Тема 1. Понятие уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права, предмет, методы, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.

Тема 1. Понятие уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права, предмет, методы, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.

Основные понятия и термины

Лекция 1

1.1 Понятие уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права. Предмет уголовно-исполнительного права, регулируемые нормами уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительная политика. Формы реализации уголовно-исполнительной политики. Объекты отношений в уголовно-исполнительном праве. Методы и способы правового регулирования в уголовно-исполнительном праве.

1.2 Принципы уголовно-исполнительного права. Принцип законности. Принцип гуманизма. Принцип демократизма. Принцип равенства осужденных перед законом. Принцип дифференциации и индивидуализации наказания. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. Принцип соединения наказания с исправительным воздей­ствием.

1.3 Понятие уголовно-исполнительного законодательства Система источников уголовно-исполнительного права. Конституция РФ. Уголовно-исполнительное законодательство. Нормативные правовые акты Президента РФ. Нормативные правовые акты Правительства РФ. Межведомственные нормативные правовые акты. Ведомственные нормативные правовые акты. Решения высших судебных ин­станций.

1.4 Цель предупреждения совершения новых преступлений. Задачи уголовно-исполнительного права. Норма уголовно-исполнительного права. Виды норм уголовно-исполнительного права.

Лекция 2

1.5. Начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства. Разработка теоретических основ единого законодательства об исполнении уголовных наказаний и проектов Основ уголовно-исполнительного законодательства СССР и союзных республик (1970—1980-е гг.). Формирование уголовно-исполнительного законо­дательства РФ (начало 1990-х гг. — 1996 г.). Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства на основе принципов гуманизации и демократизации (1997 г. — по настоящее время).

1.6. Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе. Поправки в Уголовно - исполнительный кодекс РФ. совершенствование подзаконных актов, регулирующих уголовно-исполнительных правоотношений. Значение актов Верховного Суда Конституционного Суда РФ в регулировании уголовно-исполнительных отношений.

Текст

Лекция 1

Лекция 2.

Лекция 1

2.1. Система органов исполняющих уголовные наказания. Система

уголовных наказаний. Органы исполняющие уголовные наказания не связанные с изоляцией от общества. Органы исполняющие уголовные наказания, связанные с изоляцией от общества. Уголовно-исполнительная система. Персонал уголовно-исполнительной системы.

2.2. Контроль за деятельностью органов учреждений исполняющих

уголовные наказания. Объект контроля. Предмет контроля. Субъекты контроля. Формы и методы контроля.

Лекция 2

2.3. Исполнение наказания. Содержание исполнения наказания. Основания исполнения наказания. Средства исполнения наказания. Понятие и содержание правоограничений в уголовно-исполнительном праве.

2.4. Применение к осужденным средств исправления. Исправление осужденных. Средства исправления осужденных. Режим как основное средство исправления. Воспитательная работа. Общественно полезный труд. Получение общего и профессионального образования. Общественное воздействие.

Текст

Лекция 1

Лекция 2

Вопр.3. Понятие и содержание исполнения уголовного наказания.

Исполнение уголовного наказанияозначает установленную нормами уголовно-исполнительного права деятельность учреждений и органов, исполняющих уголов­ные наказания, направленную на реализацию целей уголов­ного наказания посредством применения к осужденным мер государственного принуждения. Основаниями исполнения уголовных наказаний и приме­нения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постанов­ление суда, вступившие в законную силу, а также акт поми­лования или акт об амнистии (ст. 7 УИК РФ). К мерам, обеспечи­вающим фактическое исполнение вступившего в законную силу приговора, относятся: а) наличие специальных органов, на которые возложена обязанность исполнения конкретных видов уголовного наказания; б) возможность замены назна­ченного уголовного наказания другим его видом в связи с уклонением осужденного от отбывания наказания; в) уста­новление уголовной ответственности за уклонение от отбы­вания наказания, неисполнение должностным лицом приго­вора, определения или постановления суда. Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.

Исполнение наказания реализуется в право­вых ограничениях, установленных для осужденных поряд­ком и условиями отбывания конкретного вида уголовного наказания. При лишении свободы это: свободы пере­движения, свободы общения, поддержания связи с родствен­никами и знакомыми, права свободно распоряжаться своими способностями к труду и др. Так, при исполнении наказания в виде исправительных работ кара выражается в ограничении права осужденного на выбор места трудовой деятельности и в удержании из его заработка в доход государства от 5 до 20%. При штрафе карательное воздействие заключается во вре­менном ограничении имущественных прав осужденного, ко­торое продолжается со дня вступления приговора суда в за­конную силу и до момента полной выплаты назначенной судом суммы штрафа (ст. 31 УИК РФ).

Помимо применения к осужденным мер принуждения исполнение уголовного наказания включает в себя оказание на них психолого-педагогического воздействия, организа­цию их жизнедеятельности (обеспечение питанием, комму­нально-бытовое и медико-санитарное обслуживание), со­здание условий для труда и отдыха и др. Исполнение любого вида уголовного наказания тесно связано с оказани­ем исправительного воздействия на осужденного и образу­ет единый карательно-исправительный процесс.

Текст

Текст

Текст

Текст

Лекция 1

Вопр.1. Режим: понятие и содержание режима.

Понятие режима: установ­ленный законом и соответствующими закону нормативны­ми правовыми актами порядок исполнения и отбывания ли­шения свободы (ч. 1 ст. 82 УИК РФ). Нормы, относящиеся непосредственно к режиму исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, содержатся в гл. 12 УИК РФ и конкретизиро­ваны в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 30 июля 2001 г. № 224, Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний, утвержденных приказом Минюс­та России от 29 июля 2002 г. № 210.

Режим выражает сущность наказаний в виде лишения свободы, в нем реализуется объем соответствующих каждо­му виду этого наказания лишений или ограничений прав и свобод осужденного. Он призван обеспечить: охрану, изо­ляцию осужденных и надзор за ними; исполнение воз­ложенных на них обязанностей; реализацию их прав и за­конных интересов; личную безопасность осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осуж­денных; различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом; из­менение условий отбывания наказания.

Форма выражения режимаэто не только кару, но и специфический уклад, образ жизни осуж­денного, обусловленный лишением свободы, основанный на предписаниях уголовно-исполнительного законодатель­ства. Объем правоограничений может существенно изменяться в пределах одного исправительно­го учреждения. В зависимости от поведения осужденные в исправительных колониях могут содержаться в строгих, обычных и облегченных условиях (ч. 1 ст. 87 УИК РФ).

Функции режима:

а) функция социального контроля (профилактическая)выражена в

превентивном значении должным образом организованного порядка

исполнения и отбывания наказания, обеспечива­ющего предупреждение

совершения новых преступлений и других правонарушений как

осужденными, так и иными лицами;

б) воспитательная функциярежима осуществляется в большей мере путем при­нуждения и направлена на воспитание человека, приучение его к дисциплине, соблюдению правил поведения, приобще­нию осужденных к цивилизованным взаимоотношениям, в том числе посредством стимулирования их правомерного по­ведения (в ч. 2 ст. 9 УИК РФ и призван обеспечить формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человече­ского общежития, а также стимулировать правопослушное поведение;

в) обеспечивающая функциярежима представля­ет собой правовую основу применения к осужденным мер исправительного воздействия. Нормы режима определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организа­цию, специфику осуществления с ними воспитательной работы, получения осужденными общего образования и профессиональной подготовки, а также порядок обеспече­ния жизнедеятельности осужденных и организацию их сво­бодного времени. Реализацию этих и других предписаний обеспечивает режим лишения свободы.

Содержание режимав исправительных учреждениях представляет собой установленную в уголовно-исполни­тельном законодательстве систему правил, определяющих порядок и условия исполнения и отбывания лишения сво­боды, а также обеспечивающих применение к осужденным средств исправления.

Выделяют правила, относящиеся: к пер­соналу исправительного учреждения (правила исполнения наказания); к осужденным (правила отбывания наказа­ния); к иным лицам, находящимся в исправительных уч­реждениях и на прилегающих к ним территориях.

К персоналу относятся лица,имеющие специальные зва­ния сотрудников уголовно-исполнительной системы, а так­же рабочие и служащие учреждений, исполняющих на­казания. Правила исполнения наказания, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его полномочия (права и обязанности) при исполнении ли­шения свободы. В сфере режима УИК РФ и Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, ис­полняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» К общим требованиямпо соблюдению режи­ма, возложенным на сотрудников исправительных учрежде­ний, необходимо отнести: осуществление контроля за соблюдением режимных требований на объектах исправи­тельных учреждений и территориях, прилегающих к ним; осуществление оперативно-розыскной деятельности; тре­бование от осужденных и иных лиц исполнения ими обя­занностей и соблюдения правил внутреннего распорядка ис­правительных учреждений; применение по отношению к правонарушителям предусмотренных законом мер воздей­ствия и принуждения; производство досмотра и обыска осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях исправительных учреждений, предприятий этих учреждений и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требова­ния, а также изъятие запрещенных вещей и документов; производство в предусмотренных законодательством РФ случаях и порядке уголовно-процессуальных действий; применение и использование физической силы, специаль­ных средств и оружия в случаях и порядке, установленных законом.

В отношении осужденныхсотрудники дополнительно на­делены полномочиями: по осуществлению их регистрации, фотографированию, звукозаписи, кино- и видеосъемки и дактилоскопированию; проведению медицинского освиде­тельствования с целью выявления фактов употребления ал­коголя, наркотических или токсических веществ, назначе­нию медицинского обследования осужденных; введению режима особых условий в установленном УИК РФ порядке.

При обеспечении режима в исправительных учреждени­ях, на прилегающих к ним территориях, а также при прове­дении специальных операций в отношении иных граждан сотрудники вправе (обязаны): составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять адми­нистративное задержание и применять другие предус­мотренные законодательством РФ об административных правонарушениях меры; при проведении операций по за­держанию осужденных, совершивших побег или уклоня­ющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов; использовать безвозмездно возможно­сти средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег; временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, ис­полняющим наказания, территориях, на которых установле­ны режимные требования, не допускать граждан на эти тер­ритории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, за­щиты жизни и здоровья граждан.

Режимные правила, относящиеся к осужденным (пра­вила отбывания наказания разделяют на1) правила, устанавливающие поведение осужден­ных при отбывании лишения свободы в целом и в конкрет­ном исправительном учреждении; 2) правила, обеспечива­ющие реализацию прав и законных интересов осужденных; 3) правила, регулирующие применение к осужденным ос­новных средств исправления.

Правила, устанавливающие поведение осужденных при отбывании лишения свободы в целом и в конкретном ис­правительном учреждении,определяют образ жизни осуж­денных во время отбывания ими лишения свободы. Они закреплены в УИК РФ и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. К ним относятся: раздельное содержание осужденных в ис­правительных учреждениях; создание в одном исправи­тельном учреждении различных условий отбывания наказа­ния; правила поведения осужденного во время работы и в свободное время; взаимоотношения осужденных и персо­нала исправительных учреждений; распорядок дня исправи­тельного учреждения, порядок приема пищи, передвижения осужденных в пределах колонии; проведения проверок, свиданий, получения посылок, передач и др., а также пере­чень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в по­сылках, передачах, бандеролях либо приобретать, важное значение имеет распорядок дня конкретного учреждения.

Общие правила, обеспечивающие реализацию прав и за­конных интересов осужденных,сосредоточены в гл. 13 УИК РФ, применительно к конкретному виду исправительного учреждения они уточнены в гл. 16 и 17 УИК РФ, а процеду­ра их осуществления установлена в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. Согласно ст. 88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, за­работанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных пере­водов. Осужденные беременные женщины, осужденные женщины, имеющие при себе детей, инвалиды I или II груп­пы, а также осужденные, находящиеся в лечебных исправи­тельных учреждениях, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, име­ющихся на их лицевых счетах, без ограничения.

Осужденным к лишению свободы предоставляются крат­косрочные свидания продолжительностью 4 часа и длитель­ные свидания продолжительностью 3 суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных УИК РФ случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью 5 суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания. Краткосрочные свидания предоставля­ются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сест­рами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения на­чальника исправительного учреждения — с иными лицами (ст. 89 УИК РФ).

В соответствии со ст. 90 УИК РФ осужденным к лише­нию свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей: а) женщинам и лицам, содержащимся в воспи­тательных колониях, — без ограничения количества; б) муж­чинам— в количестве, установленном ст. 121, 123,, 125 и 131 УИК РФ.

Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и теле­граммы без ограничения их количества. Получаемая и от­правляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного уч­реждения. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Россий­ской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством РФ, Евро­пейским судом по правам человека цензуре не подлежит (ст. 91 УИК РФ).

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополне­ний в Уголовный кодекс Российской Федерации"» закрепил в ст. 92 УИК РФ право осужденных к лишению свободы на телефонные разговоры. При отсутствии технических воз­можностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до 6 в год. Продолжительность каждого разговора не долж­на превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачива­ются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников.

Согласно ст. 93 УИК РФ осужденные, отбывающие лише­ние свободы в запираемых помещениях, штрафных изолято­рах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиноч­ных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой уста­навливается ст. 118, 121, 123, 125, 127 и 131 УИК РФ.

Согласно ст. 94 УИК РФ осужденным к лишению свобо­ды, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осуж­денным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и оди­ночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видео­фильмы не реже 1 раза в неделю.

Статья 95 УИК РФ разрешает осужденным к лишению свободы получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств. При этом осужденному позволяется иметь при себе не более 10 эк­земпляров книг и журналов.

В настоящее время согласно ст. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обя­зательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством РФ. Пособия по беременности и родам выпла­чиваются осужденным женщинам независимо от исполне­ния ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.

Статья 97 УИК РФ предусматривает возможность выезда осужденных к лишению свободы за пределы исправитель­ных учреждений. Осужденным к лишению свободы, содер­жащимся в исправительных колониях и воспитательных ко­лониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разре­шены выезды за пределы исправительных учреждений: а) краткосрочные — продолжительностью до 7 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожа­ющая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после осво­бождения; б) длительные — на время ежегодного оплачива­емого отпуска, а осужденным — пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II групп, а также осужденным, не обеспечен­ным работой по не зависящим от них причинам, — на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.

Правила, регулирующие применение к осужденным ос­новных средств исправления,определяют особенности про­ведения с осужденными, отбывающими лишение свободы в различных видах исправительных учреждений, воспита­тельной работы, привлечения их к общественно полезному труду, общеобразовательного и профессионального обуче­ния, а также общественного воздействия. Правила, опреде­ляющие порядок применения средств исправления к осужденным, отбывающим лишение свободы, будут рассмотре­ны в последующих главах.

Правила режима, относящиеся к иным лицам, находя­щимся в исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях. В исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях, на которых установле­ны режимные требования, могут находиться различные категории граждан. Это родственники и иные лица, при­бывшие на свидания с осужденными, администрация и учителя вечерних (сменных) общеобразовательных уч­реждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, преподаватели и мастера производственного обучения профессиональных училищ, адвокаты и иные лица, оказывающие юридическую помощь осужденным, представители государственных орга­нов, органов местного самоуправления и общественности, осуществляющие контроль за деятельностью исправи­тельных учреждений и т.п., эти лица обязаны соблюдать правила поведения, установленные уголовно-исполнительным за­конодательством и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, их нарушение может по­влечь применение мер административной ответственно­сти, установленной, например, ст. 19.3 КоАП РФ за непо­виновение законному распоряжению сотрудника органов уголовно-исполнительной системы или ст. 19.12 КоАП РФ за передачу либо попытку передачи запрещенных предме­тов лицам, содержащимся в исправительных учреждени­ях. При наличии в действиях виновного признаков состава преступления возбуждается уголовное дело и он привле­кается к уголовной ответственности.

Вопр.2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

Средства обеспечения режимапредназначены для обеспечения соблюдения порядка и условий исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы всеми субъектами и участниками уголовно-исполнитель­ных правоотношений. Указанные средства можно разде­лить на две группы:

1. Средства обеспечения режима общего характера. Ре­жим обеспечивается прежде всего соблюдением его требо­ваний персоналом исправительных учреждений, а также лицами, их посещающими. Строгое выполнение предписа­ний закона, корректное поведение и должная требователь­ность создают необходимые предпосылки для обеспечения режима, соблюдения его требований осужденными. К чис­лу мер общего характера следует отнести: правовое, трудо­вое, физическое и иное воспитание; индивидуальную рабо­ту с осужденными; меры поощрения, стимулирующие правомерное поведение; работу самодеятельных организа­ций, общественное воздействие.

2. Специальные средства обеспечения режима.Эту группу составляют: охрана осужденных и надзор за их поведением; меры взыскания, обеспечивающие требуемое поведение; оперативно-розыскная деятельность, технические средства надзора и контроля; режим особых условий, меры безопас­ности (физическая сила, специальные средства и оружие).

Наружная охрана исправительных учреждений осуще­ствляется специальными подразделениями уголовно-испол­нительной системы, создаваемыми для этих целей при уч­реждениях, исполняющих наказания. Наряду с охраной за осужденными в соответствии с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колони­ях, утвержденной приказом Минюста России от 7 марта 2000 г. 83, ведется круглосуточный надзор, осуществля­емый как специальной службой безопасности, так и всем персоналом исправительного учреждения. Надзор осуще­ствляется повсеместно: в жилых помещениях и на произ­водстве, во время сна и личного времени, в столовой, биб­лиотеке, магазине, санчасти и других местах нахождения хотя бы одного осужденного. Эти функции осуществляют специальная служба безопасности и выделяемые ей в по­мощь сотрудники иных подразделений исправительного учреждения.

Особое место в этой группе занимают меры безопасно­сти и правовые основания их применения (ст. 86 УИК РФ). Сотрудники исправительных учреждений применяют физи­ческую силу, специальные средства и оружие на территори­ях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмот­ренном ст. 28—31 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы». Осно­ваниями для их применения в отношении осужденных являются оказание ими сопротивления персоналу учрежде­ний, злостное неповиновение законным требованиям пер­сонала, участие в массовых беспорядках, захват заложни­ков, побег или задержание бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения их противо­правных действий, а равно предотвращения причинения осужденными вреда окружающим или самим себе.

Лекция 2

Лекция 3

Лекция 4

Лекция 1

7.1. История применения смертной казни в России. Русская Правда. Мораторий на применение смертной казни. Уголовное уложение. Устав уголовного судопроизводства. Бандитизм.

7.2. Правовое регулирование наказания в виде смертной казни в

российском уголовно – исполнительном законодательстве. Геноцид. Суд присяжных заседателей. Комиссия по помилованию в субъектах РФ. Ходатайство о помиловании.

7.3. Аболюционизм. «Международная амнистия». Шпионаж. Терроризм.

Текст

Лекция 1

8.1.Содержание освобождения от наказания и его виды. Освобожде­ние от отбывания уголовного наказания. Отбытие назначенного судом срока. Условно-досрочное освобождение. Замена неотбытой части наказания более мягким ви­дом наказания. Амнистия. Помилование. Освобождение от наказания в связи с болезнью. Отмена приговора с прекращением уголовного дела. Отсрочка отбывания наказания беременным женщи­нам и женщинам, имеющим малолетних детей. Издания уголовного закона, имеющего обратную силу.

8.2. Правовое регулирование исполнения условного наказания. Персональный учет условно-осужденных. Условное осуждение. Уголовно-исполнительная инспекция. Отмена приговора об условном осуждении.

Текст

Вопр.1. Содержание освобождения от наказания и его виды.

Освобожде­ние от отбывания уголовного наказания— это совокуп­ность правовых норм, регламентирующих деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, по оценке личности осужденного и обстоятельств, позволяющих пре­кратить исполнение наказания, освободить такое лицо из учреждения и обеспечить в отношении его постпенитенци­арные меры .

Законодательством предусмотрены следующие виды освобождения от наказания:

1. Отбытие назначенного судом сроканаказания — самый распространенный вид освобождения. Отбывание лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, а также отбывание ограничения на военной службе и содержания в дисцип­линарной воинской части прекращаются в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.

Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по оказанию помощи осужденным, освобождаемым от наказания:

- проведение воспитательной работы с осужденным в целях подготовки его к освобождению, разъяснение прав и обязанностей;

- уведомление органов местного самоуправления и Федеральной службы занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях (не позднее чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за 6 месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до 6 меся­цев — после вступления приговора в законную силу)

- обеспечение бесплатным проездом к месту жительства осужденных, освобождаемых от ограничения свободы, ареста или лишения) свободы на определенный срок, и обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда

- инвалиды I и II групп, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации направляются органами социаль­ной защиты в дома инвалидов и престарелых.

При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет государства. Им может быть выдано единовременное денежное пособие

В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказа­ния более мягким видом наказания повторное внесение в суд соответствующего ходатайства или представления может иметь место не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня вы­несения постановления суда об отказе. В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного к пожизнен­ному лишению свободы повторное обращение с ходатайством может иметь место не ранее чем по истечении 3 лет со дня вынесения постановления суда об отказе. Отказ суда в услов­но-досрочном освобождении от отбывания наказания не пре­пятствует внесению в суд представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Контроль за поведением лица, условно-досрочно осво­божденного от наказания, возложен на уголовно-исполни­тельную инспекцию, а в отношении военнослужащих — на командование воинской части или учреждения. Рассматри­ваемый вид освобождения потому и является условно-до­срочным, что лицу при освобождении ставятся определен­ные условия, нарушение которых может повлечь отмену освобождения и направление лица в места лишения свобо­ды для отбывания неотбытой части наказания.

2. Замена неотбытой части наказания более мягким ви­дом наказания(ст. 80 УК РФ, ст. 175 УИК РФ, ст. 397 УПК РФ) — один из видов досрочного освобождения от наказа­ния — заключается в освобождении осужденного от нака­зания, назначенного судом, с одновременным назначением вместо неотбытой части другого, более мягкого наказания. Рассматриваемый институт применим только к лицам, от­бывающим наказание в виде ограничения свободы, содер­жания в дисциплинарной воинской части, лишения свобо­ды. Одновременно лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного на­казания. В отношении положительно характеризующегося осужденного, которому неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания, учреждение или орган, исполняющие наказание, вносят в суд представ­ление о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. В представлении о замене неотбытой час­ти наказания более мягким видом наказания должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию.

При замене неотбытой части наказания суд может из­брать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК РФ, в пределах, предусмотренных УИК РФ для каждого вида наказания.

3. Согласно Конституции РФ амнистия(ст. 84 УК РФ, ст. 175 УИК РФ) издается в виде постановления Государ­ственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 103 Кон­ституции РФ) в отношении индивидуально неопределенно­го круга лиц. В каждом акте амнистии указывается категория лиц, на которых она распространяется. Вопрос об освобождении конкретного осужденного решается пу­тем принятия специального решения (постановления) в сроки, определенные постановлением об амнистии.

4. Помилование(ст. 85 УК РФ, ст. 175 УИК РФ) осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного. В Российской Федерации помилование применяется: а) в отно­шении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбыва­ющих наказание на территории РФ; б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международ­ными договорами РФ. При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами ис­пытательного срока условного осуждения; б) злостно наруша­ющих установленный порядок отбывания наказания; в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнис­тий; д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; е) которым ранее производилась замена назна­ченного судами наказания более мягким наказанием. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании по­вторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникнове­ния новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

В результате помилования или амнистии осужденному может быть сокращен срок наказания либо оно может быть заменено более мягким видом наказания, возможно и полное освобождение от наказания, снятие судимости. Амнис­тия, кроме того, может освободить виновного от уголовной ответственности или от дополнительного вида наказания.

5. Освобождение от наказания в связи с болезнью(ст. 81 УК РФ, ст. 175 УИК РФ, ст. 397 УПК РФ) предусматривает освобождение от дальнейшего отбывания наказания лица, у которого наступило психическое расстройство, исключаю­щее вменяемость, либо иная тяжелая болезнь, препятству­ющая отбыванию наказания. При освобождении лица от наказания в связи с психическим расстройством могут быть назначены принудительные меры медицинского ха­рактера.

Медицинское освидетельствование осужденных к лишению свободы для признания их страдающими заболевани­ями производится специальной медицинской комиссией в составе начальника или заместителя начальника лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы (председатель) и не менее двух врачей (члены ко­миссии).

Комиссия руководствуется постановлением Правитель­ства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освиде­тельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». Указанным по­становлением установлены Правила медицинского освиде­тельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, и Перечень забо­леваний, препятствующих отбыванию наказания, а также при­нятым в его развитие Минздравом и Минюстом России меж­ведомственным нормативным актом. Решения о наличии у осужденных к лишению свободы заболеваний, препятствую­щих отбыванию наказания,

Наши рекомендации