Вопр. 1. Система органов исполняющих уголовные наказания.

В настоящее время в соответствии со ст. 44 к лицам, совершившим преступления, могут приме­няться: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по военной службе; ж) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ; з) ограничение свободы; з.1) принудительные работы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы.

Исполнение наказания в виде штрафа согласно ч. 1 ст. 16 УИК РФ и ст. 72 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» воз­лагается на судебных приставов-исполнителейМинюста России. На суды, вынесшие приговор, возложено исполне­ние уголовного наказания в виде лишения специального, во­инского или почетного звания, классного чина и государ­ственных наград.

В настоящее время большинство уголовных наказаний исполняют учреждения УИС, которая с 1 сентября 1998 г. функционирует в составе Минюста России. В нее входят: уголовно-исполнительные инспекции,исполняющие та­кие виды наказаний как исправительные и обязательные работы, лишение права занимать определенные должно­сти или заниматься определенной деятельностью, а так­же осуществляющие контроль за условно осужденными, ограничение свободы; исправительные центрыреализуют наказание в виде принудительных работ, арестные домаисполняют наказание в виде ареста; ис­правительныеучреждения исполняют уголовные наказа­ния в виде лишения свободы на определенный срок и по­жизненного лишения свободы. Специфическим является исполнение наказания в виде ограничения по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части, которые исполняют администрации воинских частей. Наказание в виде лишения специальных, воинских, почетных званий или классных чинов и государственных наградисполняет суд.

Лишение свободы на определенный срок осуществляют колонии-поселения, исправительные колонии общего, стро­гого, особого режима, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, лечебно-профилак­тические учреждения, специальные исправительные учреж­дения для содержания бывших работников судов и иных правоохранительных органов, следственные изоляторы в от­ношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Исправительные коло­нии особого режима для осужденных, отбывающих пожиз­ненное лишение свободы,исполняют пожизненное лишение свободы.

Наказание в виде смертной казни исполняется учрежде­ниями УИС.До введения моратория на смертную казнь этот вид наказания исполнялся в строго установленных следственных изоляторах и тюрьмах.

Учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания в отношении военнослужащих, являются: дис­циплинарные воинские части(содержание в дисциплинар­ной воинской части); гауптвахтыдля осужденных военно­служащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт (арест); командование воинских частей(ограни­чение по военной службе).

Ч. 2 и 3 ст. 16 УИК РФ предусматривают существова­ние иных учреждений и органов, непосредственно реализу­ющих требования приговора о лишении права занимать оп­ределенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также о лишении специального, воинско­го или почетного звания, классного чина и государствен­ных наград. На сегодняшний день три вида уголовных наказаний не исполняются: принудительные работы, арест и смертная казнь.

Согласно Закона РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполня­ющих уголовные наказания в виде лишения свободы» ст. 5 уголовно-исполнительная системавключает в себя учреж­дения, исполняющие наказания; территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, уполномочен­ный в области исполнения наказаний (федеральный орган уголовно-исполнительной системы- Федеральная служба исполнения наказания). Кроме того, в УИС по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обес­печения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Пере­чень организаций и учреждений, входящих в УИС, в насто­ящее время утвержден постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2000 г. № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уго­ловно-исполнительную систему».

Положение о ФСИН России и предельная численность работников центрального аппарата утверждены Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314.

К работникам УИС относятся лица, имеющие специ­альные звания сотрудников уголовно-исполнительной си­стемы, рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условия­ми хозяйственной деятельности, предприятий учрежде­ний, исполняющих наказания, федерального органа УИС и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, про­ектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входя­щих в УИС. Порядок и условия прохождения службы сотрудника­ми УИС регламентируются Законом РФ «Об учреждени­ях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и иными нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами Минюста России.

Вопр.2. Контроль за деятельностью органов учреждений исполняющих уголовные наказания.

Контроль представляет собой систему деятельности упол­номоченных органов международного сообщества, государ­ства и общества по установлению соответствия функциониро­вания учреждений и органов, исполняющих уголовные нака­зания, нормативно-правовым стандартам и корректированию выявленных отклонений.

Объектом контроля в указанной сфере является система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания и ее отдельные элементы — органы и учреждения, реализу­ющие отдельные виды уголовных наказаний.

Предмет контроля— это состояние и деятельность объекта контроля, рассматриваемые с точки зрения их соот­ветствия нормативно-правовым стандартам в сфере испол­нения уголовных наказаний, т.е. Конституции РФ, между­народным правовым актам, уголовно-исполнительному законодательству и иным нормативным правовым актам.

Субъекты контроля за исполнением уголовных наказа­ний установлены в уголовно-исполнительном законода­тельстве. В соответствии со ст. 24 УИК РФ при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, а соответственно и осуществлять контроль, без специального на то разрешения имеют право: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Фе­дерального Собрания РФ, Уполномоченный по правам че­ловека в Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов РФ, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, главы органов местного самоуправления — в пределах соответствующих террито­рий; Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непо­средственно осуществляющие надзор за исполнением на­казаний на соответствующих территориях; должностные лица вышестоящих органов; судьи судов, осуществля­ющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания; депутаты и члены общественных наблюдательных комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и ор­ганов, исполняющих наказания, — в пределах соответ­ствующих территорий, согласно ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правом контроля этих учреждений наделены пред­ставители международных (межгосударственных, межправи­тельственных) организаций, уполномоченные осуществлять контроль за соблюдением прав человека.

В зависимости от субъектов контроля различаются меж­дународный, государственный и общественный контроль.

Международный контроль предусмотрен международ­ными правовыми актами о правах человека, в первую оче­редь Международным пактом о гражданских и политиче­ских правах (1966 г.), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство ви­дов обращения и наказания (1984 г.), Европейской конвен­цией о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бес­человечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.). Исходя из закрепленных в этих доку­ментах положений, контрольными органами соответствен­но являются Комитет по правам человека ООН, Комитет ООН против пыток, Европейский суд по правам человека, Европейский комитет по предупреждению пыток.

Выделяют четыре формы международного контроля: периодическое представление Российской Федерацией докладов о соблюдении прав человека, в том числе и об ис­полнении уголовных наказаний; сообщения иностранных государств о нарушениях в Российской Федерации прав осужденных, применении к ним пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обра­щения или взыскания; индивидуальные жалобы осужден­ных и лиц, отбывших уголовное наказание, на нарушение их гражданских и политических прав во время отбывания наказания; посещение членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы.

Государственный контроль. Конституционный контроль осуществляется Конституционным Судом РФ; президентский контроль — Президентом РФ и его представителями; административный контроль — Правительством РФ, фе­деральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ; парламентский конт­роль — Федеральным Собранием РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ; ведомствен­ный контроль — федеральным и территориальными орга­нами УИС, Минобороны России, судебный контроль — судами общей юрисдикции, арбитражными судами; право­защитный контроль — Уполномоченным по правам чело­века в Российской Федерации, уполномоченными по пра­вам человека в субъектах РФ; прокурорский надзор — органами прокуратуры РФ; финансовый контроль — Счет­ной палатой РФ, Минфином России и др.

Общественный контроль— это контроль институтов гражданского общества за деятельностью учреждений и ор­ганов, исполняющих уголовные наказания. В настоящее время его система находится на этапе становления, что свя­зано с неразвитостью гражданского общества в России. Вместе с тем контроль могут осуществлять: органы местного самоуправления; Общественная палата РФ; общественные наблюдательные комиссии; отдельные граждане; обще­ственные объединения; религиозные объединения; средства массовой информации; правозащитные неправительствен­ные организации (Существует проект Федерального закона «Об общественном кон­троле за обеспечением прав человека в местах принуди­тельного содержания и о содействии общественных объ­единений их деятельности»).

Лекция 2

Вопр.3. Понятие и содержание исполнения уголовного наказания.

Исполнение уголовного наказанияозначает установленную нормами уголовно-исполнительного права деятельность учреждений и органов, исполняющих уголов­ные наказания, направленную на реализацию целей уголов­ного наказания посредством применения к осужденным мер государственного принуждения. Основаниями исполнения уголовных наказаний и приме­нения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постанов­ление суда, вступившие в законную силу, а также акт поми­лования или акт об амнистии (ст. 7 УИК РФ). К мерам, обеспечи­вающим фактическое исполнение вступившего в законную силу приговора, относятся: а) наличие специальных органов, на которые возложена обязанность исполнения конкретных видов уголовного наказания; б) возможность замены назна­ченного уголовного наказания другим его видом в связи с уклонением осужденного от отбывания наказания; в) уста­новление уголовной ответственности за уклонение от отбы­вания наказания, неисполнение должностным лицом приго­вора, определения или постановления суда. Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.

Исполнение наказания реализуется в право­вых ограничениях, установленных для осужденных поряд­ком и условиями отбывания конкретного вида уголовного наказания. При лишении свободы это: свободы пере­движения, свободы общения, поддержания связи с родствен­никами и знакомыми, права свободно распоряжаться своими способностями к труду и др. Так, при исполнении наказания в виде исправительных работ кара выражается в ограничении права осужденного на выбор места трудовой деятельности и в удержании из его заработка в доход государства от 5 до 20%. При штрафе карательное воздействие заключается во вре­менном ограничении имущественных прав осужденного, ко­торое продолжается со дня вступления приговора суда в за­конную силу и до момента полной выплаты назначенной судом суммы штрафа (ст. 31 УИК РФ).

Помимо применения к осужденным мер принуждения исполнение уголовного наказания включает в себя оказание на них психолого-педагогического воздействия, организа­цию их жизнедеятельности (обеспечение питанием, комму­нально-бытовое и медико-санитарное обслуживание), со­здание условий для труда и отдыха и др. Исполнение любого вида уголовного наказания тесно связано с оказани­ем исправительного воздействия на осужденного и образу­ет единый карательно-исправительный процесс.

Наши рекомендации