Тема 1. Понятие уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права, предмет, методы, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.
Тема 1. Понятие уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права, предмет, методы, уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации.
Основные понятия и термины
Лекция 1
1.1 Понятие уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права. Предмет уголовно-исполнительного права, регулируемые нормами уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительная политика. Формы реализации уголовно-исполнительной политики. Объекты отношений в уголовно-исполнительном праве. Методы и способы правового регулирования в уголовно-исполнительном праве.
1.2 Принципы уголовно-исполнительного права. Принцип законности. Принцип гуманизма. Принцип демократизма. Принцип равенства осужденных перед законом. Принцип дифференциации и индивидуализации наказания. Принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием.
1.3 Понятие уголовно-исполнительного законодательства Система источников уголовно-исполнительного права. Конституция РФ. Уголовно-исполнительное законодательство. Нормативные правовые акты Президента РФ. Нормативные правовые акты Правительства РФ. Межведомственные нормативные правовые акты. Ведомственные нормативные правовые акты. Решения высших судебных инстанций.
1.4 Цель предупреждения совершения новых преступлений. Задачи уголовно-исполнительного права. Норма уголовно-исполнительного права. Виды норм уголовно-исполнительного права.
Лекция 2
1.5. Начальный этап формирования уголовно-исполнительного законодательства. Разработка теоретических основ единого законодательства об исполнении уголовных наказаний и проектов Основ уголовно-исполнительного законодательства СССР и союзных республик (1970—1980-е гг.). Формирование уголовно-исполнительного законодательства РФ (начало 1990-х гг. — 1996 г.). Совершенствование уголовно-исполнительного законодательства на основе принципов гуманизации и демократизации (1997 г. — по настоящее время).
1.6. Развитие уголовно-исполнительного законодательства на современном этапе. Поправки в Уголовно - исполнительный кодекс РФ. совершенствование подзаконных актов, регулирующих уголовно-исполнительных правоотношений. Значение актов Верховного Суда Конституционного Суда РФ в регулировании уголовно-исполнительных отношений.
Текст
Лекция 1
Лекция 2.
Лекция 1
2.1. Система органов исполняющих уголовные наказания. Система
уголовных наказаний. Органы исполняющие уголовные наказания не связанные с изоляцией от общества. Органы исполняющие уголовные наказания, связанные с изоляцией от общества. Уголовно-исполнительная система. Персонал уголовно-исполнительной системы.
2.2. Контроль за деятельностью органов учреждений исполняющих
уголовные наказания. Объект контроля. Предмет контроля. Субъекты контроля. Формы и методы контроля.
Лекция 2
2.3. Исполнение наказания. Содержание исполнения наказания. Основания исполнения наказания. Средства исполнения наказания. Понятие и содержание правоограничений в уголовно-исполнительном праве.
2.4. Применение к осужденным средств исправления. Исправление осужденных. Средства исправления осужденных. Режим как основное средство исправления. Воспитательная работа. Общественно полезный труд. Получение общего и профессионального образования. Общественное воздействие.
Текст
Лекция 1
Лекция 2
Вопр.3. Понятие и содержание исполнения уголовного наказания.
Исполнение уголовного наказанияозначает установленную нормами уголовно-исполнительного права деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, направленную на реализацию целей уголовного наказания посредством применения к осужденным мер государственного принуждения. Основаниями исполнения уголовных наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии (ст. 7 УИК РФ). К мерам, обеспечивающим фактическое исполнение вступившего в законную силу приговора, относятся: а) наличие специальных органов, на которые возложена обязанность исполнения конкретных видов уголовного наказания; б) возможность замены назначенного уголовного наказания другим его видом в связи с уклонением осужденного от отбывания наказания; в) установление уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, неисполнение должностным лицом приговора, определения или постановления суда. Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.
Исполнение наказания реализуется в правовых ограничениях, установленных для осужденных порядком и условиями отбывания конкретного вида уголовного наказания. При лишении свободы это: свободы передвижения, свободы общения, поддержания связи с родственниками и знакомыми, права свободно распоряжаться своими способностями к труду и др. Так, при исполнении наказания в виде исправительных работ кара выражается в ограничении права осужденного на выбор места трудовой деятельности и в удержании из его заработка в доход государства от 5 до 20%. При штрафе карательное воздействие заключается во временном ограничении имущественных прав осужденного, которое продолжается со дня вступления приговора суда в законную силу и до момента полной выплаты назначенной судом суммы штрафа (ст. 31 УИК РФ).
Помимо применения к осужденным мер принуждения исполнение уголовного наказания включает в себя оказание на них психолого-педагогического воздействия, организацию их жизнедеятельности (обеспечение питанием, коммунально-бытовое и медико-санитарное обслуживание), создание условий для труда и отдыха и др. Исполнение любого вида уголовного наказания тесно связано с оказанием исправительного воздействия на осужденного и образует единый карательно-исправительный процесс.
Текст
Текст
Текст
Текст
Лекция 1
Вопр.1. Режим: понятие и содержание режима.
Понятие режима: установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы (ч. 1 ст. 82 УИК РФ). Нормы, относящиеся непосредственно к режиму исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы, содержатся в гл. 12 УИК РФ и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 30 июля 2001 г. № 224, Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний, утвержденных приказом Минюста России от 29 июля 2002 г. № 210.
Режим выражает сущность наказаний в виде лишения свободы, в нем реализуется объем соответствующих каждому виду этого наказания лишений или ограничений прав и свобод осужденного. Он призван обеспечить: охрану, изоляцию осужденных и надзор за ними; исполнение возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; личную безопасность осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных; различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом; изменение условий отбывания наказания.
Форма выражения режимаэто не только кару, но и специфический уклад, образ жизни осужденного, обусловленный лишением свободы, основанный на предписаниях уголовно-исполнительного законодательства. Объем правоограничений может существенно изменяться в пределах одного исправительного учреждения. В зависимости от поведения осужденные в исправительных колониях могут содержаться в строгих, обычных и облегченных условиях (ч. 1 ст. 87 УИК РФ).
Функции режима:
а) функция социального контроля (профилактическая)выражена в
превентивном значении должным образом организованного порядка
исполнения и отбывания наказания, обеспечивающего предупреждение
совершения новых преступлений и других правонарушений как
осужденными, так и иными лицами;
б) воспитательная функциярежима осуществляется в большей мере путем принуждения и направлена на воспитание человека, приучение его к дисциплине, соблюдению правил поведения, приобщению осужденных к цивилизованным взаимоотношениям, в том числе посредством стимулирования их правомерного поведения (в ч. 2 ст. 9 УИК РФ и призван обеспечить формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а также стимулировать правопослушное поведение;
в) обеспечивающая функциярежима представляет собой правовую основу применения к осужденным мер исправительного воздействия. Нормы режима определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику осуществления с ними воспитательной работы, получения осужденными общего образования и профессиональной подготовки, а также порядок обеспечения жизнедеятельности осужденных и организацию их свободного времени. Реализацию этих и других предписаний обеспечивает режим лишения свободы.
Содержание режимав исправительных учреждениях представляет собой установленную в уголовно-исполнительном законодательстве систему правил, определяющих порядок и условия исполнения и отбывания лишения свободы, а также обеспечивающих применение к осужденным средств исправления.
Выделяют правила, относящиеся: к персоналу исправительного учреждения (правила исполнения наказания); к осужденным (правила отбывания наказания); к иным лицам, находящимся в исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях.
К персоналу относятся лица,имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы, а также рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания. Правила исполнения наказания, относящиеся к персоналу исправительных учреждений, регламентируют его полномочия (права и обязанности) при исполнении лишения свободы. В сфере режима УИК РФ и Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» К общим требованиямпо соблюдению режима, возложенным на сотрудников исправительных учреждений, необходимо отнести: осуществление контроля за соблюдением режимных требований на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним; осуществление оперативно-розыскной деятельности; требование от осужденных и иных лиц исполнения ими обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка исправительных учреждений; применение по отношению к правонарушителям предусмотренных законом мер воздействия и принуждения; производство досмотра и обыска осужденных, иных лиц, их вещей, транспортных средств, находящихся на территориях исправительных учреждений, предприятий этих учреждений и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, а также изъятие запрещенных вещей и документов; производство в предусмотренных законодательством РФ случаях и порядке уголовно-процессуальных действий; применение и использование физической силы, специальных средств и оружия в случаях и порядке, установленных законом.
В отношении осужденныхсотрудники дополнительно наделены полномочиями: по осуществлению их регистрации, фотографированию, звукозаписи, кино- и видеосъемки и дактилоскопированию; проведению медицинского освидетельствования с целью выявления фактов употребления алкоголя, наркотических или токсических веществ, назначению медицинского обследования осужденных; введению режима особых условий в установленном УИК РФ порядке.
При обеспечении режима в исправительных учреждениях, на прилегающих к ним территориях, а также при проведении специальных операций в отношении иных граждан сотрудники вправе (обязаны): составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание и применять другие предусмотренные законодательством РФ об административных правонарушениях меры; при проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклоняющихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов; использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег; временно ограничивать или запрещать движение транспорта на прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, территориях, на которых установлены режимные требования, не допускать граждан на эти территории или обязывать их там остаться либо покинуть эти территории с целью соблюдения режимных требований, защиты жизни и здоровья граждан.
Режимные правила, относящиеся к осужденным (правила отбывания наказания разделяют на1) правила, устанавливающие поведение осужденных при отбывании лишения свободы в целом и в конкретном исправительном учреждении; 2) правила, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов осужденных; 3) правила, регулирующие применение к осужденным основных средств исправления.
Правила, устанавливающие поведение осужденных при отбывании лишения свободы в целом и в конкретном исправительном учреждении,определяют образ жизни осужденных во время отбывания ими лишения свободы. Они закреплены в УИК РФ и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. К ним относятся: раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях; создание в одном исправительном учреждении различных условий отбывания наказания; правила поведения осужденного во время работы и в свободное время; взаимоотношения осужденных и персонала исправительных учреждений; распорядок дня исправительного учреждения, порядок приема пищи, передвижения осужденных в пределах колонии; проведения проверок, свиданий, получения посылок, передач и др., а также перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, важное значение имеет распорядок дня конкретного учреждения.
Общие правила, обеспечивающие реализацию прав и законных интересов осужденных,сосредоточены в гл. 13 УИК РФ, применительно к конкретному виду исправительного учреждения они уточнены в гл. 16 и 17 УИК РФ, а процедура их осуществления установлена в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. Согласно ст. 88 УИК РФ осужденные к лишению свободы могут без ограничения приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и денежных переводов. Осужденные беременные женщины, осужденные женщины, имеющие при себе детей, инвалиды I или II группы, а также осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения.
Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью 4 часа и длительные свидания продолжительностью 3 суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных УИК РФ случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью 5 суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения — с иными лицами (ст. 89 УИК РФ).
В соответствии со ст. 90 УИК РФ осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей: а) женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, — без ограничения количества; б) мужчинам— в количестве, установленном ст. 121, 123,, 125 и 131 УИК РФ.
Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма и телеграммы без ограничения их количества. Получаемая и отправляемая осужденными корреспонденция подвергается цензуре со стороны администрации исправительного учреждения. Переписка осужденного с судом, прокуратурой, вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте РФ, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством РФ, Европейским судом по правам человека цензуре не подлежит (ст. 91 УИК РФ).
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"» закрепил в ст. 92 УИК РФ право осужденных к лишению свободы на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до 6 в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников.
Согласно ст. 93 УИК РФ осужденные, отбывающие лишение свободы в запираемых помещениях, штрафных изоляторах, дисциплинарных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, общих и одиночных камерах, если они не работают на открытом воздухе, имеют право на прогулку, продолжительность которой устанавливается ст. 118, 121, 123, 125, 127 и 131 УИК РФ.
Согласно ст. 94 УИК РФ осужденным к лишению свободы, кроме отбывающих наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, демонстрируются кинофильмы и видеофильмы не реже 1 раза в неделю.
Статья 95 УИК РФ разрешает осужденным к лишению свободы получать в посылках, передачах и бандеролях письменные принадлежности, приобретать через торговую сеть литературу, а также без ограничения подписываться на газеты и журналы за счет собственных средств. При этом осужденному позволяется иметь при себе не более 10 экземпляров книг и журналов.
В настоящее время согласно ст. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством РФ. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.
Статья 97 УИК РФ предусматривает возможность выезда осужденных к лишению свободы за пределы исправительных учреждений. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений: а) краткосрочные — продолжительностью до 7 суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения; б) длительные — на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным — пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II групп, а также осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, — на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.
Правила, регулирующие применение к осужденным основных средств исправления,определяют особенности проведения с осужденными, отбывающими лишение свободы в различных видах исправительных учреждений, воспитательной работы, привлечения их к общественно полезному труду, общеобразовательного и профессионального обучения, а также общественного воздействия. Правила, определяющие порядок применения средств исправления к осужденным, отбывающим лишение свободы, будут рассмотрены в последующих главах.
Правила режима, относящиеся к иным лицам, находящимся в исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях. В исправительных учреждениях и на прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, могут находиться различные категории граждан. Это родственники и иные лица, прибывшие на свидания с осужденными, администрация и учителя вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, преподаватели и мастера производственного обучения профессиональных училищ, адвокаты и иные лица, оказывающие юридическую помощь осужденным, представители государственных органов, органов местного самоуправления и общественности, осуществляющие контроль за деятельностью исправительных учреждений и т.п., эти лица обязаны соблюдать правила поведения, установленные уголовно-исполнительным законодательством и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, их нарушение может повлечь применение мер административной ответственности, установленной, например, ст. 19.3 КоАП РФ за неповиновение законному распоряжению сотрудника органов уголовно-исполнительной системы или ст. 19.12 КоАП РФ за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в исправительных учреждениях. При наличии в действиях виновного признаков состава преступления возбуждается уголовное дело и он привлекается к уголовной ответственности.
Вопр.2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях
Средства обеспечения режимапредназначены для обеспечения соблюдения порядка и условий исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы всеми субъектами и участниками уголовно-исполнительных правоотношений. Указанные средства можно разделить на две группы:
1. Средства обеспечения режима общего характера. Режим обеспечивается прежде всего соблюдением его требований персоналом исправительных учреждений, а также лицами, их посещающими. Строгое выполнение предписаний закона, корректное поведение и должная требовательность создают необходимые предпосылки для обеспечения режима, соблюдения его требований осужденными. К числу мер общего характера следует отнести: правовое, трудовое, физическое и иное воспитание; индивидуальную работу с осужденными; меры поощрения, стимулирующие правомерное поведение; работу самодеятельных организаций, общественное воздействие.
2. Специальные средства обеспечения режима.Эту группу составляют: охрана осужденных и надзор за их поведением; меры взыскания, обеспечивающие требуемое поведение; оперативно-розыскная деятельность, технические средства надзора и контроля; режим особых условий, меры безопасности (физическая сила, специальные средства и оружие).
Наружная охрана исправительных учреждений осуществляется специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы, создаваемыми для этих целей при учреждениях, исполняющих наказания. Наряду с охраной за осужденными в соответствии с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Минюста России от 7 марта 2000 г. 83, ведется круглосуточный надзор, осуществляемый как специальной службой безопасности, так и всем персоналом исправительного учреждения. Надзор осуществляется повсеместно: в жилых помещениях и на производстве, во время сна и личного времени, в столовой, библиотеке, магазине, санчасти и других местах нахождения хотя бы одного осужденного. Эти функции осуществляют специальная служба безопасности и выделяемые ей в помощь сотрудники иных подразделений исправительного учреждения.
Особое место в этой группе занимают меры безопасности и правовые основания их применения (ст. 86 УИК РФ). Сотрудники исправительных учреждений применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном ст. 28—31 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы». Основаниями для их применения в отношении осужденных являются оказание ими сопротивления персоналу учреждений, злостное неповиновение законным требованиям персонала, участие в массовых беспорядках, захват заложников, побег или задержание бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения их противоправных действий, а равно предотвращения причинения осужденными вреда окружающим или самим себе.
Лекция 2
Лекция 3
Лекция 4
Лекция 1
7.1. История применения смертной казни в России. Русская Правда. Мораторий на применение смертной казни. Уголовное уложение. Устав уголовного судопроизводства. Бандитизм.
7.2. Правовое регулирование наказания в виде смертной казни в
российском уголовно – исполнительном законодательстве. Геноцид. Суд присяжных заседателей. Комиссия по помилованию в субъектах РФ. Ходатайство о помиловании.
7.3. Аболюционизм. «Международная амнистия». Шпионаж. Терроризм.
Текст
Лекция 1
8.1.Содержание освобождения от наказания и его виды. Освобождение от отбывания уголовного наказания. Отбытие назначенного судом срока. Условно-досрочное освобождение. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Амнистия. Помилование. Освобождение от наказания в связи с болезнью. Отмена приговора с прекращением уголовного дела. Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей. Издания уголовного закона, имеющего обратную силу.
8.2. Правовое регулирование исполнения условного наказания. Персональный учет условно-осужденных. Условное осуждение. Уголовно-исполнительная инспекция. Отмена приговора об условном осуждении.
Текст
Вопр.1. Содержание освобождения от наказания и его виды.
Освобождение от отбывания уголовного наказания— это совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность учреждений и органов, исполняющих наказания, по оценке личности осужденного и обстоятельств, позволяющих прекратить исполнение наказания, освободить такое лицо из учреждения и обеспечить в отношении его постпенитенциарные меры .
Законодательством предусмотрены следующие виды освобождения от наказания:
1. Отбытие назначенного судом сроканаказания — самый распространенный вид освобождения. Отбывание лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, а также отбывание ограничения на военной службе и содержания в дисциплинарной воинской части прекращаются в последний день срока наказания с учетом тех изменений, которые могут быть внесены в срок наказания в соответствии с законом.
Обязанности администрации учреждений, исполняющих наказания, по оказанию помощи осужденным, освобождаемым от наказания:
- проведение воспитательной работы с осужденным в целях подготовки его к освобождению, разъяснение прав и обязанностей;
- уведомление органов местного самоуправления и Федеральной службы занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях (не позднее чем за 2 месяца до истечения срока ареста либо за 6 месяцев до истечения срока ограничения свободы или лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до 6 месяцев — после вступления приговора в законную силу)
- обеспечение бесплатным проездом к месту жительства осужденных, освобождаемых от ограничения свободы, ареста или лишения) свободы на определенный срок, и обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда
- инвалиды I и II групп, а также осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлению администрации направляются органами социальной защиты в дома инвалидов и престарелых.
При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение осужденные, освобождаемые из мест лишения свободы, обеспечиваются одеждой за счет государства. Им может быть выдано единовременное денежное пособие
В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания повторное внесение в суд соответствующего ходатайства или представления может иметь место не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе. В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного к пожизненному лишению свободы повторное обращение с ходатайством может иметь место не ранее чем по истечении 3 лет со дня вынесения постановления суда об отказе. Отказ суда в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания не препятствует внесению в суд представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
Контроль за поведением лица, условно-досрочно освобожденного от наказания, возложен на уголовно-исполнительную инспекцию, а в отношении военнослужащих — на командование воинской части или учреждения. Рассматриваемый вид освобождения потому и является условно-досрочным, что лицу при освобождении ставятся определенные условия, нарушение которых может повлечь отмену освобождения и направление лица в места лишения свободы для отбывания неотбытой части наказания.
2. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания(ст. 80 УК РФ, ст. 175 УИК РФ, ст. 397 УПК РФ) — один из видов досрочного освобождения от наказания — заключается в освобождении осужденного от наказания, назначенного судом, с одновременным назначением вместо неотбытой части другого, более мягкого наказания. Рассматриваемый институт применим только к лицам, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы. Одновременно лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного наказания. В отношении положительно характеризующегося осужденного, которому неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания, учреждение или орган, исполняющие наказание, вносят в суд представление о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. В представлении о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию.
При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в ст. 44 УК РФ, в пределах, предусмотренных УИК РФ для каждого вида наказания.
3. Согласно Конституции РФ амнистия(ст. 84 УК РФ, ст. 175 УИК РФ) издается в виде постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ (ст. 103 Конституции РФ) в отношении индивидуально неопределенного круга лиц. В каждом акте амнистии указывается категория лиц, на которых она распространяется. Вопрос об освобождении конкретного осужденного решается путем принятия специального решения (постановления) в сроки, определенные постановлением об амнистии.
4. Помилование(ст. 85 УК РФ, ст. 175 УИК РФ) осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного. В Российской Федерации помилование применяется: а) в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ; б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. При этом помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистий; д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования; е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
В результате помилования или амнистии осужденному может быть сокращен срок наказания либо оно может быть заменено более мягким видом наказания, возможно и полное освобождение от наказания, снятие судимости. Амнистия, кроме того, может освободить виновного от уголовной ответственности или от дополнительного вида наказания.
5. Освобождение от наказания в связи с болезнью(ст. 81 УК РФ, ст. 175 УИК РФ, ст. 397 УПК РФ) предусматривает освобождение от дальнейшего отбывания наказания лица, у которого наступило психическое расстройство, исключающее вменяемость, либо иная тяжелая болезнь, препятствующая отбыванию наказания. При освобождении лица от наказания в связи с психическим расстройством могут быть назначены принудительные меры медицинского характера.
Медицинское освидетельствование осужденных к лишению свободы для признания их страдающими заболеваниями производится специальной медицинской комиссией в составе начальника или заместителя начальника лечебно-профилактического учреждения уголовно-исполнительной системы (председатель) и не менее двух врачей (члены комиссии).
Комиссия руководствуется постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». Указанным постановлением установлены Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, и Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, а также принятым в его развитие Минздравом и Минюстом России межведомственным нормативным актом. Решения о наличии у осужденных к лишению свободы заболеваний, препятствующих отбыванию наказания,