Занятие № 5. Основные направления реформирования российского вещного права
(очно-заочная и заочная формы обучения – 2 часа)
1. Проблемы развития вещного права как подотрасли гражданского права. Развитие законодательной основы вещного права. Реформирование общих положений о вещном праве.
Система вещных прав в Концепции развития законодательства о вещном праве. Новые виды вещных прав в проекте № 47538-6 Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект № 47538-6 ).
Понятие недвижимой вещи в Концепции развития законодательства о вещном праве и Законопроекте № 47538-6: новые подходы, проблемы определения и толкования.
2. Реформирование отдельных институтов вещного права. Гражданско-правовая регламентация владения и владельческой защиты в Законопроекте № 47538-6: новые подходы, противоречия и проблемы.
3. Реформирование положений о праве собственности. Право собственности, его приобретение и прекращение в Концепции развития законодательства о вещном праве и Законопроекте № 47538-6: проблемы и противоречия. Приобретение права собственности на недвижимое имущество в Законопроекте № 47538-6: новые подходы и проблемы.
4. Реформирование традиционных видов ограниченных вещных прав. Новая система ограниченных вещных прав: проблемы и противоречия. Ограниченные вещные права и договоры об их установлении: общая характеристика. Юридическая природа об установлении ограниченного вещного права.
Новые виды ограниченных вещных прав пользования чужой недвижимостью: право постоянного землевладения, право застройки, право личного пользовладения. Новые ограниченные вещные права по приобретению чужой недвижимости и получению ценности из нее: право приобретения чужой недвижимости, право вещной выдачи.
Задания для подготовки к практическому занятию
1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме практического занятия.
2. Ознакомиться с Концепцией развития законодательства о вещном праве и Законопроектом № 47538-6 по теме практического занятия.
3. Повторить материалы лекции.
4. Изучить и проанализировать дополнительную литературу по теме занятия.
5. Подготовить творческое задание - доклад (сообщение) студента.
3.5. Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения основной и дополнительной литературы, нормативных актов, законопроектов, судебной практики, деловой практики различных организаций.
Виды самостоятельной работы:
– поиск и изучение нормативных правовых актов, в том числе с использованием электронных правовых баз данных;
– поиск и изучение научной литературы, в том числе с использованием сети Интернет;
– поиск и изучение судебной практики по определенным вопросам;
– поиск и изучение деловой практики различных организаций;
– подготовка сообщений, докладов, презентаций;
– составление деловых документов (договоров, односторонних документов и пр.);
– подготовка к ролевым (деловым) играм;
– выполнение индивидуальных заданий (кейс-заданий);
– выполнение письменных заданий (составление схем, таблиц).
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов по отдельным разделам и темам курса:
– изучение учебной литературы, другой юридической литературы по соответствующей теме;
– изучение нормативных актов по соответствующей теме;
– анализ судебных актов по соответствующей теме;
– подготовка документов деловой практики (проектов договоров, передаточных актов, дополнительных соглашений, исковых заявлений и др.);
– подготовка для обсуждения дискуссионных вопросов или выделение проблем;
– составление схем, сравнительных таблиц;
– подготовка сообщений, сопровождаемых слайд-презентацией;
– изучение дополнительных тем, определяемых по согласованию с преподавателем (факультативно).
Модель (особенности) самостоятельной работы студентов заочной формы обучения:
– самостоятельное планирование времени изучения тем в течение семестра;
– изучение учебной и другой юридической литературы на основе списка литературы в программе;
– изучение нормативных актов по соответствующей теме;
– изучение рекомендованной судебной практики;
– подготовка письменных заданий (кейс-задания и др.);
– подготовка к практическим занятиям;
– изучение дополнительных тем, определяемых по согласованию с преподавателем (факультативно).
При изучении дополнительной литературы основные доктринальные положения по спорным вопросам должны быть изложены письменно. Составление схем, таблиц, проектов документов должно выполняться в письменной форме.
Для студентов заочной формы обучения выполнение индивидуальных заданий (кейс-заданий) осуществляется в письменной форме.
ЗАДАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ СОБРАНЫ В ОТДЕЛЬНОЙ ПАПКЕ – ПРИЛОЖЕНИЕ К МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ.
Образовательные технологии
СЦЕНАРИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ СОБРАНЫ В ОТДЕЛЬНОЙ ПАПКЕ – ПРИЛОЖЕНИЕ К МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЕ.
Реализация в соответствии с требованиями ФГОС ВПО компетентностного подхода к подготовке обучающихся в магистратуре Университета имени О. Е. Кутафина по программе «Вещное право: проблемы и тенденции развития», основана на сочетании в учебном процессе комплекса активных и интерактивных форм проведения лекционных занятий, что позволяет достигать наиболее высоких результатов аудиторной и внеаудиторной работы.
Аудиторные лекционные занятия проводятся с применением различных мультимедийных средств иллюстрации, графического и информационного моделирования изучаемого материала.
Сочетание альтернативных форм проведения занятий способствует повышению уровня профессиональной грамотности студентов магистратуры, а также дает возможность максимально развить их квалификацию, поскольку такие формы занятий позволяют углубить теоретические знания обучающихся с целью формирования у обучающихся фундаментальной научной системы взглядов, основанной на знании и понимании не только доктринального, но и практического, правоприменительного материала.
К используемым в процессе подготовки студентов магистратуры активным и интерактивным образовательным формам проведения занятий относятся следующие:
а) подготовка проектов юридических заключений, используемых на практике в целях уточнения, детализации и толкования применительно к конкретным правовым ситуациям положений нормативных правовых актов и иных источников, определяющих специфику различных вещных прав и моделирование различных практических ситуаций, связанных с их возникновением, изменением и прекращением;
б) анализ содержания материалов судебной практики по конкретным гражданско-правовым спорам в российском праве, связанным с проблемами и пробелами в законодательстве о вещных правах;
в) проведение коллективных дискуссий по темам практических занятий;
г) работа в малых группах с целью развития у обучающихся способностей к формированию коллективного мнения и презентации общей позиции посредством выдвижения представителя, как это распространено в правоприменительной и судебной практике;
д) проведение ролевых и деловых игр, в рамках которых участники формулируют четкую профессиональную позицию по различным юридическим аспектам, касающимся структуры, содержания и теоретической значимости отдельных видов вещных прав, и отрабатывают практику публичного выступления, озвучивая соответствующую позицию в группе;
е) выполнение творческих письменных заданий, включая рефераты, доклады (эссе) и тезисы выступлений; индивидуальных заданий (кейс-заданий);
ж) коллективное и индивидуальное обсуждение результатов самостоятельной работы обучающихся.
При изучении отдельных тем курса дисциплины «Вещное право: проблемы и тенденции развития» представляется возможным (с учетом уровня успеваемости обучающихся и степени готовности к участию соответствующих лиц) проведение встреч с российскими и зарубежными специалистами в области вещных прав в целях организации обсуждений и мастер-классов с участием привлеченных экспертов.
С целью формирования профессиональных навыков у студентов магистратуры могут применяться компьютерные образовательные технологии, в том числе:
а) использование компьютерных обучающих систем, включающих в себя электронные дидактические, методические и справочные материалы по осваиваемой учебной дисциплине;
б) проведение интерактивного тестирования и (или) решение отдельных практических правовых задач по темам дисциплины «Вещное право: проблемы и тенденции развития» в компьютерных классах с использованием информационно-справочных правовых систем.
По ряду тем данной дисциплины предусмотрены анализ решений судов, решение задач, разбор конкретных ситуаций.
Аудиторные занятия проводятся с применением мультимедийных средств иллюстрации, графического и информационного моделирования изучаемого материала (ноутбук, проектор, интерактивная доска).
Семестр | Вид занятия | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов (очная, очно-заочная и заочная формы обучения) |
I | Лекции | Лекция-дискуссия, проблемная лекция | 4/4/4 |
Практические занятия | Дискуссии, дебаты, ролевые игры, творческие задания, контрольно-обучающие игры, модельные судебные процессы, отработка практики публичного выступления | 16/12/12 | |
Итого: | 20/16/16 |
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и контроля самостоятельной работы студентов
Вопросы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины
1. Система вещных прав по ГК РФ: проблемы и противоречия.
2. Российское и зарубежное законодательство: общее и особенное в регулировании отношений, связанных с объектами вещных прав.
3. Принципы и система вещного права.
4. Признаки субъективного вещного права: проблемы определения, квалификации и зарубежный опыт.
5. Система вещных прав в Концепции развития законодательства о вещном праве и Законопроекте № 47538-6 : новые виды вещных прав.
6. Конструкция «право на право»: анализ зарубежного опыта.
7. Правовые формы экономических отношений собственности.
8. Собственность и право собственности: проблемы определения, квалификации и зарубежный опыт.
9. Понятие и содержание права собственности: российский и зарубежный опыт.
10. Теории о праве собственности: анализ правовых конструкций
11. Право собственности в Концепции развития законодательства о вещном праве: проблемы и противоречия.
12. Проблема «доверительной» и «расщепленной» собственности.
13. Спорные вопросы в науке гражданского права об основаниях возникновения и прекращения права собственности.
14. Проблемные вопросы приобретения и прекращения права собственности: анализ судебной практики.
15. Приобретение и прекращение права собственности в Концепции развития законодательства о вещном праве: проблемы и противоречия.
16. Концепция единого объекта недвижимости. Принцип superficies solo cedit, его гражданско-правовое значение и реализация в современном российском и зарубежном законодательстве.
17. Особые гражданско-правовые режимы общей долевой собственности: проблемы и противоречия.
18. Сервитуты в римском, дореволюционном и современном российском гражданском
19. Эмфитевзис в римском частном праве, чиншевое право в дореволюционной России и пожизненное наследуемое владение в современном российском гражданском праве.
20. Суперфиций в римском частном праве, право застройки в дореволюционном российском праве. Перспективы развития права застройки в современном российском законодательстве.
21. Особенности ограниченных вещных прав юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника по российскому праву.
22. Проблемные вопросы установления ограниченных вещных прав: анализ судебной практики.
23. Признаки ограниченных вещных прав: проблемы определения и квалификации.
24. Ограниченные вещные права по использованию чужих жилых помещений: проблемы правоприменения.
25. Проблемные вопросы установления ограниченных вещных прав: анализ судебной практики.
26. Система ограниченных вещных прав по ГК РФ: проблемы и противоречия.
27. Понятие недвижимости в российском и современном зарубежном праве. Судебно-арбитражная практика по вопросу квалификации объектов как недвижимых вещей.
28. Понятие и признаки недвижимости. Цивилистические конструкции юридической связи объектов недвижимости с земельными участками.
29. Приобретение прав на незавершенные строительством объекты.
30. Легализация самовольно возведенных построек.
31. Права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем здания, строения и сооружения. Права на здания, строения, сооружения при продаже земельного участка.
32. Право государственной собственности на недра.
33. Право собственности и другие вещные права на водные объекты.
34. Юридическая природа доли в праве: проблемы определения и квалификации.
35. Приобретение прав на введенные в эксплуатацию объекты недвижимости. Определение собственника созданного объекта.
36. Цивилистические конструкции юридической связи объектов недвижимости с земельными участками.
37. Приобретение прав на незавершенные строительством объекты.
38. Легализация самовольно возведенных построек.
39. Права на земельный участок при отчуждении находящихся на нем здания, строения и сооружения. Права на здания, строения, сооружения при продаже земельного участка.
40. Гражданско-правовые способы охраны и защиты вещных прав: их виды и классификация.
41. Проблема соотношения вещно-правовых и обязательственно-правовых исков в защиту права собственности: проблемы и противоречия.
42. Кондикционный иск как гражданско-правовой способ защиты права собственности.
43. Особенности вещно-правовой защиты права собственности на недвижимое имущество.
44. Вещно-правовые способы защиты вещных прав.
45. Виндикация вещи у добросовестного приобретателя: проблемы теории и правоприменения.
46. Соотношение виндикации, реституции и кондикции.
47. Вещно-правовая защита титульного владельца.
48. Посессорная и петиторная защита: общее и особенное.
49. Владельческий иск: правовая природа, сущность, содержание, последствия удовлетворения иска или отказа в иске.
50. Иск о признании права: проблемы квалификации.