Тема 1. Понятие и значение уголовно-исполнительного права Российской Федерации, предмет и система курса.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Дисциплина «Уголовно-исполнительное»

Право»

Автор (составитель):

А.В. Тиканов, кандидат юридических наук, доцент

Тюмень – 2016

1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Преподавание дисциплины «Уголовно-исполнительное право» имеет целью раскрыть основные положения науки уголовно-исполнительного права, сформировать у студентов системное представление о социальном назначении и основном содержании уголовно-исполнительного законодательства. «Уголовно-исполнительное право» как учебная дисциплина, охватывает изучение не только общих вопросов пенитенциарной теории, необходимых будущим правоведам, но и специфических, касающихся порядка исполнения отдельных видов уголовного наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Изучение уголовно-исполнительного права – необходимая составная часть подготовки высококвалифицированных юристов. Исходя из целей, перед курсом поставлены следующие задачи: формирование системы знаний об основах политики государства в области исполнения уголовных наказаний, правовом регулировании этой сферы деятельности; глубокое и всестороннее понимание основных категорий, принципов, институтов уголовно-исполнительного права России; формирование целостного представления о правовом регулировании исполнения уголовных наказаний, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации; приобретение необходимых в профессиональной деятельности юриста умений и навыков работы с действующим уголовно-исполнительным законодательством; повышение правовой культуры и правового сознания обучающихся.

Практическое занятие является одной из форм практического обучения и проводится с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся необходимых навыков и умений правоприменительной деятельности, наиболее приближенной к реальным условиям функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Они включают отработку определенных вопросов.

При подготовке к практическому занятию студенты должны:

- изучить рекомендуемые нормативные акты и литературу;

- ознакомиться с содержанием изложенных практических ситуаций;

- основываясь на положениях уголовно-правового и иного законодательства, подготовить письменно свой вариант решения той или иной ситуации.

По завершении данной работы студент должен быть готовым к обсуждению представленных вариантов решений ситуаций. Непосредственно на практическом занятии группа работает по каждой задаче.

Соответственно практические занятия являются одним из основных видов учебных занятий, а систематическая подготовка, с учетом вышеизложенных требований к ним, придает регулярный и планомерный характер самостоятельной работе. А это, в свою очередь, позволяет студентам всесторонне и заинтересованно анализировать рассматриваемые проблемы, учит самостоятельно и логично мыслить, аргументировано принимать решения и, в конечном итоге, формировать глубокие и прочные знания по курсу «Уголовно-исполнительное право».

Задания для самоконтроля:

Тема 8. Основания и порядок освобождения осужденных от отбывания наказания

1. Обязанности администрации мест отбывания наказания при освобождении от наказания осужденных.

2. Порядок предоставления к досрочному и условно-досрочному освобождению от отбывания наказания.

3. Помощь лицам, освобожденным от отбывания наказания. В чем конкретно может заключаться помощь лицам, освобождаемым из мест лишения свободы?

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов

Общие положения

Самостоятельная работа – метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, умений, навыков и при подготовке к занятиям.

Эффективность изучения любой дисциплины определяется тем, как организована самостоятельная работа. В процессе самостоятельной работы студент должен активно воспринимать, осмысливать и углублять полученную информацию, решать практические задачи, овладевать профессионально необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Главным требованием к самостоятельной работе является активизация познавательной деятельности обучающихся (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение) при изучении учебных дисциплин и организация их учебной деятельности. Многолетний опыт работы показывает, что не все обучающиеся правильно организуют свои занятия, что очень часто ведет к непроизводительной трате времени, слабому усвоению учебного материала и, в конечном итоге, к снижению уровня подготовки будущего специалиста-юриста.

Приступая к подготовке выступления, доклада, реферата, контрольной или курсовой работы, выпускной квалификационной (дипломной) работы, обучающему необходимо осуществить подбор литературы по интересующей теме. Подбор литературы возможен при помощи как бумажных, так и электронных источников.

Процесс усвоения знаний начинается с их восприятия (чтение, слушание, непосредственное наблюдение фактов). Для достижения высокого уровня восприятия необходимо использовать приемы, обеспечивающие достижение активного восприятия: подготовка к восприятию и понимание, приемы чтения, записи по ходу чтения и слушания.

Рекомендуется до начала чтения или слушания, исходя из названия книги, статьи, темы лекции, попробовать определить возможное содержание текста, структуру изложения, степень его новизны. Подготовленное восприятие значительно эффективнее восприятия неподготовленного. Восприятие учебного материала неотделимо от его понимания.

В условиях учебной деятельности необходимо добиваться такого уровня, который может служить базой для правильной ориентации в реальных ситуациях, встречающихся в жизни и требующих от нас определенных оценок, выводов, решений, действий, то есть правильного использования знаний на практике.

Эффективность обучения, развитие памяти и творческого мышления, профессиональный уровень специалиста, общая культура во многом определяются умением работать с первоисточником. Особый интерес представляет изучение позиций (точек зрения) разных авторов по одному и тому же вопросу. В процессе такой работыобучающийся сопоставляет различные точки зрения, проявляет самостоятельность в выборе и оценки тех или иных положений и суждений, совершенствует свое умение находить убедительные и научно-обоснованные аргументы, логически мыслить.

Навык работы с литературой позволяет эффективно использовать время и систематически способствует накоплению знаний.

В практике работы с литературой имеют место рациональные приемы, способствующие качественному получению знаний:

-чтение: предварительное знакомство с материалом, полное (сплошное) чтение, анализ текста;

-запись прочитанного: планы, рабочие записи, выписки, тезисы, конспекты.

После получения общего представления о книге необходимо приступить к полному или сплошному чтению с анализом текста. На этом этапе внимательно читают текст, делают краткие записи и пометки с указанием страниц. В целях глубокого, осмысленного понимания текста при чтении необходимо руководствоваться следующими правилами:

-сосредоточиться на том, что читаешь;

-выделить сущность прочитанного;

-мыслить ясно и отчетливо, не спешить, если нет понимания текста;

-действовать последовательно, чтобы понять логику изложения.

Анализ текста состоит в уяснении его содержания по законченным в смысловом отношении частям, при этом важно понимать – что хотел сказать автор, какие основные положения (доказательства, выводы, рекомендации) предложены им.

Если в результате не удалось полно и глубоко разобраться в содержании прочитанного материала, то следует перечитать весь текст или отдельные его места – повторное выборочное чтение позволяет лучше осмыслить материал, найти ответы на возникшие вопросы, выяснить непонятное.

Глубина понимания прочитанного, способность устанавливать связь между сведениями, полученными из литературы, и ранее накопленными знаниями, возрастают по мере того, как обучающийся овладевает изучаемой дисциплиной: знания в результате познавательной деятельности претерпевают изменения – их становится больше и они постепенно по мере накопления принимают более высокий качественный уровень.

Подготовка к выступлению на семинарском занятии, защите курсовой работы, ответе на экзамене (зачете), докладу на научной конференции имеет общую специфику, которая определяется умением в устной форме изложить суть вопроса. Это наиболее сложная форма применения знаний в процессе обучения. Соблюдение принципов публичного выступления – научности, правдивости, реалистичности, доходчивости – лежит в основе искусства убеждать.

Как правило, выступления в рамках учебного процесса оцениваются по следующим основным признакам:

-актуальность содержания, высокий уровень, глубина и полнота анализа фактов, явлений, проблем, относящихся к обсуждаемым вопросам;

-информационная насыщенность, новизна, оригинальность изложения вопросов;

-адресная направленность, доходчивость выступления;

-структурная организованность, логичность, грамматическая правильность и стилистическая выразительность речи;

-убедительность, действенность аргументации, практическая значимость и теоретическая обоснованность предложений и выводов выступающего.

Любое выступление требует предварительной подготовки, которая включает в себя выбор темы, определение цели сообщения, подбор теоретического и фактического материала, определение стиля выступления, оформление работы в виде плана, тезисов или развернутого текста в виде доклада или реферата, составление библиографии.

Для выступающего особое значение имеют такие факторы, как владение материалом, самим собой и аудиторией. Сильное впечатление на слушателей производит свободное владение материалом: докладчик говорит «без бумажки» или цитирует отдельные моменты; оперирует фактами, уверенно разъясняет их; раскрывает перспективы решения проблем и т.д. Выразительность речи достигается подбором слов и синтаксических конструкций, активным использованием техники устной речи (изменение темпа, тона, логические ударения, паузы и интонации). Логичность и аргументированность выступления подчеркивают такие словосочетания, как «следовательно», «итак», «таким образом» и т.д. Психологическая настройка публичного выступления довольно широко освещена как в общей так и специальной литературе.

В процессе выступления присутствующие могут бросить реплику, но не на всякую реплику следует отвечать, в редких случаях можно использовать ее для раскрытия вопроса и установления контакта с аудиторией. Как правило, после выступления присутствующие задают вопросы. В таком случае необходимо следовать следующим рекомендациям: во-первых, отвечать на вопросы, если знаешь на них ответы и, во-вторых, если вопрос сложен для ответа, то необходимо отметить это обстоятельство, пообещав дать ответ в следующий раз, или порекомендовать соответствующую литературу.

В выступлениях студентов наиболее часто встречаются следующие ошибки:

-неумение правильно распределять материал по времени;

-потеря основной сути вопроса или логики рассуждения, затруднения с подведением итогов;

-повторы в изложении материала;

-использование слов «паразитов»;

-монотонное выступление.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Дисциплина «Уголовно-исполнительное»

Право»

Автор (составитель):

А.В. Тиканов, кандидат юридических наук, доцент

Тюмень – 2016

1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Преподавание дисциплины «Уголовно-исполнительное право» имеет целью раскрыть основные положения науки уголовно-исполнительного права, сформировать у студентов системное представление о социальном назначении и основном содержании уголовно-исполнительного законодательства. «Уголовно-исполнительное право» как учебная дисциплина, охватывает изучение не только общих вопросов пенитенциарной теории, необходимых будущим правоведам, но и специфических, касающихся порядка исполнения отдельных видов уголовного наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

Изучение уголовно-исполнительного права – необходимая составная часть подготовки высококвалифицированных юристов. Исходя из целей, перед курсом поставлены следующие задачи: формирование системы знаний об основах политики государства в области исполнения уголовных наказаний, правовом регулировании этой сферы деятельности; глубокое и всестороннее понимание основных категорий, принципов, институтов уголовно-исполнительного права России; формирование целостного представления о правовом регулировании исполнения уголовных наказаний, предусмотренных уголовным законодательством Российской Федерации; приобретение необходимых в профессиональной деятельности юриста умений и навыков работы с действующим уголовно-исполнительным законодательством; повышение правовой культуры и правового сознания обучающихся.

Практическое занятие является одной из форм практического обучения и проводится с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся необходимых навыков и умений правоприменительной деятельности, наиболее приближенной к реальным условиям функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Они включают отработку определенных вопросов.

При подготовке к практическому занятию студенты должны:

- изучить рекомендуемые нормативные акты и литературу;

- ознакомиться с содержанием изложенных практических ситуаций;

- основываясь на положениях уголовно-правового и иного законодательства, подготовить письменно свой вариант решения той или иной ситуации.

По завершении данной работы студент должен быть готовым к обсуждению представленных вариантов решений ситуаций. Непосредственно на практическом занятии группа работает по каждой задаче.

Соответственно практические занятия являются одним из основных видов учебных занятий, а систематическая подготовка, с учетом вышеизложенных требований к ним, придает регулярный и планомерный характер самостоятельной работе. А это, в свою очередь, позволяет студентам всесторонне и заинтересованно анализировать рассматриваемые проблемы, учит самостоятельно и логично мыслить, аргументировано принимать решения и, в конечном итоге, формировать глубокие и прочные знания по курсу «Уголовно-исполнительное право».

Задания для самоконтроля:

Тема 1. Понятие и значение уголовно-исполнительного права Российской Федерации, предмет и система курса.

1. Сравните трактовку целей наказания, содержащуюся в УК РФ, и определение уголовно-исполнительного законодательства. В чем состоит сходство и различия данных понятий?

2. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными (ООН, 1955 г.) каждый осужденный (заключенный) должен размещаться в отдельной камере или комнате. Отступление от данного правила «даже в случае особых причин, таких, как временное переполнение тюрьмы», является нежелательным. Прокомментируйте данное требование с учетом положений ст. 3 УИК РФ.

Тема 2. Система учреждений и органов государства, исполняющих наказания.

1. Проанализировать статьи 44 Уголовного кодекса РФ и статьи 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

2. Рассмотреть виды классификаций учреждений и органов, исполняющих наказания в зависимости от того, что лежит в их основе – вид наказания или вид учреждения либо органа, его исполняющего.

3. Изучить Закон РФ № 5473-1 от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы».

Тема 3. Классификация осужденных и распределение их по исправительным учреждениям

1. Проанализировать статьи 73 и 80 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

2. Уяснить правовые основания и порядок приема осужденных в исправительные колонии.

Наши рекомендации