Основные направления реформирования пенсионной системы РФ

Необходимость преобразований в пенсионной системе РФ. Государственная пенсионная система РФ основывалась на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего и нетрудоспособного населения.

Однако демографическая ситуация, сложившаяся в России в настоящее время, усиливает пенсионную нагрузку на работающее насе­ление. С каждым годом государственной пенсионной системе и Пенси­онному фонду становится все сложнее выплачивать достойные пенсии. Главные причины трудностей – снижение рождаемости и старение населения. Если на 01.01.2004г. на 42 млн. работающих в возрасте моложе 50 лет приходилось 38 млн. пенсионеров, то к 2010г. одного пенсионера будет обеспечивать пенсией только один работник. А в ближайшие десять лет выйдут на пенсию еще 30 млн. человек.

Государство стремится поднять уровень государственных пен­сий до прожиточного минимума. Это в свою очередь ведет к выравни­ванию государственных пенсий. Вследствие этого теряется смысл стажа, высоких заработков и должностей и стимулов к «зарабатыванию» пенсий.

Программа пенсионной реформы РФ предусмат­ривает переход от действующей распределительной системы пенсион­ного обеспечения к смешанной, а также ведение персонифици­рованного учета в системе государственного пенсионного страхования.

Правовые акты, обеспечивающие функционирование (в т.ч. реформирование) пенсионной системы в РФ:

- «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. №167-ФЗ;

- «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001г. №166-ФЗ;

- «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-Ф3;

- «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» от 24.07.2002г. №111-ФЗ.

Практическая реали­зация пенсионной реформы началась с 01.01.2002г. Указанные федеральные законы предусматривают:

1) Страховая часть пенсии, которая в свою очередь состоит из двух частей. Первую(базовую часть) получает каждый гражданин независимо от продолжительности трудового стажа и величины заработка, кото­рая устанавливается в фиксированном размере. При этом базовая часть пенсии гарантируется государством и выплачивается независимо от поступления страховых взносов, что говорит о сохра­нении всеобъемлющего характера пенсионного обеспечения.

Вторая часть выплачивается за счет стра­ховых взносов, уплачиваемых ежемесячно в рамках страховых взносов, зависит от продолжительности страхового стажа и накопленной суммы взно­сов, отраженных на индивидуальном счете застрахованного лица;

2) на специальной части индивидуального лицевого счета создана нако­пительная часть, за счет которой в недалеком будущем будет выпла­чиваться третья составляющая пенсии. Главная задача отчислений на накопительную часть пенсии – увеличить сумму общего пенсионного капитала, сберегая его от инфляции. Для того чтобы эти накопления не обесценились, их необходимо размещать в активы финансового рынка через негосударственные пенсионные системы. Ежегодно такие системы обязаны отчитываться перед работниками и добавлять к их пенсионному счету доход, полученный на финансовом рынке.

Сейчас новую пенсионную модель часто называют накопительной. Однако с этим выводом трудно согласиться, поскольку основу пен­сионного обеспечения продолжает составлять распределительная модель, основанная на солидарности поколений.

Так, для финансирования страховой части трудовой пенсии на­правляется 20% от ФОТ, а оставшиеся 6% из 26% пенсионных плате­жей – на финансирование накопительного взноса.

При этом для людей, 1967г. и старше накопительная часть трудовой пенсии не предусматривается. Все 26% страховых платежей, сделанных работодателями на их лице­вой счет, зачисляются для финансирования страховой части пенсии.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

- Пенсионный фонд РФ;

- страхователи (лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты);

- застрахованные лица.

С 01.01.2004 г. застрахованному лицу предоставлено право отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из ПФ РФ и передать свои накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Государство несет субсидиарную ответственность по обяза­тельствам только ПФ РФ перед застрахованными лицами.

Согласно ФЗ №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» устанавли­ваются следующие виды трудовых пенсий:

- трудовая пенсия по старости;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

При этом трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из базовой части, страховой и накопительной, трудовая пенсия по случаю потери кормильца – из базовой и страховой.

Условия и нормы предоставления пенсий в соответствии с ФЗ о трудовых пенсиях отличаются широким разнообразием. Например, трудовая пенсия по старости по общему правилу назначается при стаже не менее 5 лет как у женщин, так и у мужчин в возрасте 55 и 60 лет соответственно. Для тех, кто занят на определенных видах работ или в особых условиях труда, пенсионный возраст снижается на 5,10,15 лет. Ранее общеустановленного пенсионного возраста сохранено право на назначение трудовых пенсий следующим гражданам:

- работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравнен­ных к ним;

- лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государст­венных и муниципальных учреждениях для детей;

- лицам, осуществлявшим лечебную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также по чернобыльской программе.

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия в соответствии с нормами Закона №166- ФЗ.

Вопросы государственного пенсионного обеспечения регули­руются Законом №166-ФЗ, который предусматривает право на пенсию:

- федеральных государственных служащих;

- военнослужащих;

- участников ВОВ;

- граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф;

- нетрудоспособных граждан.

Финансирование государственных пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Государственным служащим наряду с трудовой пенсией по старости (инвалидности) устанавли­вается пенсия за выслугу лет.

Ведение персонифицированого учета обусловлено следую­щими факторами:

- необходимостью назначения пенсий в соответствии с результатами труда;

- обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии;

- создание информационной базы для реализации и совершенст­вования пенсионного законодательства;

- в развитии заинтересованности в уплате страховых взносов в ПФ;

- упрощением порядка и ускорением процедуры назначения госу­дарственных трудовых пенсий.

Каждому застрахованному лицу ПФ РФ открывает индиви­дуаль­ный лицевой счет с постоянным страховым номером и выдачей на руки страхового свидетельства, которые хранятся у застрахованных лиц.

Наши рекомендации