Вопр. 6. Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе.

С момента принятия и по сентябрь 2005 г. федеральными законами в УИК РФ семнадцать раз вносились изменения и допол­нения. Кодекс был дополнен статьями 77.1 и 77.2, в новой редакции даны 6 статей, корректированию подверглось 98 статей, 8 статей и приложение были исключены. На зна­чительную гуманизацию исполнения уголовных наказаний направлены новации законодательных актов, принятых в последние годы. Федеральным законом от 9 марта 2001 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный ко­декс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Фе­дерации».

В 2003 г. были продолжены разработка и принятие зако­нодательных актов, направленных на дальнейшую гуманизацию уголовно-исполнительного законодательства и практики его применения. Результатом законотворческой работы стало принятие и вступление в силу Федерального закона от 8 де­кабри 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"». Общей части УИК РФ. В первую очередь это касается рас­ширения прав осужденных. Так, второе предложение ч. 2 ст. 12, в котором содержится запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение с осужден­ными, дополнено словами «или взысканию». Подобная редакция не только в большей мере соответствует формулировке ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, но и гарантирует, что теперь и дисциплинарные взыскания, налагаемые на осужденных, могут применяться только в строгом соответствии с Зако­ном.

Некоторые изменения внесены в ст. 14 УИК РФ, обеспечивающую свободу совести и вероисповедания осужденных. Так, и связи с распространением экстремизма в России, в том числе и религиозной направленности, предлагается ог­раничить доступ представителей подобных организаций в исправительные учреждения и арестные дома, для чего первое предложение ч. 4 дополнено словами: «принадлежа­щие к зарегистрированным в установленном порядке рели­гиозным объединениям, по выбору осужденных».

Правом бес­препятственного посещения учреждений и органов, испол­няющих наказания, и, соответственно, контроля закон наделил Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и. Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, а также членов общественных наблюдатель­ных комиссий, для чего внесены соответствующие измене­нии и ст. 24 УИК РФ.

В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ содержатся значительные изменения, направленные на смягче­ние условий отбывания наказания в виде лишения свободы, что будет способствовать сохранению социально полезных связей осужденных, ускорению их социальной адаптации после освобождения. Так, сокращены сроки, по истечению которых положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены в колонию-поселение: из колоний общего режима— до одной четверти срока наказания; для осужденных, отбывающих наказание в колонии строгого ре­жима и ранее условно-досрочно освобождавшихся от отбывания лишения свободы и совершивших новые преступле­нии и период оставшейся неотбытой части наказания, — до половины срока наказания (п. «в», «г» ч. 2 ст. 78 УИК РФ).

С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 26 ноября 2002 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положений статей 771, 772, частей первой и деся­ти статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Россий­ский Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А.А. Кизимова» изменен порядок представления осужденного к условно-досрочному освобождению, установленный ст. 175 УИК РФ. Правом ходатайствовать перед судом об условно- досрочном освобождении наделяются непосредственно осужденный, отбывший установленный УК РФ минималь­ный срок, а также его адвокат (законный представитель).

Ряд норм Федерального закона направлен на совершен­ствование механизма реализации отдельных прав и закон­ных интересов осужденных. Осужденным гарантируется право на оказание медицинской помощи (ч. 2 ст. 85 УИК РФ). В ч. 4 ст. 89 УИК РФ конкретизирован порядок осуществления осужденными к лишению свободы права на получение юридической помощи. Для этого предусматривается предо­ставление свиданий с адвокатами или иными лицами, име­ющими право на оказание юридической помощи, без огра­ничения их числа продолжительностью до четырех часов.

В ч. 2 ст. 91 УИК РФ внесены изменения, предоставля­ющие осужденному возможность бесцензурной переписки не только с судом, прокуратурой, вышестоящим органом УИС и Уполномоченным по правам человека в РФ, но и с уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, обще­ственной наблюдательной комиссией, Европейским судом по правам человека.

Закон предоставляет всем осужденным к лишению свобо­ды более широкую возможность использования телефонной связи для общения с близкими (ст. 92 УИК РФ), устанавливает минимальные стандарты обеспечения осужденных индивиду­альными средствами гигиены (ст. 99 УИК РФ), обеспечивает выдачу осужденному при освобождении паспорта (ст. 173 УИК РФ).

В Законе расширены права и заметно гуманизированы условия отбывания лишения свободы для отдельных кате­горий осужденных, в частности в отношении осужденных женщин (ч. 1 ст. 98, ч. 4 ст. 100, ч. 7 ст. 117, ч. 3 ст. 121 УИК РФ), а также несовершеннолетних осужденных (ч. 9 ст. 74, ч 3 ст. 141 УИК РФ).

В 2004 г. уголовно-исполнительное законодательство было уточнено в связи с проводимой в стране административной реформой. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре феде­ральных органов исполнительной власти» (в ред. от 20 мая 2004 г.) была создана Федеральная служба исполнения наказаний.

На дальнейшее совершенствование правового регулиро­вания исполнения исправительных работ и лишения свободы были направлены поправки, внесенные в УИК РФ в 2005 г., в 2006 г. в частности были приняты поправки вводящие институт конфискации как меру принудительного уголовно-правового характера.

Тема 2. Система учреждений и органов, исполняющих наказание, контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание. Исполнение наказания.

Основные понятия и термины

Лекция 1

2.1. Система органов исполняющих уголовные наказания. Система

уголовных наказаний. Органы исполняющие уголовные наказания не связанные с изоляцией от общества. Органы исполняющие уголовные наказания, связанные с изоляцией от общества. Уголовно-исполнительная система. Персонал уголовно-исполнительной системы.

2.2. Контроль за деятельностью органов учреждений исполняющих

уголовные наказания. Объект контроля. Предмет контроля. Субъекты контроля. Формы и методы контроля.

Лекция 2

2.3. Исполнение наказания. Содержание исполнения наказания. Основания исполнения наказания. Средства исполнения наказания. Понятие и содержание правоограничений в уголовно-исполнительном праве.

2.4. Применение к осужденным средств исправления. Исправление осужденных. Средства исправления осужденных. Режим как основное средство исправления. Воспитательная работа. Общественно полезный труд. Получение общего и профессионального образования. Общественное воздействие.

Текст

Лекция 1

Наши рекомендации