требований к оформлению | - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению реферата |
Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.
Количество баллов | Оценка | Зачет |
9-10 | Отлично | Зачтено |
7-8 | Хорошо | |
5-6 | Удовлетворительно | |
0–4 | Неудовлетворительно | Не зачтено |
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы бакалавра: посещение лекций, семинарских занятий, написание эссе, рефератов, выполнение домашних заданий, контрольных работ.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация, с заранее запланированными ошибками.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные рефераты, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается бакалавром из предложенного перечня тем. На семинаре бакалавр проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме: домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль, работа с мультимедиа курсом.
Требования к выполнению самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии заданием преподавателя.
2. Результаты самостоятельной работы должны иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
3. Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть исполнена самостоятельно, оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, составление глоссария, подготовка к опросу, написание реферата, подготовка презентации по реферату, решение контрольных задач.
6. Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
6.1 Основная литература
1) Захарова, Т. И. Социальное страхование и социальная защита. Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / Захарова Т. И.. - Москва : Евразийский открытый институт, 2010. - 244 с. Полный текст находится в ЭБС "Университетская библиотека онлайн".
2) Соколов, В. А. Пенсии по инвалидности и потере кормильца. Как получить [Электронный ресурс] / Соколов В. А.. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2010. - 240 с. Полный текст находится в ЭБС "Университетская библиотека онлайн".
3) Диордиева, О. Н. Гражданское процессуальное право. Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / Диордиева О. Н.. - Москва : Евразийский открытый институт, 2011. - 295 с. Полный текст находится в ЭБС "Университетская библиотека онлайн".
4) Муратова, Светлана Александровна. Семейное право : учебник / С. А. Муратова. - 4-е изд., перераб. и доп.. - М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2009. - 367 с.. - (Dura lex, sed lex)
5) Вайсбурд, В. А. Экономика труда. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Вайсбурд В. А.. - Москва : Омега-Л, 2011. - 376 с. Полный текст находится в ЭБС "Университетская библиотека онлайн".
6) Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум [Электронный ресурс] / Мачульская Е. Е.. - Москва : Книжный мир, 2010. - 416 с.. - (Высшая школа) Полный текст находится в ЭБС "Университетская библиотека онлайн".
6.2. Дополнительная литература
1) Карачев, Д. Г. Трудовой кодекс РФ с постатейной судебной практикой [Электронный ресурс] / Карачев Д. Г.. - Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2008. - 592 с. Полный текст находится в ЭБС "Университетская библиотека онлайн".
2) Мазунина, Мария Владимировна. Рынок труда : учеб. пособие для студентов направления 080100.62, 080400.62 / М. В. Мазунина ; ВятГУ, ФЭМ, каф. ЭК. - Киров : [б. и.], 2014. - 151 с.. - Библиогр.: с. 147-151. - 100 экз.
3) Агибалова, В. О. Гражданское право. Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Агибалова В. О.. - Москва : Юнити-Дана, 2012. - 415 с. Полный текст находится в ЭБС "Университетская библиотека онлайн".
4) Балашов, А. И. Правоведение : учебник / А. И. Балашов, Г. П. Рудаков. - 3-е изд., доп. и перераб.. - СПб. : Питер, 2008. - 459 с.. - (Учебник для вузов). - Библиогр.: с.454-459 (109 назв.)
5) Журавлев, Анатолий Лактионович. Социальная психология / А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М. А. Красников ; под общ. науч. peд. А. Л. Журавлева. - М. : ФОРУМ-ИНФРА-М, 2008. - 412 с.
6) Кривошеина, С. К. Законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Кривошеина С. К.. - Москва : Лаборатория книги, 2010. - 96 с. Полный текст находится в ЭБС "Университетская библиотека онлайн".
7) Социальная защита граждан, пострадавших в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов : новейшие законодательные и другие нормативные акты. Комментарий. - [М.] : [б. и.], 2005. - 224 с.. - (Б-чка "Российской газеты". Вып. 23)
8) Трудовое право : ежемес. практ. журн.. - М. : Издательский дом "Управление персоналом" На сайте журнала доступен архив полных текстов. (2009г., N1-6,3 (Прил. ); 2008г., N1-12; 2007г., N1-12; 2006г., N1-12)
6,3 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
1. http://ssopir.ru - Союз социальных педагогов и социальных работников.
2. http://www.soc-work.ru - Социальная работа. Социальным работникам о социальной работе.
Интернет-ресурсы.
1.http://ssopir.ru - Союз социальных педагогов и социальных работников.
2.http://www.soc-work.ru - Социальная работа. Социальным работникам о социальной работе.
7. Материально-техническая база, информационные технологии, программное обеспечение и информационные справочные системы
1. Для проведения лекций требуется аудитория, оснащенная следующими предметами: микрофон, проектор, стол, стул, ноутбук или ПК.
2. Для проведения практических занятий требуется аудитория, оборудованная мобильным столом, стульями, доской.
3. При осуществлении образовательного процесса используются информационные справочные системы, мультимедийное оборудование.
Б1.В.ДВ.4.3 «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЦ С